В 1980-е гг. афганские беженцы представляли собой самую крупную колонию беженцев в мире. Ситуация, сложившаяся вокруг афганских беженцев, представляла собой гуманитарную проблему международного уровня и постоянно привлекала внимание мирового сообщества, в том числе и ООН. Основная часть беженцев переместилась в Пакистан, что было для Пакистана как поводом для регулярных обращений к третьим странам и некоторым международным организациям за помощью, так и источником внутренней напряжённости. Афгано-пакистанские отношения были непростыми с момента создания независимого государства Пакистан, а после Апрельской революции 1978 г. и последующего ввода на территорию Афганистана советских войск, когда Пакистан по факту стал базой для пребывания руководства афганского антиправительственного движения и подготовки боевых единиц для него, эти отношения ухудшились ещё больше. Пребывание подавляющего большинства афганских беженцев на территории Пакистана стало дополнительным фактором, ещё больше осложняющим отношения этих стран. Основная цель – рассмотреть вопрос о положении беженцев на протяжении 1980-х гг. в рамках афгано-пакистанских отношений, влияние этого вопроса на отношения двух стран и эволюцию подхода афганского правительства к проблеме беженцев. Новизна исследования состоит в том, что этот вопрос ещё не рассматривался в отдельной работе. Базой для статьи стали документы ООН, направляемые на имя Генерального секретаря дипломатическими представителями Пакистана и Афганистана. Автор приходит к выводу, что, невзирая на то, что позиция афганского правительства в отношении беженцев претерпела эволюцию на протяжении 1980-х гг. в направлении смягчения, вопрос о положении беженцев в это десятилетие был одним из наиболее значимых в афгано-пакистанских отношениях. Взаимные обвинения и атмосфера недоверия, что можно увидеть в том числе и в документах, не способствовали решению проблемы беженцев, которая остаётся актуальной и сейчас.
Афганская национальная литература, в том числе и литература ХХ века, остается не в полной мере исследованным явлением, что определяет актуальность избранной темы. В настоящей статье исследуется то, как в прозе афганского писателя второй половины ХХ века Нур Муххамада Тараки, более известного как политик левой направленности, отражаются наиболее типичные черты монархического Афганистана в ХХ веке. Данная тема еще не становилась предметом отдельного исследования, что и составляет ее научную новизну. Основные произведения Н. М. Тараки переведены на русский язык еще в СССР, и автор основывает свою работу на этих переводах: это повести «Спин», «На заработки», «Скитания Банга» и «Суд над Шером». Главным методом исследования стал сравнительно-исторический - автор сопоставляет разные события и факты, описанные в повестях Н. М. Тараки, с историческими реалиями монархического Афганистана. Также автор применяет метод системно-структурного анализа литературных произведений. Автор приходит к выводу, что основные черты, характерные для политики, экономики и общества монархического Афганистана, достаточно полно выражены в прозе Н. М. Тараки - это и значимая роль мусульманской религии в обществе, и непростое социально-экономическое положение низших сословий, и положение афганской женщины, и начало роста политического самосознания афганцев, и условия труда и быта представителей разных слоев афганского общества (от крестьянской бедноты до богатых горожан Кабула).