Современный праздничный календарь за последние десятилетия пережил существенную трансформацию: отмена старых государственных праздников, появление новых, ревитализация старинных славянских праздников, изменения самого формата массового праздника. Анализ праздничного медиадискурса показывает как идеологические изменения в сфере государственной праздничной политики, так и изменения ценностных смыслов на уровне отдельного человека. В современном праздничном календаре выявлены такие признаки, как множественность, неопределенность смыслов, вариативность, конфликт духовных доминирующих концептов, что позволяет говорить о его транзитивности на данном этапе. Трансформация смыслов прецедентных для общества социокультурных феноменов и привычных символико-ритуальных комплексов порождает неуверенность, служит дестабилизирующим фактором и может расцениваться как травмирующий фактор.
Идентификаторы и классификаторы
За последние два-три десятилетия интерес к традиционной культуре в современных гуманитарных исследованиях существенно возрос, что обусловлено запросами общества и связано с тем, что в условиях глобализации мира именно традиция помогает найти и сохранить национально-культурную идентичность. Под традицией мы будем понимать «универсальную форму фиксации, закрепления, сохранения и передачи социокультурного опыта, обеспечивающую устойчивую преемственность» (Котылева 2005: 207). Праздник как
социокультурный феномен отражает все трансформации народной культуры, следовательно, его исследование «позволяет выявить изменения, происходящие в области культуры этноса в целом» (Литвинчук, Панченко 2011: 103).
Список литературы
- Андрейчук Н. М. История и современность государственных праздников России // Учёные записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2019. № 1(19). С. 5-10. DOI: 10.32340/2414-9101-2019-1-5-10 EDN: BZPZTK
- Аникин Д.А., Линченко А.А. Памятные даты в символическом пространстве современной России: государственные стратегии и культурные практики // Общество. Коммуникация. Образование. 2020. Т. 11. № 2. С. 30-43. DOI: 10.18721/JHSS.11203 EDN: JMJECQ
- Глазунов О. Особенности культуры радикальных трансформаций в эпоху социальных транзитивов. Москва: Изд-во ПРОБЕЛ-2000, 2009. URL: https://www. livelib.ru/book/156804, 60325562.a4.pdf.
- Дёмина, Л. В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 1(25). С. 103-107.
- Золотова, Т. Н. Традиционный календарный праздник в культуре России XX - начала XXI вв.// Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1(23). С. 493-504. EDN: OFZCIZ
- Котылева И. Н. Праздничная культура Европейского Северо-востока России в 1918 г. - начале 1930-х гг.: специальность 07.00.02 “Отечественная история”: диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Сыктывкар. 2005. 216 с. EDN: NNMZBP
- Литвинчук М. С. Изучение праздничной культуры на страницах журнала “Живая старина” // Вестник Сургутского государственного университета, 2011. С. 103-107.
- Мышьякова Н.М., Кипнес Л.В. Праздничные тексты современной культуры // Norwegian Journal of development of the International Science. 2022. No 77. С.40-43. EDN: UFSWVV
- Попова В. Н. Феномен революционного праздника: история появления и забвения // Вестник культуры и искусств. 2019. № 4 (60). С. 58-65.
-
Савельева, Т. В. Традиционный народный праздник в современном мире: сохранённая и прерванная традиция, реконструкция, неомифология // Современная славянская фольклористика. Београд: Србще Универзитетска библиотека "Светозар Марковий". 2019. C. 63-64.
-
Суровегина Е. С., Зотова Н. А. Начало года в неоязыческих хронологических конструктах // Манускрипт. 2019. Том 12. Выпуск 3. С. 109-112. 10.30853/ manuscript.2019.3.22. DOI: 10.30853/manuscript.2019.3.22 EDN: YYSJLF
-
Шаповалов С. Н. Формирование государственных праздников современной России // Общество: социология, психология, педагогика. 2013. № 3. С. 20-26. EDN: RBXECR
-
Штoмпка П. Социальное изменение как травма (статья первая) // Социс. 2001. № 1. С. 6-16.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья содержит характеристику цивилизационного кризиса XXI века. Рассматривается, как данный феномен находит отражение в различных сферах человеческой культуры.
Статья содержит характеристику функционирования культурной транзитивности. Данное понятие рассматривается наряду со смежным понятием «цивилизационного транзита» в контексте исторического развития человечества.
Журналист, который берется освещать вопросы культурной тематики, должен обладать широким кругозором, быть начитанным, иметь определенный багаж знаний, позволяющий доступно излагать вопросы культурологической проблематики. В связи с этим возрастают и требования к подготовке будущих журналистов, где ключевой задачей педагогики является обеспечение успешного перехода обучающихся от теории к практике. Особое внимание в статье уделяется написанию «гибридных» текстов культурной тематики для учебного гиперлокального издания, что предлагается рассматривать как переходную форму к дальнейшему развитию у студентов профессиональных компетенций. Автор предлагает рассмотреть заявленную тему через призму концепции marketing mix.
В романах В. Пелевина речь идет о ментальном переходе, вызванном развитием технологий. В своих рассуждениях о технологической трансформации человечества писатель неизменно ироничен. Понимая реальность как «экономическое понятие», не имеющее отношения ни к идеологии, ни к философии, Пелевин в романе «KGBT+» показывает трансформацию творчества в трансляцию«векторной суммы проплаченных нарративов планеты». Имплант-технологии, о которых пишет Пелевин, коммерциализируют восприятие и аффекты потребителей. Тема технологического бессмертия, обсуждаемая в романе, превращается в набор триггеров трансмедийного сторителлинга, главными из которых являются: повышенная мера интертекстуальности, ирония, доходящая до цинизма, бессмысленное упоминание прецедентных текстов, имён, мировоззренческих концептов.
Переходность-непереходность, транзитивность- интранзитивность - языковая категория, вызывающая ряд проблем при изучении ее в школе. Цель данной работы - рассмотреть некоторые подходы к изучению в школе категории переходности-непереходности глагола на примере разных учебников по русскому языку для 5 класса: Т. А. Ладыженской М. М. Разумовской, А.Д. Шмелева. Проанализировано, какие глаголы и почему трудны в использовании школьниками средних классов. Предложен ряд заданий для отработки навыка построения сложных предложений с конструкциями взамен паразита речи «то что».
Статья написана в русле внимания авторов к трансформациям округлых S-форм, являющих, по их мнению, основу христианского Пути в Слове. Пример таких форм на иконах Божией Матери, держащей на руках Христа-Младенца: два круга-нимба Богородицы и Христа, соединяющихся, когда Сын и Мать припадают друг к другу (цельность Логоса), или расходящихся, когда Сын отворачивается от Матери (распад цельности Логоса). Настоящая статья исследует путь от распада к цельности Слова на примере иконного ряда двух старорусских икон Богородицы и Коневского образа Божией Матери, когда последний служит своего рода транзитной остановкой на пути от одной иконы Марии с Младенцем к другой, что находит подтверждение в петербургском творчестве Ф. М. Достоевского.
На основе историко-этнографических источников, и в первую очередь обско-угорского фольклора, осуществлено рассмотрение функций трикстера. Данный мифический образ был порожден кризисными явлениями. Генезис государства сопровождали острые противоречия между социальными институтами того времени: народным собранием, старейшинами и вождями с их дружинами. Видимо, последние, как наиболее сплоченные мужские воинские коллективы, стали преемниками трикстеров. Дружинные социумы отличались агрессивностью и влечением к пространственному обособлению, примером чего являются Аркаим и Эмдер. Ликвидация старого миропорядка осуществлялась параллельно с назревшим политогенезом.
Пять лет назад в России широко отмечался год экологии. Для нашего образовательного учреждения этот год был особенно важен с просветительской и исследовательской точки зрения. Дети с ОВЗ (особыми возможностями здоровья) на протяжение всего Года экологии встречались со специалистами ФГБУ «Государственный заповедник Денежкин Камень», и от них узнавали о растениях и животных, обитающих на территории Государственного заповедника «Денежкин Камень», о развитии экологии и туризма на севере Свердловской области. Особенно важной и нужной информацией для обучающихся с ОВЗ оказалась информация о том, какие памятники природы они могут посетить на экскурсиях или в походах выходного дня, не выезжая за пределы города. Одной из таких территорий стал так называемый «Больничный лес», история которого уходит в прошлое города, когда он ещё был посёлком Петропавловским.
Статья посвящена анализу специфики репрезентации концепта «Будущее» в материалах издания «Коммерсантъ». Определены тематические сферы, формирующие образ будущего. Выявлены две оцениваемые парадигмы плана будущего в публикациях: область стабильности и область изменчивости. Грядущие трансформации характеризуются как прогнозируемые или как непрогнозируемые. Прогнозируемые преобразования приобретают определенный аксиологический статус. На базе выделенных парадигм сформирована фреймово-слотовая структура дискурсивного медийного концепта «Будущее».
На основе анализа работ социально-гуманитарного профиля определяются следующие константные черты транзитивного общества: системность перемен; трансформационность, что обусловливает перманентную изменчивость, неустойчивость, неопределенность, неоднозначность социального мира, множественность жизненных миров; виртуализация действительности, симулякризация сознания; кризисность идентичности; проектность. Принимая во внимание результаты исследования травмы (trauma studies), автор приходит к выводу о том, что эти характеристики, каждая в отдельности и все в совокупности, оказывают несомненное травмирующее воздействие на общество в целом и на отдельных его членов, которое в случае неидентифицирования состояния транзита лишь усиливается.
Издательство
- Издательство
- ЧЕЛГУ
- Регион
- Россия, Челябинск
- Почтовый адрес
- 454001, Челябинская обл., г. Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д.129
- Юр. адрес
- 454001, Челябинская обл, г Челябинск, Калининский р-н, ул Братьев Кашириных, д 129
- ФИО
- Таскаев Сергей Валерьевич (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@csu.ru
- Контактный телефон
- +7 (351) 7419767
- Сайт
- https://www.csu.ru/