Цель исследования - обосновать тот факт, что уже в ранние исторические эпохи (Средневековье, Возрождение, Барокко) происходило постепенное зарождение функциональности музыкальной формы, одним из первых признаков которой стало осознание композиторами необходимости в достижении структурной целостности и законченности произведения. В статье показано, что на роль главного формообразующего средства выдвигались те композиционные факторы, которые наиболее активно развивались в данную историческую эпоху. Научная новизна исследования заключается в конкретном определении этих композиционных факторов: ритмического - в изоритмических мотетах XIV века, масштабно-структурного - в тексто-музыкальных формах Возрождения, функционально-гармонического - в произведениях Барокко. В результате установлено, что фактором законченности музыкальной формы в изоритмических мотетах Ф. де Витри стало изменение в сторону уменьшения мензуры тенора при последнем повторе мелодии грегорианского хорала; в мотетах, мадригалах и многоголосных песнях Возрождения аналогичную функцию выполняло масштабное укрупнение заключительного тексто-музыкального сегмента формы; а в инструментальных жанрах Барокко (прелюдиях, токкатах, фантазиях) - повышенная гармоническая устойчивость последнего раздела (тонический органный пункт, повторение каденционных оборотов).
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 78.. Музыка
Функциональный подход к музыкальной форме – одно из важнейших достижений отечественного музыкознания. Несколько поколений учёных развивали базовые положения функциональной теории, заложенные такими крупными музыковедами, как Б. В. Асафьев и В. П. Бобровский. Не осталось в стороне от науки и музыкальное образование. Большинство отечественных учебников по анализу музыкальных форм обязательно включают введённое И. В. Способиным понятие «типы изложения», которое призвано фиксировать конкретные признаки, характеризующие ту или иную функцию музыкального построения в контексте целостной композиции.
Список литературы
- Бобровский В. П. Функциональные основы музыкальной формы: исследование. М.: Музыка, 1978. EDN: KBAESQ
- Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структуры тональной музыки: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 2003. Ч. 1.
- Булез П. Музыкальное время // Homo musicus’95. Альманах музыкальной психологии. М.: НИЦ Московская консерватория, 1995.
- Евдокимова Ю. К. История полифонии. М.: Музыка, 1983. Вып. I. Многоголосие средневековья. X-XIV вв.
- Крупина Л. Л. Доклассические музыкальные формы: в 2-х ч. Воронеж: ВГПУ, 2005. Ч. I. Музыкальное формообразование в эпоху Средневековья и Возрождения: учеб. пособие.
- Сухомлин И. Е. Техника изоритмии: история, теория // Проблемы музыкальной теории западноевропейской музыки XII-XVII веков: сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983. Вып. 65.
- Теория современной композиции / отв. ред. В. С. Ценова. М.: Музыка, 2007.
- Харлап М. Г. Ритм и метр в музыке устной традиции. М.: Музыка, 1986.
- Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие. СПб.: Лань, 1999.
-
Шнитке А. Первая симфония: беседы перед премьерой // Альфреду Шнитке посвящается: сборник. М.: МГИМ им. А. Г. Шнитке; Композитор, 2003. Вып. 3.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - характеристика недостаточно изученного в арабском музыкознании жанра «мавваль» (в существующей литературе терминологически включенного в сферу народной музыки) в аспекте выявления параметров устного профессионализма. В статье представлены и систематизированы различные варианты жанра, обусловленные географическими, этническими, социальными факторами. Выделяются признаки, подтверждающие наличие у исследуемого жанра специфического профессионального статуса. Подчеркивается двойственность жанра, заложенная уже в легендах о его происхождении: трудовые фольклорные песни и дворцовые истоки. Научная новизна исследования заключается в самой постановке цели и задач. Впервые осуществлена попытка выявления диапазона проявлений профессионализма при сопоставлении жанровых вариантов в арабской традиционной музыке. В результате исследования установлено: на одном полюсе шкалы профессионализма находится наиболее соответствующий уровню традиционной классики повествовательный мавваль, а на противоположном полюсе - фольклорная атаба. На основании изложенного терминологически жанр можно обозначить как промежуточный - народно-профессиональный.
Цель исследования - обоснование необходимости и демонстрация возможностей реализации комплекса педагогических технологий на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза. В статье раскрыто содержание технологического обеспечения и продемонстрирован алгоритм процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на основе реализации отобранного комплекса педагогических технологий. Научная новизна исследования заключается в обосновании и демонстрации технологичности процесса музыкально-инструментальной подготовки студентов педагогического вуза. Технологичность организации музыкально-инструментальной подготовки обучающихся выступает как необходимое условие формирования исполнительской компетентности будущих педагогов-музыкантов. В результате исследования раскрыты содержание педагогического обеспечения и технологичность организации процесса формирования исполнительской компетентности у студентов педагогического вуза на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке. Доказано, что формирование исполнительской компетентности студентов педагогического вуза будет более эффективным, если реализуется комплекс педагогических технологий: целеполагания и планирования учебной деятельности, игрового моделирования учебных ситуаций, развития слухо-двигательной координации и формирования исполнительских умений и навыков, рефлексивных метакогнитивных умений и навыков, интонационно-стилевого обучения игре на фортепиано. Разработан алгоритм реализации процесса формирования исполнительской компетентности на занятиях по музыкально-инструментальной подготовке студентов педагогического вуза.
Цель исследования - рассмотрение и анализ работ, выполненных художником Дмитрием Бушеном (1893-1993) для театра Луи Жуве «Атеней» в Париже. В статье изучаются костюмы, созданные по эскизам Бушена для спектаклей «Тесса» и «Электра» в 1934 и 1937 годах соответственно; освещаются отзывы критиков на данные спектакли и их оформление. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые собраны воедино до этого разрозненные сведения и изображения, связанные с созданием «Тессы» и «Электры». Это единственные драматические постановки, в оформлении которых принимал участие Дмитрий Бушен, известный в первую очередь по сценографии для музыкального театра. В результате исследования выделен один из этапов творческого пути художника, пришедшийся на период формирования индивидуальной манеры и характерного стиля. Ранний этап работы Бушена для театра в Париже отличается разнообразием и поиском «своего» направления и творческого почерка. В статье отмечается высокая оценка работы Бушена критиками, особенно в отношении пьесы «Электра».
Цель данного исследования - выявление роли принципа контраста (образного, жанрового, тематического, темпового) как композиционного приема в Сонате для баяна Б. Мирончука. Сочинение донецкого автора впервые становится объектом комплексного изучения. Принцип контраста рассматривается как важный фактор формообразования и развития музыкального материала. Отмечается, что образный контраст, связанный с чередованием активной и лирической образных сфер, является «двигателем» драматургического развития произведения. Темповый контраст находит свое воплощение в разграничении разделов формы каждой из частей сонаты. Для образно-темповых сфер характерны сопоставления жанровых моделей токкаты, скерцо и песни, задействованы джазовый стиль буги-вуги и квазихоральные эпизоды. Тематический контраст проявляется в изменении ладотонального плана, особенностях гармонической и ритмической организации и стилистических решениях. Анализ интерпретации показывает тождественность мышления исполнителя и композитора, воплощенных в одном лице, и дает основания утверждать о своеобразной эталонности такого прочтения вследствие точного следования указаниям авторского текста. Результат исследования заключается в том, что анализ композиционных приемов и интерпретации данного опуса создает платформу для дальнейшего изучения творчества Б. Мирончука и жанра сонаты.
Цель исследования - выявить причинно-следственные связи в семиотическом прочтении сценического костюма. В статье рассмотрена история развития сценического костюма, кратко представлена ее периодизация с характерными чертами каждого этапа, социально-культурными формами кодирования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые прицельно исследуется проблема семантики костюма как важной составляющей выразительной системы современной музыкально-театральной постановки. В результате исследования установлено, что сценический (театральный) костюм имеет свои закономерности развития и многофакторно обусловленную периодизацию. Выявлено, что в ХХ-ХХI вв. усиливается взаимодействие двух основных тенденций: 1) сценический костюм отличается высокой степенью кодифицированности и символизма, при этом конкретное содержание символов претерпевает значительные трансформации; 2) наблюдается многообразие приемов достижения различных аспектов «достоверности» как театрального действия в целом, так и театральных костюмов.
В рецензии на монографию А. К. Векслер «Орнамент в содержании художественного образования» (2023) представлены рассмотрение и анализ рекомендуемого автором материала, отмечаются достоинства монографии и предложены рекомендации оценки и применения теоретического труда А. К. Векслер в художественно-педагогической практике. В рецензируемом издании впервые рассматриваются основы обучения дизайну и декоративно-прикладному искусству сквозь призму орнамента и формулируется взаимосвязь: орнамент - это дефиниция, демонстрирующая метапредметные связи.
Цель исследования - выявление специфики теорий мифа Умберто Эко и Ролана Барта, а также схожести этих теорий посредством компаративного анализа их философско-культурных текстов. В ходе исследования проведен анализ теорий мифа обозначенных исследователей с позиций следующих аспектов: миф как особая семиотическая система; интегральность, полифункциональность мифа; идеологизированность мифа; подверженность мифа постоянным смысловым метаморфозам и пр. В результате исследования обосновывается тезис о том, что теории мифа Р. Барта и У. Эко изоморфны по всем вышеотмеченным аспектам, а также о том, что в теориях обоих мыслителей миф выводится центральным феноменом, который в современной культуре является «открытым текстом», основой гиперреальности и идеологических систем.
Цель исследования - выявление генезиса и художественно-смысловой специфики творчества современного художника В. А. Чёрного. В статье рассматриваются основные темы, образные трактовки, идейные доминанты его живописных произведений, свидетельствующие о развитии - преемственности традиций и новаторстве - отечественного академического искусства. Научная новизна статьи заключается в том, что впервые остающееся малоизученным творчество В. А. Чёрного анализируется в научном ракурсе, при этом в научный оборот вводится ряд его живописных произведений и архивных материалов. В результате исследования выявлен широкий диапазон тем, сюжетов, жанров, технико-технологических характеристик и образных трактовок в творчестве живописца. Уже в годы учебы художник приобрел высокий уровень мастерства, умение синтезировать традиции и варьировать индивидуальный живописный «почерк», что и в настоящее время позволяет ему работать на высоком профессиональном уровне, доказывает актуальность академического мастерства и востребованность реалистического искусства. Исследование творчества и деятельности В. А. Чёрного свидетельствует об эволюционном развитии как реализма, так и художественного образования России. Многогранность его искусства, сложносоставной характер художественного языка доказывают концептуальную специфику отечественного академизма начала XXI в., в которой доминирует сохранение вневременных духовных смыслов национальной культуры, неотделимых от идей патриотизма и православного учения, и синтезированный характер профессионального языка.
В эссе приводится сводный обзор основных явлений художественной культуры в период Средневековья на Западе и Востоке (от Рождества Христова к XIII столетию). Мировая художественная культура периода Средневековья охвачена в работе как с точки зрения общеисторического процесса, так и в рассмотрении отдельных видов искусства (скульптура, архитектура, живопись, литература, музыка). Автор рассматривает достижения средневековых авторов в указанных видах творчества: наращение тенденций к опрощению в изображении людей и мифологических существ в западном искусстве, поступательное развитие искусства на Востоке (подъем зодчества и градостроительства, развитие изобразительного искусства). Отмечается поворот к обретению цивилизационных форм существования в западном искусстве под влиянием феодализма и монотеистической религии. Особое внимание уделяется осмыслению категории мироздания в средневековый период, постройке фортификационных сооружений как отражений воинственной настроенности Средневековья, проявлениям лирической образности в художественной культуре Запада и Востока. В итоге автор заключает, что средневековое искусство представляет собой огромный, богатейший пласт художественной культуры человечества, важнейший этап для создания художественной классики на Востоке и в дальнейшем в России.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)