Архив статей журнала
Цель исследования - выявление специфики мифотворческих техник, которые осмысляются и апробируются европейским философом XX-XXI веков Умберто Эко в его многочисленных публицистических и художественных текстах. В результате исследования были приведены классификации «традиционных» способов мифоконструирования (обращение к традиционным мифологизированным архетипам, прием бинарных оппозиций и пр.) и «современных» (прием двойного кодирования, деперсонализация, дискретность истории и пр.), обусловленных культурно-историческим контекстом постструктурализма и постмодернизма. Посредством упомянутых классификаций были доказаны значимость и влияние мифа, мифотворческих техник на мышление, поведение человека, а также на культурно-исторические процессы прошлых эпох и современности. Научная новизна данной статьи обусловлена тем, что посредством анализа комплекса текстов Умберто Эко миф в ней рассмотрен первоочередным конструктом как человеческой культуры, так и человеческого мышления; описаны механизмы конструирования некоторых видов современных мифов, а также способы их влияния на массовое сознание, на исторические и социально-культурные процессы.
Цель исследования - выявление специфики теорий мифа Умберто Эко и Ролана Барта, а также схожести этих теорий посредством компаративного анализа их философско-культурных текстов. В ходе исследования проведен анализ теорий мифа обозначенных исследователей с позиций следующих аспектов: миф как особая семиотическая система; интегральность, полифункциональность мифа; идеологизированность мифа; подверженность мифа постоянным смысловым метаморфозам и пр. В результате исследования обосновывается тезис о том, что теории мифа Р. Барта и У. Эко изоморфны по всем вышеотмеченным аспектам, а также о том, что в теориях обоих мыслителей миф выводится центральным феноменом, который в современной культуре является «открытым текстом», основой гиперреальности и идеологических систем.