Эссе посвящено рассмотрению искусства и культуры периода Возрождения, открывающего Новое время, взятого в пределах от середины XIII до середины XVI столетия. В данной части
работы отмечаются художественные достижения Среднего Востока в обозначенный период, в частности в области архитектуры, поэзии (в том числе возникновение гуманизма). Переходя к культуре европейской, автор отдельно останавливается на искусстве православного мира (главным образом на церковной живописи и в меньшей степени – на древнерусском знаменном пении), обозначая его влияние на веяния Ренессанса. Автор обращается к готическому стилю, несколько противостоящему привычным представлениям об эпохе Возрождения (своего рода «контркультуре»), во всем многообразии его воплощений – в изобразительном искусстве, музыке, литературе. Особое внимание в работе уделяется ядру искусства эпохи Возрождения, прослеживается его эволюция от Раннего Возрождения (шедевры скульптуры готических соборов) к Проторенессансу (картины и фрески итальянских мастеров, возникновение психологизма в живописи, литературное направление Dolce stile nuovо, ознаменовавшее переход от Средних веков к Новому времени, Ars nova в музыкальном искусстве). Раскрытие данной темы будет продолжено в следующей части эссе.
The essay is dedicated to exploring the art and culture of the Renaissance period, heralding Modern times, spanning from the mid-13th to the mid-16th century. This part of the work highlights the artistic achievements of the Middle East during the specified period, particularly in architecture, poetry (including the rise of humanism). Turning to European culture, the author specifically addresses the art of the Orthodox world (primarily focusing on church painting and, to a lesser extent, on the Ancient Russian Znamenny chant), noting its influence on the currents of the Renaissance. The author delves into the Gothic style, somewhat contrasting traditional notions of the Renaissance period (a kind of “counterculture”), across its various manifestations in visual arts, music and literature. Special attention is given to the central part of Renaissance art, tracing its evolution from the Early Renaissance (masterpieces of sculpture in Gothic cathedrals) to the Proto-Renaissance (paintings and frescoes by Italian masters, the emergence of psychologism in painting, the literary movement of Dolce stile nuovо marking the transition from the Middle Ages to Modern times, Ars Nova in musical art). The exploration of this theme will continue in the next part of the essay.
Идентификаторы и классификаторы
Историческая наука широко использует понятие Новое время. Эта эпоха в жизни человечества была Древний мир (включая первобытнообщинный строй), Античность и Средние века.
Хронология Нового времени начинается с эпохи Возрождения. Эта эпоха была переходной, поскольку различные проявления Традиции, сформировавшиеся в Средние века, прошли на всем его протяжении.
The historical science makes extensive use of the notion Modern times. This era in the life of humankind was preceded by the Ancient world (including the primitive communal system), Antiquity and the Middle Ages. The new chronology of Modern times begins with the Renaissance. This epoch was a transitional one because various manifestations of the traditions that had been formed in the Middle Ages went throughout its entire length.
Список литературы
отсутствует
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования - выявить образно-тематические и языковые средства американских плакатов и афиш в контексте новой гендерной реальности. В статье рассматривается влияние стиля ар деко на плакаты и афиши в США в 1920-1930-е гг. Рассмотрен вопрос о новых гендерных стереотипах и роли плакатов и афиш в их популяризации. Анализируется, как этот стиль изменил художественно-образный язык плакатов и афиш, какие особенности ар деко были характерны для них. В статье подчеркивается значимость плакатов и афиш в отражении социокультурных изменений и эволюции гендерных представлений в США. Научная новизна исследования заключается в анализе средств художественной выразительности плакатов и афиш США эпохи ар деко в контексте происходивших социальных и гендерных изменений. В результате исследования было установлено, что плакаты и афиши того времени стали мощным инструментом для демонстрации изменяющихся социальных норм и противостояния традиционным взглядам на женскую и мужскую роли. Они оказали значительное влияние на формирование гендерных представлений в стране в период социальных перемен.
Цель исследования - выявление места и роли кинопремии Американской академией кинематографических искусств и наук «Оскар» в российском киносоообществе. В статье раскрываются аспекты кинопремии «Оскар» в контексте мирового признания профессиональных заслуг российских кинематографистов и их произведений. Основное внимание уделяется не только количественному подходу, но и качественному. Автору важно проследить номинации кинопремии, годы подачи заявок, режиссеров, неоднократно подающих заявки, а также мнения критиков и зрителей представленных фильмов для раскрытия всесторонней роли указанной кинопремии в карьере отечественных кинематографистов, а также их статус в мире кино. Научная новизна исследования заключается в актуализации роли кинопремии «Оскар» в отношении отечественного кинематографа и обосновании четкого аналитического подхода к фильмам и режиссерам, претендующим на звание победителя самой престижной кинопремии мира. В результате исследования было выявлено, что Россия (включая советский период своего существования) была представлена на кинопремии «Оскар» с 1943 года по 2023 год. За этот период от нашей страны официально было подано 64 фильма для участия в различных номинациях кинопремии. Из них 29 стали официальными номинантами кинопремии в 7 номинациях. Самым успешным, с точки зрения номинации на кинопремию «Оскар», стал 2008 год, а десятилетием - 1990-е годы. Самыми номинируемыми режиссерами стали Никита Михалков (6 заявок, 3 номинации, 1 победа) и Александр Петров (4 заявки, 4 номинации, 1 победа). Также выявлено, что многие кинодеятели по всему миру считают эту кинопремию политизированной и ангажированной. Однако это не исключает огромного влияния этой премии, а также ее лауреатов на мировое киносообщество.
Цель исследования - в рамках теоретического обзора современных концепций культурного кода сформировать теоретическое ядро понимания данного феномена. В статье рассматриваются разные дефиниционные, структурные и функциональные стороны культурного кода, раскрываются его психические корни и значение в поведении человека, структура, знаково-символическое, образное и ценностное содержание, роль связующего элемента между психикой и культурой, функция коммуникативного элемента и интерпретатора культурных текстов и шифра, заключающего в себе основные смыслы культуры. Устанавливается значение культурного кода в этнической и национальной формах существования человека, в выстраивании его социальной и культурной идентичности. Обозначаются ключевые проблемы и риски, связанные с дефрагментацией культурного кода: стандартизация и унификация культурных кодов в рамках глобализации, идеологические и культурные войны и пропаганда, чрезмерное подчинение культуры рыночным и материалистическим принципам, размывание традиционных ценностей и смыслов и в то же время дисбаланс между традиционным и инновационным началами в культуре, конфликтогенность и дисгармония социокультурного пространства как факторы возникновения межгрупповых и международных коллизий, деструктивные процессы трансформации языка и негативные тенденции в институтах семьи и образования. На основании обобщения и синтеза полученных знаний формулируется новое теоретически-концептуальное ядро культурного кода как структуры, определяющей образно-символическое и ценностное содержание культуры, ее этнические и национальные особенности, перспективы развития социокультурной среды или замедляющие это развитие механизмы, а также специфику бессознательного мышления и поведения народа-выразителя данной культуры и ее кодов. В рамках предложенной концепции культурный код предстает своеобразным «геномом» культуры, закладывающим основы ее развития, определяющим характер взаимодействия и усвоения человеком ее продуктов, служит базовым механизмом специфического культурного освоения и преобразования людьми окружающего мира, а также дешифратором, позволяющим (при правильной интерпретации) считывать ментальные особенности социальных групп и влиять на них в психическом и поведенческом смысле.
Цель исследования - характеристика баллады и специфики её реализации в русском музыкальном творчестве XX века в историческом контексте с выявлением причин авторского обращения к жанру. В статье представлены константные черты жанра, основные тенденции в развитии баллады в рассматриваемый исторический период, анализируются принципы взаимопроникновения баллады и иных жанров, а также выявляются причины её популярности в композиторском творчестве и массовой культуре. Впервые на материале разноплановых сочинений русского музыкального академического искусства и образцов массовой культуры изучены проявления балладности в рамках микстовых сочетаний с масштабными жанрами (симфония, концерт, кантата и т.д.). Баллада рассмотрена с точки зрения инструмента, позволяющего авторам выстраивать художественный мир произведения, обращаться к различным старинным эстетическим концепциям, а также обходить идеологические барьеры. В этом заключается научная новизна исследования. В результате анализа имеющихся данных автор пришел к заключению: в процессе развития в балладе сформировались признаки, которые можно разделить на константные и мобильные. Вместе с тем установлено, что такие специфические свойства жанра, как аллегоричность высказывания, многоплановость, подвижность категорий времени и пространства, а также возможность жанрового синтеза являются определяющими для востребованности баллады в музыкальном искусстве и массовой культуре.
Цель настоящего исследования - выявить основные направления, которым следовало изобразительное искусство Австро-Венгрии рубежа XIX-XX вв. в области изображения обнаженного человеческого тела. Для этого было проанализировано множество работ австро-венгерских мастеров (Г. Климт, К. Мозер, О. Кокошка, Ф. фон Байрос, М. Либерман и др.), творивших в указанный период, на основе коллекций музеев города Вены, а также электронных коллекций и каталогов других зарубежных музеев. В ходе анализа были выявлены три основные тенденции в теме изображения наготы: идеализация, характерная для консервативного искусства; противоположный ей натурализм, встречающийся у более прогрессивных художников; и эротизм, который совмещает в себе баланс между двумя вышеуказанными полюсами, в противном случае произведение теряет свой эротизированный заряд. Хотя изображения наготы часто являются предметом искусствоведческого анализа, разработанная для данного исследования трёхчастная классификация представляется новой и продуктивной формой изучения настоящей темы.
Цель исследования - дополнить известное в науке о публикационной деятельности С. П. Дягилева введением в научный оборот сведений о печатных изданиях 1897-1901 гг., принадлежащих хранению Научной библиотеки Русского музея. Нельзя отрицать возможность влияния указанных проектов на главный результат публикационной деятельности раннего (русского) периода Дягилева - издание «Ежегодника Императорских театров. Сезон 1899-1900 г.» и трёх Приложений к нему 1900 г. В настоящем тексте раскрывается позиция лидера театрально-выставочного процесса России конца XIX - начала ХХ в. С. П. Дягилева в отношении роли русского искусства, понимания им значимости происходивших в современное Дягилеву время важных преобразований в искусстве. Авторы статьи приводят описания творческих инициатив в издательских проектах великого антрепренёра, направленные на оценку художественной критики и библиографии. Читателю даны ссылки на известные и малоисследованные или впервые представленные издания С. П. Дягилева, рассмотренные с точки зрения их книжного оформления, и труды о нём. Научная новизна: новый ракурс видения поставленной задачи даёт возможность оценить вклад С. П. Дягилева в русское искусство, художественную критику, издательское дело и оформление книги. В результате анализа представленных фактов выявлены малоизученные грани издательской деятельности С. П. Дягилева, показан тот художественный фон, благоприятно повлиявший на достижение цели книжного дела, что представляет новое направление русской художественной критики: междисциплинарное исследование, объединяющее разряды библиографии, библиографоведения, издательского дела, графики, истории оформления иллюстрированной книги, театроведения и других смежных видов культуры.
Цель исследования - выявление специфики мифотворческих техник, которые осмысляются и апробируются европейским философом XX-XXI веков Умберто Эко в его многочисленных публицистических и художественных текстах. В результате исследования были приведены классификации «традиционных» способов мифоконструирования (обращение к традиционным мифологизированным архетипам, прием бинарных оппозиций и пр.) и «современных» (прием двойного кодирования, деперсонализация, дискретность истории и пр.), обусловленных культурно-историческим контекстом постструктурализма и постмодернизма. Посредством упомянутых классификаций были доказаны значимость и влияние мифа, мифотворческих техник на мышление, поведение человека, а также на культурно-исторические процессы прошлых эпох и современности. Научная новизна данной статьи обусловлена тем, что посредством анализа комплекса текстов Умберто Эко миф в ней рассмотрен первоочередным конструктом как человеческой культуры, так и человеческого мышления; описаны механизмы конструирования некоторых видов современных мифов, а также способы их влияния на массовое сознание, на исторические и социально-культурные процессы.
В статье анализируются авторские подходы Народного художника РСФСР А. П. Холмогорова к теме Великой Отечественной войны, раскрытые в картинах и текстах художника. Последние источники до сих пор не были проанализированы в биографических исследованиях. Научная новизна статьи - в актуализации содержательного наполнения живописи периода советского времени, связанного с темой героев Великой Отечественной войны, в акценте на малоизученных аспектах творчества А. П. Холмогорова, а также во введении в научный оборот новых источников. Это дневники, статьи в печатных изданиях и опубликованные интервью, которые впервые представлены читателям. В результате анализа произведений и архивных материалов выявлена роль поставленной темы в творчестве живописца. Она заключается в сохранении исторической памяти о событиях и героях Великой Отечественной войны. Произведения А. П. Холмогорова отражают исторические события и передают атмосферу героизма и патриотизма.
В предлагаемой статье рассматривается значение группы комиков под управлением Ф. Ардериуса (Los bufos madrileños) для испанской культуры второй половины XIX века и формирования нового типа сарсуэлы как жанра музыкального театра. Научная новизна заключается в самой постановке цели и задач в рамках отечественной науки, поскольку в русскоязычной литературе нет ни одного источника по теме статьи. Автор ставит перед собой цель - обобщение вклада комиков в развитие испанского буффонного жанра. В результате проведенного исследования становится возможным проследить эволюцию жанра на испанской почве и прийти к выводу о значительном сходстве с малой сарсуэлой. Популярность постановок комиков способствовала бурному расцвету жанра «чико» в конце XIX - начале XX века.
Целью данного исследования является выявление актуального формата применения техники модульного формообразования в преподавании «Архитектоники объёмных структур» студентам различных направлений дизайна. В статье раскрыты вопросы практического освоения обучающимися творческих специальностей курса по указанной дисциплине, особенностей разработанного комплексного упражнения. Научная новизна работы заключается в том, что в рамках описанного задания применяется модульное формообразование разной структурной сложности с поиском за счёт него конструкции самостоятельного объекта, а не, как это принято, элемента, только множественный повтор которого позволяет получить полноценную форму. При этом выработанная система установок универсальна для большинства трёхмерных предметов дизайна. Также не характерно для стандартных упражнений лаконичное сочетание в них теории (совокупность основных законов построения гармоничной формы) и её апробации в формате развития важнейшего аналитического навыка и непосредственной реализации авторского арт-объекта с применением перспективной техники бумагопластики. Таким образом, очевидна уникальность описанного задания за счёт его всестороннего подхода к формообразованию и попытки погружения в полноценный процесс работы дизайнера. В результате данного исследования выявлена универсальность закладываемых в описанное упражнение принципов как для создания представленных в статье изделий, так и для любых трёхмерных объектов искусства.
Автор подробно рассматривает сюжеты фильмов периода холодной войны в англоязычном кинематографе и репрезентацию «общего врага» и советской стороны. Цель исследования - выявить, как менялась эта тема на протяжении периодов разрядки международных отношений и обострения холодной войны в 1980-е годы, какие образы и сюжеты использовались в кинолентах. В качестве источников этой тематики рассмотрен ряд картин и сериалов: серии фильмов о Джеймсе Бонде, сериалы «Агенты А.Н.К.Л.» и «Команда “А”», киноработы Стэнли Кубрика, Дона Сигела и Джона Маккензи. Научная новизна заключается в анализе сюжетов и образов, которые почти не рассмотрены в отечественной культурологии. В научный оборот введены новые источники. Также новизна заключается в теме статьи, которая не разбиралась ранее. Это позволяет по-новому рассмотреть тему культурного противостояния между СССР и западным блоком и выявить сюжеты, которые меняют представления о репрезентации советской стороны в англо-американском кинематографе. В результате исследования автор приходит к заключению: британские и американские режиссеры не считали СССР абсолютным злом, поэтому и появился сюжетный троп общего противника, враждебного как НАТО, так и советской стране.
Издательство
- Издательство
- ИЗДАТЕЛЬСТВО "ГРАМОТА"
- Регион
- Россия, Тамбов
- Почтовый адрес
- 392003, г. Тамбов-3, а/я 4
- Юр. адрес
- 392003, Тамбовская обл, г Тамбов, б-р Энтузиастов, д 1Р, помещ 2
- ФИО
- Рябцев Олег Николаевич (УПРАВЛЯЮЩИЙ)