ISSN 1999-2629
Язык: ru

Статья: ФАСЦИНАЦИЯ КАК ОСНОВА МЕДИАТЕКСТА И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена определению роли фасцинации как коммуникативного феномена в содержательной и структурно-динамической организации медиатекста, а также технологии информационно-психологического (и как его части - речевого) воздействия, реализующегося вербальными, паравербальными и невербальными средствами. Фасцинативность языковых единиц выражается в их лаконичности, броскости, красочности, избыточной интенсивности (гипертрофированности), часто - восклицательности и императивности, однако основной признак фасцинации - привнесение в сообщение и, как следствие, в коммуникативную ситуацию эмоциональности любого оттенка. Анализ проведен на основе русскоязычного и иноязычного материала, обобщенного по результатам исследования более ста текстов (медиатекстов) общественно-политической, военно-политической и художественной тематики. Применяются описательный и функциональный методы, а также методы компонентного, контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Описываются различные речевые приемы, обеспечивающие фасцинацию на вербальном уровне, например: гиперболы, метафоры, перифразы, антономасии, словообразовательные приемы, привносящие в речь эмоциональность (экспрессивность), введение иностранных слов и переход на иностранный язык, употребление вычурных экспрессивных выражений, ритмизация текста. Автор заключает, что фасцинация выступает основой современного медиатекста и информационно-психологического воздействия, являясь, как правило, одним из главных коммуникативных эффектов сообщений, нацеленных на изменение психического состояния, социальных установок и поведения аудитории через воздействие на иррациональном, чувственно-эмоциональном уровне.

Ключевые фразы: фасцинация, фасцинативные сигналы, фасцинативные элементы, информационно-психологическое воздействие, журналистика, МЕДИАЛИНГВИСТИКА, СМИ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, медиадискурс, медиатексты, язык СМИ, ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, языковые единицы, вербальные средства, паравербальные средства, невербальные средства
Автор (ы): Зарипов Руслан Ирикович
Журнал: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА

Идентификаторы и классификаторы

УДК
81. Лингвистика. Языкознание. Языки
Для цитирования:
ЗАРИПОВ Р. И. ФАСЦИНАЦИЯ КАК ОСНОВА МЕДИАТЕКСТА И ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ // ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИНГВИСТИКА. 2024. № 1 (103)
Текстовый фрагмент статьи