Обзорная статья посвящена анализу положения телесности в концепциях, интерпретирующих и развивающих классификацию форм капитала П. Бурдье, который рассматривал телесный капитал только лишь как разновидность культурного капитала. Анализируются работы исследователей (К. Хаким, Д. Хатсон), которые предлагают рассматривать телесность (в ее разных проявлениях) в качестве четвертой формы капитала наряду с тремя уже устоявшимися формами. Рассматриваются новые концепты, связанные с телесностью, созданные в русле бурдьезианской теории капитала и призванные дать описание дополнительным основаниям для возникновения иерархий в современных обществах. Автор солидаризируется с теми исследователями, кто считает, что сегодня телесность является самостоятельной формой капитала, поскольку ее свойства сами по себе влияют на положение индивида внутри различных социальных полей. По мнению автора, место четырех форм самого телесного капитала могут занять такие концепты, как физический, сексуальный/эротический, гендерный и эстетический капитал. Два важнейших аспекта функционирования телесного капитала - его аккумуляция и конвертация. Последняя осуществляется на двух уровнях: во-первых, врожденные и приобретенные свойства тела трансформируются в иные формы капитала - экономическую, культурную, социальную; во-вторых, процессы конвертации происходят между формами самого телесного капитала. Телесный капитал, как и любая форма капитала, не может быть полностью лишен потенциала отчуждения, однако внимание к различным аспектам телесности, даже с точки зрения их капитализации, становится в эпоху цифровизации формой стихийного сопротивления диктату алгоритмической рациональности.
Идентификаторы и классификаторы
В современных обществах новоевропейской культуры, возникшей в эпоху Возрождения и раннего Нового времени (Гайденко 2000: 6) и окончательно завоевавшей сегодня весь мир, «экономические факторы господствуют в общественном сознании» (Веселов 2011: 6). Экономика не только давно получила полную автономию от других сфер общественной жизни, но и сама определяет практически все социальные отношения (а не наоборот, как было в предыдущие эпохи). Само название современной стадии всеобщей истории — капитализм — имеет отчетливо экономическую коннотацию.
Список литературы
-
Ваньке А. (2012) Телесный капитал мужчин рабочих профессий и офисных служащих. Ясин Е.Г. (ред.). XIII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. Т. 3: 113-122.
-
Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. (2020) Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов. Медиаскоп. Вып. 1 [http://www.mediascope.ru/2614](дата обращения: 31.01.2024). EDN: DWMYLV
-
Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. (2020) Цифровой капитал в контексте концепции нематериальных капиталов. Медиаскоп. Вып. 1 [http://www.mediascope.ru/2614](дата обращения: 31.01.2024). EDN: DWMYLV
-
Веселов Ю.В. (2011) Доверие и справедливость. М.: Аспект-Пресс. EDN: QONDPN
-
Богомягкова Е.С., Дупак А.А. (2021) Цифровой селф-трекинг здоровья в дискурсе социальных наук. Социология науки и технологий, 12(2): 155-174. EDN: EAHKTO
-
Буравой М. (2018) Нищета философии. Маркс встречается с Бурдье. Социологические исследования, 5: 56-73. EDN: XQHYRF
-
Бурдье П. (2001) Практический смысл. М.: Институт экспериментальной социологии. СПб.: Алетейя. EDN: QOGTMH
-
Бурдье П. (2005) Социология социального пространства. СПб.: Алетейя.
-
Вартанова Е. (2021) Цифровой капитал как гибридный капитал: к вопросу о новых концепциях медиаисследований. Медиальманах, 4: 8-19. EDN: NRNAFW
-
Вдовина И.С. (1997) Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена. История философии, 1: 59-70. EDN: ZQOMHZ
-
Гайденко П. (2000) История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга.
-
Давыдова А.М., Солянова М.А., Соренсен К. (2021) Дисциплинарные практики цифрового селф-трекинга: между эмансипацией и контролем. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 217-240. EDN: VRPSXM
-
Дейл К., Пейтон П. (2020) Физический интеллект. Как слышать свое тело и управлять своими эмоциями. М.: Альпина Паблишер.
-
Декалов В.В. (2017) Коммуникативный капитал: концептуализация понятия. Вестник СПбГУ. Социология, 10(4): 397-409. EDN: YNWUBN
-
Деревянченко А. А., Калинин Д. В. (2019) Цифровое общество: новые возможности и старые угрозы. Научные труды Московского гуманитарного университета, 6 [http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1093] (дата обращения: 31.01.2024).
-
Добринская Д.Е., Мартыненко Т.С. (2020) Возможно ли цифровое равенство? (о книге Я. ван Дейка "Цифровой разрыв"). Социологические исследования, 10: 158-164. EDN: IMRGSO
-
Емелин В.А. (2017) Философско-методологический анализ трансформации идентичности человека в условиях развития технологий информационного общества. Автореф. дис. … д-ра филос. н.
-
Иванов Д.В. (2014) Концепции капитала от Карла Маркса до Марка Цукерберга. Вестник Санкт-Петербургского университета, 12(1):126-134.
-
Иванов Д.В. (2020) Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации. Социологические исследования, 5: 44-55. EDN: KJDUDV
-
Иванов Д.В., Асочаков Ю.В. (2023) Цифровизация и критическая теория общества. Социологические исследования, 6: 3-15. EDN: YCTSAA
-
Йоас Х. (2005) Креативность действия: пер. с нем. СПб.: Алетейя. EDN: QOERCL
-
Кузнецов В.Н. (1970) Христианский экзистенциализм Г. Марселя. Французская буржуазная философия XX века. М.: Мысль: 232-245.
-
Мид Дж. (2009) Избранное. Сб. переводов. М.: РАН ИНИОН.
-
Радаев В.В. (2002) Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология, 3(4): 20-32. EDN: OYUVFF
-
Тернер Б. (1994 [1991]) Современные направления развития теории тела. Пер. с англ. О. Оберемко. THESIS, 6: 137-167.
-
Тягунов А.А., Евстифеева Е.А., Макаров А.В. (2012) Трансформация телесного в технологиях принуждения. Вестник ТвГУ. Серия "Философия", 3: 17-26. EDN: PWZQBZ
-
Шматко Н.А. (2003) Анализ культурного производства Пьера Бурдье. Социологические исследования, 8: 113-120. EDN: OOOUVL
-
Шматко Н.А. (2020) Горизонты соционализа. Шматко Н.А. (ред.) Соционанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. СПб.: Алетейя: 13-46.
-
Anderson T. L., Grunert C., Katz A., Lovascio S. (2010) Aesthetic Capital: A Research Review on Beauty Perks and Penalties. Sociology Compass, 4(8): 564-575.
-
Andreoni J., Petrie R. (2008) Beauty, gender and stereotypes: Evidence from laboratory experiments. Journal of Economic Psychology, 29(1): 73-93.
-
Beasley-Murray J. (2000) Value and Capital in Bourdieu and Marx. In: Brown N., Szeman I. (eds.) Pierre Bourdieu. Fieldwork in Culture. Oxford: Roman & Littlefield Publishers: 100-119.
-
Becker G. (1993 [1964]) Human capital: A theoretical and empirical analysis with special reference to education. Third edition. Chicago: The University of Chicago Press.
-
Bourdieu P. (1986) The Forms of Capital. In: Richardson J.G. (ed.) Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. N.Y.: Greenwood Press: 241-258.
-
Bourdieu P. (1978) Sport and social class. Social Science Information, 17: 819-40. EDN: JPYNKX
-
Bourdieu P. (1984 [1979]) Distinction. A social Critique of the Judgement of Taste. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press.
-
Bridges T.S. (2009) Gender Capital and Male Bodybuilders. Body & Society, 15(1): 83-107.
-
Coleman J.S. (1988) Social capital in the creation of human capital. American journal of sociology, 94: 95-120.
-
Desan M.H. (2013) Bourdieu, Marx, and Capital: A Critique of the Extension Model. Sociological Theory, 31(4): 318-342.
-
Gimlin D.L. (2002) Body work: beauty and self-image in American culture. Berkeley; Los Angeles, California: University of California Press.
-
Green A. (2008) The Social Organization of Desire: The Sexual Fields Approach. Sociological Theory, 26(1): 25-50.
-
Green A. (2013) ‘Erotic capital' and the power of desirability: Why ‘honey money' is a bad collective strategy for remedying gender inequality. Sexualities, 16: 137-158.
-
Hakim C. (2010) Erotic capital. European Sociological Review, 26(5): 499- 518.
-
Hakim C. (2012) Erotic capital, sexual pleasure and sexual markets. In: Pleasure and Health by education, counselling and treatment. Proceedings of NACS 2012 conference in Helsinki. Ed. by Osmo Kontulapp. The Finnish Association for Sexology: 27-44.
-
Holla S., Kuipers G. (2016) Aesthetic capital. In: Hanquinet L., Savage M. (eds.) Routledge International Handbook for the Sociology of Art and Culture. London: Routledge: 290-304.
-
Hutson D. (2012) Training bodies, building status: Health, physical capital, and the negotiation of difference in the U.S. Fitness Industry. Unpublished Ph.D. Dissertation. University of Michigan.
-
Hutson D. (2013) Your body is your business card: Bodily capital and health authority in the fitness industry. Social Science & Medicine, 90: 63-71.
-
Hutson D. (2016) Training Bodies, Building Status: Negotiating Gender and Age Differences in the U.S. Fitness Industry. Qual. Sociol., 39: 49-70. EDN: OKPICR
-
Ignatow G., Robinson L. (2017) Pierre Bourdieu: Theorizing the digital. Information, Communication & Society, 20(7): 950-966.
-
Illouz E. (2012) Why Love Hurts: A Sociological Explanation. Cambridge: Po lity Press.
-
Martin J., George M. (2006) Theories of Sexual Stratification: Toward an Analytics of the Sexual Field and a Theory of Sexual Capital. Sociological Theory, 24(2): 107-32.
-
Mears A., Finlay W. (2005) Not Just a Paper Doll: How Models Manage Bodily Capital and Why They Perform Emotional Labor. Journal of Contemporary Ethnography, 34(3): 317-343. EDN: JNEBMF
-
Mears A. (2015) Girls as elite distinction: The appropriation of bodily capital. Poetics, 53: 22-37. EDN: WQIMHT
-
Michael R. T. (2004) Sexual Capital: An Extension of Grossman's Concept of Health Capital. Journal of Health Economics, 23(4): 643-652.
-
Pivovarov A.M., Tkachuk D.V. (2021) Bodies' voices: bodily capitalization in Russian and British music video.Russian Journal of Communication, 13(3): 267-288. DOI: 10.1080/19409419.2021.1951112 EDN: CDPVHM
-
Ragnedda M., Ruiu M-L. (2020) Digital Capital: A Bourdieusian Perspective on the Digital Divide. Bingley, Emerald.
-
Shilling С. (1991) Educating the body: Physical capital and the production of social inequalities. Sociology, 25(4): 653-667. EDN: JPULGN
-
Shilling С. (1992) Schooling and the production of physical capital. Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 13(1): 1-19.
-
Shilling С. (2004) Physical capital and situated action: a new direction for corporeal sociology. British Journal of Sociology of Education, 25(4): 473-487.
-
Wacquant L. (1995) Pugs at Work: Bodily Capital and Bodily Labour among Professional Boxers. Body & Society, 1(1): 65-93. EDN: JLMABV
-
Warhurst C., Nickson D. (2007) Employee experience of aesthetic labour in retail and hospitality. Work, Employment and Society, 21(1): 103-120. EDN: JQNSQR
-
Warhurst C., Nickson D., Witz A. (2000) Aesthetic labour in interactive service work: Some case study evidence from the ‘new' Glasgow. The Service Industries Journal, 20(3): 1-18. EDN: DSQLNL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Коллективная монография, созданная социологами, историками, географами и искусствоведами, представляющими различные научные учреждения России, приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I (1672–1725), основателя Санкт-Петербурга, города, определившего цивилизационное развитие России в долгосрочной перспективе.
Исследуется динамика женской преступности в России за 2011-2022 гг., обсуждаются социально-демографическая структура осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, и проблемы социальной адаптации. Актуальность исследования определяется практическими задачами внедрения и реализации технологий пробации в современной России, а также теоретическими проблемами, обусловленными недостаточной изученностью повседневных практик и проблем социальной адаптации женщин в российской пенитенциарной системе. В результате в российской социологии не сформированы представления о стратегиях поведения осужденных женщин в период отбывания наказания и после выхода из исправительных колоний. Объект исследования - повседневные практики социальной адаптации осужденных женщин. Предмет исследования - влияние статусной позиции осужденной женщины в социально-демографической структуре на повседневные практики ее социальной адаптации. Цель исследования - выявить проблемы социальной адаптации осужденных женщин в зависимости от их социально-демографического статуса. В первой части работы представлена социально-демографическая структура осужденных и совершивших преступления женщин, которая проанализирована на основе данных российской статистики на 2011-2021 гг. Во-второй части обсуждаются проблемы адаптации осужденных женщин к выходу из исправительных учреждений, систематизированные на основе данных экспертного интервью с психологами Федеральной службы исполнения наказаний России (n=4) и специалистами социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), работающих с женщинами после выхода из исправительного учреждения (n=4). Выявлено, что социальный статус определяет социальные практики и эффективность социальной адаптации осужденных женщин. При реализации закона о пробации необходимо учитывать наиболее уязвимые категории женщин, вышедших на свободу (женщины с несовершеннолетними детьми, зависимые, пенсионного возраста, женщины без устойчивых социальных связей, а также не имеющие возможности трудоустроится в связи с ограничениями регионального рынка труда).
Рассматривается влияние различных факторов на обращаемость за психологической помощью к представителям официальных религий. Среди них вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы. В качестве теоретической основы работы выступает многокомпонентная модель когнитивных констелляций и теория многоликого христианства Р. Коллинза. Объектом исследования выступают факторы обращения к религии (вера в сверхъестественное, наличие опыта обращения к психотерапевтам, положительное отношение к психотерапии со стороны знакомых и социально-демографические факторы), предметом исследования - взаимосвязь перечисленных факторов с обращением к религиозным организациям. Выборочная совокупность составила 1200 респондентов, репрезентативная для Санкт-Петербурга по полу и возрасту. Цель исследования - установить, как вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы влияют на факт обращения за психологической помощью к представителям официальных религий. Данные, полученные в рамках анкетного опроса, проанализированы при помощи регрессионной модели наименьших квадратов. В качестве зависимой переменной выступала ранговая шкала обращения за психологической помощью в религиозные организации. Согласно результатам, можно отметить зависимость положительного опыта обращения к психотерапевтам и склонности обращаться к религиозным организациям. Полученные выводы возобновили дискуссию о религиозной или мистической природе психотерапии. Наши результаты не затрагивают научность/паранаучность самих оснований психотерапии, однако они раскрывают связь общественных представлениях в этом вопросе. Природа связи в сознании россиян психотерапии и религиозных практик видится авторам направлением для дальнейших исследований. Также полученные результаты могут послужить рекомендациями для разработки психотерапевтических программ и методик, учитывающих фактор религиозности в работе.
В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост интереса к услугам и продуктам, направленным на оказание психологической помощи, в том числе посредством цифровых сервисов и устройств. Как следствие возникает необходимость социологического анализа эффектов, оказываемых на динамику общественной жизни столь стремительным увеличением популярности цифровизированных услуг психологической помощи среди населения. На данный момент в англоязычной и русскоязычной научной литературе существуют обзоры, посвященные изучению потребительского опыта в использовании цифровых приложений по оказанию психологической помощи и программ социального воздействия с цифровыми элементами. Однако практически нет обзорных работ, раскрывающих подобный опыт в связи с использованием цифровых платформ предоставления психологической помощи (ЦППП) подобных «Ясно», Zigmund.Online. В данном обзоре речь идет о факторах, определяющих доверие этим платформам. По итогам анализа 60 наиболее свежих и цитируемых научных публикаций по теме клиентского опыта использования ЦППП за 2020-2023 гг. выяснено, что на уровень доверия (т.е. наличие опыта использования, текущее использование или готовность воспользоваться при необходимости) воздействуют со стороны клиента: 1) личностные черты; 2) возраст; 3) экономический статус; 4) отношение к оказанию профессиональной психологической помощи, в том числе через технические средства; 5) цифровая грамотность со стороны платформы; 6) качество программного обеспечения, клиентского сервиса и алгоритмов подбора специалистов. Влияние остальных факторов имеет смешанный, не до конца проясненный характер. В силу того что практически отсутствуют комплексные многофакторные исследований с модерацией и медиацией, сложно предполагать, как факторы доверия соотносятся друг с другом. Несмотря на обширную репрезентацию в научных публикациях исследований, касающихся доверия ЦППП пользователей из уязвимых групп населения, все же не все группы оказались охвачены исследованиями. Будущие исследования ЦППП возможно будут ориентированы на построение многофакторных моделей, объясняющих доверие клиентов к ЦППП, а также охватывать больше пользователей из уязвимых социальных групп.
Рассматривая неочевидные мозаичные переплетения повседневной жизни местных жителей и практик туризма в отдаленных районах Томской области, автор подвергает ревизии понятие «паттерн удаленности» в интерпретации Кэролин Хамфри (2015), который формируется именно в «провинциальном» постсоциалистическом контексте в оппозиции к пространственным формам, диктуемым метрополией. Серия парадоксов окружает специфическую индустрию туризма в Томской области: отрицая связность, простоту доступа к территории и прозрачность, местные жители и предприниматели создают сложноорганизованную сеть, в которой особой привлекательностью обладают руины и мемориализация исторической травмы, а ключевой опыт, который предлагаемый путешественнику, - опыт собственной аутентичности через испытание. Другой парадокс заключается в том, что чем больше происходит разрушение инфраструктурных элементов, тем ярче проявляется потенциал туризма в регионе. Это наблюдение требует пересмотра этнографических исследований туристических практик за пределами концепции консервации, сохранения наследия и устойчивого развития сообществ. На основе серии кейсов предлагается альтернативный взгляд на понятие «ресурс» в контексте туризма: о чем говорит тот факт, что дикость ландшафта, руинирование следов антропогенных элементов выходят на первый план и оказываются достопримечательностью? Как может руинизация и возрождение дикости ландшафта поставить под вопрос взгляд на удаленность как неравенство и, более того, инфраструктурное насилие? Шаг, предлагаемый автором статьи, позволяет увидеть ресурсность состояния «нехватки», которое может быть основой инфраструктурной автономии. Рассматриваются также отношения удаленности со временем и темпоральностями, с одной стороны, через связь туризма и местных форм жизни с трагической историей ссылки и спецпереселенцев, с другой стороны, через оспаривание взгляда, согласно которому удаленность означает маргинализцию через выключенность из процессов модерности.
Несмотря на существующий научный задел исследований в области привязанности к месту, эта тема во многом остается не до конца изученной и интересной в контексте применения понятия к различного типа территориям. Фокусом внимания авторов является понятие «привязанность к месту» в контексте убывающего города. В теоретической рамке исследования мы связываем два концепта: убывающий город (shrinking city) и привязанность к месту (place attachment). Оба понятия широко используются в научной литературе, но остаются при этом неоднозначными и редко используются вместе. Мы предлагаем авторскую операционализацию понятия привязанности к месту, где обосновываем четыре его компонента: положительная эмоциональная связь людей с местом, значимость места для людей в конкретных жизненных обстоятельствах, зависимость людей от места и идентичность места (place identity). Научная новизна исследования заключается в применяемом методологическом подходе. Анализируется привязанность к месту через общественный дискурс, который конструируют жители убывающего города в онлайн-сообществе социальной сети. Обсуждения жителей представляют богатый эмпирический материал, позволяющий выявить основные компоненты привязанности к месту и проинтерпретировать их в контексте особой среды. Обоснованная теория в качестве подхода, основанного на детальном кодировании дискурсивных данных и формировании объясняющих интерпретаций этого кодирования, позволяет выявить аспекты привязанности к месту в убывающем городе, недостаточно изученные в литературе и обусловленные особым контекстом, в котором развиваются отношения между жителями и местами.
История изучения рабочего времени непосредственно связана с развитием рабочих отношений. Строгий индустриальный учет каждой минуты все больше отходит на второй план ввиду развития новых постиндустриальных отношений. Новую экономику называют по-разному, одно из ее названий - «креативная». Оно подчеркивает особый нематериальный вклад человека в развитие экономики. Тот же «человеческий», личностный или антропологический фокус приобретает рассмотрение рабочего времени. Проблемы возникают при анализе государственных организаций, чей режим работы более других подчинен административным, бюрократическим правилам. Рассмотрению таких организаций на примере библиотек, домов культуры и учреждений дополнительного образования посвящена статья. Исследование направлено на изучение работников как носителей интересующего нас творческого начала, а не как сотрудников организаций. В связи с этим в качестве основного метода исследования выбрано интервью. Работа написана на основе восьми интервью, взятых автором в июне 2020 г. в городах Кемерово и Полысаево и 12 интервью 2021 г. в Санкт-Петербурге. В качестве вспомогательных методов использованы проективные методики «Линия жизни» и «Изображение рабочего места». Полученные выводы свидетельствуют о зависимости между количеством творческой работы в организации и количеством свободы, которой обладают ее сотрудники, особой важности самоконтроля среди работников, который трансформируется с учетом специфики творческой работы. Продемонстрирована взаимосвязь социальной жизни города и биоритмов.
Четвертая промышленная революция и технологическое развитие способствуют сокращению срока службы накопленных работниками ресурсов и стимулирует их к изменению трудового и профессионального поведения. Рассматривается проблема вовлеченности населения в занятость и условия ее поддержания в долгосрочной перспективе. В частности, анализируется оценка работниками текущих требований на рынке труда и в системе занятости, а также действия по улучшению своей профессиональной и трудовой ситуации. В первом разделе рассматривается концепция «нового профессионализма», ориентированная на развитие разнообразных компетенций, которыми должен обладать «современный работник». Во втором разделе приводятся результаты выборочного опроса работающего населения России, которые показали, что в последнее десятилетие занятость в стране связана с высокой степенью мобильности, существенными перерывами в трудовом стаже и частой сменой рабочих мест. Перерывы чаще свойственны людям, начинающим и завершающим трудовую карьеру, и женщинам. Российские мужчины больше склонны менять место работы. Оба действия (перерывы и смена работы) сопрягаются со сменой профессии. Очевидно, что текущая ситуация прямо влияет на профессиональную и трудовую мобильность российских работников. Если люди добровольно отказываются от текущей работы, то, как правило, это связано с неудовлетворенностью ее профессиональными аспектами. В то же время пассивность в профессиональном развитии характерна для трудящихся, не собирающихся менять работу. Результаты исследования свидетельствуют, что действующая система профессионального образования не охватывает всех работников, желающих получить новые знания или умения. Работающие люди предпочитают обучаться самостоятельно, за счет неформального контента. Наиболее востребованными универсальными компетенциями у работников являются умение работать с информацией, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Вместе с тем существует избыток профессиональных и трудовых компетенций, не задействованных в текущей работе. Респонденты уверены, что в настоящее время трансформируется прежде всего содержание их труда, в отличие от прежнего (индустриального) времени, когда значительный вклад в рост производительности труда вносили инновации в организации труда.
Кризис, фрагментарность и «упадок духа» современной социологической науки анализируются с главной целью - наметить одну из стратегий преодоления кризисных явлений внутреннего развития современной социологии как науки, как профессии и как призвания. Важно для этого утвердить методологический монизм, что позволит восстановить социологическую идентичность на основе реконструированной системы социологического знания. Рассматриваются отдельные эпистемологические инструменты модернизации социологии: преодоления фрагментарности, научного изоляционизма и даже взаимной враждебности социологических парадигм, разработанные, в частности, на основе реализации принципа комплементарности, благодаря реализации которого несовпадающие или даже противоположные теории, характеризующиеся различными трактовками социальной реальности, создают более полное и корректное представление о социальной действительности как целостности, чем каждая по отдельности. На основе этого принципа сделана попытка обосновать некоторые теоретические и эмпирические стратегии исследования базовых понятий социологии: социальное, социальные институты, социальные структуры, утверждающие гармоническое единство и взаимодействие в социальной жизни символически объективного, структурно-функциональных независимых от актора условий, правил и символически субъективного как проявления феноменологически конструктивной активности, повседневного опыта актора.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru