Рассматривается влияние различных факторов на обращаемость за психологической помощью к представителям официальных религий. Среди них вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы. В качестве теоретической основы работы выступает многокомпонентная модель когнитивных констелляций и теория многоликого христианства Р. Коллинза. Объектом исследования выступают факторы обращения к религии (вера в сверхъестественное, наличие опыта обращения к психотерапевтам, положительное отношение к психотерапии со стороны знакомых и социально-демографические факторы), предметом исследования - взаимосвязь перечисленных факторов с обращением к религиозным организациям. Выборочная совокупность составила 1200 респондентов, репрезентативная для Санкт-Петербурга по полу и возрасту. Цель исследования - установить, как вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы влияют на факт обращения за психологической помощью к представителям официальных религий. Данные, полученные в рамках анкетного опроса, проанализированы при помощи регрессионной модели наименьших квадратов. В качестве зависимой переменной выступала ранговая шкала обращения за психологической помощью в религиозные организации. Согласно результатам, можно отметить зависимость положительного опыта обращения к психотерапевтам и склонности обращаться к религиозным организациям. Полученные выводы возобновили дискуссию о религиозной или мистической природе психотерапии. Наши результаты не затрагивают научность/паранаучность самих оснований психотерапии, однако они раскрывают связь общественных представлениях в этом вопросе. Природа связи в сознании россиян психотерапии и религиозных практик видится авторам направлением для дальнейших исследований. Также полученные результаты могут послужить рекомендациями для разработки психотерапевтических программ и методик, учитывающих фактор религиозности в работе.
Идентификаторы и классификаторы
Пандемия СOVID-19 сильно повлияла на общее психологическое благополучие россиян (Володина и др. 2022): люди чаще стали испытывать тревогу (Якшимбетова и др. 2022), депрессивные состояния (Камхен и др. 2021), иные расстройства настроения. Однако одновременно с ростом обращения к традиционным формам оказания психологической помощи (Абдуллин и др. 2023) мы наблюдаем также возросший интерес россиян к религиозным организациям. Под религиозными организациями мы будем понимать учреждения, относящие себя к организованным формам религии.
Список литературы
-
Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р., Кукар У.Ю. (2023) Психологические последствия пандемии COVID-19. Психопедагогика в правоохранительных органах, 28 (1), 58-64. DOI: 10.24412/1999-6241-2023-192-58-64 EDN: DVJEBI
-
Бессокирная Г.П., Большакова О.А., Караханова Т.М. (2023) Опыт исследования духовно-нравственного состояния российского общества. Социологическая наука и социальная практика, 11(3): 6-36. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.3.1 EDN: LCMOLE
-
Володина К.А., Рагулина А.А., Русяева И.А. (2022) Психологическое состояние студентов в условиях дистанционного обучения в период пандемии COVID-19. Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие, 10(1): 59-72. EDN: AUMHXK
-
Гаврилова Ю.В., Попова А.А. (2022) Роль депривации в трансформациях индивидуального религиозного сознания в условиях пандемии COVID-19. Социология, 1: 184-192. EDN: QLNRKX
-
Дивисенко К.С., Белов А.Э. (2017). Социальные исследования субъективного благополучия в контексте духовности и религиозности. Социологический журнал, (2): 51-73. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.2.5159 EDN: YTUFKB
-
Исаева В.Б. (2014). Современные концептуальные модели социологии конверсии. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 166: 108-113. EDN: SBHDYB
-
Камхен В.Б., Калиева Д.А., Нурализода М. (2021) Ассоциация расстройств тревожно-депрессивного спектра и качества жизни трудоспособного населения в контексте covid-19. Вестник Казахского Национального медицинского университета, 1: 107-111. EDN: RVXGON
-
Корсаков А.И. (2012). Религия и наука в трудах основателя первого позитивизма. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение, 40 (2): 80-92. EDN: PZZPCB
-
Рис Н. (2005) “Русские разговоры”: культура и речевая повседневность эпохи перестройки. М.: Новое литературное обозрение.
-
Руткевич Е.Д. (2013). "Новая парадигма" в социологии религии: pro и contra. Вестник Института социологии, 6: 207-233. EDN: QAPEBN
-
Фрейд З. (1989). Будущее одной иллюзии. Сумерки богов. М.: Политиздат. Хабермас Ю., Тягунова Т. (2010). Расколдовывание религиозно-метафизических картин мира и возникновение современных структур сознания. Социологическое обозрение, 9(1): 27-52. EDN: MTZBQL
-
Шишигина М.А. (2022) Цифровые практики в прогрессивном иудаизме в России во время пандемии COVID-19. Цифровая иудаика: исследование еврейских общин в онлайн-пространстве, (1): 45-63. DOI: 10.31168/0470-1.05 EDN: AGMTOP
-
Юрчак А.В. (2016) Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: Новое литературное обозрение.
-
Яковлева Ю.А. (2015). Факторы нетрадиционной религиозно-групповой идентификации индивидов. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, (3-2): 250-252. EDN: TOALNR
-
Якшимбетова А.И. и др. (2022) Тревога и депрессия у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию SARS-CoV-2. Re-health journal, 2: 95-98.
-
Bessi A. (2016) Personality traits and echo chambers on Facebook.Computers in Human Behavior, 65: 319-324.
-
Bergin A.E. (1980) Psychotherapy and religious values. Journal of consulting and clinical psychology, 48(1): 95.
-
Bergin A.E., Jensen J.P. (1990) Religiosity of psychotherapists: A national survey. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 27(1): 3-7. DOI: 10.1037/0033-3204.27.1.3
-
Bianchi E.C. (1989) Psychotherapy as religion: Pros and cons. Pastoral Psychology, 38, 67-81. DOI: 10.1007/BF01094868
-
Bruce S. (2006) Sociology of Conversion: The Last Twenty-Five Years. In: Bremmer J.N., Bekkum W.J., Molendijk A.L. (eds.) Paradigms, poetics, and politics of conversion. Leuven: Peters: 1-11.
-
Collins R. (1994) Four sociological traditions: Selected readings. Oxford: Oxford University Press.
-
Collins R. (2004).Interaction ritual chains. Princeton: Princeton University Press.
-
Dzialoshinskiy I., Pilgun M. (2015). Axiological Foundations of Business Ethics in the Post-Socialist Russia: Intercultural Context.International Journal of Eco nomics and Financial Issues, 5(3): 263-273.
-
Ellis A. (1980) Psychotherapy and atheistic values: A response to A. E. Bergin's "Psychotherapy and religious values". Journal of Consulting and Clinical Psychology, 48(5): 635-639. DOI: 10.1037/0022-006X.48.5.635
-
Epstein M.N., Genis A.A., Vladiv-Glover S.M. (2015) Russian postmodernism: New perspectives on post-soviet culture (Vol. 3). Oxford; N.Y.: Berghahn Books.
-
Funk C.L. et al. (2013) Genetic and Environmental Transmission of Political Orientations. Political Psychology, 34(6): 805-819.
-
Furseth I., Repstadt P. (2006) An Introduction to the Sociology of Religion. Classical and Contemporary Perspectives. Burlington, VT: Ashgate.
-
Hanegraaff W. J. (1997) New Age religion and Western culture: Esotericism in the mirror of secular thought. N.Y.: State University of New York Press.
-
Hofmann L., Walach H. (2011) Spirituality and religiosity in psychotherapy - A representative survey among German psychotherapists, Psychotherapy Research, 21(2): 179-192. DOI: 10.1080/10503307.2010.536595
-
Hornsey M.J., Harris E., Bain P., Fielding K.S. (2016) Meta-analyses of the determinants and outcomes of belief in climate change. Nature climate change, 6(6): 622-626. EDN: WPRARX
-
Koenig H.G., Pritchett J. (1998) Religion and psychotherapy. In: Koenig H.G. (ed.) Handbook of religion and mental health. Cambridge: Academic Press: 323-336.
-
Meadow M.J. (1986) Current and emerging themes in the psychology of religion. Journal of Psychology and Christianity, 5(2): 56-60.
-
Post B.C., Wade N.G. (2009) Religion and spirituality in psychotherapy: a practice-friendly review of research. Journal of Clinical Psychology, 65: 131-146. DOI: 10.1002/jclp.20563
-
Radnitz S., Underwood P. (2015) Is Belief in Conspiracy Theories Pathological? A Survey Experiment on the Cognitive Roots of Extreme Suspicion. British Journal of Political Science, 47 (1): 1-17.
-
Anderson R.A., Inbar Y., Pizarro D.A. (2021) A matter of taste: Gustatory sensitivity predicts political ideology. Journal of Personality and Social Psychology, 121(2): 394.
-
Schutz A. (2012) Collected papers I. The problem of social reality. Vol. 11. Berlin: Springer Science & Business Media.
-
Szasz T.S. (1974) The myth of psychotherapy. American journal of psycho therapy, 28(4): 517-526.
-
Taylor E. (1999) Shadow culture: Psychology and spirituality in America from the Great Awakening to the new age. Berkeley, California: Counterpoint.
-
Vitz P.C. (1994) Psychology as religion: The cult of self-worship. Michigan: W.B. Eerdmans Publishing.
-
Voas D., Crockett A. (2005) Religion in Britain: Neither believing nor belonging. Sociology, 39(1): 11-28. EDN: JPVISN
-
Wood M.J., Douglas K.M., Sutton R.M. (2012). Dead and alive: Beliefs in contradictory conspiracy theories. Social Psychological and Personality Science, 3: 767-773. DOI: 10.1177/1948550611434786
-
Zmigrod L., Rentfrow P.J., Robbins T.W. (2018) Cognitive underpinnings of nationalistic ideology in the context of Brexit. Proceedings of the National Academy of Sciences, 115(19): E4532-E4540.
-
Религия и общество: мониторинг (2023) ВЦИОМ [https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/religija-i-obshchestvo-monitoring] (дата обращения: 30.09.2023).
-
The work was carried out with the support of St. Petersburg State University, project code 121062300141-5.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Коллективная монография, созданная социологами, историками, географами и искусствоведами, представляющими различные научные учреждения России, приурочена к 350-летию со дня рождения Петра I (1672–1725), основателя Санкт-Петербурга, города, определившего цивилизационное развитие России в долгосрочной перспективе.
Исследуется динамика женской преступности в России за 2011-2022 гг., обсуждаются социально-демографическая структура осужденных женщин, отбывающих наказание в исправительных колониях, и проблемы социальной адаптации. Актуальность исследования определяется практическими задачами внедрения и реализации технологий пробации в современной России, а также теоретическими проблемами, обусловленными недостаточной изученностью повседневных практик и проблем социальной адаптации женщин в российской пенитенциарной системе. В результате в российской социологии не сформированы представления о стратегиях поведения осужденных женщин в период отбывания наказания и после выхода из исправительных колоний. Объект исследования - повседневные практики социальной адаптации осужденных женщин. Предмет исследования - влияние статусной позиции осужденной женщины в социально-демографической структуре на повседневные практики ее социальной адаптации. Цель исследования - выявить проблемы социальной адаптации осужденных женщин в зависимости от их социально-демографического статуса. В первой части работы представлена социально-демографическая структура осужденных и совершивших преступления женщин, которая проанализирована на основе данных российской статистики на 2011-2021 гг. Во-второй части обсуждаются проблемы адаптации осужденных женщин к выходу из исправительных учреждений, систематизированные на основе данных экспертного интервью с психологами Федеральной службы исполнения наказаний России (n=4) и специалистами социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), работающих с женщинами после выхода из исправительного учреждения (n=4). Выявлено, что социальный статус определяет социальные практики и эффективность социальной адаптации осужденных женщин. При реализации закона о пробации необходимо учитывать наиболее уязвимые категории женщин, вышедших на свободу (женщины с несовершеннолетними детьми, зависимые, пенсионного возраста, женщины без устойчивых социальных связей, а также не имеющие возможности трудоустроится в связи с ограничениями регионального рынка труда).
В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост интереса к услугам и продуктам, направленным на оказание психологической помощи, в том числе посредством цифровых сервисов и устройств. Как следствие возникает необходимость социологического анализа эффектов, оказываемых на динамику общественной жизни столь стремительным увеличением популярности цифровизированных услуг психологической помощи среди населения. На данный момент в англоязычной и русскоязычной научной литературе существуют обзоры, посвященные изучению потребительского опыта в использовании цифровых приложений по оказанию психологической помощи и программ социального воздействия с цифровыми элементами. Однако практически нет обзорных работ, раскрывающих подобный опыт в связи с использованием цифровых платформ предоставления психологической помощи (ЦППП) подобных «Ясно», Zigmund.Online. В данном обзоре речь идет о факторах, определяющих доверие этим платформам. По итогам анализа 60 наиболее свежих и цитируемых научных публикаций по теме клиентского опыта использования ЦППП за 2020-2023 гг. выяснено, что на уровень доверия (т.е. наличие опыта использования, текущее использование или готовность воспользоваться при необходимости) воздействуют со стороны клиента: 1) личностные черты; 2) возраст; 3) экономический статус; 4) отношение к оказанию профессиональной психологической помощи, в том числе через технические средства; 5) цифровая грамотность со стороны платформы; 6) качество программного обеспечения, клиентского сервиса и алгоритмов подбора специалистов. Влияние остальных факторов имеет смешанный, не до конца проясненный характер. В силу того что практически отсутствуют комплексные многофакторные исследований с модерацией и медиацией, сложно предполагать, как факторы доверия соотносятся друг с другом. Несмотря на обширную репрезентацию в научных публикациях исследований, касающихся доверия ЦППП пользователей из уязвимых групп населения, все же не все группы оказались охвачены исследованиями. Будущие исследования ЦППП возможно будут ориентированы на построение многофакторных моделей, объясняющих доверие клиентов к ЦППП, а также охватывать больше пользователей из уязвимых социальных групп.
Обзорная статья посвящена анализу положения телесности в концепциях, интерпретирующих и развивающих классификацию форм капитала П. Бурдье, который рассматривал телесный капитал только лишь как разновидность культурного капитала. Анализируются работы исследователей (К. Хаким, Д. Хатсон), которые предлагают рассматривать телесность (в ее разных проявлениях) в качестве четвертой формы капитала наряду с тремя уже устоявшимися формами. Рассматриваются новые концепты, связанные с телесностью, созданные в русле бурдьезианской теории капитала и призванные дать описание дополнительным основаниям для возникновения иерархий в современных обществах. Автор солидаризируется с теми исследователями, кто считает, что сегодня телесность является самостоятельной формой капитала, поскольку ее свойства сами по себе влияют на положение индивида внутри различных социальных полей. По мнению автора, место четырех форм самого телесного капитала могут занять такие концепты, как физический, сексуальный/эротический, гендерный и эстетический капитал. Два важнейших аспекта функционирования телесного капитала - его аккумуляция и конвертация. Последняя осуществляется на двух уровнях: во-первых, врожденные и приобретенные свойства тела трансформируются в иные формы капитала - экономическую, культурную, социальную; во-вторых, процессы конвертации происходят между формами самого телесного капитала. Телесный капитал, как и любая форма капитала, не может быть полностью лишен потенциала отчуждения, однако внимание к различным аспектам телесности, даже с точки зрения их капитализации, становится в эпоху цифровизации формой стихийного сопротивления диктату алгоритмической рациональности.
Рассматривая неочевидные мозаичные переплетения повседневной жизни местных жителей и практик туризма в отдаленных районах Томской области, автор подвергает ревизии понятие «паттерн удаленности» в интерпретации Кэролин Хамфри (2015), который формируется именно в «провинциальном» постсоциалистическом контексте в оппозиции к пространственным формам, диктуемым метрополией. Серия парадоксов окружает специфическую индустрию туризма в Томской области: отрицая связность, простоту доступа к территории и прозрачность, местные жители и предприниматели создают сложноорганизованную сеть, в которой особой привлекательностью обладают руины и мемориализация исторической травмы, а ключевой опыт, который предлагаемый путешественнику, - опыт собственной аутентичности через испытание. Другой парадокс заключается в том, что чем больше происходит разрушение инфраструктурных элементов, тем ярче проявляется потенциал туризма в регионе. Это наблюдение требует пересмотра этнографических исследований туристических практик за пределами концепции консервации, сохранения наследия и устойчивого развития сообществ. На основе серии кейсов предлагается альтернативный взгляд на понятие «ресурс» в контексте туризма: о чем говорит тот факт, что дикость ландшафта, руинирование следов антропогенных элементов выходят на первый план и оказываются достопримечательностью? Как может руинизация и возрождение дикости ландшафта поставить под вопрос взгляд на удаленность как неравенство и, более того, инфраструктурное насилие? Шаг, предлагаемый автором статьи, позволяет увидеть ресурсность состояния «нехватки», которое может быть основой инфраструктурной автономии. Рассматриваются также отношения удаленности со временем и темпоральностями, с одной стороны, через связь туризма и местных форм жизни с трагической историей ссылки и спецпереселенцев, с другой стороны, через оспаривание взгляда, согласно которому удаленность означает маргинализцию через выключенность из процессов модерности.
Несмотря на существующий научный задел исследований в области привязанности к месту, эта тема во многом остается не до конца изученной и интересной в контексте применения понятия к различного типа территориям. Фокусом внимания авторов является понятие «привязанность к месту» в контексте убывающего города. В теоретической рамке исследования мы связываем два концепта: убывающий город (shrinking city) и привязанность к месту (place attachment). Оба понятия широко используются в научной литературе, но остаются при этом неоднозначными и редко используются вместе. Мы предлагаем авторскую операционализацию понятия привязанности к месту, где обосновываем четыре его компонента: положительная эмоциональная связь людей с местом, значимость места для людей в конкретных жизненных обстоятельствах, зависимость людей от места и идентичность места (place identity). Научная новизна исследования заключается в применяемом методологическом подходе. Анализируется привязанность к месту через общественный дискурс, который конструируют жители убывающего города в онлайн-сообществе социальной сети. Обсуждения жителей представляют богатый эмпирический материал, позволяющий выявить основные компоненты привязанности к месту и проинтерпретировать их в контексте особой среды. Обоснованная теория в качестве подхода, основанного на детальном кодировании дискурсивных данных и формировании объясняющих интерпретаций этого кодирования, позволяет выявить аспекты привязанности к месту в убывающем городе, недостаточно изученные в литературе и обусловленные особым контекстом, в котором развиваются отношения между жителями и местами.
История изучения рабочего времени непосредственно связана с развитием рабочих отношений. Строгий индустриальный учет каждой минуты все больше отходит на второй план ввиду развития новых постиндустриальных отношений. Новую экономику называют по-разному, одно из ее названий - «креативная». Оно подчеркивает особый нематериальный вклад человека в развитие экономики. Тот же «человеческий», личностный или антропологический фокус приобретает рассмотрение рабочего времени. Проблемы возникают при анализе государственных организаций, чей режим работы более других подчинен административным, бюрократическим правилам. Рассмотрению таких организаций на примере библиотек, домов культуры и учреждений дополнительного образования посвящена статья. Исследование направлено на изучение работников как носителей интересующего нас творческого начала, а не как сотрудников организаций. В связи с этим в качестве основного метода исследования выбрано интервью. Работа написана на основе восьми интервью, взятых автором в июне 2020 г. в городах Кемерово и Полысаево и 12 интервью 2021 г. в Санкт-Петербурге. В качестве вспомогательных методов использованы проективные методики «Линия жизни» и «Изображение рабочего места». Полученные выводы свидетельствуют о зависимости между количеством творческой работы в организации и количеством свободы, которой обладают ее сотрудники, особой важности самоконтроля среди работников, который трансформируется с учетом специфики творческой работы. Продемонстрирована взаимосвязь социальной жизни города и биоритмов.
Четвертая промышленная революция и технологическое развитие способствуют сокращению срока службы накопленных работниками ресурсов и стимулирует их к изменению трудового и профессионального поведения. Рассматривается проблема вовлеченности населения в занятость и условия ее поддержания в долгосрочной перспективе. В частности, анализируется оценка работниками текущих требований на рынке труда и в системе занятости, а также действия по улучшению своей профессиональной и трудовой ситуации. В первом разделе рассматривается концепция «нового профессионализма», ориентированная на развитие разнообразных компетенций, которыми должен обладать «современный работник». Во втором разделе приводятся результаты выборочного опроса работающего населения России, которые показали, что в последнее десятилетие занятость в стране связана с высокой степенью мобильности, существенными перерывами в трудовом стаже и частой сменой рабочих мест. Перерывы чаще свойственны людям, начинающим и завершающим трудовую карьеру, и женщинам. Российские мужчины больше склонны менять место работы. Оба действия (перерывы и смена работы) сопрягаются со сменой профессии. Очевидно, что текущая ситуация прямо влияет на профессиональную и трудовую мобильность российских работников. Если люди добровольно отказываются от текущей работы, то, как правило, это связано с неудовлетворенностью ее профессиональными аспектами. В то же время пассивность в профессиональном развитии характерна для трудящихся, не собирающихся менять работу. Результаты исследования свидетельствуют, что действующая система профессионального образования не охватывает всех работников, желающих получить новые знания или умения. Работающие люди предпочитают обучаться самостоятельно, за счет неформального контента. Наиболее востребованными универсальными компетенциями у работников являются умение работать с информацией, стрессоустойчивость и коммуникабельность. Вместе с тем существует избыток профессиональных и трудовых компетенций, не задействованных в текущей работе. Респонденты уверены, что в настоящее время трансформируется прежде всего содержание их труда, в отличие от прежнего (индустриального) времени, когда значительный вклад в рост производительности труда вносили инновации в организации труда.
Кризис, фрагментарность и «упадок духа» современной социологической науки анализируются с главной целью - наметить одну из стратегий преодоления кризисных явлений внутреннего развития современной социологии как науки, как профессии и как призвания. Важно для этого утвердить методологический монизм, что позволит восстановить социологическую идентичность на основе реконструированной системы социологического знания. Рассматриваются отдельные эпистемологические инструменты модернизации социологии: преодоления фрагментарности, научного изоляционизма и даже взаимной враждебности социологических парадигм, разработанные, в частности, на основе реализации принципа комплементарности, благодаря реализации которого несовпадающие или даже противоположные теории, характеризующиеся различными трактовками социальной реальности, создают более полное и корректное представление о социальной действительности как целостности, чем каждая по отдельности. На основе этого принципа сделана попытка обосновать некоторые теоретические и эмпирические стратегии исследования базовых понятий социологии: социальное, социальные институты, социальные структуры, утверждающие гармоническое единство и взаимодействие в социальной жизни символически объективного, структурно-функциональных независимых от актора условий, правил и символически субъективного как проявления феноменологически конструктивной активности, повседневного опыта актора.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru