Архив статей журнала
Рассматривается влияние различных факторов на обращаемость за психологической помощью к представителям официальных религий. Среди них вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы. В качестве теоретической основы работы выступает многокомпонентная модель когнитивных констелляций и теория многоликого христианства Р. Коллинза. Объектом исследования выступают факторы обращения к религии (вера в сверхъестественное, наличие опыта обращения к психотерапевтам, положительное отношение к психотерапии со стороны знакомых и социально-демографические факторы), предметом исследования - взаимосвязь перечисленных факторов с обращением к религиозным организациям. Выборочная совокупность составила 1200 респондентов, репрезентативная для Санкт-Петербурга по полу и возрасту. Цель исследования - установить, как вера в магию, астрологию, опыт обращения за психологической помощью к представителям традиционной психотерапии, отношение знакомых к терапии, социально-демографические факторы влияют на факт обращения за психологической помощью к представителям официальных религий. Данные, полученные в рамках анкетного опроса, проанализированы при помощи регрессионной модели наименьших квадратов. В качестве зависимой переменной выступала ранговая шкала обращения за психологической помощью в религиозные организации. Согласно результатам, можно отметить зависимость положительного опыта обращения к психотерапевтам и склонности обращаться к религиозным организациям. Полученные выводы возобновили дискуссию о религиозной или мистической природе психотерапии. Наши результаты не затрагивают научность/паранаучность самих оснований психотерапии, однако они раскрывают связь общественных представлениях в этом вопросе. Природа связи в сознании россиян психотерапии и религиозных практик видится авторам направлением для дальнейших исследований. Также полученные результаты могут послужить рекомендациями для разработки психотерапевтических программ и методик, учитывающих фактор религиозности в работе.
В последние десятилетия наблюдается устойчивый рост интереса к услугам и продуктам, направленным на оказание психологической помощи, в том числе посредством цифровых сервисов и устройств. Как следствие возникает необходимость социологического анализа эффектов, оказываемых на динамику общественной жизни столь стремительным увеличением популярности цифровизированных услуг психологической помощи среди населения. На данный момент в англоязычной и русскоязычной научной литературе существуют обзоры, посвященные изучению потребительского опыта в использовании цифровых приложений по оказанию психологической помощи и программ социального воздействия с цифровыми элементами. Однако практически нет обзорных работ, раскрывающих подобный опыт в связи с использованием цифровых платформ предоставления психологической помощи (ЦППП) подобных «Ясно», Zigmund.Online. В данном обзоре речь идет о факторах, определяющих доверие этим платформам. По итогам анализа 60 наиболее свежих и цитируемых научных публикаций по теме клиентского опыта использования ЦППП за 2020-2023 гг. выяснено, что на уровень доверия (т.е. наличие опыта использования, текущее использование или готовность воспользоваться при необходимости) воздействуют со стороны клиента: 1) личностные черты; 2) возраст; 3) экономический статус; 4) отношение к оказанию профессиональной психологической помощи, в том числе через технические средства; 5) цифровая грамотность со стороны платформы; 6) качество программного обеспечения, клиентского сервиса и алгоритмов подбора специалистов. Влияние остальных факторов имеет смешанный, не до конца проясненный характер. В силу того что практически отсутствуют комплексные многофакторные исследований с модерацией и медиацией, сложно предполагать, как факторы доверия соотносятся друг с другом. Несмотря на обширную репрезентацию в научных публикациях исследований, касающихся доверия ЦППП пользователей из уязвимых групп населения, все же не все группы оказались охвачены исследованиями. Будущие исследования ЦППП возможно будут ориентированы на построение многофакторных моделей, объясняющих доверие клиентов к ЦППП, а также охватывать больше пользователей из уязвимых социальных групп.