Исследование посвящено измерению и оценке особенностей применения технологии персонализированного обучения, базирующейся на системе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), в Тюменском государственном университете. Для сбора и анализа данных использована стратегия микс-методов, позволяющая выявить наиболее общие тренды во мнениях субъектов образовательного пространства и получить развернутые интерпретации происходящих изменений. Цель исследования заключается в выявлении оценок содержания и технологий образовательной деятельности, преимуществ и рисков ИОТ и традиционного способа обучения ключевыми субъектами образования. Результаты интервью с преподавателями демонстрируют, что в оценке позитивных сторон перехода на ИОТ отмечаются такие аспекты, как возможность ориентации на собственные интересы, рост мотивации и стремления к профессиональному развитию в конкурентных условиях, упрощение отчетности в результате цифровизации. Критическое отношение преподавателей вызывает снижение фундаментальности подготовки и депрофессионализация студентов, распад устойчивых социальных связей и идентичностей преподавателей, снижение бытового комфорта в связи с непрерывной пространственной мобильностью, неуверенность по поводу объема учебной нагрузки. Исследование показало, что пятая часть студентов ИОТ не удовлетворена отдельными аспектами ИОТ и имеет сложности адаптации в смешанных группах. При этом вариативность и индивидуализация обучения пока не является приоритетом для студентов, обучающихся по традиционным программам. Студенты, обучающиеся по индивидуальным траекториям, не осознают многих преимуществ ИОТ в формировании личностных качеств, необходимых для успешной самореализации, ввиду отсутствия возможности сравнить свою форму обучения с традиционной.
Идентификаторы и классификаторы
Происходящие в системе высшего образования изменения нацелены на создание оригинальной российской модели образовательного пространства, комфортной для всех участников этого процесса, отвечающего требованиям цифровой экономики и динамичного рынка труда, способствующего профессиональному и личностному становлению специалистов.
Список литературы
- Гасанова Р.Р. Разработка и осуществление персональных траекторий образования педагогов в дополнительном образовании // Профессиональное образование в современном мире. 2021. № 11 (1). С. 125-135. DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-21 EDN: BDWLUK Gasanova R.R. Development and implementation of personal training trajectories for teachers in additional education. Professional’noe obrazovanie v sovremennom mire. 2021. Vol. 11. No. 1. P. 125-135. 10.20913/2618-7515-2021-1-21 (In Russ.). DOI: 10.20913/2618-7515-2021-1-21(InRuss.) EDN: BDWLUK
- Гончарова Е.В., Чумичева Р.М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2012. № 2. С. 3-11. EDN: OYCNID Goncharova E.V., Chumicheva R.M. Development of indivudual learning trajectories for bachelor students. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. No. 2. P. 3-11. (In Russ.). EDN: OYCNID
- Кляпышева Е.В. Индивидуальный образовательный маршрут как средство реализации индивидуальной образовательной траектории // Интерактивная наука. 2018. № 12. С. 36-39. DOI: 10.21661/r-474241 EDN: YQVPKH Kliapysheva E.V. The individual educational route as means of individual educational trajectory realization. Interaktivnaya nauka. 2018. Vol. 12. No. 34. P. 36-39. 10.21661/r-474241 (In Russ.). DOI: 10.21661/r-474241(InRuss.)
- Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Щетинин Е.В., Семенова О.А., Сирак С.В., Маяцкая Н.К., Гевандова М.Г. Особенности реализации индивидуальной образовательной траектории в медицинском университете // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 9 (4). С. 646-650 [электронный ресурс]. Дата обращения 04.03.2023. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7565. EDN: UHRKVJ Koshel V.I., Khodzhayan A.B., Shchetinin E.V., Semenova O.A., Sirak S.V., Mayatskaya N.K., Gevan dova M.G. Features of the individual educational trajectory implementation at a medical university. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental’nykh issledovanii. 2015. Vol. 9. No. 4. P. 646-650. Accessed 04.03.2023. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=7565 (In Russ.). EDN: UHRKVJ
- Куликова О.В., Сиухина Е.А., Тимофеева Л.В. Разработка образовательных траекторий спортсменов в рамках реализации компетентностного подхода и внедрения образовательных стандартов высшего образования // Управление в XXI веке: Сборник статей по материалам студенческой Международной научно-практической конференции, НИУ “БелГУ”, 1-2 ноября 2016 года / Отв. ред. В.М. Захаров. Белгород: Белгород, 2016. C. 31-34. EDN: ZGXJGP Kulikova O.V., Siukhina E.A., Timofeeva L.V. Development of educational trajectories of athletes within the framework of the competence approach and the educational standards of higher education implementation. Upravlenie v XXI veke: Sbornik statei po materialam studencheskoi Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, NIU “BelGU”, 1-2 noyabrya 2016 goda. [Management in the XXI century: collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference.] Ed. by V.M. Zakharov. Belgorod: Belgorod publ., 2016. P. 31-33. (In Russ.).
- Мартынова Е.А. Построение индивидуальной образовательной траектории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях // Научный альманах. 2017. № 6 (1). С. 156-160. EDN: ZBLZVL
Martynova E.A. Building an individual educational trajectory of people with disabilities studying in professional educational organizations. Nauchnyi al’manakh. 2017. Vol. 6. No. 1. P. 156-160. (In Russ.). - Муравьева А.А., Олейникова О.Н., Аксенова Н.М. Многомерное пространство студентоцентрированного обучения // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (3). С. 92-99. DOI: 10.15826/umpa.2017.03.041 EDN: ZCOULH Muravyeva A.A., Oleynikova O.N., Aksyonova N.M. Multiple dimensions of student-centred learning. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2017. Vol. 21. No. 3. P. 92-99. 10.15826/umpa.2017.03.041 (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2017.03.041(InRuss.) EDN: ZCOULH
- Сазонов Б.А. Организация образовательного процесса: возможности индивидуализации обучения // Высшее образование в России. 2020. № 29 (6). С. 35-50. DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50 EDN: UTHNIS Sazonov B.A. Organization of the Educational Process: Opportunities for Individualization of Training. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020. Vol. 29. No. 6. P. 35-50. 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50 (In Russ.). DOI: 10.31992/0869-3617-2019-29-6-35-50(InRuss.) EDN: UTHNIS
- Сысоев П.В. Обучение по индивидуальной траектории // Язык и культура. 2013. № 4. С. 121-131. EDN: RUBJNT Sysoev P.V. Individual trajectory training. Yazyk i kul’tura. 2013. Vol. 4. No. 24. P. 121-131. (In Russ.). EDN: RUBJNT
-
Тимошина Т.А. Концепция выстраивания индивидуальной образовательной траектории студента. Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. Материалы Международной научно-практической конференции, 7-9 октября 2010 г. / Под ред. Л.А. Байковой, Н.А. Фоминой, А.Н. Сухова; РГУ им. С.А. Есенина. Рязань, 2010. С. 315-320. Timoshina T.A. The concept of a student's individual educational trajectory building. Pedagogika i psikhologiya kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 7-9 oktyabrya 2010 g. [Pedagogy and psychology as a resource for the development of modern society: Materials of the International Scientific and Practical Conference, October 7-9, 2010.] Ed. by L.A. Baykova, N.A. Fomina, A.N. Sukhov. Ryazan: S.A. Yesenin Russian State University, 2010. P. 315-320. (In Russ.).
-
Шапошникова Н.Ю. Индивидуальные образовательные траектории в вузах России и Великобритании (теоретические аспекты) // Вестник МГИМО-Университета. 2015. № 1. С. 263-268. DOI: 10.24833/2071-81602015-1-40-263-268 EDN: TVROET Shaposhnikova N.Yu. Individual Educational Paths in the Universities of Russia and Great Britain (Theoretical Aspects). Vestnik MGIMO-Universiteta. 2015. Vol. 1. No. 40. P. 263-268. 10.24833/2071-8160-2015-1-40-263-268 (In Russ.). DOI: 10.24833/2071-8160-2015-1-40-263-268(InRuss.) EDN: TVROET
-
Adams-Becker S., Cummins M., Davis A., Freeman A., Hall-Giesinger C., Ananthanarayanan V. NMC Horizon Report: 2017 Higher Education Edition. Austin, Texas, 2017. - 60 p. [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED582134.pdf.
-
Alamri H.A., Watson S., Watson W. Learning technology models that support personalization within blended learning environments in higher education // TechTrends. 2021. No. 65. Р. 62-78. DOI: 10.1007/s11528-020-00530-3 EDN: BBFNME
-
Augar P. Post-18 review of education and funding. London: Crown copyright, 2019. - 216 p. [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/805127/Review_of_post_18_education_and_funding.pdf.
-
Barr R.B., Tagg J. From teaching to learning - A new paradigm for undergraduate education // Change. 1995. No. 27. P. 12-26. DOI: 10.1080/00091383.1995.10544672
-
Baruth O., Cohen A. Increasing Student Satisfaction with a Personality-Based Personalized Learning Path // Proceedings of EdMedia + Innovate Learning. Waynesville, NC, 2021. P. 1074-1081 [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://www.learntechlib.org/primary/p/219797.
-
Biemans H.J., Mariën H., Fleur E., Beliaeva T., Harbers J. Students' experiences with different learning pathways to higher professional bachelor programmes // International Journal for Research in Vocational Education and Training. 2020. No. 7 (1). P. 1-20. DOI: 10.13152/IJRVET.7.1.1 EDN: ZQTWID
-
Boyarinov D.A. Pedagogical Model for Creating Individual Learning Paths Based on Educational Maps // Proceedings of VI International Forum on Teacher Education - 2020. Kazan': Kazan federal university, 2020. P. 277-289. DOI: 10.3897/ap.2.e0277
-
Carneiro R., Lefrere P., Steffens K., Underwood J. Self-regulated learning in technology enhanced learning environments. Rotterdam: Sense Publishers, 2011. - 163 p. DOI: 10.1007/978-94-6091-654-0
-
European Centre for the Development of Vocational Training. Terminology of European education and training policy: A selection of 130 terms. Luxembourg: Cedefop Publications Office, 2014. DOI: 10.2801/15877
-
Christodoulou A., Angeli C. Adaptive Learning Techniques for a Personalized Educational Software in Developing Teachers' Technological Pedagogical Content Knowledge // Frontiers in Education. 2022. No. 7. DOI: 10.3389/feduc.2022.789397 EDN: DLPXDI
-
Flexible learning pathways in higher education // UNESCO. International Institute for Educational Planning, 2022 [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://www.iiep.unesco.org/en/our-expertise/flexible-learning-pathways-higher-education?language=en.
-
Gómez S., Zervas P., Sampson D.G., Fabregat R. Context-aware adaptive and personalized mobile learning delivery supported by UoLmP // Journal of King Saud University - Computer and Information Sciences. 2014. No. 26 (1). P. 47-61. DOI: 10.1016/j.jksuci.2013.10.008
-
Jääskelä P., Poikkeus A.-M., Vasalampi K., Valleala U.M., Rasku-Puttonen H. Assessing agency of university students: Validation of the AUS Scale // Studies in Higher Education. 2017. No. 42 (11). P. 2061-2079. DOI: 10.1080/03075079.2015.1130693
-
Jackson N. Learning to be a self-regulating professional: the role of personal development planning (PDP). Learning to be Professional through a Higher Education. 2010 [online]. Accessed 04.03.2023. URL: http://learningtobeprofessional.pbworks.com/f/CHAPTER+A6+Learning+to+be+a+SelfRegulating+Professional+-++the+role+of+PDP.pdf.
-
Johnson L., Becker S.A., Cummins M., Estrada V., Freeman A., Hall C. NMC Horizon Report: 2016. Higher Education Edition. Austin, Texas: The New Media Consortium, 2016. - 56 p. [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://www.learntechlib.org/d/171478.
-
Lee D., Huh Y., Lin C.-Y., Reigeluth C.M. Personalized learning practice in U.S. learner-centered schools // Contemporary Educational Technology. 2022. No. 14 (4). Article No. ep385. DOI: 10.30935/cedtech/12330 EDN: PIBHAJ
-
Liu R., Qiao X., Liu Y. A paradigm shift of learner-centered teaching style: Reality or illusion? // Journal of Second Language Acquisition and Teaching. 2006. No. 13. P. 77-91.
-
Manfrin A., Apampa B., Parthasarathy P. A conceptual model for students' satisfaction with team-based learning using partial least squares structural equation modelling in a faculty of life sciences, the United Kingdom // Journal of Educational Evaluation for Health Professions. 2019. No. 16 (36). P. 1-9. DOI: 10.3352/jeehp.2019.16.36
-
Newman A., Bryant G., Stokes P., Squeo T. Learning to Adapt: Understanding the Adaptive Learning Supplier Landscape. 2013 [online]. Accessed 04.03.2023. URL: http://edgrowthadvisors.com/wp-content/uploads/2013/04/Learningto-Adapt_Report_Supplier-Landscape_Education-Growth-Advisors_April-2013.pdf.
-
Pogosyan M.A. Development of individual learning paths system in engineering education // IEEE Frontiers in Education Conference (FIE), 2020. P. 1-8. DOI: 10.1109/fie44824.2020.9274140 EDN: FXUFXM
-
Salinas J., Benito B. Construction of personalized learning pathways through mixed methods // Comunicar. 2020. No. 28 (65). P. 31-41. DOI: 10.3916/C65-2020-03 EDN: WRGLNU
-
Schmid R., Petko D. Does the use of educational technology in personalized learning environments correlate with self-reported digital skills and beliefs of secondary-school students // Computer Education. 2019. No. 136. P. 75-86. DOI: 10.1016/j.compedu.2019.03.006
-
Sharples M., De-Roock R., Ferguson R., Gaved M., Herodotou C., Koh E., Kukulska-Hulme A., Looi C.K., Mcandrew P., Rienties B., Weller M., Wong L.H. Innovating Pedagogy 2016: Open University Innovation Report 5. London: The Open University, 2016. - 45 p.
-
Tur G., Marín V.I., Moreno J., Gallardo A., Urbina S. From diagrams to selfregulated learning: Student teachers' reflections on the construction of their PLE // Educational Media International. 2016. No. 53 (2). P. 139-152. DOI: 10.1080/09523987.2016.121133
-
UNESCO. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4: Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning for all. Paris: UNESCO Publishing, 2016 [online]. Accessed 04.03.2023. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656.
-
Wheelahan L. Neither fish nor fowl: The contradiction at the heart of Australian tertiary education // Journal of Access, Policy and Practice. 2008. No. 5 (2). P. 133-152.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга Люси Сериес, во многом основанная на представлениях И. Гофмана о тотальных институтах и М. Фуко о дисциплинарных механизмах, посвящена проблеме депривации свободы пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальном уходе, в карцеральную и посткарцеральную эпоху. В отличие от других рецензентов, автор настоящей статьи полагает, что Л. Сериес внесла существенный вклад не столько в развитие теории социальной инклюзии, основанной на исторических и современных кейсах из Великобритании, сколько в развитие теоретико-методологических представлений о доме и тех институтах, которые, в отличие от домашней среды, формируют пространство ограничения свободы выбора. Фактически книга позволяет ответить на вопрос, что такое дом как социально-культурная единица и почему он может быть противопоставлен социальным институтам за счет достаточно жесткой демаркации соответствующих пространств.
Книга Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука «Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости» (2022) представляет собой описание результатов уникального, масштабного, более чем десятилетнего исследовательского проекта, посвященного осмыслению феномена фриланса на просторах интернета. Являясь одними из первых исследователей данной темы в стране, авторы фиксируют историю становления русскоязычного рынка удаленной работы, его основных участников и законы функционирования, а также проводят глубокий анализ зарождения, распространения и трансформации практик удаленной самозанятости. Фрилансеры определяются авторами монографии как представители интеллектуального и творческого труда, а сам фриланс характеризуется как форма реализации свободы на рынке труда посредством сети интернет. Название книги предлагает новое направление исследований - социологию свободной занятости. В рецензии рассматриваются достоинства монографии, а также ставится вопрос о том, можем ли мы назвать независимых профессионалов действительно свободными или же здесь есть нюансы.
В статье рассматривается деятельность уникального социологического музея, открытого на базе Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Музей посвящен жизнедеятельности и творчеству профессора Л.Н. Когана, одного из крупнейших советских/российских социологов второй половины XX в. В центре внимания авторов статьи - цели, методы, стиль работы музея и его значение для воспроизводства истории социологии на Урале. Характеризуются основные формы и виды просветительской деятельности музея среди студентов, аспирантов, соискателей, получающих социологическое образование и профессиональную подготовку, а также преподавателей и многочисленных гостей университета, города, региона. Показано, как конструируется образ Когана в музейном пространстве, рассмотрены потенциал творчества ученого и его реализация в теоретических и эмпирических исследованиях. Большое количество документов, артефактов, различных источников, собранных в музее, дают возможность посетителям в ходе учебных занятий или экскурсий получить представление об основных этапах жизни, учебы, работы Когана, его достижениях в научной, публицистической, общественной деятельности. В музее можно ознакомиться со стилем и методами работы ученого, особенностями его взаимодействия со студентами, аспирантами, соискателями и коллегами-социологами. На полках представлены практически все монографии и основные публикации Л.Н. Когана. Экспозиция музея демонстрирует широту его научных интересов, которые, помимо социологии, распространялись на такие сферы, как философия, политология, культурология, искусство, театр. Музей дает яркое представление о личности ученого, его готовности передавать людям знания, профессионализм в исследовании социальных процессов, навыки культуры академического общения, а также заряжать людей оптимизмом. Кроме того, благодаря обилию исторических документов, посетители получают возможность проследить историю становления и развития социологии за 50 лет в Уральском университете и регионе. В конце статьи авторы знакомят читателей журнала с перспективами работы социологического музея Л.Н. Когана.
Статья посвящена анализу российской научной политики, проводившейся с 2018 г., когда были утверждены новые цели развития науки, транслированные в бюджетный процесс и национальные проекты. Меры научной политики рассматриваются в проекции трех акторов. Первый - это государство, устанавливающее цели развития, формирующее систему управления и координации и выделяющее основные средства на науку. Второй актор - это Российская академия наук, выполняющая экспертную функцию. В качестве третьего актора выделена вузовская наука, ставшая в последние годы главным бенефициаром мер государственной поддержки. Цель статьи состоит в выявлении ключевых направлений научной политики страны с точки зрения степени готовности сферы науки к радикально изменившимся геополитическим условиям, которые сложились в 2022 г. Показано, что система управления наукой эволюционировала в сторону роста централизации и усиления вертикали власти, включая принципы распределения финансирования. Это дает возможность концентрировать ресурсы на решении ключевых задач. Вместе с тем задач, которые бы требовали такой централизации, поставлено не было. Основные цели научной политики ориентировали на диверсификацию и встраивание российской науки в международную (через улучшение позиций в международных рейтингах, наращивание публикаций в изданиях, индексируемых в зарубежных базах данных, поощрение циркуляции кадров). Результатом разнонаправленности политики стало то, что сфера науки оказалась не подготовленной к условиям жестких санкций. Удалось принять только меры немедленного реагирования и с существенным опозданием начать формирование повестки, нацеленной на создание условий для развития, изолированного от ведущих научных держав.
В статье анализируется процесс глобального старения населения, оказывающий существенное влияние на все сферы общественной жизни в XXI в. Влияние этого процесса на различные сферы общественной деятельности будет определяться его масштабами и глубиной, то есть возможной демографической структурой будущего общества. В то же время проблематична способность современного общества справляться с возрастающими рисками, связанными с этим процессом. Среди рисков и проблем можно выделить замедление экономического роста, пенсионный кризис, проблемы ухода за растущим числом инвалидов и немощных людей, сохранение финансовых сбережений пожилых людей, проблему эйджизма и уязвимости пожилых людей в периоды кризисов и пандемий и, следовательно, сохранение продолжительности жизни, а также стабильной демократии и даже мирового порядка. Эти риски и проблемы вызывают особую озабоченность с учетом того, что к середине XXI в. две трети людей старше 65 лет будут жить в странах со средним и низким уровнем дохода. Более того, старение затронет даже беднейшие в настоящее время страны Африки к югу от Сахары с молодым населением. В связи с этим проблема социального обеспечения и охраны здоровья пожилых людей становится все более острой и требует принятия упреждающих мер. Проблеме старения населения уделяется недостаточно внимания со стороны таких международных организаций, как ООН и ВОЗ; в целом исследования этого вопроса ограничены как в публичной сфере, так и в научном дискурсе. Однако уже сейчас глобальное старение является чрезвычайно важной проблемой и, полагаем, станет самой острой проблемой в будущем. Поэтому недостаточное внимание к ней грозит социальной напряженностью, кризисом и межпоколенческими конфликтами, политической и социальной нестабильностью. В настоящей статье мы рассматриваем этот процесс с точки зрения перехода от восприятия его как проблемы к восприятию его как появления новых возможностей, связанных с наличием житейской мудрости и опыта у более зрелого и старшего поколений. Сегодня необходимо принимать конкретные меры в различных сферах, специальные долгосрочные программы по формированию более высокого качества жизни, связанного со здоровьем старшего поколения, по увеличению ожидаемой продолжительности полноценной жизни, бороться с распространенным стереотипом конца жизни и чувством обреченности. Авторы указывают на важность технологий, развитие которых может быть стимулировано именно процессом глобального старения и необходимостью увеличения продолжительности жизни. На фоне грядущей технологической волны (которую мы обозначаем как кибернетическая революция) глобальное старение может создать острый спрос на трудосберегающие технологии, а также придать мощный импульс в области медицины. Прогресс в последней будет способствовать продлению трудоспособного возраста и улучшению связанного со здоровьем (биологического) качества жизни.
Интервью по переписке посвящено Геннадию Семеновичу Батыгину (1951-2003) - коллеге и другу Геворка Арамовича Погосяна. В интервью раскрываются особенности личной коммуникации, влияния, которое оказывал Батыгин на окружающих. Затрагиваются вопросы организации научных публикаций, личных встреч в течение 1980-1990-х гг. Представлен жизненный мир научных сотрудников, с одной стороны, достигших значимых результатов в научной карьере, написавших к тому времени востребованные работы по методологии социальных исследований, получивших признание среди коллег, с другой стороны, простых в общении, встречающихся на кухне, а не на кафедре, обсуждающих, спорящих, поддерживающих друг друга. В интервью воспроизводится социальная атмосфере 1990-х, показывается то, как на деле может реализоваться мертоновский принцип научного коммунизма, согласно которому знание открыто и доступно для каждого, находящегося в поиске, и не имеет статусных или административных границ.
В статье проблематизируются отношения между социологической и философской традициями отечественной социальной мысли на материале субъективной школы и славянофильства. Показано отсутствие непосредственной идейно-концептуальной преемственности между этими направлениями при одновременном наличии общих ментально-мировоззренческих предпосылок. Сопоставление славянофильства и субъективной школы проводится по трем линиям - гносеологии, социальной и историософской тематики. Выявлены отличительные особенности, в которых обнаруживается корреспонденция между названными направлениями: ориентация на целостное отношение к действительности, объединяющее жизнь и познание; этическая доминанта гносеологических воззрений и тяготение к практически-преобразовательному отношению к действительности; антропоцентричность и персонализм; романтически-экзальтированная постановка народного вопроса; миссианские и мессианские мотивы историософских исканий, а также публицистичность как жанр теоретической рефлексии. Высказывается предположение об отражении в названном идейно-мировоззренческом комплексе культурных кодов отечественной социальной ментальности.
В статье анализируются тексты, создаваемые пользователями русскоязычных цифровых коммуникационных площадок, посвященных эмиграции в Республику Корея. Цель исследования заключалась в том, чтобы определить, какими значениями в этих текстах наделяется эта страна, выстроив гипотезу о влиянии данных образов на миграционные стратегии выходцев из России. Тексты отбирались в тематических сообществах крупнейших по числу русскоязычных пользователей сетей. Исследовательским инструментом стала техника дискурс-анализа Э. Лакло и Ш. Муфф. Корея рассматривалась как узловой знак, объединяющий мигрантские тексты в единый дискурс. Его значение определялось путем выстраивания авторами текстов ассоциаций между принимающей страной и определенными ситуациями и действиями. Установлено, что в этом процессе активнее всего участвуют маятниковые мигранты, работающие в стране нелегально; образовательные мигранты; посредники; сообщества фанатов K-pop и дорам. В сообщениях пользователей, ориентированных на теневой сегмент рынка труда, Корея представлена как страна, максимально лояльная к работающим нелегально приезжим. Корея в нарративе образовательных мигрантов - развитая, безопасная и богатая страна, оптимальная для постоянного проживания. Группы, посвященные корейской массовой культуре, ассоциируют Корею с мужчиной-айдолом, сверхпотреблением, декорациями и героями дорам. Их участники могут описывать обе названные выше стратегии. Посредники воспроизводят образы, созданные в текстах мигрантов-нелегалов и K-pop-сообществ, идеализируя Корею и игнорируя многочисленные сложности и риски, связанные с пребыванием здесь. Опираясь на выстроенную Г. Кляйном модель принятия решений в ситуации неопределенности, можно предположить, что мигрантские социальные медиа влияют на содержание и направление миграционных потоков, встраиваясь в процесс принятия решений на этапе «ментальных симуляций». Созданные здесь образы становятся основой для миграционных мотиваций, а описываемые разными группами стратегии являются руководством к действию, заменяя в процессе создания «ментальной» симуляции собственный, эмпирический опыт. Можно предположить, что рассмотренные текстовые массивы способствуют воспроизводству двух типов миграционных потоков из стран СНГ. Первый состоит из мужчин, рассчитывающих на краткосрочное пребывание в стране и тяжелый физический труд; второй - из женщин, в большей степени рассчитывающих на получение здесь высшего образования, долгосрочное пребывание и полноценную интеграцию, в том числе посредством вступления в брак.
В статье исследуется групповая и индивидуальная динамика эмансипативных ценностей в России во время пандемии коронавируса, а также анализируется связь эмансипативных ценностей и личного опыта пандемии. Материалы трех волн лонгитюдного исследования «Ценности в кризисе» показывают незначительный рост поддержки ценностей выбора и такое же незначительное снижение поддержки ценностей равенства с июня 2020 по декабрь 2021 г. Помимо этого, результаты исследования свидетельствуют, что обеспокоенность возможными экономическими последствиями пандемии приводит к росту поддержки ценностей равенства, тогда как личный опыт экономических проблем в период пандемии - к ее снижению. В то же время ни опыт заболевания коронавирусом, ни обеспокоенность возможными рисками для здоровья в период пандемии не оказывают влияния на ценности равенства. В случае ценностей выбора значимых коррелятов среди перечисленных факторов выявлено не было. В целом эмансипативные ценностные ориентации оказались устойчивыми к ухудшению жизненных условий в краткосрочной перспективе - как на социетальном, так и на индивидуальном уровнях.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru