Статья посвящена анализу российской научной политики, проводившейся с 2018 г., когда были утверждены новые цели развития науки, транслированные в бюджетный процесс и национальные проекты. Меры научной политики рассматриваются в проекции трех акторов. Первый - это государство, устанавливающее цели развития, формирующее систему управления и координации и выделяющее основные средства на науку. Второй актор - это Российская академия наук, выполняющая экспертную функцию. В качестве третьего актора выделена вузовская наука, ставшая в последние годы главным бенефициаром мер государственной поддержки. Цель статьи состоит в выявлении ключевых направлений научной политики страны с точки зрения степени готовности сферы науки к радикально изменившимся геополитическим условиям, которые сложились в 2022 г. Показано, что система управления наукой эволюционировала в сторону роста централизации и усиления вертикали власти, включая принципы распределения финансирования. Это дает возможность концентрировать ресурсы на решении ключевых задач. Вместе с тем задач, которые бы требовали такой централизации, поставлено не было. Основные цели научной политики ориентировали на диверсификацию и встраивание российской науки в международную (через улучшение позиций в международных рейтингах, наращивание публикаций в изданиях, индексируемых в зарубежных базах данных, поощрение циркуляции кадров). Результатом разнонаправленности политики стало то, что сфера науки оказалась не подготовленной к условиям жестких санкций. Удалось принять только меры немедленного реагирования и с существенным опозданием начать формирование повестки, нацеленной на создание условий для развития, изолированного от ведущих научных держав.
Идентификаторы и классификаторы
Изучению российской научной политики последнего пятилетия были посвящены ряд системных работ, концентрировавшихся на основных проблемных областях и причинах их возникновения.
Список литературы
- Аблажей Н.Н., Водичев Е.Г., Красильников С.А. Университет и Академия наук: pas de deux в ритмах эпохи // Социология науки и технологий. 2021. № 12 (1). С. 113-135. DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11008 EDN: RFGFNL Ablazhei N.N., Vodichev E.G., Krasil’nikov S.A. University and the Academy of Sciences: Pas de Deux in the Rhythms of the Epoch. Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2021. No. 12 (1). P. 113-135. 10.24411/2079-0910-2021-11008 (In Russ.). DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11008(InRuss.) EDN: RFGFNL
- Балацкий Е.В. Ущерб России от международных санкций: переосмысливая факты // Мир новой экономики. 2018. № 3. С. 36-45. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-3-36-45 EDN: OZTGTQ Balatsky E.V. Russia’s Damage from International Sanctions: Rethinking the Facts. Mir novoi ekonomiki. 2018. No. 12 (3). P. 36-45. 10.26794/2220-6469-2018-12-336-45 (In Russ.). DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-336-45(InRuss.) EDN: OZTGTQ
- Васильева И.Н., Крисько М.О., Корнеева Н.Д., Розова О.И. Востребованность инструментов и механизмов, созданных в ходе реализации плана мероприятий Стратегии научно-технологического развития РФ, и влияние предлагаемых мероприятий на социально-экономическое развитие Российской Федерации // Социология науки и технологий. 2022. № 13 (3). С. 118-142. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-3-118-142 EDN: IOOLUN Vasilyeva I.N., Krisko M.O., Korneeva N.D., Rozova O.I. The Relevance of the Tools and Mechanisms Created During the Implementation of the Action Plan of the Strategy of Scientific and Technological Development of the Russian Federation and the Impact of the Proposed Measures on the Socio-Economic Development of the Russian Federation. Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2022. No. 13 (3). P. 118-142. 10.24412/2079-0910-2022-3-118-142 (In Russ.). DOI: 10.24412/2079-0910-2022-3-118-142(InRuss.) EDN: IOOLUN
- Власова В., Гершман М. Делаем науку в России: настроения и ожидания // Наука. Технологии. Инновации. Экспресс-информация. 14.12.2022. [электронный ресурс]. Дата обращения 12.04.2023. URL: https://issek.hse.ru/news/802297927.html. Vlasova V., Gershman M. Making Science in Russia: Attitudes and Expectations. Nauka. Tekhnologii. Innovatsii. Ekspress-informatsiya. 14.12.2022. Accessed 12.04.2023. URL: https://issek.hse.ru/news/802297927.html (In Russ.).
- Вольчик В.В. Институциональные ловушки в сфере образования и науки в условиях оптимизации // Журнал экономической теории. 2019. № 16 (4). С. 783-795. DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.14 EDN: CVBVAS Volchik V.V. Institutional Traps in the Education and Science Sector under the Conditions of Optimisation. Zhurnal ekonomicheskoi teorii. 2019. No. 16 4). P. 783-795. 10.31063/2073-6517/2019.16-4.14 (In Russ.). DOI: 10.31063/2073-6517/2019.16-4.14(InRuss.) EDN: CVBVAS
- Гусев А.Б., Юревич М.А. Научная политика России - 2022: профессия не дороже Родины. М.: ООО “Буки Веди”, 2022. - 64 с. Gusev A.B., Yurevich M.A. Nauchnaya politika Rossii - 2022: professiya ne dorozhe Rodiny. [Science Policy of Russia - 2022: the profession is not dearer than the Motherland]. Moscow: OOO “Buki Vedi” publ., 2022. 64 p. (In Russ.).
- Дежина И.Г. “Выбор победителей” в современной научной политике России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2021. № 3. C. 53-74. EDN: AUVVFA Dezhina I.G. Picking winners in modern Russian science policy. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal’nogo upravleniya. 2021. No. 3. P. 53-74 (In Russ.). EDN: AUVVFA
- Дежина И.Г., Сорокин А.Н. Проект 5-100 в восприятии сотрудников университетов // Мир России. 2022. № 31 (1). С. 74-90. DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-74-90 EDN: EBJUEA Dezhina I.G., Sorokin A.N. The Perception of the Project 5-100 by University Employees. Mir Rossii. 2022. Vol. 31. No. 1. P. 74-90. 10.17323/1811-038X-202231-1-74-90 (In Russ.). DOI: 10.17323/1811-038X-202231-1-74-90(InRuss.) EDN: EBJUEA
- Душина С.А., Камнева А.В., Куприянов В.А., Шиповалова Л.В. Научное лидерство в контексте академического капитализма (российская перспектива) // Социология науки и технологий. 2019. № 10 (4). С. 50-76. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14004 EDN: GSYSRM Dushina S.A., Kamneva A.V., Kupriyanov V.A., Shipovalova L.V. Scientific Leadership in the Context of Academic Capitalism (Russian Perspective). Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2019. No. 10 (4). P. 50-76. 10.24411/2079-0910-2019-14004 (In Russ.). DOI: 10.24411/2079-0910-2019-14004(InRuss.) EDN: GSYSRM
-
Конашев М.Б., Федорова А.А. Академическая наука в контексте последней реформы РАН // Социология науки и технологий. 2021. № 12 (1). С. 136-155. DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11009 EDN: MUDQCD Konashev M.B., Fedorova A.A. The Impact of the Recent RAS Reform on Academic Science in Russia. Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2021. No. 12 (1). P. 136-155. 10.24411/2079-0910-2021-11009 (In Russ.). DOI: 10.24411/2079-0910-2021-11009(InRuss.) EDN: MUDQCD
-
Концепция международного научного сотрудничества Российской Федерации. Одобрена решением Правительства РФ от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952 [электронный ресурс]. Дата обращения 28.03.2023. URL: https://france.mid.ru/upload/iblock/7f8/7f8aadb5de45b3a58103046d70eabef2.pdf. Kontseptsiya mezhdunarodnogo nauchnogo sotrudnichestva Rossiiskoi Federatsii. Odobrena resheniem Pravitel'stva RF ot 8 fevralya 2019 g. [The concept of international scientific cooperation of the Russian Federation. Approved by the decision of the Government of the Russian Federation of February 8, 2019.] No. ТГ-П8-952. Accessed 28.03.2023. URL: https://france.mid.ru/upload/iblock/7f8/7f8aadb5de45b3a58103046d70eabef2.pdf (In Russ.).
-
Курбатова М.В., Левин С.Н., Саблин К.С. "Утроенный провал" институционального проектирования в реформировании высшего образования России // Журнал институциональных исследований. 2020. Т. 12. № 4. С. 94-111. DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111 EDN: ZLELEZ
Kurbatova M.V., Levin S.N., Sablin K.S. (2020). The “tripled failure” of institutional design of higher education reform in Russia. Zhurnal institutsional’nykh issledovanii. 2020. Vol. 12. No. 4. P. 94-111. 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111 (In Russ.). DOI: 10.17835/2076-6297.2020.12.4.094-111(InRuss.) EDN: ZLELEZ
13. Рудаков В.Н., Рощина Я.М., Битокова Л.А. Изменения стратегий, мотиваций и экономического поведения студентов и преподавателей российских вузов. Информационный бюллетень. (Мониторинг экономики образования; № 1 (133). М.: Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, 2019. - 84 с. Rudakov V.N., Roshchina Ya.M., Bitokova L.A. Izmeneniya strategii, motivatsii i ekonomicheskogo povedeniya studentov i prepodavatelei rossiiskikh vuzov. Informatsionnyi byulleten’. [Changes in Strategies, Motivations and Economic Behavior of Students and Teachers at Russian Universities]. Moscow: Natsional’nyi issledovatel’skii universitet “Vysshaya shkola ekonomiki” publ., 2019. (Monitoring the economics of education; No. 1 (133). 84 p. (In Russ.).
14. Семёнов Е.В. Государственная научно-технологическая политика в современной России: замысел и реализации // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 1. С. 51-71. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.1.1 EDN: GETAMM Semenov E.V. Public science and technology policy in modern Russia: idea and implementation. Science Management: Upravlenie naukoi: teoriya i praktika. 2019. No. 1. P. 51-71. 10.19181/smtp.2019.1.1.1 (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2019.1.1.1(InRuss.)
15. Тамбовцев В. Л. Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 1. С. 15-39. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.1.1 EDN: TRTGPL Tambovtsev V.L. Validity of Russian science policy’s instruments: What the world’s experience says. Upravlenie naukoi: teoriya i praktika. 2020. Vol. 2. No. 1. P. 15-39. 10.19181/smtp.2020.2.1.1 (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2020.2.1.1(InRuss.)
16. Трофимова И.Н. Национальные исследовательские университеты: статус и результаты деятельности // Социология науки и технологий. 2022. № 13 (1). С. 116-129. DOI: 10.24412/2079-0910-2022-1-116-129 EDN: DUMFAP Trofimova I.N. National Research Universities: Status and Results of Activity. Sotsiologiya nauki i tekhnologii. 2022. No. 13 (1). P. 116-129. 10.24412/20790910-2022-1-116-129 (In Russ.). DOI: 10.24412/20790910-2022-1-116-129(InRuss.) EDN: DUMFAP
17. Трубникова Е.И. Академическая мобильность или networking по-русски? // Вопросы экономики. 2021. № 3. С. 139-151. DOI: 10.32609/0042-8736-2021-3-139-151 EDN: TUTDYU Trubnikova E.I. Academic mobility or the Russian style networking? Voprosy Ekonomiki. 2021. No. 3. P. 139-151. 10.32609/0042-8736-2021-3-139-151 (In Russ.). DOI: 10.32609/0042-8736-2021-3-139-151(InRuss.) EDN: TUTDYU
18. Трубникова Е.И. Обмен дарами в академической среде: хищнические практики, ложные сигналы и конфликт интересов в программах превосходства // Мир России. 2022. № 31 (1). С. 25-48. DOI: 10.17323/1811038X-2022-31-1-25-48 EDN: XIUQEI Trubnikova Е.I. The Exchange of Gifts in the Academic Sphere: Predatory Practices, False Signals, and Conflicts of Interest in Excellence Programs. Mir Rossii. 2022. Vol. 31. No. 1. P. 25-48. 10.17323/1811-038X-2022-31-1-25-48 (In Russ.). DOI: 10.17323/1811-038X-2022-31-1-25-48(InRuss.) EDN: XIUQEI
19. Фадеева И.М., Алексуткина В.С. Как российские исследователи оценивают гранты - инструмент развития науки? // Университетское управление: практика и анализ. 2022. T. 26. № 4. С. 56-70. DOI: 10.15826/umpa.2022.04.030 EDN: ANRIVI Fadeeva I.M., Aleksutkina V.S. How do Russian Researchers Evaluate Grants as a Tool for the Development of Science? Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2022. Vol. 26. No. 4. P. 56-70. 10.15826/umpa.2022.04.030 (In Russ.). DOI: 10.15826/umpa.2022.04.030(InRuss.) EDN: ANRIVI
20. Agasisti T., Shibanova E., Platonova D., Lisyutkin M. The Russian Excellence Initiative for higher education: a nonparametric evaluation of short-term results // International Transactions in Operational Research. 2020. Vol. 27. No. 4. P. 1911-1929. DOI: 10.1111/itor.12742 EDN: SEFFLZ
21. Brainard J. Few journals heed calls to boycott Russian papers // Science. March 10, 2022. DOI: 10.1126/science.adb1981
22. Dezhina I. The Publication Race in Russian Universities as an Impediment to Academic Freedom // Demokratizatsiya: The Journal of Post-Soviet Democratization. November 20, 2021. URL: muse.jhu.edu/article/839074.
23. Gaind N., Abbott A., Witze A., Gibney E., Tollefson J., Irwin A., Van Noorden R. Seven ways the war in Ukraine is changing global science // Nature. 2022. No. 607. P. 440-443. DOI: 10.1038/d41586-022-01960-0 EDN: MORQJR
24. Guskov A. E. Boosting research productivity in top Russian universities: The circumstances of breakthrough // Scientometrics. 2018. No. 117. P. 1053-1080. DOI: 10.1007/s11192-018-2890-8 EDN: YBGLSH
25. Johnson J., Adams J., Grant J., Murphy D. Stumbling bear, soaring dragon. Russia, China and the geopolitics of global science. Harvard Kennedy School for Business and Government, Clarivate, The Policy Institute, King’s College London. July, 2022. - 24 р. [электронный ресурс]. Дата обращения 25.06.2023. URL: https://www.kcl.ac.uk/policy-institute/assets/Stumbling-bear-soaring-dragon.pdf.
26. Lovakov F., Panova F., Sterligov I., Yudkevich M. Does government support of a few leading universities have a broader impact on the higher education system? Evaluation of the Russian University Excellence Initiative // Research Evaluation. July 2021. Vol. 30. Iss. 3. P. 240-255. DOI: 10.1093/reseval/rvab006 EDN: YMGVJG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Книга Люси Сериес, во многом основанная на представлениях И. Гофмана о тотальных институтах и М. Фуко о дисциплинарных механизмах, посвящена проблеме депривации свободы пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальном уходе, в карцеральную и посткарцеральную эпоху. В отличие от других рецензентов, автор настоящей статьи полагает, что Л. Сериес внесла существенный вклад не столько в развитие теории социальной инклюзии, основанной на исторических и современных кейсах из Великобритании, сколько в развитие теоретико-методологических представлений о доме и тех институтах, которые, в отличие от домашней среды, формируют пространство ограничения свободы выбора. Фактически книга позволяет ответить на вопрос, что такое дом как социально-культурная единица и почему он может быть противопоставлен социальным институтам за счет достаточно жесткой демаркации соответствующих пространств.
Книга Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука «Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости» (2022) представляет собой описание результатов уникального, масштабного, более чем десятилетнего исследовательского проекта, посвященного осмыслению феномена фриланса на просторах интернета. Являясь одними из первых исследователей данной темы в стране, авторы фиксируют историю становления русскоязычного рынка удаленной работы, его основных участников и законы функционирования, а также проводят глубокий анализ зарождения, распространения и трансформации практик удаленной самозанятости. Фрилансеры определяются авторами монографии как представители интеллектуального и творческого труда, а сам фриланс характеризуется как форма реализации свободы на рынке труда посредством сети интернет. Название книги предлагает новое направление исследований - социологию свободной занятости. В рецензии рассматриваются достоинства монографии, а также ставится вопрос о том, можем ли мы назвать независимых профессионалов действительно свободными или же здесь есть нюансы.
В статье рассматривается деятельность уникального социологического музея, открытого на базе Уральского федерального университета в Екатеринбурге. Музей посвящен жизнедеятельности и творчеству профессора Л.Н. Когана, одного из крупнейших советских/российских социологов второй половины XX в. В центре внимания авторов статьи - цели, методы, стиль работы музея и его значение для воспроизводства истории социологии на Урале. Характеризуются основные формы и виды просветительской деятельности музея среди студентов, аспирантов, соискателей, получающих социологическое образование и профессиональную подготовку, а также преподавателей и многочисленных гостей университета, города, региона. Показано, как конструируется образ Когана в музейном пространстве, рассмотрены потенциал творчества ученого и его реализация в теоретических и эмпирических исследованиях. Большое количество документов, артефактов, различных источников, собранных в музее, дают возможность посетителям в ходе учебных занятий или экскурсий получить представление об основных этапах жизни, учебы, работы Когана, его достижениях в научной, публицистической, общественной деятельности. В музее можно ознакомиться со стилем и методами работы ученого, особенностями его взаимодействия со студентами, аспирантами, соискателями и коллегами-социологами. На полках представлены практически все монографии и основные публикации Л.Н. Когана. Экспозиция музея демонстрирует широту его научных интересов, которые, помимо социологии, распространялись на такие сферы, как философия, политология, культурология, искусство, театр. Музей дает яркое представление о личности ученого, его готовности передавать людям знания, профессионализм в исследовании социальных процессов, навыки культуры академического общения, а также заряжать людей оптимизмом. Кроме того, благодаря обилию исторических документов, посетители получают возможность проследить историю становления и развития социологии за 50 лет в Уральском университете и регионе. В конце статьи авторы знакомят читателей журнала с перспективами работы социологического музея Л.Н. Когана.
В статье анализируется процесс глобального старения населения, оказывающий существенное влияние на все сферы общественной жизни в XXI в. Влияние этого процесса на различные сферы общественной деятельности будет определяться его масштабами и глубиной, то есть возможной демографической структурой будущего общества. В то же время проблематична способность современного общества справляться с возрастающими рисками, связанными с этим процессом. Среди рисков и проблем можно выделить замедление экономического роста, пенсионный кризис, проблемы ухода за растущим числом инвалидов и немощных людей, сохранение финансовых сбережений пожилых людей, проблему эйджизма и уязвимости пожилых людей в периоды кризисов и пандемий и, следовательно, сохранение продолжительности жизни, а также стабильной демократии и даже мирового порядка. Эти риски и проблемы вызывают особую озабоченность с учетом того, что к середине XXI в. две трети людей старше 65 лет будут жить в странах со средним и низким уровнем дохода. Более того, старение затронет даже беднейшие в настоящее время страны Африки к югу от Сахары с молодым населением. В связи с этим проблема социального обеспечения и охраны здоровья пожилых людей становится все более острой и требует принятия упреждающих мер. Проблеме старения населения уделяется недостаточно внимания со стороны таких международных организаций, как ООН и ВОЗ; в целом исследования этого вопроса ограничены как в публичной сфере, так и в научном дискурсе. Однако уже сейчас глобальное старение является чрезвычайно важной проблемой и, полагаем, станет самой острой проблемой в будущем. Поэтому недостаточное внимание к ней грозит социальной напряженностью, кризисом и межпоколенческими конфликтами, политической и социальной нестабильностью. В настоящей статье мы рассматриваем этот процесс с точки зрения перехода от восприятия его как проблемы к восприятию его как появления новых возможностей, связанных с наличием житейской мудрости и опыта у более зрелого и старшего поколений. Сегодня необходимо принимать конкретные меры в различных сферах, специальные долгосрочные программы по формированию более высокого качества жизни, связанного со здоровьем старшего поколения, по увеличению ожидаемой продолжительности полноценной жизни, бороться с распространенным стереотипом конца жизни и чувством обреченности. Авторы указывают на важность технологий, развитие которых может быть стимулировано именно процессом глобального старения и необходимостью увеличения продолжительности жизни. На фоне грядущей технологической волны (которую мы обозначаем как кибернетическая революция) глобальное старение может создать острый спрос на трудосберегающие технологии, а также придать мощный импульс в области медицины. Прогресс в последней будет способствовать продлению трудоспособного возраста и улучшению связанного со здоровьем (биологического) качества жизни.
Интервью по переписке посвящено Геннадию Семеновичу Батыгину (1951-2003) - коллеге и другу Геворка Арамовича Погосяна. В интервью раскрываются особенности личной коммуникации, влияния, которое оказывал Батыгин на окружающих. Затрагиваются вопросы организации научных публикаций, личных встреч в течение 1980-1990-х гг. Представлен жизненный мир научных сотрудников, с одной стороны, достигших значимых результатов в научной карьере, написавших к тому времени востребованные работы по методологии социальных исследований, получивших признание среди коллег, с другой стороны, простых в общении, встречающихся на кухне, а не на кафедре, обсуждающих, спорящих, поддерживающих друг друга. В интервью воспроизводится социальная атмосфере 1990-х, показывается то, как на деле может реализоваться мертоновский принцип научного коммунизма, согласно которому знание открыто и доступно для каждого, находящегося в поиске, и не имеет статусных или административных границ.
В статье проблематизируются отношения между социологической и философской традициями отечественной социальной мысли на материале субъективной школы и славянофильства. Показано отсутствие непосредственной идейно-концептуальной преемственности между этими направлениями при одновременном наличии общих ментально-мировоззренческих предпосылок. Сопоставление славянофильства и субъективной школы проводится по трем линиям - гносеологии, социальной и историософской тематики. Выявлены отличительные особенности, в которых обнаруживается корреспонденция между названными направлениями: ориентация на целостное отношение к действительности, объединяющее жизнь и познание; этическая доминанта гносеологических воззрений и тяготение к практически-преобразовательному отношению к действительности; антропоцентричность и персонализм; романтически-экзальтированная постановка народного вопроса; миссианские и мессианские мотивы историософских исканий, а также публицистичность как жанр теоретической рефлексии. Высказывается предположение об отражении в названном идейно-мировоззренческом комплексе культурных кодов отечественной социальной ментальности.
Исследование посвящено измерению и оценке особенностей применения технологии персонализированного обучения, базирующейся на системе индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), в Тюменском государственном университете. Для сбора и анализа данных использована стратегия микс-методов, позволяющая выявить наиболее общие тренды во мнениях субъектов образовательного пространства и получить развернутые интерпретации происходящих изменений. Цель исследования заключается в выявлении оценок содержания и технологий образовательной деятельности, преимуществ и рисков ИОТ и традиционного способа обучения ключевыми субъектами образования. Результаты интервью с преподавателями демонстрируют, что в оценке позитивных сторон перехода на ИОТ отмечаются такие аспекты, как возможность ориентации на собственные интересы, рост мотивации и стремления к профессиональному развитию в конкурентных условиях, упрощение отчетности в результате цифровизации. Критическое отношение преподавателей вызывает снижение фундаментальности подготовки и депрофессионализация студентов, распад устойчивых социальных связей и идентичностей преподавателей, снижение бытового комфорта в связи с непрерывной пространственной мобильностью, неуверенность по поводу объема учебной нагрузки. Исследование показало, что пятая часть студентов ИОТ не удовлетворена отдельными аспектами ИОТ и имеет сложности адаптации в смешанных группах. При этом вариативность и индивидуализация обучения пока не является приоритетом для студентов, обучающихся по традиционным программам. Студенты, обучающиеся по индивидуальным траекториям, не осознают многих преимуществ ИОТ в формировании личностных качеств, необходимых для успешной самореализации, ввиду отсутствия возможности сравнить свою форму обучения с традиционной.
В статье анализируются тексты, создаваемые пользователями русскоязычных цифровых коммуникационных площадок, посвященных эмиграции в Республику Корея. Цель исследования заключалась в том, чтобы определить, какими значениями в этих текстах наделяется эта страна, выстроив гипотезу о влиянии данных образов на миграционные стратегии выходцев из России. Тексты отбирались в тематических сообществах крупнейших по числу русскоязычных пользователей сетей. Исследовательским инструментом стала техника дискурс-анализа Э. Лакло и Ш. Муфф. Корея рассматривалась как узловой знак, объединяющий мигрантские тексты в единый дискурс. Его значение определялось путем выстраивания авторами текстов ассоциаций между принимающей страной и определенными ситуациями и действиями. Установлено, что в этом процессе активнее всего участвуют маятниковые мигранты, работающие в стране нелегально; образовательные мигранты; посредники; сообщества фанатов K-pop и дорам. В сообщениях пользователей, ориентированных на теневой сегмент рынка труда, Корея представлена как страна, максимально лояльная к работающим нелегально приезжим. Корея в нарративе образовательных мигрантов - развитая, безопасная и богатая страна, оптимальная для постоянного проживания. Группы, посвященные корейской массовой культуре, ассоциируют Корею с мужчиной-айдолом, сверхпотреблением, декорациями и героями дорам. Их участники могут описывать обе названные выше стратегии. Посредники воспроизводят образы, созданные в текстах мигрантов-нелегалов и K-pop-сообществ, идеализируя Корею и игнорируя многочисленные сложности и риски, связанные с пребыванием здесь. Опираясь на выстроенную Г. Кляйном модель принятия решений в ситуации неопределенности, можно предположить, что мигрантские социальные медиа влияют на содержание и направление миграционных потоков, встраиваясь в процесс принятия решений на этапе «ментальных симуляций». Созданные здесь образы становятся основой для миграционных мотиваций, а описываемые разными группами стратегии являются руководством к действию, заменяя в процессе создания «ментальной» симуляции собственный, эмпирический опыт. Можно предположить, что рассмотренные текстовые массивы способствуют воспроизводству двух типов миграционных потоков из стран СНГ. Первый состоит из мужчин, рассчитывающих на краткосрочное пребывание в стране и тяжелый физический труд; второй - из женщин, в большей степени рассчитывающих на получение здесь высшего образования, долгосрочное пребывание и полноценную интеграцию, в том числе посредством вступления в брак.
В статье исследуется групповая и индивидуальная динамика эмансипативных ценностей в России во время пандемии коронавируса, а также анализируется связь эмансипативных ценностей и личного опыта пандемии. Материалы трех волн лонгитюдного исследования «Ценности в кризисе» показывают незначительный рост поддержки ценностей выбора и такое же незначительное снижение поддержки ценностей равенства с июня 2020 по декабрь 2021 г. Помимо этого, результаты исследования свидетельствуют, что обеспокоенность возможными экономическими последствиями пандемии приводит к росту поддержки ценностей равенства, тогда как личный опыт экономических проблем в период пандемии - к ее снижению. В то же время ни опыт заболевания коронавирусом, ни обеспокоенность возможными рисками для здоровья в период пандемии не оказывают влияния на ценности равенства. В случае ценностей выбора значимых коррелятов среди перечисленных факторов выявлено не было. В целом эмансипативные ценностные ориентации оказались устойчивыми к ухудшению жизненных условий в краткосрочной перспективе - как на социетальном, так и на индивидуальном уровнях.
Издательство
- Издательство
- ФНИСЦ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- Юр. адрес
- 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, к. 5
- ФИО
- Черныш Михаил Федорович (Директор)
- E-mail адрес
- fnisc@fnisc.ru
- Контактный телефон
- +8 (499) 1250079
- Сайт
- https://www.fnisc.ru