В статье поднимаются вопросы совершенствования образовательного процесса в высшей школе, раскрываются механизмы решения данных вопросов через активное внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс подготовки педагогических кадров. В данном исследовании рассматриваются лучшие практики эффективного активного обучения в высших учебных заведениях при подготовке педагогов инклюзивного образования. Представлен анализ опыта исследований преподавателей разных дисциплин и стран, которые представляют лучшие практики, а также теоретические основы активного обучения. Автор делится своим мнением о стратегиях, основанных на различных методах активного обучения. Рассматриваются условия и принципы реализации активного обучения. Указывается, что интерактивный подход к организации инклюзивного образования включает и интегрирует такие подходы, как антропологический, экзистенциально-гуманистический, личностный. Также представлены критерии эффективного использования интерактивных методов обучения. Это осмысленность при формировании профессиональных компетенций, чувство компетентности, возникающее у студентов при обсуждении учебных проблем, возможность оказания влияния на окружающую предметную и социальную ситуации, возможность активного выбора. Обращается внимание на необходимость коллективного решения учебных проблем, привлечение студентов своей группы для оценки учебной работы студента, а также использование различных учебных заданий (письмо, чтение, реферирование литературы) для организации обсуждений, возможности высказывания своей точки зрения, формирование личностной позиции студентов по различным вопросам организации образования. В работе сделан акцент на таких понятиях, как интеракция, интерактивный подход, интерактивной обучения как важных и необходимых составляющих качественной реализации компетентностной модели обучения в высшей школе.
The article raises issues of improving the educational process in higher education, reveals mechanisms for solving these issues through the active introduction of interactive learning in the educational process of training teachers. This study examines the best practices of effective active education in higher education institutions in the training of inclusive education teachers. The analysis of the research experience of teachers from different disciplines and countries that represent best practices, as well as the theoretical foundations of active learning, is presented. The author shares her opinion on strategies based on various methods of active learning. Conditions and principles of active training implementation are considered. It is indicated that an interactive approach to the organization of inclusive education includes and integrates such approaches as anthropological, existential-humanistic, personal. Criteria for the effective use of interactive learning methods are also presented. This is meaningfulness in formation of professional competencies, a sense of competence that arises among students when discussing educational problems, the possibility of influencing the surrounding subject and social situation, the possibility of active choice. Attention is drawn to the need for collective solution of educational problems, attracting students of their group to evaluate the student’s educational work, as well as the use of various educational tasks (writing, reading, abstracting literature) to organize discussions, the possibility of expressing their point of view, formation of personal position of students on various issues of education organization. The paper focuses on such concepts as interaction, interactive approach, interactive learning as important and necessary components of the qualitative implementation of the competence model in higher education.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.20323/2949-5954-2024-2-4-7
- eLIBRARY ID
- 68589124