ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (2024)

Читать онлайн

В статье рассматриваются вопросы, связанные с характеристикой уровня доступности условий образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На основании анализа теоретико-методологических и эмпирических работ в области теории образования делается вывод о значимости образования как инструмента вовлечения новых поколений в общественную жизнь, что повышает значимость максимально полного включения обучающихся в образовательный процесс, независимо от имеющихся ограничений, в том числе обусловленных проблемами со здоровьем. Авторами, на основе анализа статистических данных о системе общего образования в Пермском крае, описываются основные характеристики, связанные с контингентом обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья: ориентация на обучение в общеобразовательных организациях (в инклюзивных классах или отдельных учебных группах), территориальная неоднородность, неоднородность групп по имеющимся проблемам. Наиболее масштабной группой из данной категории обучающихся являются обучающиеся с задержкой психического развития. Эмпирической базой для оценки доступности образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями здоровья являются материалы оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, проведенной в 2023 году. Авторами делается вывод о важности комплексного анализа результатов, связанных с условиями обучения лиц, имеющих проблемы со здоровьем. Полученные данные показывают высокие результаты субъективной удовлетворенности родителей и обучающихся имеющимися условиями, при относительно низких значениях объективных характеристик. Подобный разрыв в данных объясняется ориентацией формальных показателей на те группы проблем со здоровьем, которые менее всего представлены в образовательных организациях региона, а также объективными ограничениями.

The article discusses issues related to characterizing the level of availability of educational conditions for students with disabilities. Based on the analysis of theoretical, methodological and empirical works in the field of educational theory, a conclusion is made about the importance of education as a tool for involving new generations in public life, which increases the importance of the fullest possible inclusion of students in the educational process, regardless of existing limitations, including those caused by health problems. The authors, based on the analysis of statistical data on the general education system in the Perm region, describe the main characteristics associated with the contingent of students with disabilities: orientation towards learning in general education organizations (in inclusive classes or separate study groups), territorial heterogeneity, heterogeneity of groups on existing problems. The largest group of this category of students are students with mental retardation. The empirical basis for assessing the availability of educational conditions for people with disabilities is the materials to assess the quality of conditions for implementing educational activity by organizations, carried out in 2023. The authors conclude about the importance of a comprehensive analysis of the results associated with the learning conditions of people with health problems. The data obtained show high results of subjective satisfaction of parents and students with the existing conditions, with relatively low values of objective characteristics. This gap in the data is explained by the focus of formal indicators on those groups of health problems that are least represented in educational organizations in the region, as well as by objective limitations.

Ключевые фразы: независимая оценка качества условий образования, доступность условий, обучение лиц с овз, мониторинги в образовании, ПЕРМСКИЙ КРАЙ, общее образование, удовлетворенность населения
Автор (ы): ВОЛЕГОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ
Соавтор (ы): Кокшаров Владимир Леонидович
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
37.07. Административные проблемы учебных заведений
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-2-4-18
eLIBRARY ID
68589125
Для цитирования:
ВОЛЕГОВ В. С., КОКШАРОВ В. Л. ОЦЕНКА ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПЕРМСКОГО КРАЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи