ISSN 2949-5954
Языки: ru · en

Статья: ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ (2024)

Читать онлайн

Статья посвящена актуальной проблеме - вопросам внедрения дуальной системы обучения при подготовке специальных педагогов. Ключевым фактом, обуславливающим необходимость внедрения дуального образования, стало обновление современных требований, предъявляемых к подготовке педагогов, расширению их функциональных обязанностей и изменениям профессиональных компетентностей. В статье анализируются трудности внедрения данной системы обучения, раскрыты итоги исследования, фокус групповых обсуждений в которых сделан на введении дуальной системы образования, ее плюсах и минусах. Авторами обосновываются и раскрываются основные принципы дуальной системы обучения.

Авторы статьи определяют дуальное обучение как особый вид обучения, обеспечивающий непрерывный цикл изучения теоретического материала и освоения базовых навыков в образовательной организации, закрепления практических навыков, приобретения профессионального опыта на рабочем месте при равной ответственности образовательной организации, обучающегося и работодателя с возможностью оплаты труда обучающегося. В статье изложены итоги экспериментального исследования по изучению эффективности и необходимости дуальной подготовки специальных педагогов. Раскрываются интересы вуза, социальных партнёров и студентов в дульной системе обучения, также проанализированы педагогические условия, позволяющие педагогам эффективно осуществлять процесс дуального обучения, которые способствовали определенным изменениям в преподавательской деятельности педагогов. В статье раскрыты общие вопросы для подготовки к переходу в систему дуального образования, которые определяются как: необходимость подготовки соответствующей нормативно-правовой документации; разработка учебно-методической документации; изменение содержательной стороны учебных планов. Данная модель подготовки специалистов в области дефектологии, специальной педагогики дает возможность студентам ознакомиться с режимом образовательной организации, условиями учебно-воспитательного процесса и закрепить практические навыки коррекционно-педагогической работы с детьми.

Кроме отмеченных выше достоинств дуального образования, оно создает условия для повышения квалификации и отработки практического мастерства преподавателей, что является основным доказательным фактом необходимости внедрения дуальной системы обучения при подготовке специальных педагогов.

The article is devoted to the current problem of introducing a dual education system in training of special teachers. The difficulties of implementing this training system are analyzed, the results of the study and the focus of group discussions on implementing the dual education system are revealed. The basic principles of the dual training system are revealed. A definition of dual training is given - as a type of training that provides a continuous cycle of studying theoretical material and mastering basic skills in an educational organization, consolidating practical skills, acquiring professional experience in the workplace with equal responsibility of the educational organization, the student and the employer with the possibility of paying the student. The article presents the results of the experimental study to study the effectiveness and necessity of dual training of special teachers. The interests of the university, social partners and students in the dual education system are revealed. The pedagogical conditions that allow teachers to effectively carry out the process of dual learning, which contributed to certain changes in activities of teachers, are also analyzed. The article reveals general issues for transition to the dual education system, which are defined as: the need to prepare appropriate regulatory and legal documentation; development of educational and methodological documentation; changing the content of curricula. The key fact is the updating of modern requirements for the training of teachers, the expansion of their functional responsibilities and changes in professional competencies. The opportunity for students to become familiar with the regime of an educational organization, the conditions of the educational process and consolidate practical skills in correctional pedagogical work with children, improving the qualifications and practical skills of teachers is the main evidence of the need to introduce a dual education system.

Ключевые фразы: дуальное обучение, дуальная система, ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, специальный педагог, социальные партнёры, эксперимент
Автор (ы): Джапарова Замира Бердибековна
Соавтор (ы): Сегизбаева Назгуль Капаровна
Журнал: СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
376.42. умственно отсталых, слаборазвитых
Префикс DOI
10.20323/2949-5954-2024-2-4-54
eLIBRARY ID
68589127
Для цитирования:
ДЖАПАРОВА З. Б., СЕГИЗБАЕВА Н. К. ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ // СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. 2024. № 2
Текстовый фрагмент статьи