Статья посвящена ранее неизученному балету «Вываливающиеся старухи», который хореограф Алексей Ратманский поставил на музыку композитора Леонида Десятникова. Камерный спектакль являет собой опыт индивидуального балетного воплощения вокального цикла «Любовь и жизнь поэта» и затрагивает актуальную проблему диалога художников с музыкально-хореографическим наследием прошлого. В статье исследуется вопрос о том, как Ратманский визуализирует квази-романтический опус Десятникова, обращаясь к традициям академического балета XIX века и переосмысляя их с позиций нашего времени. Важными являются проблемы авторской интерпретации стихотворений ОБЭРИУтов, ставших основой сюрреалистического сюжета и пластики балета, а также рождения уникального музыкально-хореографического синтеза, где «видимое» и «слышимое» слиты в единое целое или образуют рельефный контрапункт. В конце статьи сделан вывод о том, что работа «по модели» — главное объединяющее звено в многолетнем тандеме Десятникова и Ратманского и пример их самобытного диалога с традицией, которая обретает в «Вываливающихся старухах» вневременную актуальность.
Идентификаторы и классификаторы
Балет «Вываливающиеся старухи» хореограф А. О. Ратманский поставил на музыку своего постоянного соавтора Л. А. Десятникова в 2007 году. В качестве музыкальной основы балетмейстер взял одно из знаковых сочинений композитора — вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» (1989). Спектакль в исполнении солистов «Большого театра» был дважды представлен на фестивале «Территория» в московском театре «Современник» и более не возобновлялся, однако до сих пор являет собой яркий образец совместного наследия композитора и хореографа, вписывающегося в развитие ретроспективной ветви современного балетного театра1.
Список литературы
- Десятников Л. А. С самого начала я знал, что мы делаем некий дайджест на темы opera seria [Интервью С. В. Ходнева] // Коммерсант. 2013. 13 декабря. № 46. С. 23.
- Кузнецова Т. А. Алексей Ратманский упал в точку // Коммерсант. 2007. 8 октября. № 183. С. 21.
- Лианская Е. Я. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма: дис. … канд. иск. Нижний Новгород, 2003. 216 с.
- Ратманский А. О. Балету нужен новый гений [Интервью М. И. Крыловой] // Новые известия. 2007. 16 октября. № 188. С. 5.
- Синельникова О. В., Трунов Д. О. Стилевые ориентиры камерно-вокального творчества Леонида Десятникова // Вестник Кемеровского государственного университета куль- туры и искусств. 2021. № 54. С. 131–139.
- Степанидина О. Д., Войнова Д. В. Жанр элегии в русской камерно-вокальной культуре конца XVIII — первой половины XIX вв. // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 4. С. 57–64.
- Desyatnikov L. A., Ratmansky A. O. Not Easygoing, and Not Sure About a Donkey [The interview of R. Sulcas] // The New York Times. 2014. 31 January. P. 7.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Материалы статьи информационного характера имеют выходы не только в область музыковедения и этномузыкологии, но и культурологии, регионоведения, литературоведения, историографии, чем вызван комплексный метод исследования. В них говорится о произведениях непрофессиональных поэтов и композиторов XIX столетия, имеющих прямое отношение к саратовскому краю, дан краткий анализ таких шедевров песенно-романсового плана, как «Красный сарафан», «Свадьба», «Калинка». Проблематика работы посвящена авторам сочинений, приобретших статус истинно народных, а также творческой деятельности собирателей русского фольклора. Среди авторов приводятся имена И. Г. Воронина, И. П. Ларионова, А. В. Тимофеева, Н. Г. Цыганова, из фольклористов — А. М. Листопадова, А. Л. Маслова, А. Н. Пасхаловой-Мордовцевой. В обобщении проводится мысль о разных «судьбах» песенных образцов и объединяющих их факторах: историческом (содержание сюжетной линии), психологическом (соответствие восприятию современным слушателем), художественном (синтез слова и музыки, образность, визуализация, театрализация, фольклоризация).
В данной статье предпринята попытка осмыслить на примере Тамбовской епархии отношение к общенародному богослужебному пению в российской провинции в начале XX в., а именно: выяснить, насколько широко оно было распространено, как к нему относилось священноначалие и церковный клир, а также какие методы использовались для введения общенародного пения на богослужении в различных приходах. Эти и другие вопросы рассматриваются, прежде всего, в связи с многолетним служением на Тамбовской кафедре митрополитов Иннокентия (Беляева) (1903–1909) и Кирилла (Смирнова) (1909–1918) — ревностных сторонников общенародного богослужебного пения. Анализ полученных данных, почерпнутых, в частности, из церковной епархиальной периодики того времени, показал не только востребованность этой формы пения, но позволил также выявить ряд условий, при которых ее введение было наиболее приемлемым. Особую роль в этой связи сыграла разработка методики введения общенародного богослужебного пения, систематически изложенная известным тамбовским свящ., учителем пения, автором духовно-музыкальных сочинений и публикаций по различным актуальным вопросам церковного пения В. В. Лебедевым (1871 — 20-е гг. ХХ вв.). В данной работе, во многом обобщающего характера, был также проанализирован опыт ряда современных деятелей в области общенародного богослужебного пения, активно внедрявших эту форму пения в других епархиях, — таких как прот. И. Вознесенский, свящ. Н. Курлов.
Свадебные песни со структурой 3 + 3 + 5 слогов относятся к одной из важных составляющих музыкального репертуара русской свадьбы. В настоящей статье решается задача уточнения границ их распространения на Северо-Западе России с учетом привлечения не опубликованных ранее фольклорно-этнографических материалов из Новгородской области (по экспе- диционным коллекциям Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова). Основной корпус напевов, зафиксированных в южной Новгородчине (Холмский и Маревский районы), соответствует ямбохореической версии ритмической структуры и локнянско-ловатскому мелодическому типу, выявленному на границе Псковской и Тверской областей. Особенностью новгородских традиций является вариативность ладовых систем, различающихся по объему основной ладовой ячейки и интервального состава звукоряда. Помимо основной, в Новгородской области была обнаружена и иная ладо-мелодическая форма напевов, что стало одним из важных результатов проведенного исследования. В статье также предлагается сравнительное изучение различных напевов, имеющих трехчленный тип композиции. Демонстрируются примеры бытования одного текста с разными напевами, а также варианты изменения структуры песни во время исполнения. Данный ракурс наблюдений способствует формированию представлений об особенностях мышления народных исполнителей и способах восприятия ими структурных моделей как основы для собственных творческих поисков.
В статье анализируется возможность применения психофизиологического подхода к атрибуции произведений живописи и графики. Показано, что до настоящего времени этот подход применялся в данной сфере деятельности только в самой общей форме. Действующий стандарт, регламентирующий атрибуцию произведений живописи и графики, данного подхода не предусматривает. Это ограничивает возможности объективного исследования произведений искусства. Кроме того, в во- просах атрибуции произведений живописи и графики традиционно большое место отводится интуитивным умозаключениям экспертов. Применение психофизиологического подхода должно строиться на понимании иерархической структуры человеческой активности. Эта структура включает ряд уровней моторного построения. При этом в системе человеческой активности способны развиваться инверсии, в результате которых подчиненные уровни активности могут приобретать главенствующее значение. Это особенно наглядно проявляется в изобразительной деятельности человека. Отдельные направления изобразительного искусства целиком строятся на таких инверсиях. По результатам проведенного анализа представлены ресурсы индивидуализации в изобразительной деятельности человека, которые должны учитываться при атрибуциипроизведений искусства. Здесь, среди прочего, находится место и для интуитивных суждений знатоков изобразительного искусства.
Данная статья посвящается памяти русского композитора М. И. Глинки (1804–1857) как новатора идей в национальной музыке и сценическом национальном танце. В тексте представлены искусствоведческие факты о жизни и творчестве великого русского композитора. Помимо широко известных фактов, в статье публикуется менее изученный материал, который отражает прошлые и настоящие национальные традиции сценического танца. Приводятся примеры изучения народного музыкального и хореографического материала в путешествиях М. И. Глинки по Испании, даются достоверные сведения о его кропотливой работе над танцевальными сценами в спектаклях «Жизнь за Царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Композитор предлагает изменить в опере традицию сценического балетного дивертисмента на национальные содержательные танцевальные картины, которые сопряжены с аспектами искусствоведческого исследования в области характерного национального танца. Наряду с культурными историческими событиями оперного искусства, в эпоху перемен в России XIX в. внедряется национальная (интернациональная) идея. Рассуждения по поводу сценического танцевального материала связываются с процессами развития национального балетного искусства. М. И. Глинка представлен в статье как масштабная творческая личность, имеющая глубокий интерес не только к русской и европейской национальной музыке, но и к народной танцевальной культуре.
Статья посвящена эпистолярному наследию Рудольфа Борисовича Баршая — выдающегося альтиста, дирижера и ком- позитора-оркестровщика второй половины ХХ в. Статья-эссе «Divisi или non divisi» второй половины 1990-х, впервые публикующаяся здесь на языке оригинала, — результат многолетней кропотливой работы Рудольфа Борисовича, охватывающей по меньшей мере полвека интенсивной концертной деятельности со многими ведущими оркестрами мира практически на всех континентах земного шара. Жизнь музыкой и в музыке, высочайшая планка самоотдачи в неустанном творческом саморазвитии и поиске, верность музыкальному тексту и бережное отношение к мельчайшим деталям уртекста — таковы отличительные черты Баршая, сохранившиеся и в переписке, и в сотнях аудиозаписей. Вайнберг писал о настоящей творческой радости для композиторов, когда за исполнение их сочинений брался Баршай. Преданный интерпретатор Шостаковича, Локшина, Малера, Бетховена и многих других композиторов на концертной эстраде, Баршай предстает интересным, увлекательным рассказчиком-эрудитом, прекрасно знающим музыкальную литературу и вдохновляющим читателя на размышления и дальнейшее совершенствование.
Статья посвящена творчеству саратовского композитора Владимира Григорьевича Королевского (1960–2022). Автором предпринята попытка его целостного охвата, в котором объединились два подхода — синхронический, формирующий взгляд на целостность звукового мира В. Королевского с позиции соотношения внешних (чисто музыкальных) и внутренних (смысловых) форм, и диахронический, фиксирующий моменты расслоения музыкального континуума произведений композитора на звуковой и концептуальный планы. Отталкиваясь от ранних фортепианных сочинений В. Королевского как чисто акустических (звуковых) конструкций, автор устанавливает три основных направления возникновения внутренних форм — в сфере семантизации тембра, формо- и стилеобразования, ставшие объектом аналитического осмысления. На примере Второй фортепианной сонаты, Первого струнного квартета и Пятой симфонии «Вселенная Нино Роты» получил раскрытие авторский принцип синхронической сонатности, формировавшийся на уровне внутренней формы, обусловленный особенностями амбивалентного мировидения композитора; на основе произведений с ярко выраженной полистилистической «аурой» — таких, как «Гимн, мотет и фугетта», «Шесть детских песен на стихи Б. Заходера», «Речитатив и сонатина для флейты и камерного оркестра» и Третья симфонии — выявлен эксклюзивный метод полистилистики В. Королевского, основанный на индивидуальном интонационно-драматургическом переосмыслении стилевых моделей прошлого, и показан процесс превращения чисто звуковых полистилевых структур во внутреннюю форму музыкальной композиции. На основе анализа сделан вывод о приближении музыки композитора к идеалу классического искусства, основным законом которого является равновесие красоты материи и её одухотворяющего преображения.
Цель исследования — выявить причины возникновения движения «шестидесятников» в культуре и искусстве Советского Союза. Основное разделение причин осуществляется в виде исторических и культурных предпосылок. В статье рассмотрены основные исторические события и явления, предрасполагавшие к формированию периода «оттепели», влияние Сталинского периода на взгляды «шестидесятников». Уделено внимание основным характеристикам мировоззрения отечественных творцов середины XX в. Упомянуты основные творческие достижения «оттепельного» периода, а также влияние неореалистической эстетики на творчество «шестидесятников». Отмечается возможность влияния «оттепельного» кинематографа на современное отечественное искусство. Научная новизна работы заключается в комплексном подходе к изучению произведений периода оттепели, отмечающим влияние исторических событий на формирование нового мировоззрения в различных сферах искусства и культуры, таких как литература, живопись, театр, кино. В результате обозначен исторический и культурный контекст, а также определены основные предпосылки, оказавшие влияние на формирование движения шестидесятников в искусстве Советского союза.
В статье предлагается развернутое толкование характерных для кантовской эстетики понятий незаинтересованности и автономии в рамках «антиэстетического» проекта философии искусства М. Хайдеггера. Хайдеггеровская философия искусства, вырастающая из проекта преодоления метафизики и характерного для метафизической традиции истолкования сущего, предстаёт одной из наиболее радикальных в XX в. форм критики эстетики. В «Истоке художественного творения» отвергается привычное для эстетики понимание произведения искусства в качестве «предмета», доставляющего «эстетическое переживание». Но при этом едва ли прямым объектом хайдеггеровской критики являются проекты философии искусства самого немецкого идеализма, глубине и всеохватности которых отдаётся должное, а их приговоры (в частности, гегелевский о «завершении искусства») признаются справедливыми. В центре внимания статьи — кантовские понятия интереса и автономии, способные, на взгляд автора статьи, значительно прояснить хайдеггеровское понимание искусства как места свершения истины.
Исследовательским объектом в данной статье являются ранние хоровые сочинения Артура Лурье. В авторском подходе к проблеме претворения текстов Александра Блока в хоровых произведениях Лурье акцент сделан на поэтическом слове и новых способах музыкального высказывания, открытых композитором. На малоизученном материале выявляются доминанты образной системы, исследуются особенности музыкального языка и хорового письма композитора. В статье затрагиваются вопросы истории создания и исполнения избранных произведений. Автор приходит к выводу, что в хоровом творчестве А. Лурье обращается к важнейшим системообразующим элементам поэтики Блока, в центре внимания композитора оказывается идея Вечной Женственности, революционная тематика, трагизм русского пути. Поэзия символизма становится мотивацией для новаций в области трактовки жанра и приёмов хорового письма.
Объектом исследования явился спектакль А. Созонова «Жаворонок, или Жанна д’Арк». Он был рассмотрен с точки зрения масштабности драматургического материала, жанра и основных сценических средств выразительности. В сочетании актерской игры, пластики и танца, света и музыки с высокими техническими возможностями большой сцены Саратовского ТЮЗа «Жаворонок, или Жанна д’Арк» явил насыщенное поле для исследования. Предметом исследования явилось одно из главных средств выразительности — мультимедиа-составляющая спектакля. Исследование показало, что режиссёром создается уникальный образный строй композиционного построения с помощью сложной системы монтажа мультимедиа с другими частями постановки. Таким образом, в статье определились некоторые элементы общей системы мультимедийных приемов. За счет этого обрисовались особенности мультимедиа, которые ранее не выводились в исследованиях современного искусства: передача культурной достоверности, управление частями действия и восприятием зрителя, создание метафор.
Статья посвящена памяти кандидата искусствоведения, профессора кафедры теории музыки и композиции Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова Эдуарда Иосифовича Волынского, ушедшего из жизни год назад. Статья состоит из двух частей. В первой части статьи, написанной Е. И. Вартановой, раскрывается творческий облик Э. И. Волынского, дана яркая и глубокая характеристика его многосторонней деятельности. Во второй части статьи, написанной С. П. Полозовым, приводится иллюстративный материал и излагаются дополнительные сведения о деятельности Э. И. Волынского. Оба автора делятся своими воспоминаниями и впечатлениями от общения с Э. И. Волынским, а также от его творчества, в котором он выступал в качестве пианиста, музыковеда, лектора, педагога, художника, композитора.
Издательство
- Издательство
- СГК ИМЕНИ Л.В. СОБИНОВА
- Регион
- Россия, Саратов
- Почтовый адрес
- 410012, Саратовская обл, г Саратов, Фрунзенский р-н, пр-кт им Петра Столыпина, д 1
- Юр. адрес
- 410012, Саратовская обл, г Саратов, Фрунзенский р-н, пр-кт им Петра Столыпина, д 1
- ФИО
- Занорин Александр Германович (РЕКТОР)
- Сайт
- https://sarcons.ru/