Статья посвящена некоторым теоретическим вопросам этнокультурного образования и опыту его практического применения в образовательном процессе. В исследовании, предпринятом автором, обобщается опыт использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе. Автор выделяет ряд проблем в состоянии современного этнокультурного образования подрастающего поколения. Среди них недостаточная разработанность механизмов формирования поликультурной личности в сфере высшего профессионального образования. Автор видит решение проблемы в более активной интеграции материалов этно направленности в образовательный процесс и более широком применении активизирующих педагогических технологий.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.51635/27129926_2022_1_57
- eLIBRARY ID
- 48392750
Как отмечается в государственной программе Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы», в сфере межнациональных отношений в Республике Марий Эл возникли вопросы, которые требуют решения. Среди них – частичная утрата этнокультурного наследия, размывание духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации. Поэтому одной из приоритетных задач государственной национальной политики Республики Марий Эл являются «сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих в Республике Марий Эл; содействие их этнокультурному и духовному развитию» (13). С этой целью в рамках Государственной программы Республики Марий Эл «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы» выделена подпрограмма «Этнокультурное развитие, межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл».
Список литературы
1. Егошина, Н. Г. (2010). Этнокультурологическое образование учащихся гимназии средствами иностранного языка. Образование в современной школе, 4, 47-50. EDN: OXCTGP
2. Егошина, Н. Г. (2012). Классы гуманитарного профиля как наиболее благоприятная среда для реализации этнокультурного образования в гимназии. Профильная школа, 1(52), 17-20. EDN: OPQIYH
3. Егошина, Н. Г. (2013). Этнокультурные ценности и технологии их формирования как один из способов патриотического воспитания обучающихся в процессе иноязычного образования. Наука и школа, 1, 139-142. EDN: QALJSF
4. Кочергина, Э. М. (2008). Технология обучения: творческое погружение в народную культуру. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО(ПК)С “Марийский институт образования”.
5. Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования РМЭ: материалы 14-ой межрегиональной научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2008.
6. Марийское краеведение: опыт и перспективы его использования в системе образования РМЭ: материалы 17-ой республиканской научно-практической конференции. Йошкар-Ола, 2012.
7. Методические разработки к урокам этнокультурологической направленности (из опыта работы республиканской экспериментальной площадки) / Под ред. С.Н. Федоровой, Т.В. Глушковой. Йошкар-Ола, 2011.
8. Проблемы ревитализации традиционной культуры народов Волго-Камья: сборник материалов II Международной научно-практической конференции / ред. Г.Е. Шкалина. Йошкар-Ола: Мар. гос. ун-т, 2019.
9. Программы учебных курсов по этнокультурологической подготовке обучающихся в условиях гимназии: Сб. учебных программ / Под ред. С.Н. Федоровой, Т.В. Глушковой. Йошкар-Ола, 2010.
10. Этнокультурное образование: опыт и перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С “Марийский институт образования”, 2011.
11. Этнокультурологическая подготовка обучающихся в условиях гимназии: Научно-методический сборник / Сост. С.Н. Федорова. Йошкар-Ола, 2009.
12. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. Йошкар-Ола, Марийский институт образования, 2013.
13. Государственная программа Республики Марий Эл “Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы”. http://docs.cntd.ru/document/423845803.
14. Указ Президента РФ “О проведении в РФ Года культурного наследия народов России”. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310115.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Глобальная трансформация социально-экономического развития общества сопряжена с возникновением новых условий и вызовов для хозяйствующих субъектов, к числу которых правомерно отнести политическую нестабильность и экономический кризис, вызванный мировым локдауном вследствие пандемии. Многие сектора хозяйствования и экономики отдельных стран ощутили существенное негативное влияние. В целом экономический кризис определил тренды социально-экономического развития общества. Цель исследования состоит в разработке элементов организационно-экономических мероприятий по формированию конкурентной стратегии организации с учетом мирового опыта хозяйствования. В пределах намеченной логики исследования последовательно рассматриваются конкурентные преимущества и конкурентные стратегии организации, изучаются базовые тренды мировой экономики, в том числе связанные с последствиями пандемии, исследуются практики реализации и возможности использования проектного подхода с позиции разработки программных мероприятий повышения конкурентоспособности предприятия в стратегической перспективе, применительно к конкретной организации представлены основные аспекты формирования стратегии реализации проектов во внешнеэкономической деятельности. На примере крупного субъекта промышленности Ростовской области определена возможность обеспечения конкурентоспособности регионального предприятия федерального значения посредством совершенствования его внешнеэкономической деятельности. В ходе исследование значительное внимание уделено динамики реализации регионального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта»
Задачи роста производительности труда актуализируют и диктуют необходимость проведения дополнительных исследований с целью выявления существующих проблем и противоречий роста производительности труда, как фактора эффективности работы организаций и роста ВВП. Исследование, систематизация и оценка современного состояния проблем позволили определить препятствующие и способствующие факторы роста производительности труда разных экономических уровней. Выявление причин и мотивов проявления противоречий, связанных с проблемами роста производительности труда, а также их своевременное разрешение активизируют экономические и социальные интересы сторон и ведут к успешному достижению целей компаний.
В статье рассматривается вопрос преподавания математики в современной высшей школе на основе эвристического конструирования. Автором определены основные принципы творческой деятельности, которые являются важными компонентами эвристического конструирования, приведены примеры эвристических заданий для студентов естественно-научных и гуманитарных профилизаций с учётом психологических особенностей студентов социогуманитарных, естественных и технических специальностей, анализируется использование эвристических заданий, которые являются, по мнению автора, одним из успешных видов эвристико-дидактических конструкций для раскрытия творческого потенциала студентов.
Статья посвящена проблеме развития оценочной компетентности учителей. Внимание к данной проблеме вызвано усилением требований к профессиональной деятельности учителей со стороны государства и общества, дискуссиями вокруг оценочных процедур и оценочного инструментария итоговой аттестации в школе, объективности оценки результатов школьников. Результаты российских школьников в международных исследованиях качества образования свидетельствуют о недостаточном внимании учителей к формированию и оцениванию метапредметных учебных действий школьников, мягких навыков, функциональной грамотности. Исследования предметных и методических компетенций российских учителей подтверждают наличие дефицитов и профессиональных затруднений учителей в области оценивания, в том числе недостаточный уровень знания путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения, умения объективно оценивать знания, умения и компетенции обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей, умения проектировать учебные ситуации формирующего оценивания образовательных достижений школьников, умения анализировать и интерпретировать результаты оценивания и проектировать коррекцию и помощь учащимся. В статье представлено теоретическое описание сущности и структуры оценочной компетентности учителя, уровней ее развития. Дана характеристика системы развития оценочной компетентности учителя, раскрыто содержание ее основных компонентов в их взаимосвязях.
Статья посвящена одной из ключевых проблем создания современного школьного учебника - проектированию системных характеристик текстовых и изобразительных компонентов учебника, единство и целостность которых обеспечивает формирование системы учебных действий младших школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в образовательной практике начальной школы используются учебники, которые построены на теоретических представлениях о функциях учебника, его структуре и содержании, обоснованных в исследованиях 70-90 гг. прошлого века. Динамичные процессы трансформации социокультурной среды образования многое меняют в отношении к знанию и способам его получения, инициируют функциональность как новую характеристику образования. Традиционные принципы построения школьного учебника вступают в противоречие с современными требованиями к образовательным результатам (формирование личностных, предметных и метапредметных учебных действий, функциональной грамотности) и образовательному процессу (реализация системно-деятельностного подхода). Поиск новых подходов к созданию школьных учебников ориентирован на особенности когнитивного и эмоционального развития современных детей, их опыт интерактивного восприятия информации. Сплошной линейный текст учебника перестает быть привлекательным источником знания для детей. Учебнику все сложнее конкурировать с мультимодальной цифровой средой, которая формирует у детей представления о других текстах и других способах взаимодействия с ними. Возрастает роль визуальных образов в организации когнитивных процессов школьников. Одним из системных решений проблемы создания современного школьного учебника является проектирование его дизайн-концепции на основе системно-деятельностной методологии. В статье представлен опыт проектирования дизайн-концепции учебника по финансовой грамотности для начальной школы. Обоснованы принципы построения учебника, особенности его использования на уроке в сочетании с другими дидактическими средствами обучения и источниками информации. Раскрыты назначение и смысловые функции текстовых и изобразительных компонентов учебника в информационном и инструментальном обеспечении системы учебных действий младших школьников.
Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.
Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.
Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует учителей на формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является финансовая грамотность. В этой связи становится актуальным определение структуры и содержания финансовой грамотности, описание системы образовательных результатов в новой предметной области, характеристика дидактических условий их достижения в основной школе. В статье систематизированы современные отечественные и зарубежные подходы к описанию сущности, структуры и содержания финансовой грамотности, обоснована необходимость и возможность их конкретизации применительно к уровню основного общего образования. Предлагается система образовательных результатов освоения финансовой грамотности учащимися основной школы, построенная на интеграции подходов к описанию образовательных результатов в Единой рамке компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых и в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Дана характеристика дидактических условий достижения образовательных результатов в области финансовой грамотности в основной школе. Представленная система образовательных результатов может быть использована учителями основной школы при создании рабочих программ учебных курсов, подготовке уроков и внеурочных занятий, обучающих материалов и заданий по финансовой грамотности для учащихся 5-9 классов.
Издательство
- Издательство
- РГПУ им. А. И. Герцена
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- Юр. адрес
- 191186, Санкт-Петербург, набережная реки Мойки 48
- ФИО
- Тарасов Сергей Валентинович (ректор)
- E-mail адрес
- mail@herzen.spb.ru
- Контактный телефон
- +7 (812) 3124477