Архив статей журнала

ГЕНЕЗИС И НАСЛЕДИЕ 12-ГО УНИВЕРСИТЕТА РОССИИ (К 105-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ ТАВРИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА) (2023)
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Авторы: Василенко Валентин Александрович, Шостка Владимир Иванович

Статья посвящена 105-летию самобытного Таврического университета, созданного во времена гражданской войны, международной интервенции и экономической разрухи. На основе ретроспективного анализа генезиса и историзма раскрываются уникальные особенности и хронология официального становления и развития вуза. Раскрыт ценный опыт учебного заведения и выделены мировые достижения нобелевских лауреатов и Героев труда сотрудников. Показано, что история университета, изложенная в наследии В. И. Вернадского и других учёных, способна обеспечить главному вузу Крыма славное будущее.

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРИНЦИПА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 1 (2023)
Авторы: Бадак Бажена Александровна

В статье рассмотрены проблемы развития математического моделирования в высшей технической школе, описываются основные пути реализации практико-ориентированного принципа в процессе преподавания дисциплины «Прикладная математика», приведены примеры практико-ориентированных технических задач для формирования профессиональных компетенций будущего инженера. Обоснована необходимость внедрения практико-ориентированного принципа в организацию учебного процесса по дисциплине «Прикладная математика» в техническом университете.

Сохранить в закладках
О ПРИНЦИПАХ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Бадак Бажена Александровна, Бровка Наталья Владимировна

В статье приведены различные подходы к определению основных принципов обучения студентов математике в техническом университете; дана характеристика принципам, которые служат базисом и педагогической предпосылкой для системной трансформации высшего практико-ориентированного математического образования; рассмотрены примеры реализации принципов практико-ориентированного обучения математике будущих инженеров.

Сохранить в закладках
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Егошина Надежда Гермогеновна

Статья посвящена некоторым теоретическим вопросам этнокультурного образования и опыту его практического применения в образовательном процессе. В исследовании, предпринятом автором, обобщается опыт использования народной культуры в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной и высшей школе. Автор выделяет ряд проблем в состоянии современного этнокультурного образования подрастающего поколения. Среди них недостаточная разработанность механизмов формирования поликультурной личности в сфере высшего профессионального образования. Автор видит решение проблемы в более активной интеграции материалов этно направленности в образовательный процесс и более широком применении активизирующих педагогических технологий.

Сохранить в закладках
ОБ ЭВРИСТИКО-ДИДАКТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Бадак Бажена Александровна

В статье рассматривается вопрос преподавания математики в современной высшей школе на основе эвристического конструирования. Автором определены основные принципы творческой деятельности, которые являются важными компонентами эвристического конструирования, приведены примеры эвристических заданий для студентов естественно-научных и гуманитарных профилизаций с учётом психологических особенностей студентов социогуманитарных, естественных и технических специальностей, анализируется использование эвристических заданий, которые являются, по мнению автора, одним из успешных видов эвристико-дидактических конструкций для раскрытия творческого потенциала студентов.

Сохранить в закладках
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Калашникова Наталья Григорьевна

Статья посвящена проблеме развития оценочной компетентности учителей. Внимание к данной проблеме вызвано усилением требований к профессиональной деятельности учителей со стороны государства и общества, дискуссиями вокруг оценочных процедур и оценочного инструментария итоговой аттестации в школе, объективности оценки результатов школьников. Результаты российских школьников в международных исследованиях качества образования свидетельствуют о недостаточном внимании учителей к формированию и оцениванию метапредметных учебных действий школьников, мягких навыков, функциональной грамотности. Исследования предметных и методических компетенций российских учителей подтверждают наличие дефицитов и профессиональных затруднений учителей в области оценивания, в том числе недостаточный уровень знания путей достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения, умения объективно оценивать знания, умения и компетенции обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей, умения проектировать учебные ситуации формирующего оценивания образовательных достижений школьников, умения анализировать и интерпретировать результаты оценивания и проектировать коррекцию и помощь учащимся. В статье представлено теоретическое описание сущности и структуры оценочной компетентности учителя, уровней ее развития. Дана характеристика системы развития оценочной компетентности учителя, раскрыто содержание ее основных компонентов в их взаимосвязях.

Сохранить в закладках
ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНИКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Жаркова Елена Николаевна

Статья посвящена одной из ключевых проблем создания современного школьного учебника - проектированию системных характеристик текстовых и изобразительных компонентов учебника, единство и целостность которых обеспечивает формирование системы учебных действий младших школьников. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в образовательной практике начальной школы используются учебники, которые построены на теоретических представлениях о функциях учебника, его структуре и содержании, обоснованных в исследованиях 70-90 гг. прошлого века. Динамичные процессы трансформации социокультурной среды образования многое меняют в отношении к знанию и способам его получения, инициируют функциональность как новую характеристику образования. Традиционные принципы построения школьного учебника вступают в противоречие с современными требованиями к образовательным результатам (формирование личностных, предметных и метапредметных учебных действий, функциональной грамотности) и образовательному процессу (реализация системно-деятельностного подхода). Поиск новых подходов к созданию школьных учебников ориентирован на особенности когнитивного и эмоционального развития современных детей, их опыт интерактивного восприятия информации. Сплошной линейный текст учебника перестает быть привлекательным источником знания для детей. Учебнику все сложнее конкурировать с мультимодальной цифровой средой, которая формирует у детей представления о других текстах и других способах взаимодействия с ними. Возрастает роль визуальных образов в организации когнитивных процессов школьников. Одним из системных решений проблемы создания современного школьного учебника является проектирование его дизайн-концепции на основе системно-деятельностной методологии. В статье представлен опыт проектирования дизайн-концепции учебника по финансовой грамотности для начальной школы. Обоснованы принципы построения учебника, особенности его использования на уроке в сочетании с другими дидактическими средствами обучения и источниками информации. Раскрыты назначение и смысловые функции текстовых и изобразительных компонентов учебника в информационном и инструментальном обеспечении системы учебных действий младших школьников.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.

Сохранить в закладках
РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА ТЕКСТОВОЙ ОСНОВЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Бренчугина-Романова Анна Николаевна, Денисова Лариса Оганесовна

Грамматическая правильность речи характеризуется умением говорящего мотивированно и адекватно употреблять слова и конструкции в условиях речевой ситуации, с целью получения от собеседника нужной реакции. Под речевой ситуацией нами понимаются условия для продуцирования высказывания с целью сообщения, общения, воздействия. Важно отметить также персонализированный, тексториентированный и текстоцентричный подходы к изучению русского языка. При решении коммуникативно-ориентированных задач преподаватель, во-первых, работает над мотивационной стороной высказываний обучающихся, формируя коммуникативную потребность в общении. Во-вторых, учебный диалог предполагает включение обучающихся в процесс коммуникации на любом этапе работы, т.е. способствует самостоятельному выбору школьником наиболее интересных и ценных с его точки зрения коммуникативных заданий, что отвечает условиям персонализации обучения. Цель статьи заключается в выявлении особенностей коммуникативно-речевых упражнений и заданий для организации коммуникативно-направленного обучения русскому языку в 5-7 классах. В статье дано описание коммуникативно-речевых упражнений и заданий на основе связного текста и результативность использования этих заданий в ходе проведения экспериментальной работы. Как показало проведённое исследование, выполнение коммуникативно-речевых упражнений и заданий в ходе аналитической работы с текстом способствует развитию коммуникативных умений обучающихся и речевому развитию в целом, а также стимулирует мыслительную деятельность, развивает познавательный интерес.

Сохранить в закладках
ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 1 (2022)
Авторы: Белорукова Елена Михайловна

Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирует учителей на формирование функциональной грамотности, одним из компонентов которой является финансовая грамотность. В этой связи становится актуальным определение структуры и содержания финансовой грамотности, описание системы образовательных результатов в новой предметной области, характеристика дидактических условий их достижения в основной школе. В статье систематизированы современные отечественные и зарубежные подходы к описанию сущности, структуры и содержания финансовой грамотности, обоснована необходимость и возможность их конкретизации применительно к уровню основного общего образования. Предлагается система образовательных результатов освоения финансовой грамотности учащимися основной школы, построенная на интеграции подходов к описанию образовательных результатов в Единой рамке компетенций по финансовой грамотности для детей и взрослых и в обновленном федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Дана характеристика дидактических условий достижения образовательных результатов в области финансовой грамотности в основной школе. Представленная система образовательных результатов может быть использована учителями основной школы при создании рабочих программ учебных курсов, подготовке уроков и внеурочных занятий, обучающих материалов и заданий по финансовой грамотности для учащихся 5-9 классов.

Сохранить в закладках
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 4 (2022)
Авторы: Ван Даньни

В статье указывается, что китайская музыкальная культура наиболее богата традициями хорового пения. Музыкальное образование Китая в ХХ веке, обусловленное своеобразием исторического и общественного развития, претерпело значительные перемены и модернизацию с использованием педагогических технологий европейского типа. При этом Россия оказала существенное влияние на хоровую педагогику и музыкально-эстетическое воспитание в Китае. Общность политических и идеологических воззрений Китая и СССР в середине и второй половине XX века так же способствовали интенсивному культурному обмену, заимствованию Китаем просветительских и музыкально-педагогических технологий. Предпочтение в общем музыкальном развитии учащихся отдавалось хоровому пению, основным содержанием уроков музыки в школах являлась народная китайская музыка, которая преподавалась преимущественно в виде пения. На протяжении всего ХХ столетия влияние русской педагогики на структуру базового музыкального образования в Китае проявляется в приоритете художественно-содержательного смысла над внешним контуром нотного текста музыкального произведения. При этом доминирующими элементами в исполнительской интерпретации является авторская идея и замысел. Сближение России и Китая в плане передачи технологий музыкального обучения интенсивно происходит и в настоящее время. Несмотря на то, что в силу исторических обстоятельств этот процесс иногда прерывался, взаимообмен между странами никогда полностью не останавливался. История этого культурного сотрудничества носит характер обусловленности историческими и политическими процессами. Восприятие русской хоровой Школы и достижений русской культуры - доминирующий тренд стратегического развития системы общего музыкального образования в Китае сегодня.

Сохранить в закладках
ЭКОГРАМОТНОСТЬ И СОВРЕМЕННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОЕКТЫ В ПРЕДМЕТНОМ ОБУЧЕНИИ (2022)
Выпуск: Т. 3 № 4 (2022)
Авторы: Борисова Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы формирования экологического мировоззрения студентов технических специальностей и направлений подготовки. Показано, что для выхода на новый уровень экологического мышления выпускников инженерных вузов необходимо использовать целенаправленные педагогические подходы для развития природосообразной культуры и ответственного отношения бизнеса к окружающей среде. Представлена авторская позиция сущности понятия «экограмотность» и его составляющих компонент. Приведены примеры инновационной практики применения метода проектов в предметном обучении на различных этапах образовательной траектории. Отличительной особенностью представленной авторской методики является непрерывность формирования экограмотности в предметном обучении естественнонаучного цикла и, далее, в профессиональных дисциплинах. Акцентируется синергетический эффект проектов в предметном обучении для формирования устойчивого мышления, когда малые усилия или незначительные поступки приводят к значительным изменениям. Отмечено, что в процессе научного поиска студенты изучают результаты, полученные другими исследователями, что является важной задачей сегодняшнего дня, направленной на консолидацию усилий в определенных прорывных направлениях науки и техники. Многолетняя педагогическая практика и косвенные оценки студентов на интернет-экзамене отражают действенность метода учебно-исследовательских проектов в развитии экологического самосознания и для личностного выбора эффективного поведения в современном мире.

Сохранить в закладках