Ранний трактат крупного французского учёного Марена Мерсенна «Quaestiones celeberrimae in Genesim» хранится в фондах нескольких библиотек. В статье сопоставляются некоторые экземпляры этого фолианта и рассматривается особенность казанской версии трактата.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_45_9
- eLIBRARY ID
- 64836442
Научное наследие Мерсенна обширно, им созданы труды по теологии, философии, этике, физике, математике, музыке, все они были изданы при жизни учёного в Париже. Трактат «Вопросы [книги] Бытия, с точным объяснением текста» является самым ранним опубликованным трудом Мерсенна2. В полном названии трактата указывается на его пользу «теологам, философам, медикам, юристам, математикам, безусловно музыкантам и особенно физикам»3 [11].
Список литературы
1. Добиаш-Рождественская О. А. Источниковедение западноевропейского средневековья // Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М.: Наука, 1987. С. 52-92.
Dobiash-Rozhdestvenskaya O. A. Istochnikovedenie zapadnoevropejskogo srednevekov’ya [Source study of the Western European Middle Ages]. Kul’tura zapadnoevropejskogo srednevekov’ya. Nauchnoe nasledie. Moscow, Nauka, 1987, pp. 52-92. (In Russ.).
2. Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования (1842-1870 годы). Вып. II. Казань: Типография Императорского университета, 1892. С. 502-531.
Znamenskij P. V. Istoriya Kazanskoj duhovnoj akademii za pervyj (doreformennyj) period eyo sushchestvovaniya (1842-1870 gody) [History of the Kazan Theological Academy for the first (pre-reform) period of its existence (1842-1870)]. Vol. II. Kazan’, Tipografija Imperatorskogo universiteta, 1892, рр. 502-531. (In Russ.).
3. Йейтс Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Пер. с англ. Г. Дашевского. М.: Новое литературное обозрение, 2000. С. 382-395.
Jejts F. A. Dzhordano Bruno i germeticheskaya tradiciya [Giordano Bruno and the Hermetic Tradition]. Trans. G. Dashevskij. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie, 2000, pp. 382-395. (In Russ.).
4. Комбарье Ж. Л. Ж. Французская музыка XVI века / Пер. с франц. А. Хохловкиной, ред. М. В. Иванова-Борецкого. М.: Гос. муз. изд-во, 1932. 39 с.
Kombar’e Zh. L. Zh. Francuzskaya muzyka XVI veka [French music of the XVI century]. Trans. A. Hohlovkinoj; ed. M. V. Ivanova-Boreckogo. Moscow, Gosudarstvennoye muzikal’noye izdatel’stvo, 1932, 39 p. (In Russ.).
5. Мереминский С. Г. Мавристы // Православная энциклопедия. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/2561154.html (Дата обращения: 20.01.2024).
Mereminskij S. G. Mavristy //Pravoslavnaya enciklopediya. Available at: https://www.pravenc.ru/text/2561154.html (Accessed: 20.01.2024). (In Russ.).
6. Систематический каталог книг фундаментальной библиотеки Казанской духовной академии. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1874 (обл. 1877). 356 с.
Sistematicheskij katalog knig fundamental’noj biblioteki Kazanskoj duhovnoj akademii [Systematic catalog of books of the fundamental library of the Kazan Theological Academy]. Kazan’, Tipo-litografija Imperatorskogo universiteta, 1874 (obl. 1877), 356 р. (In Russ.).
7. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С. и др. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М.: МГК, 2006. С. 174-177.
Holopov Yu. N., Kirillina L. V., Kyuregyan T. S. Muzykal’no-teoreticheskie sistemy [Musical-theoretical systems]: Uchebnik dlya istoriko-teoreticheskih i kompozitorskih fakul’tetov muzykal’nyh vuzov. Moscow, Moskovskaja konservatorija, 2006, pp. 174-177. (In Russ.).
8. Чугунова Н. В. Историко-просветительская деятельность конгрегации святого Мавра в XVII-XVIII веках в Западной Европе // История. Историки. Источники: Электронный научный журнал. 2018. № 1. С. 88-94. EDN: YUEYSK
Chugunova N. V. Istoriko-prosvetitel’skaya deyatel’nost’ kongregacii svyatogo Mavra v XVII-XVIII vekah v Zapadnoj Evrope. Istorija. Istoriki. Istochniki: Jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2018, no. 1, pp. 88-94. (In Russ.).
9. Basilico B. L’harmonia mundana au XVIIe siècle: Les critiques de Marin Mersenne adressées au monocorde du monde de Robert Fludd // L’Atelier du Centre de Recherches Historiques. Revue électronique du CRH. 2017, № 17. Режим доступа: https://journals.openedition.org/acrh/7910 (Дата обращения: 20.01.2024).
Basilico B. L’harmonia mundana au XVIIe siècle: Les critiques de Marin Mersenne adressées au monocorde du monde de Robert Fludd. L’Atelier du Centre de Recherches Historiques. Revue électronique du CRH. 2017, no. 17. Available at: https://journals.openedition.org/acrh/7910 (Accessed: 20.01.2024). (In French).
10. Brodkom L. A la recherche du pouvoir de la musique: Marin Mersenne et les Quaestiones in Genesim. col. 1529-1540, édition, traduction et commentaire. Режим доступа: https://dial.uclouvain.be/memoire/ucl/object/thesis:12063 (Дата обращения: 20.01.2024).
Brodkom L. A la recherche du pouvoir de la musique: Marin Mersenne et les Quaestiones in Genesim. col. 1529-1540, édition, traduction et commentaire. Available at: https://dial.uclouvain.be/memoire/ucl/object/thesis:12063 (Accessed: 20.01.2024). (In French).
11. Mersenn M. Quaestiones celeberrimae in Genesim. Paris, 1623. Режим доступа: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96042058/f19.item (1 том); 2 https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9602359j?rk=64378;0 (2 том) (Дата обращения: 16.01.2024).
Mersenn M. Quaestiones celeberrimae in Genesim. Paris, 1623. Available at: Vol. 1: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k96042058/f19.item; Vol. 2: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9602359j?rk=64378;0 (Accessed: 16.01.2024). (In French).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Алекпер Аскеров - азербайджанский исполнитель-виртуоз на духовых инструментах. В историю музыкальной культуры Азербайджана он вошёл как автор танцевальных мелодий и мугамных ренгов, создатель классической школы игры на балабане, а также реформатор таких духовых инструментов, как кларнет, балабан, тутек, зурна и ней, руководитель фольклорно-инструментального ансамбля «Дугях». Изучение творческой деятельности Алекпера Аскерова - актуальное направление музыкальной науки Азербайджана.
Явление фольклоризма глубоко органично для чувашского музыкального искусства. В статье рассматривается его сценическая форма, прослеживается история развития, выявляются актуальные проблемы современного состояния.
Статья посвящена рассмотрению Пятого концерта для фортепиано с оркестром выдающегося российского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. В наши дни это произведение, сыгравшее значимую роль в эволюции жанра концерта в российской музыкальной культуре, практически пребывает в забвении. Между тем, оно оказало значительное воздействие на формирование композиторского стиля таких последователей Рубинштейна, как П. Чайковский, С. Рахманинов. Цель работы - рассмотреть образный и стилистический строй Пятого концерта (особенности его архитектоники, мелодизма, ритмической организации), проанализировать средства исполнительской выразительности, а также выявить причины, предопределившие недостаточную востребованность Концерта у пианистов прошлого и современности. Новизна работы заключается в том, что подобное комплексное рассмотрение Пятого концерта, имеющее теоретическую и практическую значимость, предлагается в музыкознании впервые.
В статье рассматривается проблема художественного взаимодействия иностранных и российских гитаристов. Большую важность для обогащения репертуара русской семиструнной гитары в первой половине XIX века приобрели транскрипции гитарной музыки иностранных авторов, значительное число которых опирается на музыку Фернандо Сора - каталонского гитариста-виртуоза и композитора, работавшего несколько лет в России. Наибольшее количество подобных аранжировок сделал Андрей Сихра - выдающийся музыкант, основоположник гитарного искусства в России. В статье представлен подробный анализ транскрипции Сихры Вариаций на тему Сора C-dur, ориентированный на выявление творческих параллелей, оппозиций и сопоставлений между искусством этих двух представителей европейской и русской гитарных традиций.
В статье рассматриваются наиболее значительные методические труды ярких исполнителей-мандолинистов и педагогов середины XVIII века: Джованни Фучетти, Джованни Батиста Джервазио, Габриэле Леоне, Пьетро Дени, Мишеля Корретта. В фокусе внимания оказываются вопросы исполнения орнаментики, которые затрагивают все обозначенные авторы трактатов. Проведён анализ и сравнение методических рекомендаций каждого музыканта с целью выявления общих принципов исполнения тремоло, каденционных трелей, форшлагов и других видов орнаментации. Думается, эти сведения помогут современным мандолинистам в вопросах исполнения и интерпретации репертуара XVIII столетия.
В статье освещается творческая активность итальянских скрипачей в Англии, их роль в развитии местной профессиональной и любительской музыкальной культуры; рассматриваются их участие в концертной жизни и вклад в педагогическую деятельность.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011