Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_46_50
- eLIBRARY ID
- 67996957
В области фортепианного дуэта, как и в других сферах творчества Шостаковича, развитие конфликтных ситуаций происходит по ранее изложенной схеме, уровни которой, безусловно, требуют отдельного рассмотрения.
Первоначальная презентабельность основных образных тем — значимый этап раскрытия конфликта. Именно благодаря тому, как преподнесены начальные образные силы, и формируются принципы их столкновения. В сфере фортепианного дуэта можно усмотреть два вида начального показа действующих образов (где каждая тема есть образ): «двусторонний», предполагающий сопоставление только двух тем-образов (I часть Концерта № 1 в авторском переложении для двух фортепиано) и «многосторонний», когда для дальнейших коллизий представляются несколько контрастных построений («Финал» «Сюиты»).
Список литературы
1. Амосов Н. М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. 304 с.
Amosov N. M. Modelirovanie my’shleniya i psixiki [Modeling of thinking and psyche]. Kiev, 1965, 304 р. (In Russ.).
2. Арановский М. Г. Симфонические искания: Исследовательские очерки. Л.: Сов. композитор, 1979. 287 с.
Aranovskij M. G. Simfonicheskie iskaniya: Issledovatel’skie ocherki [Symphonic quests: Research essays]. Leningrad, Sov. kompozitor, 1979, 287 р. (In Russ.).
3. Бобровский В. П. Претворение жанра пассакальи в сонатно-симфонических циклах Д. Шостаковича // Музыка и современность: Сборник статей. М.: Музгиз, 1962. С. 149-182. EDN: IBVFMH
Bobrovskij V. P. Pretvorenie zhanra passakal’i v sonatno-simfonicheskih ciklah D. Shostakovicha [Implementation of the passacaglia genre in the sonata-symphonic cycles of D. Shostakovich]. Muzy’ka i sovremennost’: Sbornik statej. Moscow, Muzgiz, 1962, pp. 149-182. (In Russ.).
4. Валькова В. Б. Сюжет Голгофы в творчестве Шостаковича // Шостакович: между мгновением и вечностью. Документы материалы, статьи. СПб.: Композитор, 2000. С. 679-716.
Val’kova V. B. Syuzhet Golgofy’ v tvorchestve Shostakovicha [The plot of Golgotha in the works of Shostakovich]. Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost’yu. Dokumenty’ materialy’, stat’i. Saint-Petersburg, Kompozitor, 2000, рр. 679-716. (In Russ.).
5. Дельсон В. Ю. Фортепианное творчество Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1971. 247 с.
Del’son V. Yu. Fortepiannoe tvorchestvo D. Shostakovicha [Piano works of D. Shostakovich]. Moscow, Sov. kompozitor, 1971, 247 р. (In Russ.).
6. Корыхалова Н. П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях. СПб.: Композитор, 2000. 324 с. EDN: SSNERU
Kory’xalova N. P. Muzy’kal’no-ispolnitel’skie terminy’: Vozniknovenie, razvitie znachenij i ih ottenki, ispol’zovanie v razny’h stilyah [Musical and performing terms: The emergence, development of meanings and their shades, use in different styles]. Saint-Petersburg, Kompozitor, 2000, 324 р. (In Russ.).
7. Михеева Л. В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М.: Терра, 1997. 366 с.
Miheeva L. V. Zhizn’ Dmitriya Shostakovicha [The Life of Dmitry Shostakovich]. Moscow, Terra, 1997, 366 р. (In Russ.).
8. Сабинина М. Д. Шостакович - симфонист: драматургия, эстетика, стиль. Исследование. М.: Музыка, 1976. 477 с.
Sabinina M. D. Shostakovich - simfonist: dramaturgiya, e’stetika, stil’. Issledovanie [Shostakovich - symphonist: dramaturgy, aesthetics, style. Study]. Moscow, Muzy’ka, 1976, 477 р. (In Russ.).
9. Яворский Б. Л. Сюиты Баха для клавира. М.; Л.: Музыка, 1947. 55 с.
Yavorskij B. L. Syuity’ Baha dlya klavira [Bach’s Suites for Clavier]. Moscow; Leningrad, Muzy’ka, 1947, 55 р. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Инструментальная музыка - одно из ярких явлений музыкальной культуры кыргызского народа. Куу «Маш ботой» А. Огонбаева – визитная карточка кыргызского народа, энциклопедия применяемых на комузе штрихов и приёмов.
В статье обозначены духовные основы творчества современного китайско-американского композитора Тань Дуня и показано их проявление в его фортепианном концерте «Огонь». Философия концепции инь-ян воплощена в нём через многоплановое раскрытие принципа диалогичности.
Предпринят анализ европейского оперного репертуара в театрах Китая. Рассмотрены важные постановочные проблемы: модификация сюжетов, трактовка образов главных персонажей, сочетание вокальных техник - национальной и bel canto.
В статье рассматривается раздел до сих пор не публиковавшегося труда Ш. Марджани «Мукаддима», посвящённый музыке как науке и как практике. Это первый известный в истории татарской мысли о музыке опыт научного подхода к музыке, понимаемой в традициях классической музыкальной науки исламского Востока.
Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.
В статье рассматривается проблема авторства и сочинительства средневековых латинских песен в русле современных историографических исследований. Автор показывает личный вклад музыкантов в контексте традиционных представлений христианской культуры.
Статья посвящена «славянским» сочинениям чешского композитора Антонина Дворжака. Автор статьи, анализируя элементы музыкального языка Дворжака (гармонии, оркестровки, формы), акцентирует внимание на разных способах претворения славянского колорита в зависимости от жанра произведения.
«Богородица» - это старинная религиозная песня. Она была создана приблизительно в XI-XIII веках на территории нынешней Восточной Европы, в те времена - Великого княжества Литовского и Королевства Польского. Интерес к истории религиозного гимна «Богородица» не утихает с начала XIX века. За это время были опубликованы исследования по истории языка, гимнографии, содержащие анализ стихосложения и мелодии песни. Белорусские и польские исследователи оспаривают её национальную принадлежность. В наше время мелодия «Богородицы» была использована в сочинениях ряда польских композиторов. В статье рассматриваются следующие сочинения: Третья симфония “Sinfonia Sacra” Анджея Пануфника, “Miserere” для смешанного хора a cappella и Третья симфония Хенрика Миколая Гурецкого, Шестая «Польская» симфония Кшиштофа Мейера.
Тенденция к ослаблению законов тактового метра и усилению квантитативности, характерная для европейской музыки XIX-ХХ веков, впервые в наиболее законченном виде проявилась в творчестве М. Мусоргского. Причиной, побудившей композитора обратиться к метрическим возможностям долготы, явилась «русская песня» и сложившиеся в ней слогоритмические нормы. В статье показано, каким образом чуткость слуха композитора позволила ему услышать нечто новое в давно известном, придав этому новому эстетически совершенный облик.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011