Архив статей журнала

МАРГИНАЛИИ К ЗАМЕТКЕ ФЕРРУЧЧО БУЗОНИ "О ЛИСТЕ" (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Бородин Борис Борисович

Статья представляет собой развёрнутые комментарии к заметке Ферруччо Бузони «О Листе» (“Um Liszt”). Она рассматривается в широком историко-культурном контексте европейского искусства 1920-х годов. Цель исследования - введение в научный обиход отечественного музыкознания новых, до сих пор отсутствовавших в русском переводе материалов, касающихся жизни, творчества и эстетических взглядов музыканта-мыслителя Бузони, одного из самых оригинальных композиторов-исполнителей рубежа XIX-XX веков.

Сохранить в закладках
О РОЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА В ФОРТЕПИАННЫХ ДУЭТАХ ДМИТРИЯ ШОСТАКОВИЧА (2024)
Выпуск: №2 (46) (2024)
Авторы: Петров Владислав Олегович

Статья посвящена рассмотрению проявления драматического конфликта в одном из излюбленных Дмитрием Шостаковичем жанров - в жанре фортепианного дуэта. Автор размышляет о ситуационной (зонной) драматургии дуэтных сочинений композитора, выделяя и акцентируя внимание на таких важных её элементах, как показ конфликтующих сторон, зарождение конфликта, его развитие, кульминационная зона и итог конфликта. Уделяется внимание используемым Шостаковичем комплексам выразительных средств, направленным на воплощение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе реализации авторской задумки в области музыкального содержания.

Сохранить в закладках
МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ АЛЕКПЕРА АСКЕРОВА (2024)
Выпуск: №1 (45) (2024)
Авторы: Гулиева Махира Алекперовна

Алекпер Аскеров - азербайджанский исполнитель-виртуоз на духовых инструментах. В историю музыкальной культуры Азербайджана он вошёл как автор танцевальных мелодий и мугамных ренгов, создатель классической школы игры на балабане, а также реформатор таких духовых инструментов, как кларнет, балабан, тутек, зурна и ней, руководитель фольклорно-инструментального ансамбля «Дугях». Изучение творческой деятельности Алекпера Аскерова - актуальное направление музыкальной науки Азербайджана.

Сохранить в закладках
ИНОСТРАННЫЕ ГИТАРИСТЫ В РОССИИ: ТВОРЧЕСКИЕ ДИАЛОГИ Ф. СОРА И А. СИХРЫ (2024)
Выпуск: №1 (45) (2024)
Авторы: Бегутов Айнур Валерьевич

В статье рассматривается проблема художественного взаимодействия иностранных и российских гитаристов. Большую важность для обогащения репертуара русской семиструнной гитары в первой половине XIX века приобрели транскрипции гитарной музыки иностранных авторов, значительное число которых опирается на музыку Фернандо Сора - каталонского гитариста-виртуоза и композитора, работавшего несколько лет в России. Наибольшее количество подобных аранжировок сделал Андрей Сихра - выдающийся музыкант, основоположник гитарного искусства в России. В статье представлен подробный анализ транскрипции Сихры Вариаций на тему Сора C-dur, ориентированный на выявление творческих параллелей, оппозиций и сопоставлений между искусством этих двух представителей европейской и русской гитарных традиций.

Сохранить в закладках
ИТАЛЬЯНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ КАК ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИЛА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ СКРИПИЧНОЙ ШКОЛЫ В АНГЛИИ XVIII-XIX ВЕКОВ (2024)
Выпуск: №1 (45) (2024)
Авторы: Шлемов Игорь Валентинович

В статье освещается творческая активность итальянских скрипачей в Англии, их роль в развитии местной профессиональной и любительской музыкальной культуры; рассматриваются их участие в концертной жизни и вклад в педагогическую деятельность.

Сохранить в закладках