Цель статьи состоит в характеристике вклада видного российского педагога второй половины XIX в. Льва Николаевича Модзалевского (1837-1896) в отечественную науку, культуру и образование. Материалы и методы. В опоре на положения аксиологического методологического подхода и использование биографического исследовательского метода в статье решены следующие задачи: введение в научный оборот ряда малоизвестных фактов его биографии, анализ теоретической и практической деятельности Л. Н. Модзалевского, раскрытие его отношений с К. Д. Ушинским и некоторыми другими отечественными деятелями образования. Основное содержание. Л. Н. Модзалевский показан как первый российский ученый в области отечественной историко-педагогической компаративистики и истории педагогики и образования. Приводятся образцы его поэтического творчества. Заключение. Делается вывод о значимости наследия Модзалевского, о необходимости его дальнейшего изучения и использования в педагогическом процессе.
Идентификаторы и классификаторы
К числу замечательных российских педагогов XIX века можно отнести видного деятеля педагогической науки и образования Л. Н. Модзалевского. Цель предлагаемой статьи состоит в том, чтобы дать характеристику его вклада в отечественную науку, культуру и образование, и в определенной степени восстановить историческую справедливость в отношении этого человека.
Список литературы
1. Егоров, С. Ф. От составителя // Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. / С. Ф. Егоров. - Москва: Педагогика, 1989. - С. 5-6. - Текст: непосредственный.
2. Лебедев, С. В. Лев Николаевич Модзалевский (1837-1896). К 175-летию со дня рождения / С. В. Лебедев. - Текст: непосредственный // Историко-педагогический журнал. 2012. - № 1. - С. 12-16. EDN: TJXDDH
3. Михайлова, М. В. Модзалевский Лев Николаевич / М. В. Михайлова // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. - Москва: Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 581. - Текст: непосредственный.
4. Модзалевский, Л. Н. Амос Коменский, основатель новой педагогики (по поводу 300-летия со дня его рождения) / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: тип. Н. Г. Мартынова, 1892. - 162 с. - Текст: непосредственный.
5. Модзалевский, Л. Н. Быт студентов в Германии / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: тип. В. Безобразова и К°, 1865. - 62 с. - Текст: непосредственный.
6. Модзалевский, Л. Н. Историческое значение христианства для воспитания / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: тип. Н. Г. Мартынов, 1892. - 120 с. - Текст: непосредственный.
7. Модзалевский, Л.Н. О народности воспитания по Ушинскому / Л. Н. Модзалевский // Памяти К. Д. Ушинского. - Санкт-Петербург, 1896. - С. 153-165. - Текст: непосредственный.
8. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. Серия “Библиотека русской педагогики”. - Ч. 1. - 425 с. - Текст: непосредственный.
9. Модзалевский, Л. Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. - Серия “Библиотека русской педагогики”. - Ч. 2. - 489 с. - Текст: непосредственный.
10. Модзалевский, Л. Н. (псевдоним Л. Гарский). “Тарас Бульба”: либретто оперы / Л. Н. Модзалевский. - Санкт-Петербург: тип. В. Безобразова и К°, 1880. - 52 с. - Текст: непосредственный.
11. Помелов, В. Б. Н. А. Корф - создатель земской школы / В. Б. Помелов. - Текст: непосредственный // Педагогика. - 2013. - № 10. - С. 91-99. EDN: RUXNSN
12. Помелов, В. Б. Российская прогрессивная педагогика второй половины XIX в.: монография / В. Б. Помелов. - Киров: Науч. изд-во ВятГУ, 2020. - 260 с. - Текст: непосредственный. EDN: CNZUBT
13. Помелов, В. Б. Российские педагоги второй половины ХIХ - начала ХХ вв.: учебное пособие для студентов педвузов / В. Б. Помелов. - Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. - 220 с. - Текст: непосредственный.
14. Помелов, В. Б. 100 великих педагогов / В. Б. Помелов. - Москва: “Вече”, 2018. - 416 с. - Текст: непосредственный.
15. Семенов, Д. Д. По поводу смерти Л. Н. Модзалевского / Д. Д. Семенов. - Текст: непосредственный // Вестник воспитания. - 1897. - № 2. - С. 172-188.
Выпуск
Другие статьи выпуска
2023 год – юбилейный для Константина Дмитриевича Ушинского. Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета педагогики и психологии Педагогического института Владимир Борисович Помелов ознаменовал это важное для истории российской педагогики событие тем, что выпустил в свет в научном издательстве Вятского государственного университета сразу две монографии о жизни и деятельности великого русского педагога.
В данной статье освещается проблема индивидуализации процесса обучения иностранному языку. Индивидная, субъектная и личностная индивидуализация в совокупности своей способствуют максимально эффективной организации учебного процесса по иностранному языку и достижению более высокого уровня подготовки обучающихся по данной учебной дисциплине. Одним из проявлений индивидуализированного подхода в обучении иностранному языку видится учет индивидуальных когнитивных стилей обучающихся. Понятие когнитивного стиля является сложным и многомерным, существует несколько различных подходов к классификации когнитивных стилей. В данном исследовании предпринята попытка описать индивидуализацию процесса обучения иностранному языку на основе учета локуса контроля: экстернальность / интернальность. Приведены варианты диагностики когнитивного стиля обучающихся по локусу контроля, описаны результаты проведенного исследования на базе МБОУ СОШ № 6 города Верхняя Салда.
В статье рассматриваются основные принципы обучения второму иностранному языку, а также их реализация в отдельных видах речевой деятельности и аспектах языка. Автор показывает особенности организации обучения второму языку на примере преподавания английского после немецкого и роль учителя многоязычия в этом процессе. Актуализация положительного переноса и владение принципами нивелирования интерференции обеспечит интенсификацию и, как следствие, оптимизацию процесса обучения второму иностранному языку. Это обусловливает необходимость в разработке адекватных педагогических условий организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Формирование азов экологической культуры в окружающем мире и формирование экологически целесообразного поведения - одна из важнейших ключевых задач дошкольного образования в XXI веке. Экологическое образование имеет важнейшее направление и принципиальный характер в работе дошкольных организаций. Это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Один из способов повысить эффективность экологического образования - работать в разных формах и разными способами. Методы экологического образования - это методы, ставшие уже традицией: наглядные - рассматривание картин и иллюстраций, демонстрация моделей, кинофильмов о природе как художественных, так и документальных, диафильмов, диапозитивов с проекцией на большие экраны, наблюдение, экскурсии; словесные - беседы, ситуативный разговор, дискуссия, чтение адаптированной литературы экологической направленности; практические - экологические игры, опыты, эксперименты, детский труд на природе. Как бы то ни было, сегодня модернизация образования в России сделала необходимым пересмотр комплекса методов обучения детей дошкольного возраста, ориентируя педагогов на работу с более эффективными формами и методами построения образовательного процесса, который основан на обеспечении равных стартовых условий для последующего успешного обучения ребенка в школе. Одним из таких методов является экспериментирование. Экспериментирование - это метод образования, который позволяет детям: смоделировать образ мира или мысленно представить мир в своей голове на основе собственных обследований, используя свой полученный опыт, связи и законы. Экспериментальная работа вызывает у детей огромную заинтересованность к осознанию и пониманию природы, также развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение и т. д.). Побуждает познавательную активность и любознательность, разъясняет о природных явлениях и этике общественной жизни, активизирует осознание материала. Эксперименты также помогают установить наиболее эффективные способы охраны природы и выработать собственные нормы поведения в природе. Господство экспериментального метода - это сплав внимательности и мышления, заключается в том, что он позволяет детям по-настоящему прочувствовать все стороны исследуемого предмета, его взаимосвязь с другими материями окружающей среды. Позволяя детям слышать, видеть и делать что-то самостоятельно, педагог способствует усвоению всего нового крепко, хорошо и надолго, также это верный признак готовности к школе. Данная статья посвящена детским экспериментам и практическим занятиям как эффективному методу экологического образования детей дошкольного возраста. Основным преимуществом экспериментирования в самостоятельной деятельности является то, что именно это дает детям реалистичное представление о различных аспектах учебного материала, его взаимосвязи с другими предметами и окружающей средой. Метод экспериментальный способствует развитию любознательности детей и их способности самостоятельно решать проблемные ситуации.
Данная статья посвящена вопросу эффективности применения механизма моделирования педагогических условий в рамках предметной подготовки будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. В процессе исследования данной проблемы был проведен анализ педагогической и методической литературы по аспектам использования моделирования при обучении студентов педагогических вузов, а также по подготовке будущих учителей к организации педагогического просвещения родителей. В результате было выявлено, что применение механизма моделирования педагогических условий при работе со студентами может повысить эффективность организации педагогического просвещения родителей будущими педагогами. На основе этого нами была предложена модель организации педагогического просвещения родителей, которая позволит улучшить качество готовности молодых педагогов школ к взаимодействию с родительским коллективом. В представленной модели изучаемый процесс реализуется в три этапа (подготовительный, реализации, заключительный), каждый из которых имеет свои компоненты. Внутри каждого компонента раскрыто содержание деятельности и предложены различные формы работы, а также отражены ожидаемые результаты, позволяющие учителю без труда грамотно организовать работу с родителями.
На основании впервые вводимого в научный оборот источникового материала (документы из фондов Государственного архива РФ и Научного архива РАО) и опубликованных работ В. П. Кащенко рассматриваются вопросы организации и функционирования в Москве Педагогического института детской дефективности, основы образовательного процесса, исследовательской деятельности, студенческая активность. Определено значение деятельности института в контексте развития высшей школы и дефектологического образования, а также оценка вклада В. П. Кащенко с точки зрения современников. Впервые обозначены проблемные вопросы в управлении деятельностью данного образовательного учреждения, а также представлены основные формы публичной активности его руководства, направленные на пропаганду в обществе идей необходимости специального образования.
В статье рассматривается развитие предметной подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания младшего школьника в историко-педагогическом опыте. За годы существования данной темы накопился большой опыт по трудовому воспитанию и профориентации учащихся. Мы раскрывали проблему трудового воспитания в профессиональной подготовке будущих учителей с 1923 года, когда началась разработка учебных планов введения всеобщего обучения в союзном государстве. Авторы анализируют подходы к решению проблемы подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания в различные исторические периоды развития отечественного образования. Даются характеристики решения этой проблемы в дореволюционный, советский и современный российский периоды отечественного образования, выделяются лучшие отечественные традиции в образовании и профессиональной подготовке будущего учителя. Представлены результаты проведённого исследования среди будущих учителей (студентов) и младших школьников, включающего вопросы по естественно-научным дисциплинам, технологии, бытовому труду, составляющих основу целостной картины мира. Авторы пришли к выводу о том, что в современной системе образования и профессионального образования уделяется недостаточно внимания проблеме подготовки будущего учителя по организации трудового воспитания, подчёркивается необходимость всестороннего комплексного подхода к профессиональной подготовке будущего учителя, в основе которой должно быть решение проблемы организации трудового воспитания. Приоритетность проблемы подготовки будущих учителей к трудовой жизни на современном этапе развития общества, и, соответственно, организации трудового воспитания младших школьников, актуализировало обращение к опыту советского образования, где следует искать истоки решения данной проблемы.
Перед Вами очередной номер «Историко-педагогического журнала», который отражает основные направления развития историко-педагогического знания, а также проблемы воспитания и обучения на современном этапе.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/