В статье представлены концепции и модели эмоционального интеллекта, а также структурно-функциональные основы и нейрофизиологические механизмы формирования эмоций. Должное внимание уделено факторам, влияющим на формирование эмоционального интеллекта и как следствие на успешность деятельности. Показаны перспективы дальнейших исследований в области поиска мозговых коррелятов эмоционального интеллекта и их взаимосвязи с другими адаптационными системами организма и свойствами личности, так как для людей, работающих по профессии типа «человек-человек», «человек-машина», эмоциональный интеллект является профессионально важным качеством.
Идентификаторы и классификаторы
В начале 21 века в области психофизиологии и психологии особое внимание было обращено на поиск генетических и физиологических детерминант способностей и свойств личности и их роли в успешности обучения и адаптации к социальным и антропогенным факторам среды [12, 13, 43-46].
Список литературы
1. Александрова В.В. Электрофизиологические корреляты эмоциональных проявлений // Вестник психофизиологии». 2024. №3. С. 67-70. [Aleksandrova V.V. Electrophysiological correlates of emotional manifestations // Bulletin of psychophysiology. 2024. No. 3. P. 67-70]
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Н.: ПГУ, 2011. [Andreeva I.N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology. N.: PSU, 2011.]
3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012. 288 с. [Andreeva I.N. ABC of emotional intelligence. - St. Petersburg: BHV-Petersburg, 2012. 288 p.]
4. Бурковская Е.Л., Феоктистова С.В. Эмоциональный интеллект и его взаимосвязь с функциональной межполушарной асимметрией // Вестник магистратуры. 2019. № 10-2 (97) С. 50-54. [Burkovskaya E.L., Feoktistova S.V. Emotional intelligence and its relationship with functional interhemispheric asymmetry // Bulletin of the Magistracy. 2019. No. 10-2 (97) P. 50-54.]
5. Визель Т.Г., О характере полушарных интеграций // Асимметрия», НИЦ МБП. №4. Москва, 2015. [Vizel T. G., On the nature of hemispheric integrations // Asymmetry, NITs MBP, No. 4, Moscow, 2015.]
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 1: Вопросы теории и истории психологии / Под. ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. 1982. 488 с. [Vygotsky, L. S. Collected Works: in 6 volumes / Ed. M .: Pedagogy, 1982-1984. T. 1: Questions of the theory and history of psychology / Ed. A. R. Luria, M. G. Yaroshevsky. 1982. 488 p.]
7. Воробьева Е. В., Косоногов, В. В. Ковш Е. М. Эмоциональный интеллект: его генетические и психофизиологические корреляты. Монография. М: «Мир науки», 2021. – Сетевое издание. Режим доступа: https://izd-mn.com/PDF/10SMNPM21.pdf (дата обращения: 30.11.2024). [Vorobyova E. V., Kosonogov, V. V. Kovsh E. M. Emotional intelligence: its genetic and psychophysiological correlates. Monograph. M: “World of Science”, 2021. - Online publication. Access mode: https://izd-mn.com/PDF/10SMNPM21.pdf (date accessed: 30.11.2024).]
9. Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта: пер. с англ. / Говорд Гарднер. М.: ООО «И. Д. Вильямс», 2007. 512 с. [Gardner G. The structure of the mind: the theory of multiple intelligences: trans. from English / Govord Gardner. Moscow: OOO “I. D. Williams”. 2007. 512 p.]
10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 560 с. [Goleman D. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2020. 560 p.]
11. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2008. [Goleman D. Emotional intelligence. Moscow: AST, 2008.]
12. Губарева Л.И. Экологический стресс. Монография. СПб: Изд-во “Лань”, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. 448 с. [Gubareva L. I. Environmental stress. Monograph. St. Petersburg: Publishing house “Lan”, Stavropol: Stavropolserviceshkola, 2001. 448 p.]
13. Губарева Л.И., Соловьев А.Г., Бичева Г.В. Сочетанное влияние гипо- и гипермикроэлементозов на функционирование сердечно-сосудистой, эндокринной систем и уровень тревожности подростков // Экология человека. 2017. №8. С. 44-51. [Gubareva L.I., Soloviev A.G., Bicheva G.V. Combined effect of hypo- and hypermicroelementoses on the functioning of the cardiovascular, endocrine systems and the level of anxiety in adolescents // Human ecology. 2017. No. 8. P. 44-51.]
14. Гуревич П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров. Люберцы, 2016. [Gurevich P.S. Psychology and pedagogy: a textbook for bachelors. Lyubertsy, 2016.]
15. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 384 с. [Darwin C. On the expression of emotions in humans and animals. St. Petersburg: Piter, 2001. 384 p.]
16. Добрин А.В. Эмоциональный интеллект у детей 7-8 лет с различным типом профиля функциональной сенсомоторной асимметрии: автореферат по специальности 19.00.02, кандидат наук. 2014. 26 с. [Dobrin, A.V. Emotional intelligence in children aged 7-8 years with different types of functional sensorimotor asymmetry profile: abstract on specialty 19.00.02, candidate of sciences. 2014. 26 p.]
17. Игнатова Е.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и применения цифровых технологий: обзор современных исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. Вып. 3. С. 365-381. [Ignatova E.S. The relationship between emotional intelligence and the use of digital technologies: a review of modern research // Bulletin of Perm University. Philosophy. Psychology. Sociology. 2023. Issue. 3. P. 365-381.]
18. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб: Питер, 2000. 464 с. [Izard K.E. Psychology of emotions / Translated from English. St. Petersburg: Piter, 2000. 464 p.]
19. Леутин В.П., Николаева Е.И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность, Речь, Санкт-Петербург, 2005. [Leutin V.P., Nikolaeva E.I. Functional asymmetry of the brain: myths and reality, Rech, St. Petersburg, 2005.]
20. Леутин В.П., Николаева Е.И., Фомина Е.В. Асимметрия мозга и адаптация человека // «Асимметрия», НИЦ МБП. № 1. Москва, 2007. [Leutin V.P., Nikolaeva E.I., Fomina E.V. Asymmetry of the brain and human adaptation. “Asymmetry”, NITs MBP No. 1, Moscow, 2007]
21. Леутин В.П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность / В.П. Леутин, Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2008. 368 с. [Leutin V.P. Functional asymmetry of the brain: myths and reality / V.P. Leutin, E.I. Nikolaeva. St. Petersburg: Rech, 2008. 368 p.]
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. 384 с. [Luria A.R. Fundamentals of Neuropsychology. Textbook for students of higher educational institutions. M.: Publishing Center “Academy”, 2003. 384 p.]
23. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2004. [Lyusin D.V. Social intelligence: Theory, measurements, research. Moscow, 2004.]
24. Люсин Д.В. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2011. С.129-140. [Lyusin D. V. The structure of emotional intelligence and the relationship of its components with individual characteristics: an empirical analysis // Social intelligence: Theory, measurement, research / edited by D.V. Lyusin, D.V. Ushakov. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2011. P. 129-140.]
25. Мозговая организация и генетические корреляты эмоционального интеллекта / В.В. Косоногов, Е.В. Воробьева, Е.М. Ковш, П.Н. Ермаков // Мир науки. Педагогика и психология, 2018. [Brain organization and genetic correlates of emotional intelligence / VV Kosonogov, EV Vorobyova, EM Kovsh, PN Ermakov - The world of science. Pedagogy and psychology, 2018.]
26. Мочалова Ю.А. Структура базовых эмоций как фактор эмоционального интеллекта у старшеклассников // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2023. Т. 20. No 1. С. 143–159. [Mochalova Yu. A. The structure of basic emotions as a factor in emotional intelligence in high school students // Bulletin of the Samara State Technical University. Series “Psychological and pedagogical sciences”. 2023. V. 20. No. 1. P. 143–159.]
27. Николаева Е.И. Теоретические и практические основания эмоционального интеллекта // Вестник психофизиологии. 2015. № 2. С. 13-19. [Nikolaeva E.I. Theoretical and practical foundations of emotional intelligence // Bulletin of psychophysiology. 2015. No. 2. P. 13-19.]
28. Николаева Е.И., Добрин А.В. Связь эмоционального интеллекта детей 7-8 лет с особенностями их сенсомоторных предпочтений // Асимметрия. 2013. Т.7, N 4. C. 34-48. www.j-asymmetry.com. [Nikolaeva E.I., Dobrin A.V. The relationship between the emotional intelligence of 7-8 year old children and the characteristics of their
sensorimotor preferences // Asymmetry. 2013. Vol. 7, N 4. P. 34-48. www.j-asymmetry.com]
29. Нозикова Н.В., Баденкова Г.Г. Взаимосвязь развития эмоционального интеллекта с активностью
пользования социальными сетями в юношеском возрасте // Известия Иркутского государственного университета.
Серия: Психология. 2020. Т. 33. С. 43–58. [Nozikova N.V., Badenkova G.G. The relationship between the development
of emotional intelligence and the activity of using social networks in adolescence // Bulletin of the Irkutsk State
University. Series: Psychology. 2020. V. 33. P. 43–58.]
30. Об асимметрии блоков мозга: I МК памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В.
Ахутиной. РПО, Москва. 1998. [On the asymmetry of brain blocks: I MC of A.R. Luria’s memory. Collection of reports
/ Ed. by E. D. Khomskaya, T. V. Akhutina, RPO, Moscow, 1998.]
31. Плужников И.В. Эмоциональный интеллект при аффективных расстройствах: специальность 19.00.04.
Медицинская психология: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических
наук / Плужников Илья Валерьевич. Москва, 2010. 34 с. [Pluzhnikov, I.V. Emotional intelligence in affective
disorders: specialty 19.00.04 “Medical Psychology”: abstract of a dissertation for the degree of candidate of psychological
sciences / Pluzhnikov Ilya Valerievich; Moscow, 2010. 34 p.]
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва [и др.]: Питер, 2012. 705 с. [Rubinstein, S.L.
Fundamentals of General Psychology / S.L. Rubinstein. Moscow [et al.]: Piter, 2012. 705 p.]
33. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Ветрова И.И., Мигун Ю.П. Тест эмоционального интеллекта: Методическое
пособие. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. 178 с. [Sergienko E.A., Khlevnaya E.A., Vetrova I.I., Migun
Yu.P. Emotional Intelligence Test: Methodological Manual. M.: Publishing House “Institute of Psychology of the Russian
Academy of Sciences”, 2019. 178 p.]
34. Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселёва Т.С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности
деятельности и психологическом благополучии человека. Вестник Костромского государственного
университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. Т. 26. №1. С. 46-53. [Sergienko E.A.,
Khlevnaya E.A., Kiseleva T.S. The Role of Emotional Intelligence in the Effectiveness of Activity and Psychological
Well-Being of a Person. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020. V.
26. No. 1. P 46-53.]
35. Физиология и психофизиология. Учебник для клинических психологов. под ред. М.А. Медведева, В.М.
Смирнова / Н.А. Агаджанян, Ф.Л. Зефиров, В.Г. Зилов и др. ООО Медицинское информационное агентство.
Москва, 2013. 616 с. [Physiology and Psychophysiology. Textbook for Clinical Psychologists. edited by M.A.
Medvedev, V.M. Smirnov / N.A. Agadzhanyan, F.L. Zefirov, V.G. Zilov, et al. OOO Medical Information Agency.
Moscow, 2013. 616 p.]
36. Фокин В.Ф. Стационарные и динамические свойства функциональной межполушарной асимметрии //
«Асимметрия», НИЦ МБП, №1, Москва, 2007. [Fokin V.F. Stationary and dynamic properties of functional
interhemispheric asymmetry // “Asymmetry”, Research Center of Interhemispheric Psychology, No. 1, Moscow, 2007.]
37. Шадриков В.Д. Общая психология: учебник для академического бакалавриата. Люберцы, 2016. [Shadrikov
V.D. General Psychology: a textbook for the academic bachelor’s degree. Lyubertsy, 2016]
38. Barbey A.K., Colom R., Grafman J. Distributed neural system for emotional intelligence revealed by lesion
mapping //Social cognitive and affective neuroscience. 2012. Т. 9. №. 3. С. 265-272.
39. Bar-On R. The Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual / R. Bar-On. Toronto: Multi-
Health Systems, 1997. 120 p.
40. Botey M., Vaquero-Diego M., Sastre F.J. Perceived emotional intelligence of university professors based on the
nature of the subject taught //Technological Forecasting and Social Change. 2020. Т. 161. С. 120-292.
41. Darwin Ñ. The Expression of the Emotions in Man and Animals. N.-Y.: D. Appleton and Company, 1897. URL:
http://darwin-online.org.uk/converted/pdf/1897_Expression_ F1152.pdf
42. Goh E., Kim H.J. Emotional intelligence as a predictor of academic performance in hospitality higher education
//Journal of Hospitality & Tourism Education. 2020. P. 1-7.
43. Goleman, D. Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ? / D. Goleman. New York: Bantam Books.
1995.
44. Gubareva.L.I., Kravchenko E., Popova S.P. Psychoemotional status, creative potential of teenagers in conditions
of environmental pollution and father’s deprivation // International Journal of Psychophysiology: ELSEVIER, 2008. Vol.
69. N. 3. Р. 290.
45. Gubareva.L.I., Ermolenko G.V. Level of attention and memory development of the teenagers at disbalance of
microelements // International Journal of Psychophysiology: ELSEVIER, 2008. V. 69. N 3. Р.289.
46. Gubareva L.I., Agarkova H.V. Dependence of aggression and hostility level on the type of temperament and
properties of the central nervous system // International Journal of Psychophysiology. Amsterdam–Boston–New York
est.: ELSEVIER, 2014. V. 85. I.3. P. 376.
47. Gubareva L.I., Konygeva Y. Markers of success of passing unified state exam // SHS Web of Conferences 70,
09010 (2019)
48. Hall J.A., Carter J.D., Horgan T.G. Gender differences in nonverbal communication of emotion. //Gender and emotion: social psychological perspectives. New York: Cambridge University Press. 2000. P. 97-117.
49. Killgore W.D.S., Yurgelun-Todd D.A. Neural correlates of emotional intelligence in adolescent children // Cognitive, Affective, & Behavioral Neuroscience. 2007. Т. 7. №. 2. P. 140-151.
50. Lyusin D., Ovsyannikova V. Measuring two aspects of emotion recognition ability: accuracy vs. sensitivity // Learning and Individual Differences. 2016. Т. 52. С. 129-136.
51. Mayer J.D. Emotional Intelligence: Popular or Scientific Psychology. N.Y., 2015.
52. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R., & Cherkasskiy L. Emotional intelligence. In R.J. Sternberg & S.B. Kaufman (Eds.). The Cambridge handbook of intelligence // Cambridge University Press. 2011. P. 528-549.
53. Petrides K.V., Sanchez-Ruiz M-J., Siegling A.B., Saklofske D.H., Mavroveli S. Emotional intelligence as personality: Measurement and role of trait emotional intelligence in educational contexts. Emotional intelligence in education. 2018. Springer, Cham. P. 49-81.
54. Salovey P., & Mayer J. D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. 9(3). P. 185-211.
55. Sánchez-Álvarez N., Martos M.P.B., Extremera N. A meta-analysis of the relationship between emotional intelligence and academic performance in secondary education: A multi-stream comparison // Frontiers in Psychology. 2020. Т. 11. P. 1517.
56. Schmitt H.S., Sindermann C., Li M., Ma Y., Kendrick K.M., Becker B., Montag C. The Dark Side of Emotion Recognition – Evidence From Cross-Cultural Research in Germany and China // Frontiers in Psychology V.11, 9 July 2020, 1132.
57. Sperry Roger (1961). Cerebral Organization and Behavior: The split brain behaves in many respects like two separate brains, providing new research possibilities (PDF). Science. 133 (3466): 1749—1757.
58. Скворчевская Е. СZWIĄZEK MIĘDZY INTELIGENCJĄ EMOCJONALNĄ A LĘ-KIEM U MATURZYSTÓW STRESZCZENIE // ZESZYTY NAUKOWE WYŻSZEJ SZKOŁY TECHNICZNEJ W KATOWICACH. ISSN 2082-7016; eISSN 2450-5552 2020, nr 12162.
59. Sternberg Robert J. The theory of successful intelligence // R. interam. Psicol. 39(2), 2005. Р. 189-202.
60. Thorndike E. L. Intelligence and its uses. / E.L. Thorndike. Harper’s Magazine, 1920. P. 227-235.
61. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence Dth ed.. Baltimore: Williams & Wilkins. 1958.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Анализируя факторы, влияющие на формирование субъективного времени, автор рассматривает феномен обновременности появления времени и информации как сигнала о воздействии в сенсорных структурах. Рассматриваются механизмы дисторсий субъективного времени. Предлагается понятие анализатора времени, объединяющего временные временные структуры других анализаторов.
Настоящее исследование посвящено анализу взаимосвязи между дневной сонливостью, асимметрией сердечного ритма (АСР) и ситуативной сонливостью в вечерне-ночные часы. Актуальность работы обусловлена важностью понимания механизмов автономной регуляции организма и разработки методов мониторинга сонливости, что особенно важно для предотвращения ошибок в критически важных сферах, таких как транспорт и сменная работа. Цель исследования — изучить влияние дневной сонливости на динамику АСР в вечерне-ночной период, а также выявить корреляции между ситуативной сонливостью и АСР. В эксперименте приняли участие 50 здоровых добровольцев, разделенных на группы по уровню дневной сонливости. Использовались субъективные шкалы для оценки сонливости и точные методы анализа АСР. Результаты показали, что у участников с более высокой дневной сонливостью наблюдается снижение показателей АСР с наступлением биологической ночи, что вероятно связано с увеличением физической и когнитивной усталости. В группе с высокой дневной сонливостью также были выявлены значимые отрицательные корреляции между ситуативной сонливостью и изменчивостью сердечного ритма. Эти данные могут быть использованы для создания систем мониторинга усталости и сонливости в различных областях, таких как транспорт, сменная работа и спорт.
Широкое изучение стресса началось с работ Ганса Селье в середине прошлого века. Интерес к изучению стресса не угас, и даже возрос в XXI веке, так как до сих пор человечество не нашло универсального метода борьбы с негативными последствиями стресса. Рассмотрев исторический взгляд на проблему, авторы представили современные взгляды и методы изучения стресса и его последствий. В обзор включен 81 литературный источник. Рассмотрены исторические этапы изучения стресса, современные модели изучения острого и хронического стресса. Приводятся базовые сведения о патогенезе стрессовых реакций и возможностях их диагностики с помощью специализированных тестов, исследования показателей сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем, определения концентрации биохимических маркеров. Представленные сведения обосновывают актуальность дальнейших исследований стресса.
Эмоциональный стресс является актуальной медико-социальной проблемой современности, и стал причиной различных психосоматических заболеваний: артериальной гипертензии, инфаркта миокарда, инсульта, язвенной болезни; наркомании, алкоголизма, неврозов, психозов и пр. Одним из эндогенных пептидных гормонов, выполняющих ряд функций в организме, и в первую очередь участвующий в активации лактации и формирования материнского поведения является пролактин (ПРЛ).
В данной работе проведено изучение влияния ПРЛ на развитие эмоционального стресса у крыс. Основой и предпосылкой для изучения антистрессорного действия ПРЛ послужило высказанное нами предположение о том, что эмоциональный статус в период вскармливания потомства является естественным физиологическим фактором повышения устойчивости животных к эмоциональному стрессу, действие которого в значительной степени обусловлено синтезирующимся в организме ПРЛ. Лактация и вскармливание потомства имеет особое биологическое значение для сохранения биологического вида. Выживание потомства в значительной степени зависит от того, насколько подвержен стрессу материнский организм, так как известно, что чрезмерный стресс может привести к прекращению лактации, а значит и к возможной гибели потомства. Поэтому сама природа в этот ответственный период жизни должна была найти специальные механизмы для того, чтобы оградить и повысить, устойчивость материнского организма к эмоциональному стрессу.
Психологические наблюдения также показывают, что в период вскармливания потомства материнский организм становится менее чувствительными к стрессорным воздействиям. Полученные данные показывают, что в условиях агрессивно-конфликтного поведения у всех экспериментальных животных развивается эмоциональный стресс с характерными для него проявлениями: гипертрофией надпочечников, инволюцией тимуса, язвообразованием, изменением катехоламинового метаболизма в мозге. ПРЛ достоверно снижает выраженность классических проявлений стресса: инволюцию тимуса, гипертрофию надпочечников, язвообразование в желудке, повышает выживаемость предрасположенных к эмоциональному стрессу животных, оказывает модуляторное влияние на катехоламиновые процессы в гипоталамусе.
В наших исследованиях впервые показано, что эндогенный пептид ПРЛ может достоверно и долговременно повышать устойчивость животных к эмоциональному стрессу.
Цель исследования – изучение копинг-стратегий молодой матери при переработке травматической ситуации потери ребенка. В исследовании приняли участие 40 молодых женщин в возрасте от 21 года до 32 лет. Все жешщины замужние и первородящие, без патологий беременности. Из них 20 женщин потерявших детей при родах (с перинатальной утратой) и 20 женщин родивших условно здоровых детей (без перинатальной утраты). Особенности переработки травматической ситуации изучали с помощью опросников «Копинг-стратегии», «Способы преодоления негативных ситуаций», «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях». В результате исследования было определено, что женщины с перинатальной утратой предпочитают использовать следующие копинг-стратегии: «конфронтация», «дистанция», «самоконтроль», «избегание», «самообвинение», «поиск виновных», «копинг, ориентированный на избегание», «отвлечение», «социальное отвлечение».
В данной статье рассматриваются результаты исследования личностных характеристик студентов, с акцентом на их влияние на учебный процесс и профессиональную деятельность в медицине. Используя методику SCL-90-R, анализируют уровень психического дистресса и тяжести симптомов, а также выявляют зависимость тревожности от пола испытуемых. Для диагностики личностных факторов применялся опросник «Большая пятерка» (BIG FIVE), который позволяет оценить пять ключевых аспектов личности: открытость опыту, добросовестность, экстраверсию, дружелюбие и нейротизм. Статистический анализ данных проводился с использованием медианы и критерия Краскела-Уоллиса, а также U-критерия Манна-Уитни для сравнения групп. Результаты показывают статистически значимые различия в уровне тревожности между полами студентов, что подчеркивает важность учета личностных характеристик в образовательной среде. Исследование предоставляет ценные данные для дальнейшего изучения влияния психоэмоционального состояния на учебные достижения и профессиональную подготовку будущих медиков.
Дорогие коллеги, С радостью приветствую вас в редакционной колонке, посвященной недавно прошедшим мероприятиям, в которых мне довелось принимать непосредственное участие. Это замечательное время, когда традиционные события продолжают радовать нас своей актуальностью, и мы также встречаем новые инициативы, обогащающие наше научное сообщество.
Издательство
- Издательство
- НПЦ ПСН
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 193079, г Санкт-Петербург, Невский р-н, Октябрьская наб, д 90 к 4, кв 15
- Юр. адрес
- 193079, г Санкт-Петербург, Невский р-н, Октябрьская наб, д 90 к 4, кв 15
- ФИО
- Булгакова Ольга Сергеевна (ПРЕЗИДЕНТ)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______