В статье анализируются проблемы современной академической этики, во многом обусловленные «растерянностью» академического сообщества перед доступностью искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой открытостью, девальвацией значимости высшего образования и принадлежностью к научному этосу, требованиями, предъявляемыми к вузам в плане диверсификации доходов и пользы для экономики. Стремление получить «быстрые» результаты от образования и исследований, количественные показатели вовлечения молодежи в науку и преподавание, смещение ценностных акцентов высшего образования на лидерство, предпринимательскую и информационную активность на практике оборачиваются формализацией, попыткой за «большими» цифрами отчетов скрыть проблемы качества образования, плагиата, регламентации использования ИИ, недобросовестного поведения, номинальности этических кодексов и др.
Идентификаторы и классификаторы
Академическая этика сегодня является одним из инструментов регулирования поведения членов академического сообщества в условиях изменений в системе высшего образования и науки. Проблемы академической этики касаются прежде всего круга вопросов, обусловленных пониманием академической свободы, добросовестности, честности, открытости, а также невозможности описать в дихотомических категориях «хорошо» и «плохо», «допустимо» и «недопустимо» все варианты образовательной и научной деятельности различных субъектов: обучающихся, преподавателей, представителей административных органов и т. д. Принципы и нормы академической этики, нашедшие свое отражение в многочисленных этических кодексах, созданных в российских университетах, не утрачивают своей теоретической значимости, однако для практического применения требуют конкретизации.
Список литературы
1. Апресян Р.Г. Добросовестность и успех // Ведомости прикладной этики. 2016. № 49. С. 66-78. EDN: XWTUAP
Apressyan R.G. (2016) Integrity and Success. Semestrial papers of applied ethics. No. 49. P. 66-78. (In Russ.).
2. Бакштановский В.И. Кодекс этики или стандарт легальности? Концептуальный замысел обновления этической инфраструктуры трансформирующегося университета // Ведомости прикладной этики. 2016. № 48. С. 162-180. EDN: WJCWVD
Bakshtanovsky V.I. (2016) The Code of Ethics or the Standard of Legality? The Conceptual Project of Ethical Infrastructure Renewal of the Transformed University. Semestrial papers of applied ethics. No. 48. P. 162-180. (In Russ.).
3. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Университетская этика: заповедная? корпоративная? профессиональная? // Философские науки. 2009. № 8. С. 29-44. EDN: NVVKDB
Bakshtanovsky V.I, Sogomonov Yu. (2009) University Ethics: Sacred? Corporative? Professional? Russian Journal of Philosophical Sciences. No. 8. P. 29-44. (In Russ.). EDN: NVVKDB
4. Гаврилина Е.А. Сохранение академической честности в университете в эпоху технологий // Ведомости прикладной этики. 2023. № 2 (62). С. 96-103.
Gavrilina E.A. (2023) Maintaining Academic Integrity at the University in the Age of Technology. Semestrial papers of applied ethics. No. 2 (62). P. 96-103. (In Russ.).
5. Гиббс П. Этос свобод ученого // Ведомости прикладной этики. 2022. № 59. C. 93-102. EDN: PFRKCT
Gibbs P. (2022) An Ethos for Scholarly Freedoms. Semestrial papers of applied ethics. No. 59. P. 93-102 (In Russ.).
6. Гусейнов A.A. Этика профессора, или исповедь на заданную тему // Ведомости прикладной этики. 2008. Вып. 33. С. 11-23. EDN: RUZSAT
Guseynov A.A. (2008) Ethics of a Professor, or Confession on a Given Topic. Semestrial papers of applied ethics. Vol. 33. P. 11-23 (In Russ.).
7. Ефимова Г.З., Латышев А.С. Удовлетворенность трудом у работников высшего учебного заведения // Вопросы образования. 2023. № 1. С. 72-108. DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
Efimova G.Z., Latyshev A.S. (2023) Job Satisfaction among Employees of a Higher Educational Institution. Voprosy obrazovaniya /Educational Studies (Moscow). No. 1. P. 72-108. (In Russ.). DOI: 10.17323/1814-9545-2023-1-72-108 EDN: KYIXFQ
8. Карпов А.О. Высшее образование в России: несбыточные надежды? // Философские науки. 2023. Т. 66. № 1. С. 51-76. DOI: 10.30727/0235-1188-2022-66-1-51-76 EDN: WVWZBT
Karpov A.O. (2023) Higher Education in Russia: Unrealizable Hopes? Russian Journal of Philosophical Sciences. Vol. 66. No. 1. P. 51-76. (In Russ.). DOI: 10.30727/0235-1188-2022-66-1-51-76 EDN: WVWZBT
9. Каталевский Д., Космодемьянская Н., Арутюнян А., Фортин К. Университет 3.0: портфельный подход к управлению технологическими исследованиями и разработками // Форсайт. 2022. Т. 16. № 2. С. 15-30. EDN: NIUSLL
Katalevsky D., Kosmodemianskaya N., Arutynyan A., Fortin C. (2022) University 3.0: A Portfolio Approach to the Technology R&D Management. Foresight and STI Governance. Vol. 16. No. 2. P. 15-30. (In Russ.). DOI: 10.17323/2500-2597.2022.2.15.30 EDN: NIUSLL
10. Макарова М.Н. Академическая этика за рубежом и в России: как предотвратить студенческие нарушения в вузах? Ижевск: Издательский центр “Удмуртский университет”, 2021. EDN: TWOCCY
Makarova M.N. (2021) Academic ethics abroad and in Russia: how to prevent student violations in universities? Izhevsk: “Udmurtskij universitet” Publ. (In Russ.).
11. Маринова Э.В. Прикладная этика - современные вызовы академическому образованию // Ноосферные исследования. 2020. № 2. С. 13-18. EDN: HXNNOT
Marinova E.V. (2020) Applied Ethics - Modern Challenges to Academic Education. Noospheric studies. No. 2. P. 13-18. (In Russ.).
12. Москвич Ю.Н., Викторук Е.Н. Как трудно быть профессором эпохи перемен: конкуренция этических стратегий успеха // Ведомости прикладной этики. 2016. № 49. С. 41-56. EDN: XWTTZV
Moskvich Yu.N., Viktoruk E.N. (2016) How Hard is to be a Professor in a Time of Change. Increased Competition of Ethical Strategies for Success. Semestrial papers of applied ethics. No. 49. P. 41-56. (In Russ.).
13. Самоволева С.А. Проблемы формирования национальной инновационной системы: возможности и ограничения взаимодействия бизнеса и науки // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1. № 2. С. 70-89. DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2.4 EDN: XLAUEB
Samovoleva S.A. (2019) Challenges for Developing National Innovation Systems: the Possibilities and Limitations of Business and Science Cooperation. Science Management: Theory and Practice. Vol. 1. No. 2. P. 70-89. (In Russ.). DOI: 10.19181/smtp.2019.1.2 EDN: XLAUEB
14. Сидорин А.В., Сидорин В.В. Этический кодекс вуза как основа корпоративной культуры технического Университета. Типовая модель // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 104-119. EDN: TOFAPV
Sidorin A.V., Sidorin V.V. (2015) The code of ethics of the university as the basis of corporate culture of technical university. Standard model. University Management: Practice and Analysis. No. 1. P. 104-119. (In Russ.). EDN: TOFAPV
15. Тюкавин И.Н. Экономика знаний // Вестник СамГУ. 2014. №6 (117). С. 145-150.
Tyukavkin I.N. (2014) Economics of Knowledge. Vestnik of Samara State University. “Economics and Management”. No. 6 (117). P. 145-150. (In Russ.).
16. Ястребцева А.В. Университетская академическая свобода // Философские науки. 2010. № 11. С. 130-142. EDN: NDKZJT
Yastrebtseva A.V. (2010) University Academic Freedom.Russian Journal of Philosophical Sciences. No. 11. P. 130-142. (In Russ.). EDN: NDKZJT
Выпуск
Другие статьи выпуска
Как известно, 2023-й год был официально объявлен Годом Наставника. Наставник, Учитель, Педагог – как его ни назови – чрезвычайно важная социальная роль. И отрадно, что в прошедшем году эта роль особо подчеркивалась – по контрасту с тем, как это происходило в начале двухтысячных, когда была тенденция сводить работу учителя к педагогическим услугам. Автор благодарен судьбе, которая подарила общение преимущественно с позитивными учителями-наставниками. Недавно на тему «Учитель» мною уже были опубликованы два текста, конкретный и абстрактный – но тема настолько неохватна, что требует нового сфокусированного осмысления. В этот раз логика изложения такова, что хронологически перечисляются наиболее жизненно-значимые для судьбы автора люди, что, как представляется, окажется полезным для понимания многофакторного, многовекторного явления наставничества. Кратко характеризуются наиболее впечатлившие автора люди, с кем он общался в семейном кругу, в школе, техникуме, армии, во время учебы в университете и на работе. В итоге подтверждается значимость социальной роли наставника.
Статья посвящена исследованию применения на современном этапе развития теории государственного управления инструмента «децентрализация», выступающего в качестве одного из главных элементов комплекса административных реформ, проводимых с 2000-ых гг. Автор дает краткую характеристику хронологии административно-территориального реформирования в России, а также сравнивает российский и зарубежный взгляды на данный институт (в качестве зарубежного опыта рассматривается проведение децентрализации в Польше, Казахстане, Молдавии, Украине). Делается вывод о взаимосвязи инструмента децентрализации и тенденции построения «сервисного государства», а также о необходимости использования более осторожного подхода к данному инструменту. Учитывая особенности децентрализации внутри России, автор статьи обращает внимание на необходимость оценки готовности самих субъектов РФ с экономической точки зрения принять на себя больший объем свободы и самоорганизации, указывает на пример экономического опыта Республики Мордовия, подчеркивающий необходимость более тщательной подготовки к проведению столь важных реформ в вертикали власти.
В статье рассмотрен ряд теоретических и практических проблем, связанных с правовым регулированием подсудности подаваемых в соответствии со ст. 165 УПК РФ ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного санкционирования. Автор дает обзор позиций Конституционного Суда РФ, современных ученых по вопросу о понятии подсудности и его применимости к вопросам определения компетентного суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и стадиях, следующих за производством в суде первой инстанции. В статье обосновывается широкий подход к пониманию подсудности в уголовном процессе как самостоятельному институту уголовно-процессуального права и установленной нормами данного института системе уголовно-процессуальных норм, регулирующих, во-первых, порядок распределения между судами (судьями) общей юрисдикции различных категорий дел, подлежащих рассмотрению и разрешению на всех стадиях уголовного процесса, во-вторых, критерии распределения дел (признаки, виды подсудности) между судами (судьями). В статье рассмотрена проблема отсутствия в УПК РФ норм, регулирующих подсудность и в целом порядок разрешения судом вопроса о наличии оснований для разрешения на проведение эксгумации при отсутствии согласия родственников покойного на данное процессуальное действие. Для устранения данного пробела автор предлагает закрепить в ч. 2 ст. 29 УПК РФ полномочие суда по даче разрешения на производство эксгумации при отсутствии согласия близких родственников и родственников покойного, а в ч. 1 ст. 165 УПК РФ добавить ссылку на вышеуказанный пункт ч. 1 ст. 29 УПК РФ. Также автор анализирует недостатки правового регулирования правил разграничения подсудности между районным и гарнизонным военным судом при рассмотрении ходатайств о производстве следственных действий. В статье предложено в ч. 2 ст. 165 УПК РФ закрепить норму о том, что данное ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей гарнизонного военного суда, если оно возбуждено должностным лицом органа дознания в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военных следственных органов по делам, подсудным военным судам, или единолично судьей районного суда, если ходатайство возбуждено должностными лицами иных органов предварительного расследования.
Вопросы академического плагиата (академической недобросовестности) в диссертациях на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, безусловно, являются актуальными. Несмотря на правовое регулирование системы государственной аттестации научных кадров, традиционно возникают сложности, обусловленные особенностями нормативной регламентации данного процесса, а также достаточно обширным кругом лиц, принимающих участие и (или) содействующих процедуре присуждения ученой степени, помимо Высшей аттестационной комиссии (ВАК). К числу таковых участников отнесем следующих лиц: соискателя ученой степени - автора диссертации, научного руководителя (научного консультанта - при наличии), диссертационный совет, организацию, в которой была выполнена диссертация, официальных оппонентов и ведущую организацию. На основе системного изучения нормативных актов, регулирующих присуждение ученых степеней, посредством сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования, проанализированы: содержание обязанностей лиц, участвующих в присуждении ученой степени, формальная закрепленность и производные обязанности, связанные с соблюдением или контролем за соблюдением требований академической добросовестности соискателем. По критерию наличие или отсутствие нормативной закрепленности выделены и охарактеризованы этические и правовые обязанности и корреспондирующие запреты участвующих лиц. Определены четыре группы таких корреляций, сделаны выводы относительно оснований их закрепления и эффективности применения.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/