Как известно, 2023-й год был официально объявлен Годом Наставника. Наставник, Учитель, Педагог – как его ни назови – чрезвычайно важная социальная роль. И отрадно, что в прошедшем году эта роль особо подчеркивалась – по контрасту с тем, как это происходило в начале двухтысячных, когда была тенденция сводить работу учителя к педагогическим услугам. Автор благодарен судьбе, которая подарила общение преимущественно с позитивными учителями-наставниками. Недавно на тему «Учитель» мною уже были опубликованы два текста, конкретный и абстрактный – но тема настолько неохватна, что требует нового сфокусированного осмысления. В этот раз логика изложения такова, что хронологически перечисляются наиболее жизненно-значимые для судьбы автора люди, что, как представляется, окажется полезным для понимания многофакторного, многовекторного явления наставничества. Кратко характеризуются наиболее впечатлившие автора люди, с кем он общался в семейном кругу, в школе, техникуме, армии, во время учебы в университете и на работе. В итоге подтверждается значимость социальной роли наставника.
Идентификаторы и классификаторы
Благодарен судьбе, что у меня лично среди наставников преобладали люди позитивные. С искренней признательностью за все доброе-умное-полезное приступаю к написанию этого текста. Причем вот что отмечу. В недавнее время мне уже довелось рассуждать на тему «Учитель». Исполнялось сто лет со дня рождения профессора Владимира Георгиевича Иванова, который основал и более тридцати лет возглавлял кафедру этики и эстетики ЛГУ. На конференции, посвященной этому юбилею, я выступал с вполне конкретным текстом про общение с Владимиром Георгиевичем («Учителю – спасибо!» [Зимбули, 2023]). Кроме того, в журнале «Общество. Среда. Развитие» удалось опубликовать статью, так сказать, абстрактную – «Учитель: нравственно-ценностные ракурсы» [Зимбули, 2022]. Но тема «учитель» настолько неохватна, что даже лично у меня остается еще очень много важного невысказанного. В частности, напрашивается такой ход мысли: просто-напросто хронологически поперечислять тех людей, которых я вправе называть своими наставниками-учителями. Причем хотелось бы, чтобы текст получился не просто автобиографическим, и даже не столько данью благодарности к тем, кто оказал влияние на мою судьбу. Хотелось бы, чтоб этот текст оказался по возможности полезным для понимания многофакторного, многовекторного явления наставничества. Итак – мои наставники.
Список литературы
1. Во благо Отечества: страницы истории 206-й школы Санкт-Петербурга. СПб.: Изд-во “Dean”, Изд. центр “Золотая книга”, 2012.
For the Good of the Fatherland: pages of history of the 206th school of St. Petersburg (2012). St. Petersburg: Dean Publ., Zolotaya kniga Publ. (In Russ.).
2. Вспоминая философский факультет.. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2015.
Remembering the Faculty of Philosophy.. (2015). St. Petersburg: Saint-Petersburg Philosophical Society Publ. (In Russ.).
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т. 2. М.: Гос. издательство иностранных и национальных словарей, 1956.
Dal V.I. (1956) Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 volumes. Vol. 2. Moscow: State Publishing House of Foreign and National Dictionaries. (In Russ.).
4. Зимбули А.Е. Лекции по этике. СПб.: ШИК, 2003. EDN: RSVLCP
Zimbuli A.E. (2003) Lectures on ethics. St. Petersburg: ShIK Publ. (In Russ.).
5. Зимбули А.Е. Лекции по этике. Вып. 4. СПб.: Пневма, 2015.
Zimbuli A.E. (2015) Lectures on ethics. Issue 4. St. Petersburg: Pnevma Publ. (In Russ.).
6. Зимбули А.Е. Протест. Эпатаж. Провокация. Экстремизм: смысловые грани и социокультурное значение // Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография. Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин), 2012. С. 76-87. EDN: SHPUFJ
Zimbuli A.E. (2012) Protest. Shocking. Provocation. Extremism: semantic facets and sociocultural significance. Extremism as a Civilizational Challenge. Collective monograph. Novosibirsk: NGASU (Sibstrin) Publ. P. 76-87. (In Russ.).
7. Зимбули А.Е. Русское “авось” как положительная черта российской ментальности // XXI век: будущее России в философском измерении: материалы Второго Российского философского конгресса (7-11 июня 1999 г.): в 4 т. Т. 4: Философия духовности, образования, религии. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999. С. 129-130.
Zimbuli A.E. (1999) Russian “maybe” as a positive feature of the Russian mentality. The 21st century: Russian future in philosophical dimension: proceedings of the Second Russian philosophical congress (on June 7-11, 1999). In 4 volumes. Vol. 4: Philosophy of spirituality, education, religion. Ekaterinburg: Ural University Publishing House. P. 129-130. (In Russ.).
8. Зимбули А.Е. Учитель: нравственно-ценностные ракурсы // Общество. Среда. Развитие. 2022. № 1. С. 66-75. EDN: EQKHNW
Zimbuli A.E. (2022) Teacher: Moral-Significant Aspects. Society. Environment. Development / Terra Humana. No. 1. P. 66-75. (In Russ.). EDN: EQKHNW
9. Зимбули А.Е. Учителю - спасибо! // Этика: история и современность: сборник научных статей и материалы Международной научной конференции в честь 100-летия профессора Владимира Георгиевича Иванова. СПб.: РГПУ, Изд-во “Роща”, 2023. С. 6-15. EDN: UPGLUY
Zimbuli A.E. (2023) Teacher - thank you! Ethics: history and modernity: a collection of scientific articles and proceedings of the International scientific conference in honor of the 100th anniversary of Professor Vladimir Georgievich Ivanov. St. Petersburg: RGPU Publ., Roshcha Publ. (In Russ.).
10. Комарова В.Я. Учение Зенона Элейского: попытка реконструкции системы аргументов. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1988.
Komarova V.Ya. (1988) The teachings of Zeno of Elea: an attempt to reconstruct the system of arguments. Leningrad: LSU Publ. (In Russ.).
11. Монтень М. Опыты: В трех книгах. Т. 3. М.: Голос, 1992.
Montaigne M. (1992) Essais. In Three Books. Vol. 3. Moscow: Golos Publ. (In Russ.).
12. Нравственные уроки Мустая Карима / сост. И.И. Валеев. Уфа: КИТАП, 2008.
Moral lessons of Mustai Karim (2008). Ufa: KITAP Publ. (In Russ.).
13. Словарь русского языка: в четырех томах. Т. 2. М.: Русский язык, 1982.
Dictionary of the Russian language in 4-h volumes (1982). Vol. 2. Moscow: Russkiy yazyk Publ. (In Russ.).
14. Шпакова Р.П., Зимбули А.Е. Альберт Швейцер как критик буржуазной культуры (некоторые аспекты) // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1989. Вып. 3 (№ 20). С. 37-43.
Shpakova R.P., Zimbuli A.E. (1989) Albert Schweitzer as a critic of bourgeois culture (some aspects). Bulletin of Leningrad State University. Series 6. Vol. 3 (No. 20). P. 37-43. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена исследованию применения на современном этапе развития теории государственного управления инструмента «децентрализация», выступающего в качестве одного из главных элементов комплекса административных реформ, проводимых с 2000-ых гг. Автор дает краткую характеристику хронологии административно-территориального реформирования в России, а также сравнивает российский и зарубежный взгляды на данный институт (в качестве зарубежного опыта рассматривается проведение децентрализации в Польше, Казахстане, Молдавии, Украине). Делается вывод о взаимосвязи инструмента децентрализации и тенденции построения «сервисного государства», а также о необходимости использования более осторожного подхода к данному инструменту. Учитывая особенности децентрализации внутри России, автор статьи обращает внимание на необходимость оценки готовности самих субъектов РФ с экономической точки зрения принять на себя больший объем свободы и самоорганизации, указывает на пример экономического опыта Республики Мордовия, подчеркивающий необходимость более тщательной подготовки к проведению столь важных реформ в вертикали власти.
В статье рассмотрен ряд теоретических и практических проблем, связанных с правовым регулированием подсудности подаваемых в соответствии со ст. 165 УПК РФ ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного санкционирования. Автор дает обзор позиций Конституционного Суда РФ, современных ученых по вопросу о понятии подсудности и его применимости к вопросам определения компетентного суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и стадиях, следующих за производством в суде первой инстанции. В статье обосновывается широкий подход к пониманию подсудности в уголовном процессе как самостоятельному институту уголовно-процессуального права и установленной нормами данного института системе уголовно-процессуальных норм, регулирующих, во-первых, порядок распределения между судами (судьями) общей юрисдикции различных категорий дел, подлежащих рассмотрению и разрешению на всех стадиях уголовного процесса, во-вторых, критерии распределения дел (признаки, виды подсудности) между судами (судьями). В статье рассмотрена проблема отсутствия в УПК РФ норм, регулирующих подсудность и в целом порядок разрешения судом вопроса о наличии оснований для разрешения на проведение эксгумации при отсутствии согласия родственников покойного на данное процессуальное действие. Для устранения данного пробела автор предлагает закрепить в ч. 2 ст. 29 УПК РФ полномочие суда по даче разрешения на производство эксгумации при отсутствии согласия близких родственников и родственников покойного, а в ч. 1 ст. 165 УПК РФ добавить ссылку на вышеуказанный пункт ч. 1 ст. 29 УПК РФ. Также автор анализирует недостатки правового регулирования правил разграничения подсудности между районным и гарнизонным военным судом при рассмотрении ходатайств о производстве следственных действий. В статье предложено в ч. 2 ст. 165 УПК РФ закрепить норму о том, что данное ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей гарнизонного военного суда, если оно возбуждено должностным лицом органа дознания в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военных следственных органов по делам, подсудным военным судам, или единолично судьей районного суда, если ходатайство возбуждено должностными лицами иных органов предварительного расследования.
Вопросы академического плагиата (академической недобросовестности) в диссертациях на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, безусловно, являются актуальными. Несмотря на правовое регулирование системы государственной аттестации научных кадров, традиционно возникают сложности, обусловленные особенностями нормативной регламентации данного процесса, а также достаточно обширным кругом лиц, принимающих участие и (или) содействующих процедуре присуждения ученой степени, помимо Высшей аттестационной комиссии (ВАК). К числу таковых участников отнесем следующих лиц: соискателя ученой степени - автора диссертации, научного руководителя (научного консультанта - при наличии), диссертационный совет, организацию, в которой была выполнена диссертация, официальных оппонентов и ведущую организацию. На основе системного изучения нормативных актов, регулирующих присуждение ученых степеней, посредством сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования, проанализированы: содержание обязанностей лиц, участвующих в присуждении ученой степени, формальная закрепленность и производные обязанности, связанные с соблюдением или контролем за соблюдением требований академической добросовестности соискателем. По критерию наличие или отсутствие нормативной закрепленности выделены и охарактеризованы этические и правовые обязанности и корреспондирующие запреты участвующих лиц. Определены четыре группы таких корреляций, сделаны выводы относительно оснований их закрепления и эффективности применения.
В статье анализируются проблемы современной академической этики, во многом обусловленные «растерянностью» академического сообщества перед доступностью искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой открытостью, девальвацией значимости высшего образования и принадлежностью к научному этосу, требованиями, предъявляемыми к вузам в плане диверсификации доходов и пользы для экономики. Стремление получить «быстрые» результаты от образования и исследований, количественные показатели вовлечения молодежи в науку и преподавание, смещение ценностных акцентов высшего образования на лидерство, предпринимательскую и информационную активность на практике оборачиваются формализацией, попыткой за «большими» цифрами отчетов скрыть проблемы качества образования, плагиата, регламентации использования ИИ, недобросовестного поведения, номинальности этических кодексов и др.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/