Статья посвящена исследованию применения на современном этапе развития теории государственного управления инструмента «децентрализация», выступающего в качестве одного из главных элементов комплекса административных реформ, проводимых с 2000-ых гг. Автор дает краткую характеристику хронологии административно-территориального реформирования в России, а также сравнивает российский и зарубежный взгляды на данный институт (в качестве зарубежного опыта рассматривается проведение децентрализации в Польше, Казахстане, Молдавии, Украине). Делается вывод о взаимосвязи инструмента децентрализации и тенденции построения «сервисного государства», а также о необходимости использования более осторожного подхода к данному инструменту. Учитывая особенности децентрализации внутри России, автор статьи обращает внимание на необходимость оценки готовности самих субъектов РФ с экономической точки зрения принять на себя больший объем свободы и самоорганизации, указывает на пример экономического опыта Республики Мордовия, подчеркивающий необходимость более тщательной подготовки к проведению столь важных реформ в вертикали власти.
Идентификаторы и классификаторы
На данном этапе процесс построения Российского государства, начатый в 1990-е годы, находится в самом разгаре; политическая, правовая и экономическая системы проходят через трансформацию, отталкиваясь от советского фундамента. В реформах изначально реализовывалось стремление создать новое, полностью отказавшись от старого. Однако, после череды либеральных экспериментов был сделан вывод о необходимости проведения более осторожных и последовательных реформ. Спустя три десятилетия, анализируя проведенные преобразования, можно отметить, что законодатель склоняется в пользу баланса, стараясь найти средний вариант между инструментами крайней либерализации и широкой централизации.
Список литературы
1. Бачило И.Л. Государство социальное или сервисное? (информационно-правовой аспект) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2010. № 1. С. 3-11. EDN: MBGKCX
Bachilo I.L. (2010) Is it a social or service state? (information and legal aspect). Law. Journal of the Higher School of Economics. No. 1. P. 3-11. (In Russ.). EDN: MBGKCX
2. Богатырева О.Н. Процессы децентрализации в европейских странах // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2018. № 2. С. 5-20. EDN: XORWNV
Bogatyreva O.N. (2018) The process of decentralization in the European countries. Electronic supplement to “Russian Juridical Journal”. No. 2. P. 5-20. (In Russ.).
3. Зеленцов А.Б., Ястребов О.А. Концепция публичной администрации в современном административном праве (сравнительно-правовое исследование) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2019. № 4. С. 626-654. DOI: 10.21638/spbu14.2019.402 EDN: XFYDAT
Zelentsov A.B., Yastrebov O.A. (2019) The concept of public administration in modern administrative law (comparative legal research). Vestnik of Saint Petersburg University. Law. No 4. P. 626-654. (In Russ.). DOI: 10.21638/spbu14.2019.402 EDN: XFYDAT
4. Осадчая Н.В., Галясовская О.В. Децентрализация в Украине: тенденции и проблемные аспекты // Экономический вестник Донбасса. 2016. № 2 (44). С. 56-63. EDN: WRQAXV
Osadcha N., Halyasovska O. (2016) Decentralization in Ukraine: trends and aspects. Economic Herald of the Donbass. No. 2 (44). P. 56-63. (In Russ.).
5. Ляпин И.Ф. Конституционные особенности децентрализации государственной власти в Российской Федерации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2015. № 1. С. 152-154. EDN: TLIEIT
Lyapin I.F. (2015) Constitutional features of state power decentralization in the Russian Federation. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. No. 1. P. 152-154. (In Russ.). EDN: TLIEIT
6. Маринова С.Ш., Ганина С.В., Рузаева Д.В. Оптимизация долговой нагрузки субъектов Российской Федерации (на примере Республики Мордовия) // Социальные нормы и практики. 2019. №2 (2). С. 2. EDN: NDSQMG
Marinova S.Sh., Ganina S.V., Ruzaeva D.V. (2019) Optimization debt of Russian Federation subjects (by the example of Republic of Mordovia). Social norms and practices. No. 2 (2). P. 2. (In Russ.).
7. Нурунбетов С.Б. Децентрализация государственного управления и ее особенности // Реформа. 2013. №2 (58). С. 40-42. EDN: XRLHER
Nurunbetov S.B. (2013) Decentralization of public administration and its features. Reforma. No. 2 (58). P. 40-42. (In Russ.).
8. Романовский Г.Б. Принципы правотворческой политики в Российской Федерации: проблемы реализации // Российский журнал правовых исследований. 2015. № 2. С. 45-50. EDN: VCVNSJ
Romanovsky G.B. (2015) Principles of law-making policy in the Russian Federation: problems of implementation.Russian Journal of Legal Studies (Moscow). No. 2. P. 45-50. (In Russ.).
9. Тихомиров Ю.А. Модернизация административного права: от “наказательности” к “регулирующему обеспечению” // Административное право и процесс. 2015. № 4. С. 5-11. EDN: TPFSWF
Tikhomirov Yu.A. (2015) Modernization of administrative law: from punishment to regulating support. Administrative Law and Procedure. No. 4. P. 5-11. (In Russ.). EDN: TPFSWF
10. Тихомиров Ю.А. Централизация и децентрализация: динамика соотношения // Журнал российского права. 2007. №2 (122). С. 99-105. EDN: OOAART
Tikhomirov Yu.A. (2007) Centralization and decentralization: dynamics of the relationship. Journal of Russian Law. No. 2 (122). P. 99-105. (In Russ.). EDN: OOAART
11. Трофимова И.Н. Децентрализация государственного управления и особенности центр-локальных отношений в европейских странах // Сравнительная политика. 2011. № 4 (6). С. 35-44. EDN: PXVVVN
Trofimova I.N. (2011) Decentralization of public administration and peculiarities center local relations in European countries.Comparative Politics Russia. No. 4 (6). P. 35-44. (In Russ.).
12. Фалина А.С. Сервисное государство: истоки теории, элементы практики // Социология власти. 2012. № 1. С. 132-140. EDN: PCJHOR
Falina A.S. (2012) Service state: the origins of the theory, the elements of practice. Sociology of power. No. 1. P. 132-140. (In Russ.). EDN: PCJHOR
13. Cojocari C. (2022) The role and place of local democracy and decentralisation in the modernisation and consolidation of democratic processes in the EaP. 11th annual meeting of the Conference of the Regional and Local Authorities for the Eastern Partnership (CORLEAP), 3 November 2022, Liberec. URL: CORLEAP report_Constantin Cojocari_FINAL_EN.pdf (accessed: 25.03.2024).
14. Jakubek-Lalik J. (2020) Transition from authoritarian regime to democracy: the role of local self-government. The case of Poland.International Journal of Civil Service Reform and Practice. No. 2 (5). P. 19-39.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Как известно, 2023-й год был официально объявлен Годом Наставника. Наставник, Учитель, Педагог – как его ни назови – чрезвычайно важная социальная роль. И отрадно, что в прошедшем году эта роль особо подчеркивалась – по контрасту с тем, как это происходило в начале двухтысячных, когда была тенденция сводить работу учителя к педагогическим услугам. Автор благодарен судьбе, которая подарила общение преимущественно с позитивными учителями-наставниками. Недавно на тему «Учитель» мною уже были опубликованы два текста, конкретный и абстрактный – но тема настолько неохватна, что требует нового сфокусированного осмысления. В этот раз логика изложения такова, что хронологически перечисляются наиболее жизненно-значимые для судьбы автора люди, что, как представляется, окажется полезным для понимания многофакторного, многовекторного явления наставничества. Кратко характеризуются наиболее впечатлившие автора люди, с кем он общался в семейном кругу, в школе, техникуме, армии, во время учебы в университете и на работе. В итоге подтверждается значимость социальной роли наставника.
В статье рассмотрен ряд теоретических и практических проблем, связанных с правовым регулированием подсудности подаваемых в соответствии со ст. 165 УПК РФ ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих судебного санкционирования. Автор дает обзор позиций Конституционного Суда РФ, современных ученых по вопросу о понятии подсудности и его применимости к вопросам определения компетентного суда в досудебных стадиях уголовного судопроизводства и стадиях, следующих за производством в суде первой инстанции. В статье обосновывается широкий подход к пониманию подсудности в уголовном процессе как самостоятельному институту уголовно-процессуального права и установленной нормами данного института системе уголовно-процессуальных норм, регулирующих, во-первых, порядок распределения между судами (судьями) общей юрисдикции различных категорий дел, подлежащих рассмотрению и разрешению на всех стадиях уголовного процесса, во-вторых, критерии распределения дел (признаки, виды подсудности) между судами (судьями). В статье рассмотрена проблема отсутствия в УПК РФ норм, регулирующих подсудность и в целом порядок разрешения судом вопроса о наличии оснований для разрешения на проведение эксгумации при отсутствии согласия родственников покойного на данное процессуальное действие. Для устранения данного пробела автор предлагает закрепить в ч. 2 ст. 29 УПК РФ полномочие суда по даче разрешения на производство эксгумации при отсутствии согласия близких родственников и родственников покойного, а в ч. 1 ст. 165 УПК РФ добавить ссылку на вышеуказанный пункт ч. 1 ст. 29 УПК РФ. Также автор анализирует недостатки правового регулирования правил разграничения подсудности между районным и гарнизонным военным судом при рассмотрении ходатайств о производстве следственных действий. В статье предложено в ч. 2 ст. 165 УПК РФ закрепить норму о том, что данное ходатайство подлежит рассмотрению единолично судьей гарнизонного военного суда, если оно возбуждено должностным лицом органа дознания в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, военных следственных органов по делам, подсудным военным судам, или единолично судьей районного суда, если ходатайство возбуждено должностными лицами иных органов предварительного расследования.
Вопросы академического плагиата (академической недобросовестности) в диссертациях на соискание ученой степени кандидата или доктора наук, безусловно, являются актуальными. Несмотря на правовое регулирование системы государственной аттестации научных кадров, традиционно возникают сложности, обусловленные особенностями нормативной регламентации данного процесса, а также достаточно обширным кругом лиц, принимающих участие и (или) содействующих процедуре присуждения ученой степени, помимо Высшей аттестационной комиссии (ВАК). К числу таковых участников отнесем следующих лиц: соискателя ученой степени - автора диссертации, научного руководителя (научного консультанта - при наличии), диссертационный совет, организацию, в которой была выполнена диссертация, официальных оппонентов и ведущую организацию. На основе системного изучения нормативных актов, регулирующих присуждение ученых степеней, посредством сравнительно-правового и формально-юридического методов исследования, проанализированы: содержание обязанностей лиц, участвующих в присуждении ученой степени, формальная закрепленность и производные обязанности, связанные с соблюдением или контролем за соблюдением требований академической добросовестности соискателем. По критерию наличие или отсутствие нормативной закрепленности выделены и охарактеризованы этические и правовые обязанности и корреспондирующие запреты участвующих лиц. Определены четыре группы таких корреляций, сделаны выводы относительно оснований их закрепления и эффективности применения.
В статье анализируются проблемы современной академической этики, во многом обусловленные «растерянностью» академического сообщества перед доступностью искусственного интеллекта (ИИ) и цифровой открытостью, девальвацией значимости высшего образования и принадлежностью к научному этосу, требованиями, предъявляемыми к вузам в плане диверсификации доходов и пользы для экономики. Стремление получить «быстрые» результаты от образования и исследований, количественные показатели вовлечения молодежи в науку и преподавание, смещение ценностных акцентов высшего образования на лидерство, предпринимательскую и информационную активность на практике оборачиваются формализацией, попыткой за «большими» цифрами отчетов скрыть проблемы качества образования, плагиата, регламентации использования ИИ, недобросовестного поведения, номинальности этических кодексов и др.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/