В статье рассматриваются социокультурные характеристики группы псаломщиков. Исследуются состав группы в первые послевоенные годы, изменение количественных характеристик штатных псаломщиков на примере Свердловской епархии. Обращается внимание на сокращения этого института в Церкви, на причины и стратегии выхода из псаломщической страты, отмечаются гражданские должности, которые занимали бывшие псаломщики. Исследуются возраст, уровень образования псаломщиков и гражданская позиция – их участие в Великой Отечественной войне. Приводятся сведения о репрессиях против отдельных псаломщиков, а также причины, по которым они подвергались репрессиям. Делается вывод об изменении функционала псаломщиков в 1960-е гг., а также о фактическом исчезновении штатного псаломщичества как группы в Русской Православной Церкви.
Идентификаторы и классификаторы
До революции псаломщики относились к духовному сословию. В отличие от дьякона, специальной хиротонии для псаломщика не требовалось. В каждом храме, согласно штатному расписанию, имелись штатные псаломщические вакансии, на которых в конце XIX – начале ХХ в. после упразднения в большом количестве храмов штатных вакансий дьяконов состояли не только псаломщики, но и лишившиеся штатных мест дьяконы. Задачей псаломщика была помощь священнику во время богослужения в алтаре и при совершении треб, слежение за уставом, чтение и пение на клиросе, а также заполнение приходских документов (записи в метриках, исповедных, клировых ведомостях и др.). Исследователь псаломщичества Д. Е. Леонов утверждает, что до революции именно «псаломщик, по сути, являлся ближайшим помощником настоятеля» [1].
Список литературы
1. Леонов Д. Е. Псаломщик Русской Православной Церкви нач. ХХ в.: особенности правового статуса // Вестник Тверского государственного университета. Серия: История. 2015. №. 1. С. 160.
2. Дроботушенко Е. В. Количественный состав священнослужителей, дьяконов и псаломщиков Русской Православной Церкви на территории Сибири и Приморья в 1947 г. // Государство, общество, Церковь в истории России ХХ–XXI вв.: материалы XIV Междунар. науч. конф.: в 2 ч. Иваново, 18–19 марта 2015 г. Иваново, 2015. С. 319.
3. Там же. С. 319–320.
4. Маслова И.А. Финансово-хозяйственная деятельность Русской Православной Церкви на Среднем Урале в 1944–1977 гг. дис... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2014. С. 119.
5. ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 168, 235, 383. Л. 117, 140, 72.
6. Агафонов П. Н. Духовенство Пермской епархии. Век государственного атеизма: краткий биографический справочник. Пермь, 1997. С. 17.
7. Государственный архив Курганской области (ГАКО) Ф.Р-1800. Оп. 1. Д. 6.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Афганская война является одним из самых крупных военных конфликтов, в котором участвовал Советский Союз после Второй мировой войны. СССР провел в Афганистане долгие 10 лет, чем вызвал ожесточенные споры среди политиков, историков, а в дальнейшем и обычных граждан страны. В современном российском обществе, СМИ и социальных сетях отношение к конфликту неоднозначное. Во многом такое отношение к войне в Афганистане вызвано противоречиями в системе образования Российской Федерации, которая со времен распада Советского Союза сильно менялась. Вместе с системой менялись и учебники истории, в которых конфликт в Афганистане показан в разные времена по-разному. Противоречивый взгляд государства также не вносит ясности в вопрос отношения граждан к Афганской войне. В своей работе мы рассмотрели, как менялось отношение к историческому событию в системе образования (на основе школьных и университетских учебников и пособий), как изменялась государственная позиция Советского Союза и РФ и какое отражение нашла Афганская война в исторической памяти современных россиян (на основе социологического опроса студентов и преподавателей Кубанского государственного университета).
В 2024 г. отмечается 100-летие образования при Кубанском педагогическом институте Литературно-исторического и этнологического общества (ЛИЭТО). Это было первое научное объединение историков Кубани после Октябрьской революции. Среди активных его членов: Г. Г. Григор, М. В. Клочков, А. Ф. Лещенко, Н. А. Захаров, А. Н. Грен, М. А. Садиленко, М. В. Покровский. В первые годы деятельности общества основной упор был сделан на изучение памятников древности. Начинаются систематические исследования археологических памятников Прикубанья с постановкой новых для того времени задач. В статье сделан акцент на археологические исследования ЛИЭТО, освещаются наиболее значимые работы пионеров кубанской археологии (Н. А. Захарова, М. В. Покровского) в 1920-е гг., открывших и исследовавших многие ныне хорошо известные городища и могильники. Впервые вводятся в научный оборот неопубликованные ранее архивные документы и материалы.
В статье исследована практика проведения праздника Свободы в России в периоды серьезнейших социально-экономических и политических потрясений XX в. Первым периодом стал 1917 г., когда в стране произошла Великая российская революцию. Одним из ее символов в праздничной культуре стало учреждение праздника Свободы. Он широко отмечался в течение марта – апреля 1917 г. практически по всей территории бывшей Российской империи. Успешное проведение праздника и глубокое символическое наполнение позволили включить его в первый проект праздничного календаря, подготовленного Временным правительством, а также в советский календарь. В последующие десятилетия праздник Свободы был трансформирован в День Великой Русской Революции и День Низвержения самодержавия, сохранив свой статус выходного дня до 1940 г. Второй период потрясений пришелся на август 1991 г. Попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) совершить переворот и захватить власть вызвала серьезное политическое противостояние в стране. Победа демократических сил во главе с Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным вновь актуализировала практику проведения праздника Свободы. Он отмечался в августе – октябре 1991 г. в РСФСР и некоторых советских республиках. В последующие годы праздник был трансформирован в День Государственного флага Российской Федерации.
В статье рассматривается влияние войны на повседневную жизнь населения Адыгеи в начальный период. Анализируется социально-экономическая обстановка в регионе и отмечается, что изменения происходили во всех аспектах жизнедеятельности населения. Особое внимание уделено положению женщин, заменивших своих мужей на предприятиях и в сельском хозяйстве, а также принявших активное участие в мобилизации добровольцами в действующую армию. Большой вклад в выполнение военных заказов также внесли рабочие мастерских Майкопского механического техникума, который уже в первые недели войны был приспособлен для производства военной продукции. Вооруженная агрессия фашистов стала катализатором развития чувства патриотизма советских людей и в скором времени население области начало активно записываться добровольцами в Красную армию. В целом, первый год войны характеризуется переходом от мирной жизни к военному быту, все подчинено нуждам войны. Довольно быстрая перестройка хозяйственных предприятий обеспечила безостановочную работу промышленных предприятий и своевременное выполнение военных заказов.
Сегодня особенно важно обращение к историческому опыту, в этом плане данное исследование будет интересно всем, кто занимается изучением как истории православия, так и истории Кубани и ее духовной школы. Статья посвящена рассмотрению истории духовного образования на Кубани. В работе основное место отводится анализу становления и развития кубанского приходского и уездного духовных училищ. В работе выделяются основные периоды в истории кубанской духовной школы, показывается специфика каждого из них. Автор не только освещает особенности кубанских учебных заведений, готовящих служителей Церкви, но и обозначает факторы, влияющие на это. Особое место в работе занимает анализ трудностей, стоящих на пути развития кубанского духовного образования. В исследовании рассматривается учебный и воспитательный процесс в уездном и приходском духовном училищах, приводятся фамилии преподавателей и учащихся, особо подчеркивается важная роль войскового протоиерея К. В. Россинского в становлении кубанской школы. Его жизнь и бескорыстная деятельность на поприще просвещения должны стать примером для всех педагогов.
В статье рассматривается эволюция образовательного уровня учительства Беларуси во второй половине ХІХ – начале ХХ в. Подчеркивается, что вопрос об образовательном цензе имеет большое значение, так как именно он определяет способность сельских учителей, составлявших самую большую по численности группу педагогической интеллигенции, к исполнению своих профессиональных обязанностей. Результаты исследования и выводы основаны на анализе статистических данных, архивных источников, материалов печати.
В данной работе предпринимается попытка дать краткое, но емкое описание истории станицы Саратовской (ранее Псекупской) Краснодарского края. Хронология работы охватывает весь период существования населенного пункта от его основания в 1864 г. и до современности. Также производится попытка не только описать историю населенного пункта, но найти и зафиксировать основные тенденции, свойственные развитию станицы, а также выделить ключевые исторические события, повлиявшие на историю населенного пункта. Помимо этого автор выделяет как общие элементы, свойственные развитию не только станицы Саратовской, но и других сельских поселений, расположенных по реке Псекупс, так и частности, присущие конкретно взятому поселению. Анализ производится на основе данных, содержащихся в Государственном архиве Краснодарского края, архивном отделе администрации Горячего Ключа и исторической литературе, посвященной исследованию истории Краснодарского края.
Статья посвящена рассмотрению роли «полухристианских обычаев» народов Северного Кавказа в рамках миссии Русской православной церкви в XVIII–XIX вв. Показательным примером служит деятельность Осетинской духовной комиссии. В итоге был сделан вывод о беспрецедентном характере работы миссионеров в рамках кампании по «восстановлению» православия в Осетии: синкретизм мог рассматриваться в качестве «инструмента», упрощающего христианизацию осетин и являющегося подспорьем в борьбе за влияние в регионе между Россией и мусульманскими империями.
Городские восстания и другие крупные антиправительственные выступления, в частности поход донского атамана Василия Уса на Москву (1666—1667), стали предвестниками одного из самых мощных социальных движений в истории России — Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина, а также других известных исторических событий. Но, прежде чем говорить о крестьянских войнах, остановимся на ключевых вопросах историографии, где до сих пор продолжается спор по целому ряду проблем.
Исследование крестьянских войн в России, особенно войн ХVII в., представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа историографической традиции. Восстание под руководством Степана Разина стало кульминацией ряда антиправительственных движений, и его истоки лежат в более ранних городских восстаниях и действиях крестьян.
Таким образом, анализ историографии крестьянских войн требует всестороннего подхода, который учитывает не только политические, но и социальные, экономические и культурные контексты, определяющие динамику восстаний и их последствия для российской истории. В данной статье затрагивается анализ исследований историков крестьянских войн. Рассматриваются проблемы форм организаций восстаний, составы участников и хронологических рамок.
В статье анализируется значение используемых при проведении ретроспективных исследований емких обозначений (концепт), отражавших те или иные реалии прошлого. Соответственно они сами служат своеобразными средоточиями сведений, не в последнюю очередь позволяющих обеспечивать достоверность реконструкций. Передаваться же они должны в том виде, в котором использовались. При отсутствии появлявшихся в контексте исторических эпох или изучаемых периодов обобщающих опорных сюжетов ученые могут вырабатывать и использовать свои варианты понятий, обосновывая лишь правомерность их применения. Идеальных же версий и в этом случае достичь невозможно. В представляемом исследовании рассматриваются именно те смысловые отображения, которые использовались в практическом обиходе.
Из пространственных обозначений выделены употреблявшиеся конкретизации: край окраина, периферия, а в противопоставлениях населения – автохтоны, инородцы, туземцы и др. Данные термины позволяют выдерживать точность передачи того, что наблюдалось в действительности. В заключительной части представлено описание этнонациологического подхода, позволяющего различать этнические и национальные уровни в сплочении народов и соответствующие им консолидированности. Преобладающей тенденцией интеграционного сближения в Российской империи до революционного кризиса 1917 г., по мнению автора, являлось формирование согражданства. Вместе с тем происходило складывание этнонаций, чему способствовала проводившаяся на окраинах политика.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/