В статье анализируется значение используемых при проведении ретроспективных исследований емких обозначений (концепт), отражавших те или иные реалии прошлого. Соответственно они сами служат своеобразными средоточиями сведений, не в последнюю очередь позволяющих обеспечивать достоверность реконструкций. Передаваться же они должны в том виде, в котором использовались. При отсутствии появлявшихся в контексте исторических эпох или изучаемых периодов обобщающих опорных сюжетов ученые могут вырабатывать и использовать свои варианты понятий, обосновывая лишь правомерность их применения. Идеальных же версий и в этом случае достичь невозможно. В представляемом исследовании рассматриваются именно те смысловые отображения, которые использовались в практическом обиходе.
Из пространственных обозначений выделены употреблявшиеся конкретизации: край окраина, периферия, а в противопоставлениях населения – автохтоны, инородцы, туземцы и др. Данные термины позволяют выдерживать точность передачи того, что наблюдалось в действительности. В заключительной части представлено описание этнонациологического подхода, позволяющего различать этнические и национальные уровни в сплочении народов и соответствующие им консолидированности. Преобладающей тенденцией интеграционного сближения в Российской империи до революционного кризиса 1917 г., по мнению автора, являлось формирование согражданства. Вместе с тем происходило складывание этнонаций, чему способствовала проводившаяся на окраинах политика.
Идентификаторы и классификаторы
Достоверность исторических исследований, как известно, не в последнюю очередь обеспечивается подбором употребляемых в них терминов. Называют их также понятиями и категориями. Являясь условностями, они отражают те или иные существовавшие в прошлом реалии. Именно в терминах воплощаются сущностные признаки.
Список литературы
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 2011. С. 31, 37.
2. Там же. С. 39–40.
3. Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля. Второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. Т. 2: И–О. СПб.; М., 1881; Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля. Второе издание, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. Издание книгопродавца-типографа М.О. Вольфа. Т. 4: Р–V. СПб.; М., 1882 и др.
4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2. С. 184.
5. Там же.
6. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 4. С. 440–441.
7. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 2. С. 46.
8. Там же. С. 45.
9. См., например: Кавказский календарь на 1917 г. / под ред. Н.П. Стельмащука. Типография канцелярии наместника е.и.в. на Кавказе. Отдел статистический. Тифлис, 1916 и др.
10. Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля… Т. 2: И–О. СПб.; М., 1881. С. 3.
11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1955. Т. 1. С. 2.
12. Великая Н.Н. Казаки Восточного Предкавказья в XVIII–XIX вв. Ростов н/Д, 2001; Она же. К истории взаимоотношений народов Восточного Предкавказья в XVIII–XIX вв. Армавир, 2001; Голованова С.А. Региональные группы казачества Юга России: опыт системного анализа. Армавир, 2001.
13. Матвеев О.В. Историческая картина мира кубанского казачества (конец XVIII – начало XX в.): категории воинской ментальности. Краснодар, 2005. С. 347.
14. Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля… Т. 4: Р–V. С. 671.
15. Там же.
16. Толковый словарь живаго великорусского языка. Владимира Даля… Т. 3: П. СПб., 1882. С. 100.
17. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля… Т. 3: П–Р. СПб.; М., 1907. С. 251.
18. Россия. Энциклопедический словарь (Б/ и.: Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. СПб., 1898). Л., 1991. С. 564.
19. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел / под ред. Н.А. Тройницкого. Т. LXV (65). Кубанская область. СПб., 1905; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел. Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. LXVII (67). Ставропольская губерния. СПб., 1905; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Издание Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел / под ред. Н.А. Тройницкого. Т. LXX (70). Черноморская губерния. СПб., 1903 и др.
20. Бондаренко Д., Крестовская Н. Украинский вопрос в Государственной Думе (1906–1917 гг.) // Россия. XXI век. 2001. № 6. С. 101.
21. Грушевский М. Украинцы // Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия / под ред. А.И. Кастелянского. СПб., 1910. С. 307–330.
22. Там же. С. 306–307.
23. Вдовин А.И. Российская нация: национально-политические проблемы XX в. и общенациональная российская идея. М., 1995. С. 38.
24. Там же.
25. Куценко И.Я. Правда и кривда. Нальчик, 2007. С. 36.
26. Там же. С. 37.
27. Индия под английским владычеством. Сочинение барона Барту де Паноэна: пер. с фр. М., 1848. Т. 1.
28. Шмидт П.П. Конспект лекций по политической организации Китая. Владивосток, 1911. С. 3.
29. Брусилов А.А. Мои воспоминания. М., 2013. С. 28.
30. Чехов А.П. Остров Сахалин. М., 2004. С. 172, 176.
31. Там же. 167.
32. Штернберг Л. Инородцы. Общий обзор // Формы национального движения в современных государствах. Австро-Венгрия. Россия. Германия / под ред. А.И. Кастелянского. СПб., 1910. С. 532.
33. Марков А.Л. В Ингушском конном полку (Кавказская Конная Туземная дивизия) (Б/и.: Париж, 1957). М., 1997.
34. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989. С. 250.
35. Там же.
36. Ожегов С.И. Указ. соч. С. 448.
37. Бутенко И. Что должен знать каждый об украинцах // Свободное слово Карпатской Руси. 1971. № 7–8 (151–152). С. 2.
38. Там же.
39. Там же.
40. Ожегов С.И. Указ. соч. С. 25–26.
41. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М., 2005. С. 21.
42. Хоскинг Д. Великое, но рухнувшее прошлое? Размышления американского историка об истории и нации // Российский исторический журнал «Родина». 1995. № 1. С. 40.
43. Там же. С. 39.
44. Кабузан В.М. Народы России в первой половине XIX в.: численность и этнический состав. М., 1992. С. 8.
45. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983; Козлов В. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Советская этнография. 1990. № 5; Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1978 и др.
46. См. например: Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.
47. Кореняко В.А. К критике концепции Л.Н. Гумилева // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 22–35; Шнирельман В.А. Лев Гумилев: от «пассионарного напряжения» до «несовместимости культур» // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 8–21.
48. Ларюэль М. Теория этноса Льва Гумилева и доктрины западных «новых правых» // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 43.
49. Матвеев В.А. Отечество не только русских… (размышления о геополитических, историко-цивилизационных и этнонациональных особенностях российской государственности) // Научная мысль Кавказа. 1998. № 1. С. 37.
50. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994. С. 498.
51. Матвеев В.А. Указ. соч. С. 37–38.
52. Там же.
53. Бородай Ю. От империи к национальному единству // Новая Россия. 1994. № 3–4.
54. Вдовин А.И. Указ. соч. С. 43.
55. Терский вестник. 1917. 5 мая.
56. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1276. Оп. 21. Д. 53. Л. 2; Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). Ф. Р-610. Оп. 1 с. Д. 15. Л. 9, 19.
57. Дзидзоев В.Д. От союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР (1917–1924 гг.). (начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX веке). Владикавказ, 2003. С. 68.
58. Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3.
59. Цит. по: Кузнецов А.М. Теория этноса С.М. Широкогорова // Этнографическое обозрение. 2006. № 3. С. 59.
60. Там же. С. 61–64, 66.
61. Там же.
62. Там же.
63. Словарь иностранных слов. М., 2009. С. 358.
64. Дегоев В.В. Кавказ между бывшим Востоком и нынешним Западом // Материалы 4-го Конвента РАМИ. Т. 8: Южный Кавказ в реалиях меняющегося мира: глобальное, региональное, локальное. М., 2007. С. 8, 10.
65. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. 5-е изд., доп. и перераб. М., 2006. С. 641.
66. Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / под ред. проф. А.Я. Сухарева. М., 2009. С. 533.
67. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., 2001. С. 50.
68. Словарь иностранных слов. С. 362.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Афганская война является одним из самых крупных военных конфликтов, в котором участвовал Советский Союз после Второй мировой войны. СССР провел в Афганистане долгие 10 лет, чем вызвал ожесточенные споры среди политиков, историков, а в дальнейшем и обычных граждан страны. В современном российском обществе, СМИ и социальных сетях отношение к конфликту неоднозначное. Во многом такое отношение к войне в Афганистане вызвано противоречиями в системе образования Российской Федерации, которая со времен распада Советского Союза сильно менялась. Вместе с системой менялись и учебники истории, в которых конфликт в Афганистане показан в разные времена по-разному. Противоречивый взгляд государства также не вносит ясности в вопрос отношения граждан к Афганской войне. В своей работе мы рассмотрели, как менялось отношение к историческому событию в системе образования (на основе школьных и университетских учебников и пособий), как изменялась государственная позиция Советского Союза и РФ и какое отражение нашла Афганская война в исторической памяти современных россиян (на основе социологического опроса студентов и преподавателей Кубанского государственного университета).
В 2024 г. отмечается 100-летие образования при Кубанском педагогическом институте Литературно-исторического и этнологического общества (ЛИЭТО). Это было первое научное объединение историков Кубани после Октябрьской революции. Среди активных его членов: Г. Г. Григор, М. В. Клочков, А. Ф. Лещенко, Н. А. Захаров, А. Н. Грен, М. А. Садиленко, М. В. Покровский. В первые годы деятельности общества основной упор был сделан на изучение памятников древности. Начинаются систематические исследования археологических памятников Прикубанья с постановкой новых для того времени задач. В статье сделан акцент на археологические исследования ЛИЭТО, освещаются наиболее значимые работы пионеров кубанской археологии (Н. А. Захарова, М. В. Покровского) в 1920-е гг., открывших и исследовавших многие ныне хорошо известные городища и могильники. Впервые вводятся в научный оборот неопубликованные ранее архивные документы и материалы.
В статье исследована практика проведения праздника Свободы в России в периоды серьезнейших социально-экономических и политических потрясений XX в. Первым периодом стал 1917 г., когда в стране произошла Великая российская революцию. Одним из ее символов в праздничной культуре стало учреждение праздника Свободы. Он широко отмечался в течение марта – апреля 1917 г. практически по всей территории бывшей Российской империи. Успешное проведение праздника и глубокое символическое наполнение позволили включить его в первый проект праздничного календаря, подготовленного Временным правительством, а также в советский календарь. В последующие десятилетия праздник Свободы был трансформирован в День Великой Русской Революции и День Низвержения самодержавия, сохранив свой статус выходного дня до 1940 г. Второй период потрясений пришелся на август 1991 г. Попытка Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) совершить переворот и захватить власть вызвала серьезное политическое противостояние в стране. Победа демократических сил во главе с Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным вновь актуализировала практику проведения праздника Свободы. Он отмечался в августе – октябре 1991 г. в РСФСР и некоторых советских республиках. В последующие годы праздник был трансформирован в День Государственного флага Российской Федерации.
В статье рассматривается влияние войны на повседневную жизнь населения Адыгеи в начальный период. Анализируется социально-экономическая обстановка в регионе и отмечается, что изменения происходили во всех аспектах жизнедеятельности населения. Особое внимание уделено положению женщин, заменивших своих мужей на предприятиях и в сельском хозяйстве, а также принявших активное участие в мобилизации добровольцами в действующую армию. Большой вклад в выполнение военных заказов также внесли рабочие мастерских Майкопского механического техникума, который уже в первые недели войны был приспособлен для производства военной продукции. Вооруженная агрессия фашистов стала катализатором развития чувства патриотизма советских людей и в скором времени население области начало активно записываться добровольцами в Красную армию. В целом, первый год войны характеризуется переходом от мирной жизни к военному быту, все подчинено нуждам войны. Довольно быстрая перестройка хозяйственных предприятий обеспечила безостановочную работу промышленных предприятий и своевременное выполнение военных заказов.
В статье рассматриваются социокультурные характеристики группы псаломщиков. Исследуются состав группы в первые послевоенные годы, изменение количественных характеристик штатных псаломщиков на примере Свердловской епархии. Обращается внимание на сокращения этого института в Церкви, на причины и стратегии выхода из псаломщической страты, отмечаются гражданские должности, которые занимали бывшие псаломщики. Исследуются возраст, уровень образования псаломщиков и гражданская позиция – их участие в Великой Отечественной войне. Приводятся сведения о репрессиях против отдельных псаломщиков, а также причины, по которым они подвергались репрессиям. Делается вывод об изменении функционала псаломщиков в 1960-е гг., а также о фактическом исчезновении штатного псаломщичества как группы в Русской Православной Церкви.
Сегодня особенно важно обращение к историческому опыту, в этом плане данное исследование будет интересно всем, кто занимается изучением как истории православия, так и истории Кубани и ее духовной школы. Статья посвящена рассмотрению истории духовного образования на Кубани. В работе основное место отводится анализу становления и развития кубанского приходского и уездного духовных училищ. В работе выделяются основные периоды в истории кубанской духовной школы, показывается специфика каждого из них. Автор не только освещает особенности кубанских учебных заведений, готовящих служителей Церкви, но и обозначает факторы, влияющие на это. Особое место в работе занимает анализ трудностей, стоящих на пути развития кубанского духовного образования. В исследовании рассматривается учебный и воспитательный процесс в уездном и приходском духовном училищах, приводятся фамилии преподавателей и учащихся, особо подчеркивается важная роль войскового протоиерея К. В. Россинского в становлении кубанской школы. Его жизнь и бескорыстная деятельность на поприще просвещения должны стать примером для всех педагогов.
В статье рассматривается эволюция образовательного уровня учительства Беларуси во второй половине ХІХ – начале ХХ в. Подчеркивается, что вопрос об образовательном цензе имеет большое значение, так как именно он определяет способность сельских учителей, составлявших самую большую по численности группу педагогической интеллигенции, к исполнению своих профессиональных обязанностей. Результаты исследования и выводы основаны на анализе статистических данных, архивных источников, материалов печати.
В данной работе предпринимается попытка дать краткое, но емкое описание истории станицы Саратовской (ранее Псекупской) Краснодарского края. Хронология работы охватывает весь период существования населенного пункта от его основания в 1864 г. и до современности. Также производится попытка не только описать историю населенного пункта, но найти и зафиксировать основные тенденции, свойственные развитию станицы, а также выделить ключевые исторические события, повлиявшие на историю населенного пункта. Помимо этого автор выделяет как общие элементы, свойственные развитию не только станицы Саратовской, но и других сельских поселений, расположенных по реке Псекупс, так и частности, присущие конкретно взятому поселению. Анализ производится на основе данных, содержащихся в Государственном архиве Краснодарского края, архивном отделе администрации Горячего Ключа и исторической литературе, посвященной исследованию истории Краснодарского края.
Статья посвящена рассмотрению роли «полухристианских обычаев» народов Северного Кавказа в рамках миссии Русской православной церкви в XVIII–XIX вв. Показательным примером служит деятельность Осетинской духовной комиссии. В итоге был сделан вывод о беспрецедентном характере работы миссионеров в рамках кампании по «восстановлению» православия в Осетии: синкретизм мог рассматриваться в качестве «инструмента», упрощающего христианизацию осетин и являющегося подспорьем в борьбе за влияние в регионе между Россией и мусульманскими империями.
Городские восстания и другие крупные антиправительственные выступления, в частности поход донского атамана Василия Уса на Москву (1666—1667), стали предвестниками одного из самых мощных социальных движений в истории России — Крестьянской войны под руководством С. Т. Разина, а также других известных исторических событий. Но, прежде чем говорить о крестьянских войнах, остановимся на ключевых вопросах историографии, где до сих пор продолжается спор по целому ряду проблем.
Исследование крестьянских войн в России, особенно войн ХVII в., представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий внимательного анализа историографической традиции. Восстание под руководством Степана Разина стало кульминацией ряда антиправительственных движений, и его истоки лежат в более ранних городских восстаниях и действиях крестьян.
Таким образом, анализ историографии крестьянских войн требует всестороннего подхода, который учитывает не только политические, но и социальные, экономические и культурные контексты, определяющие динамику восстаний и их последствия для российской истории. В данной статье затрагивается анализ исследований историков крестьянских войн. Рассматриваются проблемы форм организаций восстаний, составы участников и хронологических рамок.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/