В статье рассматривается поло жение ислама в Дагестане в первой трети XIX в., а также его роль в формировании идеологии горцев в период боевых действий на Кавказе. Особое внимание уделяется понятию мюридизма и спорам относительно корректности использования данного термина в историческо й науке. Автором дан краткий историографический обзор по данной теме, приведены различные точки зрения и теории, выдвигаемые учеными. Сделан вывод о необходимости изменения подхода к рассмотрению понятия мюридизма с опорой на новые опубликованные источники
Идентификаторы и классификаторы
По сравнению с другими северокавказскими регионами, Дагестан в начале XIX в. был более исламизирован. Об этом свидетельствуют письменные источники, в которы х перечисляются имена мусульманских ученых, проживающих в различных селах Дагестана [1].
Список литературы
1. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний. Махачкала, 1997. С. 79–81.
2. Там же. С. 85.
3. Гаджи-Али Сказание очевидца о Шамиле. Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1897. Вып. 7. С. 4.
4. Абдурахман из Газикумуха. Указ. соч. С. 85.
5. Мухаммед Тахир. Три Имама. Махачкала, 1990. С. 4.
6. Хасанилав ал-Гимрави Имам Газимухаммад. Аварская хроника времен Кавкаской войны (1827–1830 гг.). М., 2020. С. 40.
7. Дударев С.Л. Декабристы о мюридистском движении // Статьи и заметки по истории. Известия научно-педагогической Кавказоведческой Школы В.Б. Виноградова. 2016. С. 60. Вып. 2.
8. Саид Э. Ориентализм. М., 2021. С. 18.
9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона: СПб., 1897. Т. 20. С. 72.
10. Энциклопедия военных и морских наук. СПб., 1891. Т. 5. С. 296.
11. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Тифлис, 1889. Т. 5. С. 18.
12. Казем-Бек М. Мюридизм и Шамиль. Махачкала, 1990. С. 21.
13. Там же.
14. Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000. С. 149.
15. Там же. С .150
16. Айтберов Т. М., Дадаев Ю. У. Хроника Иманмухаммада Гигатлинского – текст XIX в. об истории имамата. Махачкала, 2010. С. 47.
17. Смирнов Н. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. С. 141.
18. Там же. С. 142.
19. Блиев М. Россия и горцы Большого Кавказа на пути к цивилизации. М., 2004. С. 162.
20. Там же.
21. Мухаммед Тахир. Указ. соч. С. 59.
22. Хасанилав ал-Гимрави. Указ. соч. С. 69.
23. Газимухаммед и начальный этап антифеодальной и антиколониальной борьбы народов Дагестана и Чечни: материалы Междунар. науч. конф. 13–14 октября 1993 г. Махачкала, 1997.
24. Дегоев В. Имам Шамиль: пророк, властитель, воин. М., 2004. С. 162.
25. Панеш А. Д. Мюридизм и борьба адыгов за независимость. Майкоп, 2006. С. 58.
26. Бобровников В.О. Гази-Магомед // Ислам на территории Российской империи. Энциклопедический словарь. М., 2006. Т. 1. С. 108.
27. Там же.
28. Манышев С. Б. Шейх Мансур в материалах кизлярского и моздокского комендантских архивов. М., 2022. С. 43.
29. Хасанилав ал-Гимрави. Указ. соч. С. 14.
30. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI–XIX вв. М., 1958. С. 205.
31. Саид Афанди аль Чиркави Сокровищница благодатных знаний. Махачкала, 2010. С. 288.
32. Бобровников В. О. Указ. соч. С. 108.
33. Хасанилав Ал-Гимрави. Указ. соч. С. 82.
34. Там же. С. 84.
35. Там же. С. 78.
36. Там же. С. 85.
37. Абдурахман из Гази-Кумуха. Указ. соч. С. 32.
38. Дегоев В. Указ. соч. С. 51.
39. Там же. С. 52
40. Там же.
41. Абдурахман из Гази-Кумуха. Указ. соч. С. 32.
42. Там же.
43. Там же. С. 29.
44. Записки А. П. Ермолова, 1798–1826. М., 1991. С. 395.
45. Кавказская война:народно-освободительная борьба горцев Северного Кавказа в 20–60е гг. XIX в. Махачкала, 2006. С. 191.
46. Манышев С. Б. Указ. соч. С. 44.
47. Бобровников В. О. Указ. соч. С. 108.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена истории развития кубанского поселения в канун коллективизации. Цель исследования – обобщение исторических знаний о начальном этапе коллективизации в станице Фёдоровской Северо-Кавказского края на основе впервые вводимых архивных материалов ГАКК. История отдельного поселения, безусловно, является неотъемлемой частью истории региона, поэтому изучение проблем развития станицы Фёдоровской позволяет по-новому взглянуть на историю родного края. По данным Всесоюзной переписи 1926 г., Кубанская область являлась типичной сельской территорией, так как в станицах и хуторах проживало тогда 85,8% населения. Поэтому историческая реконструкция развития поселения не только даёт приращение научных знаний о многообразной жизни сельского мира, но и выполняет исторические задачи сохранения социальной памяти и воспитания новых поколений кубанцев на основе гражданско-патриотических позиций, базирующихся на объективных представлениях об историческом прошлом Кубани.
В статье при помощи современных статистических методов анализируются особенности текстовой структуры традиционных казачьих колыбельных песен, материалом для чего выступили тексты, полученные в ходе эт нографических экспедиций в казачьих поселениях Волгоградской, Костромской, Астраханской областей, а также Красноярского и Краснодарского краев в 1996 2018 г г. На основе результатов иерархической кластеризации и тематического моделирования текстов методом л атентного размещения Дирихле предложены основания для классификации и обобщения собранного корпуса материалов, что отвечало бы на запрос более подробной систематизации этнографического материала, подчёркиваемый этнографами. Также иллюстрируется интерпретац ионный потенциал статистических моделей на примере дихотомии «Своего» и «Чужого», сохранившейся в традиционных фольклорных текстах. Приводятся примеры многих текстов колыбельных песен. Заключается, что количественный анализ текстов является адекватным допо лнением к качественному анализу, что может привести к новым результатам в научном развитии региональной этнографии.
В статье исследован опыт проведения праздника «Заем Свободы», который представлял собой яркий пример патриотических мероприятий, возникших в Российской империи в период Первой мировой войны. Его главной задачей был сбор денежных средств у населения для реализации финансовых планов Временного правительства по содержанию действующей армии. Для привлечения внимания населения процедура займа была превращена в праздничное мероприятие, включавшее в себя: уличные шествия, летучие митинги, выступления артистов, устройство американских аукционов и лотерей, кружечные сборы, выпуск специальных газет, литературные и музыкальные вечера и др. Торжественная часть займа получила название у современников праздника «Заем Свободы». Он проводился практически по всей территории России и вызывал неоднозначное отношение со стороны политических сил и представителей различных сословий. Региональные особенности проведения «Займа Свободы» были исследованы автором на материалах Юга России (Кубанская область и Область Войска Донского). Их анализ позволил сделать вывод, что праздник «Заем Свободы» продемонстрировал серьезнейшие разногласия, сложившиеся между Временным правительством и Петросоветом к лету 1917 г. Антиагитационная деятельность социалистических сил привела к срыву запланированного объема «Займа Свободы» в некоторых частях страны и не позволила полностью реализовать все финансовые потребности правительства.
В статье отображен результат исследования состояний восточнославянской этничности в отечественных и зарубежных реалиях у кавказских духоборов. В конце XIX в. часть из них была вынуждена эмигрировать из России в Канаду. После исхода там у данной разновидности сектантов выделилась группа, вставшая на путь экстремизма. Она применяла особую разновидность террора, проведение которого сводилось к разрушениям инфраструктурных объектов страны пребывания. Это имело, по мнению автора, сходство с тем, что делали когда-то луддиты, включившиеся в протесты рабочие Англии и некоторых других европейских стран в первой четверти XIX в.
Их разрушительные акции были направлены против внедрения машин в ходе промышленной революции. Остановить же прогресс они оказались не в состоянии. Действия с применением взрывчатки и поджогов в Канаде также порождали лишь негативные последствия и навлекали преследования отошедших от рационалистических христианских установок сектантов. Остававшиеся на прежних исповедных позициях эмигрировавшие в Канаду духоборы переоценили восприятие родины и склонялись к возвращению. Но реализовать данное намерение им не удавалось. При смене поколений стремление к возвращению постепенно ослабевало. Представляемое исследование основывается в том числе на не вводившихся ранее в научный оборот источниках.
Издательство
- Издательство
- КУБГУ
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- Юр. адрес
- 350040, Краснодарский край, г Краснодар, ул Ставропольская, д 149
- ФИО
- Астапов Михаил Борисович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://kubsu.ru/