Иконостас Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублёва и для которого была написана знаменитая «Троица», - один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы- пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице- Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, - царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы - попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 54905277
Иконостас Троицкого собора— единственный живописный ансамбль начала XV в., существующий в храме, для которого был выполнен. В нем сохранились иконы Андрея Рублёва, для него была написана знаменитая икона «Троица». Это один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Литература, посвященная памятнику, огромна. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов, в меньшей степени— местного и пророческого рядов. Иконы-пядницы, находившиеся в соборе и известные по монастырским описям, привлекали внимание в гораздо меньшей степени. Цель работы— попытка реконструкции местного ряда иконостаса и идентификация икон чина в соответствии с Описью 1641 г. Троицкий собор возводился в 1422–1423 гг. на месте погребения основателя Троицкого монастыря Сергия Радонежского, причисленного к лику святых спустя 30 лет после смерти. Роспись стен и иконостаса храма была завершена в 1425–1427 гг. [Лазарев, 1966; Троице-Сергиева лавра, 1968; Демина, 1972; Попов, 2007; Андрей Рублёв, 2010]. В иконостасе сохранились иконы местного ряда и три яруса древних икон, которые связывают с временем Андрея Рублёва,— Деисус, праздники и пророки. Верхний ярус был «достроен» в 1600 г. Одновременно с иконостасом или, по мнению некоторых исследователей, немногим ранее [Осташенко, 2005], для Троицкого собора была написана икона «Святая Троица».
Список литературы
-
Переписная ТроицеСергиева монастыря разной церковной утвари 1701 г. РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. № 27. Л. 9-9 об.
-
Опись Троице-Сергиева монастыря 1737 года. СПМЗ. Инв. 46 рук. Л. 3-18 об.
-
Опись Троице-Сергиева монастыря 1789 года. СПМЗ. Инв. 50 рук. Л. 27.
-
О росписании в Лавре Троицкого собора стенным греческим вновь письмом и о возобновлении иконостаса. 1777 год. РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 660.
-
Реэстр сочиненной из ризничных описных книг о перемененных и переделанных вещах, в которых оныя вещи по прежним описям и главах, и под которыми номерами, и дела об них, которых годов и под какими номерами состоят (1777). РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 24016. Л. 1.
-
Опись Троице-Сергиева монастыря 1789 года. СПМЗ. Инв. 50 рук. Л. 16 об., 26 об.
-
Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника/ Составители Г. В. Попов, Б. Н. Дудочкин, Н. Н. Шередега. М.: Красная площадь, 2010. 621 с.
-
Благовещенский собор Московского Кремля // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2002. Т. V. С. 276-293.
-
Борис Годунов. От царского “слуги” до Государя Всея Руси. Каталог выставки. М: Гос. историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”, 2015. 359 с.
-
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М.: Наука, 1987. 439 с.
-
Воронцова Л. М. Иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Сергиев Посад: ИП Верхов С. И., 2014. 17 с.
-
Воронцова Л. М. Иконы и фрески Троицкого собора // Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. М.: СТСЛ, 2003. С. 71-125.
-
Воронцова Л. М. Ризница Троице-Сергиева монастыря. К вопросу о составе и истории формирования//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы III Международной конференции. Сергиев Посад, 2004. С. 228-239.
-
Воронцова Л. М. Драгоценные иконы-пядницы (к вопросу о типологии)// Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России. Материалы V Международной конференции. Сергиев Посад: Ремарко, 2009. С. 175-190.
-
Воронцова Л. М. Святые на полях иконы "Богоматерь Одигитрия" "моления чудотворца Сергия"// Вестник сектора древнерусского искусства. 2021. № 2. С. 126-137. EDN: AMGOWW
-
Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М.: Синодальная Типография, 1909. 475 с.
-
Дёмина Н. А. Андрей Рублев и художники его круга. М: Наука, 1972. 172 с.
-
Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского М.: Языки русской культуры, 1998. 568 с. EDN: SMYSIT
-
Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М.: Искусство, 1966. 386 с. EDN: PQZWBU
-
Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Пути усвоения христианских имен в русских княжеских семьях XI - начала XIII в. // Религии мира: История и современность. 2002. С. 36-109.
-
Николаева Т. В. Древнерусская живопись в собрании Загорского музея. М.: Искусство, 1977. 203 с.
-
Олсуфьев Ю. А. Опись икон Троице-Сергиевой лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев: Комис. по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, 1920. 268 с.
-
Опись Троице-Сергиева монастыря 1641/42 года. Исследование и публикация текста. Изд. подг. Л.А. Кириченко, С.В. Николаева. М.: Индрик, 2020. 1072 с.
-
Осташенко Е. Я. Андрей Рублев: Палеологовские традиции в московской живописи конца XIV - первой трети XV века. М.: Индрик, 2005. 416 с.
-
Петров А. С. Утраченное царское моленное место Благовещенского собора Московского Кремля // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. Отв. ред. С. А. Беляев, И. А. Воротникова. М.: БуксМАрт, 2014. Кн. 2. С. 376-395.
-
Попов Г. В. Андрей Рублев. М.: Северный паломник, 2007. 215 с. EDN: QRSMKB
-
Пчелов Е. В. Антропонимия династии Романовых в XVII в. // Ономастика в кругу гуманитарных наук. Материалы международной научной конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005. С. 203-205. EDN: XXLGZB
-
Сорокатый В. М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство: Проблемы и атрибуции. 1977. С. 405-420.
-
Троица Андрея Рублева. Антология / Сост. Г. И. Вздорнов. М.: Искусство, 1989. 142 с.
-
Троице-Сергиева Лавра: Художественные памятники / Под общ. ред. Н. Н. Воронина и В. В. Косточкина. М.: Искусство, 1968. 187 с.
-
Успенский Б. А. Смена имен в России в исторической и семиотической перспективе // Успенский Б. А. Избранные труды. В 3 т. М.: Гнозис, 1996-1997. Т. 2. С. 151-163.
-
Царский храм. Святыни Благовещенского Собора в Кремле. Каталог выставки. М.: Максим Светланов; Федерал. гос. учреждение "Гос. ист.-культ. музей-заповедник" Моск. Кремль", 2003. 416 с.
-
Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. М.: Индрик, 2007. 492 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева вышел в свет IV том академического каталога собрания «Монументальная живопись XII–XIX веков». Коллекция музея включает как копии произведений монументальной живописи, так и оригинальные фрагменты стенописей, поступившие из различных источников. Именно им посвящено данное издание, так как каталогизация копий составляет отдельную обширную задачу.
В Великом Новгороде 25–27 апреля 2023 г. прошла международная научная конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников», организованная Институтом археологии РАН, Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником и Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Программа конференции включала доклады, сгруппированные по нескольким разделам и демонстрирующие многообразие методов современной археологии— от самых передовых, связанных с новыми физико-химическими, геологическими и цифровыми технологиями, до традиционных, но не потерявших актуальности в области археологии, реставрации, искусствознания, эпиграфики.
5 декабря 2022 г. в Белом зале особняка на Пречистенке Российской академии художеств состоялось заседание Круглого стола «К 500‑летию основания Новодевичьего монастыря: проблемы комплексной реставрации и изучения ансамбля», организованное Отделением искусствознания и художественной критики РАХ. В заседании приняли участие археологи, реставраторы, архитекторы, искусствоведы, специалисты Государственного исторического музея и представители Новодевичьего монастыря, что показало актуальность и интерес представленной темы.
Выставка, открывшаяся под этим названием в здании Присутственных мест Новгородского кремля (НГОМЗ), посвящена истории почитания в Великом Новгороде чудотворного образа «Богоматерь Знамение». Ее устройство не было приурочено к каким-либо юбилейным торжествам, поскольку с момента первого и главного чуда, в связи с этой иконой упоминаемого в Новгородской летописи— победы новгородцев над суздальским войском Андрея Боголюбского,— прошло 854 года, а сама чтимая икона уже более тридцати лет, после возвращения Софийского собора Новгородской епархии, не покидает его стены как главная святыня.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, автор нашумевшего выставочного проекта 2015 г. «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», продолжает тему русской деревянной архитектуры в камерных временных экспозициях
30 марта— 4 июня 2023 г. в ЦМиАР проходила выставка «Эллинские мудрецы», куратором которой выступил автор настоящего обзора. Экспозиция разместилась в малом выставочном зале (зале одного памятника), хотя на выставке представлено четыре предмета.
Актуальный раздел «Хроники» посвящен реставрационной деятельности МНРХУ с мая 2022 г. по апрель 2023 г. В обозначенный период времени реставраторами организации велись работы как на ряде памятников, на протяжении нескольких сезонов находящихся в ведении МНРХУ, так и на нескольких новых объектах.
В Российском государственном архиве древних актов, в фонде Поместного приказа, хранится внушительная по своему объему рукопись 1580‑х гг., которая содержит ценнейшие сведения по церковным памятникам Псковской земли2. Эта рукопись, составленная комиссией писцов во главе с Г.И. Мещаниновым-Морозовым и И.В.Дровниным, представляет собой подробное описание Псковского уезда после завершения опустошительной Северной войны и осады Пскова
Статья посвящена анализу материалов реставрации, в результате которой сложился современный облик собора Спасо-Прилуцкого монастыря. В результате исследования авторы приходят к выводу, что в 1960-е гг. была реализована в натуре авторская гипотетическая реконструкция, исказившая облик уникального для Белозерья памятника 1530-1540-х гг. Представления о том, что в его объемно-пространственном построении было осуществлено сочетание традиционного для Белозерья завершения многорядными кокошниками со столичным пятиглавием, ошибочно. В действительности собор обладал композицией фасадов, характерной для соборного строительства начала XVI столетия. Уникальным являлось перекрытие этого храма коробовыми сводами со слитыми подпружными арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетиями арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетия
Статья посвящена анализу трех надгробных покровов XVII столетия из собрания Музеев Московского Кремля, связанных с убранством гробниц Рюриковичей - царей Иоанна Васильевича IV и его сыновей царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Иоанновича. В статье анализируются вышитые на каймы тексты, в том числе определен литературный источник текста на покрове царя Фёдора Иоанновича. Проведен анализ состава, иконографической программы, стилистических особенностей лицевых дробниц. Особое внимание уделено чеканной дробнице с образом святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Фёдора Иоанновича. Предполагаемая датировка дробницы - вторая половина XVI в.
В статье представлены новые данные по истории семи рукописей собрания Русского Археологического института в Константинополе, поступивших в 1931 г. в Библиотеку академии наук: РАИК 42, 51, 77, 113, 116, 125, 164. На основании греческих источников и идентификации библиотечной печати сделан вывод о принадлежности этих рукописей эфории школ г. Лариссы в 1872 г. и последующем приобретении представителями РАИК или их неизвестными посредниками.Кроме того, печати, обнаруженные в рукописях РАИК 51 и 113, служат ранее неизвестным свидетельством их бытования в Лариссе после уничтожения библиотеки монастыря Св. Троицы (Св. Дионисия) на горе Олимп.
Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово Каргопольского района Архангельской области. Сравнительный анализ показал, что разбойник был написан той же рукой, что и образы апостола Павла (частное собрание), апостола Петра и Спаса Вседержителя (ГМОХКРС) и мученика Лавра (Музей икон в Реклингхаузене, Германия) из деисусного чина волосовской церкви. Близкие аналогии манере исполнения этих икон обнаруживаются в памятниках третьей четверти XVI в., происходящих из церквей Вологды. Ансамбль волосовских икон можно датировать около 1576 г., приурочив его создание ко времени, когда, вероятно, вновь отстроенная церковь была освящена.
Образ св. Иоанна Предтечи в пустыне с дикими зверями появился в древнерусском искусстве во второй половине XVI в., в эпоху правления Ивана IV, когда особое почитание пророка в качестве патронального святого царя вызвало к жизни много новых изводов его иконографии. Возникновению данного сюжета на Руси предшествовала длительная традиция его бытования в изобразительном искусстве средневековой Европы. Сложившись в романском искусстве XIII в., образ Иоанна Предтечи со зверями был одним из знаковых сюжетов искусства Западной Европы, связанного с деятельностью нищенствующих монашеских орденов, особенно францисканцев и бенедектинцев, почитавших Иоанна Крестителя как основоположника аскетического монашества. Образ Предтечи со зверями был композиционно вариативен и мог нести различную смысловую нагрузку, в том числе благодаря развитой и многозначной символике персонажей бестиария. Это обусловило его популярность в европейском искусстве XIV-XVI вв. Появление данной иконографии на Руси стало плодом адаптации западноевропейского прототипа. Усвоение западной схемы укладывается в русло развития грозненского искусства послепожарного времени, на которое европейское искусство оказало значительное влияние, как стало известно благодаря исследованиям последних лет.
В работе - на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных - описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. Особенное внимание уделяется фигурам тезоименитых святых, становящихся личными небесными покровителями нарекаемого, и иконам, связанным с днем рождения того или иного лица.
Статья посвящена верификации сведений о строительстве в Возмицком монастыре в середине XVI в. На основании повторного прочтения источников выстраивается достоверная хронологическая канва храмоздательства в этой обители. За границы проблематики выводятся источники, в действительности не имеющие отношения к строительству и благоукрашению собора Рождества Богородицы. Опровергается по-прежнему распространенное в искусствоведческой литературе мнение о связи строительства и росписи соборного храма с ктиторством князей Старицких
В статье анализируются новые архивные источники, касающиеся биографии Алевиза Фрязина в контексте полемики об имени и происхождении мастера и в контексте его деятельности в России. В качестве приложения приводятся русские переводы этих источников, опубликованных итальянским историком Г. Сирони в 1993 г.
Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как Богородица представлена в движении, несущей Младенца, как в сцене «Сретение».
Стилистически это решение подчеркивает присущая памятнику экспрессия, выраженная через динамическую композицию, контрастную светотеневую живопись ликов, что прежде заставляло исследователей связывать памятник со школой Феофана Грека. Представленный в статье анализ художественных особенностей иконы-пядницы и приведенные аналогии позволяют отнести ее к произведениям московской традиции, отражающей этап палеологовского искусства 1410-1420-х гг.
Один из наименее изученных домонгольских русских памятников - храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н. С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой Христа и дополнительным платом на главе Марии, видимо, отразившем особое почитание влахернских реликвий Ризы и скуфьи в Новгороде. Манера исполнения живописи с широким применением олова для фона, полей, одежд не имеет аналогий, но вписывается в технологические особенности иконописи XIII в., когда этот металл стали широко применять, заменяя им серебро и золото.Художественный стиль иконы продолжает традиции позднекомниновского экспрессионизма и находит близкие параллели в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде (1199), как в образности ликов, так и манере исполнения, что подтверждает ее новгородское происхождение. Однако многие черты искусства мастера, в том числе иконографические приметы, свидетельствуют о создании произведения позже - в начале - первых десятилетиях XIII в., когда происходят существенные изменения в объемно-пространственном, колористическом и эмоциональном решении
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/