В статье анализируются новые архивные источники, касающиеся биографии Алевиза Фрязина в контексте полемики об имени и происхождении мастера и в контексте его деятельности в России. В качестве приложения приводятся русские переводы этих источников, опубликованных итальянским историком Г. Сирони в 1993 г.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 728.81. Укрепленные замки. Кремли
7.07. Занятия и виды деятельности в искусстве. Деятели искусства - eLIBRARY ID
- 54905278
В 1993 г. вышла статья итальянского историка Грациозо Сирони «Итальянский инженер в Москве, Кракове и Люблине: Луиджи Каркано» [Sironi, 1993], которая, к сожалению, по какой-то причине не попала в поле зрения отечественных исследователей. В ней опубликованы фрагменты новых архивных источников (их перевод с латинского на русский см. Приложения 1–4), касающихся биографии Алоизио да Карезано (Каркано), в России более известного как Алевиз Фрязин (Алевиз Старый). В своей статье, являющейся кратким комментарием к этим документам, обнаруженным им в Государственном архиве Милана, Г.Сирони уточняет ряд новых, очень важных фактов биографии Алевиза, но не рассматривает их ни в контексте полемики о происхождении мастера, ни в контексте его деятельности в России, куда он прибыл в 1494 г. с посольством Маниула Ангелова и Даниила Мамырева и где возглавил строительство в Московском Кремле после смерти Пьетро Антонио Солари. Анализ текстов именно в таком ключе является основной целью нашей статьи. Происхождение мастера и его деятельность в России— две основные проблемы, которые рассматриваются в публикациях, посвященных Алевизу.
В документах, давно известных исследователям,— в нотариальном акте от 2 декабря 1493 г. с согласием Алевиза отправиться в Россию3, а также в контракте о наймеБернардино да Боргоманеро от 6 декабря 1493 г. на русскую службу и знаменитом письме секретаря герцогской канцелярии при дворе Сфорца Гуальтеро Сервулло герцогу Лодовико Моро от 19 ноября 1496 г.4—приводятся две формы написания его фамилии: да Каркано и да Карезано. Это привело к спору о том, откуда он родом— из Каркано, расположенного к северу от Милана, недалеко от Комо, или из чуть более дальней от Милана Карезаны в регионе Пьемонт, расположенной к югу от города Новара. В отечественной историографии возобладала вторая версия, впервые озвученная Вирджинио Бусси и поддержанная Пьеро Каццолой, согласно которой Алевиза считают пьемонтцем [Cazzola, 1964; Idem, 1976. P.168; Подъяпольский, 1991; Выголов,1997. С.240; Словарь архитекторов и мастеров строительного дела. С.77; Баталов, 2016. С.230]. Мнения о том, что Алевиз был ломбардцем, придерживались А.Касси Ромелли и В.Н.Лазарев [Cassi Romelli, 1976. P.130; Лазарев, 1978. С.287].
Список литературы
-
Алешин П. А. Бернардино да Боргоманеро - Бернардино Родари? Попытка идентификации итальянского мастера, работавшего в Московском Кремле // Вестник сектора древнерусского искусства. 2022. № 2. С. 119-126. EDN: BPZQKL
-
Алешин П. А. Итальянский период творчества Пьетро Антонио Солари. Архитектура // Искусствознание. 2023. № 1. (В печати).
-
Баталов А. Л. Некоторые направления в теории и практике итальянского Ренессанса и их отражение в деятельности итальянских архитекторов в России в XVI веке // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 229-241. EDN: XDXRIF
-
Выголов В. П. К вопросу о постройках и личности Алевиза Фрязина // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуции [т. 18] / Отв. ред. Л. И. Лифшиц. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. С. 234-245.
-
Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство: Статьи и материалы. М.: Наука, 1978. 336 с. EDN: YUEUTP
-
Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV - начале XVI в. // Реставрация и архитектурная археология: Новые материалы и исследования. М.: ВНИИТАГ, 1991. С. 218-233.
-
Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России // ДРИ. Проблемы атрибуции. М.: Государственный институт искусствознания, 1993. С. 188-189.
-
Подъяпольский С. С. Историко-архитектурные исследования. Статьи и материалы. М.: Индрик, 2006. 320 с. EDN: QNLWTX
-
Подъяпольский С. С., Евдокимов Г. С., Рузаева Е. И., Яганов А. В., Яковлев Д. Е. Новые данные о Кремлевском дворце рубежа XV-XVI вв. // ДРИ. Русское искусство Позднего Средневековья: XVI век / Отв. ред. А. Л. Баталов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 51-98.
-
Словарь архитекторов и мастеров строительного дела Москвы XV - середины XVIII века. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 784 с.
-
Bialostocki J. The Art of the Renaissance in Eastern Europe: Hungary, Bohemia, Poland. Oxford: Phaidon Press, 1976. xxvi, 312 p.
-
Cassi Ramelli A. Il Cremlino di Mosca, esempio di architettura militare // Arte Lombarda, 1976, Nuova Serie, No. 44/45, Aristotele Fioravanti a Mosca 1475-1975: 1475-1975 (1976), pp. 130-138.
-
Cazzola P. Un artista piemontese alla corte di Ivan III // Bollettino della società piemontese di Belle Arti. Nuova serie, XVIII (1964), pp. 160-168.
-
Cazzola P. I "Mastri frjazy" a Mosca sullo scorcio del quindicesimo secolo (dalle Cronache russe e da documenti di Archivi italiani) // Arte Lombarda, 1976, Nuova Serie, No. 44/45, Aristotele Fioravanti a Mosca 1475-1975: 1475-1975 (1976), pp. 157-172.
-
Karpova Fasce E. Gli architetti italiani a Mosca nei secoli XV-XVI // Quaderni di Scienza della Conservazione. Bologna, vol. 4, 2004, pp. 157-181.
-
Rossi F. Il contributo degli architetti italiani alla nuova architettura russa (XV-XVI secolo): concezioni dell'antico, tradizione moscovita e stilemi rinascimentali // Mitteilungen des Kunsthistorischen Institutes in Florenz, 60. Bd., H. 1, Antichità, identità, umanesimo: nuovi studi sulla cultura antiquaria nel Mediterraneo in età rinascimentale (2018), pp. 201-220.
-
Sironi G. Un ingegnere italiano a Mosca, Cracovia e Lublino: Luigi Carcano // Giovanni Antonio Amadeo. Scultura e architettura del suo tempo / A cura di J. Shell, L. Castelfranchi, atti del convegno (Milano 1992). Milano, 1993, pp. 525-530.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева вышел в свет IV том академического каталога собрания «Монументальная живопись XII–XIX веков». Коллекция музея включает как копии произведений монументальной живописи, так и оригинальные фрагменты стенописей, поступившие из различных источников. Именно им посвящено данное издание, так как каталогизация копий составляет отдельную обширную задачу.
В Великом Новгороде 25–27 апреля 2023 г. прошла международная научная конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников», организованная Институтом археологии РАН, Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником и Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Программа конференции включала доклады, сгруппированные по нескольким разделам и демонстрирующие многообразие методов современной археологии— от самых передовых, связанных с новыми физико-химическими, геологическими и цифровыми технологиями, до традиционных, но не потерявших актуальности в области археологии, реставрации, искусствознания, эпиграфики.
5 декабря 2022 г. в Белом зале особняка на Пречистенке Российской академии художеств состоялось заседание Круглого стола «К 500‑летию основания Новодевичьего монастыря: проблемы комплексной реставрации и изучения ансамбля», организованное Отделением искусствознания и художественной критики РАХ. В заседании приняли участие археологи, реставраторы, архитекторы, искусствоведы, специалисты Государственного исторического музея и представители Новодевичьего монастыря, что показало актуальность и интерес представленной темы.
Выставка, открывшаяся под этим названием в здании Присутственных мест Новгородского кремля (НГОМЗ), посвящена истории почитания в Великом Новгороде чудотворного образа «Богоматерь Знамение». Ее устройство не было приурочено к каким-либо юбилейным торжествам, поскольку с момента первого и главного чуда, в связи с этой иконой упоминаемого в Новгородской летописи— победы новгородцев над суздальским войском Андрея Боголюбского,— прошло 854 года, а сама чтимая икона уже более тридцати лет, после возвращения Софийского собора Новгородской епархии, не покидает его стены как главная святыня.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, автор нашумевшего выставочного проекта 2015 г. «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», продолжает тему русской деревянной архитектуры в камерных временных экспозициях
30 марта— 4 июня 2023 г. в ЦМиАР проходила выставка «Эллинские мудрецы», куратором которой выступил автор настоящего обзора. Экспозиция разместилась в малом выставочном зале (зале одного памятника), хотя на выставке представлено четыре предмета.
Актуальный раздел «Хроники» посвящен реставрационной деятельности МНРХУ с мая 2022 г. по апрель 2023 г. В обозначенный период времени реставраторами организации велись работы как на ряде памятников, на протяжении нескольких сезонов находящихся в ведении МНРХУ, так и на нескольких новых объектах.
В Российском государственном архиве древних актов, в фонде Поместного приказа, хранится внушительная по своему объему рукопись 1580‑х гг., которая содержит ценнейшие сведения по церковным памятникам Псковской земли2. Эта рукопись, составленная комиссией писцов во главе с Г.И. Мещаниновым-Морозовым и И.В.Дровниным, представляет собой подробное описание Псковского уезда после завершения опустошительной Северной войны и осады Пскова
Статья посвящена анализу материалов реставрации, в результате которой сложился современный облик собора Спасо-Прилуцкого монастыря. В результате исследования авторы приходят к выводу, что в 1960-е гг. была реализована в натуре авторская гипотетическая реконструкция, исказившая облик уникального для Белозерья памятника 1530-1540-х гг. Представления о том, что в его объемно-пространственном построении было осуществлено сочетание традиционного для Белозерья завершения многорядными кокошниками со столичным пятиглавием, ошибочно. В действительности собор обладал композицией фасадов, характерной для соборного строительства начала XVI столетия. Уникальным являлось перекрытие этого храма коробовыми сводами со слитыми подпружными арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетиями арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетия
Статья посвящена анализу трех надгробных покровов XVII столетия из собрания Музеев Московского Кремля, связанных с убранством гробниц Рюриковичей - царей Иоанна Васильевича IV и его сыновей царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Иоанновича. В статье анализируются вышитые на каймы тексты, в том числе определен литературный источник текста на покрове царя Фёдора Иоанновича. Проведен анализ состава, иконографической программы, стилистических особенностей лицевых дробниц. Особое внимание уделено чеканной дробнице с образом святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Фёдора Иоанновича. Предполагаемая датировка дробницы - вторая половина XVI в.
В статье представлены новые данные по истории семи рукописей собрания Русского Археологического института в Константинополе, поступивших в 1931 г. в Библиотеку академии наук: РАИК 42, 51, 77, 113, 116, 125, 164. На основании греческих источников и идентификации библиотечной печати сделан вывод о принадлежности этих рукописей эфории школ г. Лариссы в 1872 г. и последующем приобретении представителями РАИК или их неизвестными посредниками.Кроме того, печати, обнаруженные в рукописях РАИК 51 и 113, служат ранее неизвестным свидетельством их бытования в Лариссе после уничтожения библиотеки монастыря Св. Троицы (Св. Дионисия) на горе Олимп.
Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово Каргопольского района Архангельской области. Сравнительный анализ показал, что разбойник был написан той же рукой, что и образы апостола Павла (частное собрание), апостола Петра и Спаса Вседержителя (ГМОХКРС) и мученика Лавра (Музей икон в Реклингхаузене, Германия) из деисусного чина волосовской церкви. Близкие аналогии манере исполнения этих икон обнаруживаются в памятниках третьей четверти XVI в., происходящих из церквей Вологды. Ансамбль волосовских икон можно датировать около 1576 г., приурочив его создание ко времени, когда, вероятно, вновь отстроенная церковь была освящена.
Образ св. Иоанна Предтечи в пустыне с дикими зверями появился в древнерусском искусстве во второй половине XVI в., в эпоху правления Ивана IV, когда особое почитание пророка в качестве патронального святого царя вызвало к жизни много новых изводов его иконографии. Возникновению данного сюжета на Руси предшествовала длительная традиция его бытования в изобразительном искусстве средневековой Европы. Сложившись в романском искусстве XIII в., образ Иоанна Предтечи со зверями был одним из знаковых сюжетов искусства Западной Европы, связанного с деятельностью нищенствующих монашеских орденов, особенно францисканцев и бенедектинцев, почитавших Иоанна Крестителя как основоположника аскетического монашества. Образ Предтечи со зверями был композиционно вариативен и мог нести различную смысловую нагрузку, в том числе благодаря развитой и многозначной символике персонажей бестиария. Это обусловило его популярность в европейском искусстве XIV-XVI вв. Появление данной иконографии на Руси стало плодом адаптации западноевропейского прототипа. Усвоение западной схемы укладывается в русло развития грозненского искусства послепожарного времени, на которое европейское искусство оказало значительное влияние, как стало известно благодаря исследованиям последних лет.
В работе - на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных - описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. Особенное внимание уделяется фигурам тезоименитых святых, становящихся личными небесными покровителями нарекаемого, и иконам, связанным с днем рождения того или иного лица.
Статья посвящена верификации сведений о строительстве в Возмицком монастыре в середине XVI в. На основании повторного прочтения источников выстраивается достоверная хронологическая канва храмоздательства в этой обители. За границы проблематики выводятся источники, в действительности не имеющие отношения к строительству и благоукрашению собора Рождества Богородицы. Опровергается по-прежнему распространенное в искусствоведческой литературе мнение о связи строительства и росписи соборного храма с ктиторством князей Старицких
Иконостас Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублёва и для которого была написана знаменитая «Троица», - один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы- пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице- Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, - царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы - попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.
Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как Богородица представлена в движении, несущей Младенца, как в сцене «Сретение».
Стилистически это решение подчеркивает присущая памятнику экспрессия, выраженная через динамическую композицию, контрастную светотеневую живопись ликов, что прежде заставляло исследователей связывать памятник со школой Феофана Грека. Представленный в статье анализ художественных особенностей иконы-пядницы и приведенные аналогии позволяют отнести ее к произведениям московской традиции, отражающей этап палеологовского искусства 1410-1420-х гг.
Один из наименее изученных домонгольских русских памятников - храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н. С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой Христа и дополнительным платом на главе Марии, видимо, отразившем особое почитание влахернских реликвий Ризы и скуфьи в Новгороде. Манера исполнения живописи с широким применением олова для фона, полей, одежд не имеет аналогий, но вписывается в технологические особенности иконописи XIII в., когда этот металл стали широко применять, заменяя им серебро и золото.Художественный стиль иконы продолжает традиции позднекомниновского экспрессионизма и находит близкие параллели в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде (1199), как в образности ликов, так и манере исполнения, что подтверждает ее новгородское происхождение. Однако многие черты искусства мастера, в том числе иконографические приметы, свидетельствуют о создании произведения позже - в начале - первых десятилетиях XIII в., когда происходят существенные изменения в объемно-пространственном, колористическом и эмоциональном решении
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/