Образ св. Иоанна Предтечи в пустыне с дикими зверями появился в древнерусском искусстве во второй половине XVI в., в эпоху правления Ивана IV, когда особое почитание пророка в качестве патронального святого царя вызвало к жизни много новых изводов его иконографии. Возникновению данного сюжета на Руси предшествовала длительная традиция его бытования в изобразительном искусстве средневековой Европы. Сложившись в романском искусстве XIII в., образ Иоанна Предтечи со зверями был одним из знаковых сюжетов искусства Западной Европы, связанного с деятельностью нищенствующих монашеских орденов, особенно францисканцев и бенедектинцев, почитавших Иоанна Крестителя как основоположника аскетического монашества. Образ Предтечи со зверями был композиционно вариативен и мог нести различную смысловую нагрузку, в том числе благодаря развитой и многозначной символике персонажей бестиария. Это обусловило его популярность в европейском искусстве XIV-XVI вв. Появление данной иконографии на Руси стало плодом адаптации западноевропейского прототипа. Усвоение западной схемы укладывается в русло развития грозненского искусства послепожарного времени, на которое европейское искусство оказало значительное влияние, как стало известно благодаря исследованиям последних лет.
Идентификаторы и классификаторы
- eLIBRARY ID
- 54905282
В правление Ивана Грозного сугубое почитание Иоанна Предтечи как царского святого покровителя привело к появлению целого ряда его новых образов в древнерусском церковном искусстве [Устинова, 2022/3]. Одной из любопытных иконографических инноваций познегрозненского времени стал образ Иоанна Крестителя в пустыне, населенной дикими зверями. Иконографии «Иоанна Предтечи в пустыне со зверями» были посвящены исследования И.А.Шалиной [Шалина, 2001; Иконы из частных собраний, 2004. Кат.52, С.83, 211; Музей русской иконы. Т.I. Кат.43, С.242–245] и А.С.Преображенского [Иконы Вологды, 2017. Кат.1. С.68–75], однако истоки генезиса данной композиции и его символическая составляющая не были полностью прослежены.
В частности, И.А.Шалина указала на время возникновения данного извода в грозненском искусстве и связала его происхождение с миниатюрами Лицевого сборника Чудова монастыря 1560–1570‑х гг., а А.С.Преображенский предположил существование основы указанного извода в позднеготическом искусстве [Иконы Вологды, 2017. C. 72], но эту тему не развивал. Настоящая статья посвящена проблеме сложения образа «Иоанн Предтеча в пустыне с дикими зверями» в искусстве средневековой Руси, а также некоторым вопросам герменевтики данного сюжета.
Список литературы
-
Адашинская А. А., Виноградова Е. А. Новооткрытые фрески капеллы возле монастыря Сумела в Понте: датировка, иконография и стиль // Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве. Тез. докл. М.: Гос. ин-т искусствознания, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, 2021. С. 44-48.
-
Антонов Д. И. “Хвалите Господа с Небес”, или несколько наблюдений о визуальном бестиарии русской иконографии // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2017. №10-2 (31). С. 248-257. EDN: YMOWUF
-
Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. М.: Искусство, 1963. 394 с., 570 с.
-
Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. М.-Л.: Советский художник, 1967. 392 с.
-
Баталов А. Л. Европейские архитекторы и военные специалисты на службе Ивана IV в свете письменных источников: еще раз об истории Ганса Шлитте // ФГУ “Государственный историко-культурный музей-заповедник “Московский Кремль”. Материалы и исследования. Вып. XXII. М., 2014. С. 8-32. EDN: YHJDHJ
-
Баталов А. Л. Ренессансная орнаментация в архитектуре эпохи Ивана Грозного // Московский Кремль XVI столетия. Древние святыни и исторические памятники. М.: Буксмарт, 2015. С. 219-236.
-
Баталов А. Л. Собор Покрова Богородицы на Рву. История и иконография архитектуры. М.: Лингва-Ф, 2016. 458 с. EDN: QATINB
-
Белова О. В. Славянский бестиарий. Словарь названий и символики. М.: Индрик, 2000. 318 с.
-
Буланина Т. В. Луцидариус // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 72-76.
-
Ванеян С. С. Пустыня и руины - ландшафты гнева и следы неверия (пейзаж и писание) // Российский журнал истории Церкви. 2020. №1(4). С. 22-54. EDN: YNSZJE
-
Георгиевский Г. П. Русская миниатюра XVI в. // Древнерусская миниатюра. Сто листов миниатюр с описаниями и статьями М. Владимирова и Г. П. Георгиевского. М.: Академия, 1933. 115 с.
-
Егорова К. С. Три картины Босха на тему "мыслитель и природа" // Советское искусствознание. 1983. № 2. С. 96-103.
-
Зюзева С. Г. Западноевропейские влияния в русском ювелирном искусстве XVI века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 291-298. EDN: XDXRJT
-
Зюзева С. Г. Стилистические и технологические новации в художественном оформлении иконных окладов как отражение международных связей русской культуры XVI века // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология. Искусствоведение". 2017. №3 (9). С. 106-118. EDN: PNHILF
-
Зюзева С. Г. Происхождение "черневой гравюры" в русском ювелирном искусстве XVI века // Вестник сектора древнерусского искусства. 2020. № 1. С. 114-125. EDN: VSTNOR
-
Иванов М. С., Квливидзе Н. В. Агнец Божий // Православная Энциклопедия. Т. 1. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. С. 256-257.
-
Иконы Вологды конца XVI-XVII века. Вологда: "Древности Севера", М.: "Северный Паломник", 2017. 775 с.
-
Иконы из частных собраний: Русская иконопись XIV - начала XX века: Каталог выставки. М.: Тетру, 2004. 248 с.
-
Каган М. Д. Слова о добрых и злых женах // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л.: Наука, 1989. Вып. 2. Ч. 2. С. 399-400.
-
Квливидзе Н.В. Западноевропейские источники иконографии "Четырехчастной" иконы из Благовещенского собора // Лазаревские чтения. Искусство Византии, Древней Руси, Западной Европы. М.: Изд-во МГУ, 2008. С. 175-190.
-
Кочетков, Георгий (священник). Жизнь и деятельность Франциска Ассизского (1182-1226 гг.) в оценке русской православной мысли // Православная община. 1997. № 38. С. 76-77.
-
Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. Двусторонние таблетки из собора Св. Софии в Новгороде. М.: Искусство, 1977. 168 с.
-
Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000. 538 с. EDN: XUUFJZ
-
Лихачева О. П. Лев - лютый зверь // Труды отдела древнерусской литературы института русской литературы Российской академии наук. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993 С. 129-137.
-
Лицевой сборник Чудова монастыря. Научный аппарат / И. В. Левочкин, М. С. Крутова, М. Л. Иванов. Изд. 3-е, испр., доп. М.: Актеон, 2015. 280 с.
-
Лурье Я. С. А. М. Ремизов и древнерусский "Стефанит и Ихнилат" // Русская литература. 1966. № 4. С. 176-179.
-
Лурье Я. С. Два миниатюриста XV в.: (К проблеме так называемого художественного мышления Древней Руси) // Культурное наследие Древней Руси: Истоки; Становление; Традиции. М.: Наука, 1976. С. 105-111.
-
Майер П. В. Западноевропейский источник и семантика иконографического типа "Великий Архиерей с Распятием и Эммануилом": к вопросу о тройных изображениях Христа // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 267-278. EDN: XDXRJJ
-
Маркелов Г. В. Книга иконных образцов. В 2 т. Т. I. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. 552 с.
-
Маясова Н. А. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 34, [6] с., 56 л.
-
Музей русской иконы. Каталог собрания. Том I. Памятники античного, раннехристианского, византийского и древнерусского искусства III-XVII веков / Под ред. И. А. Шалиной и др. М.: Музей русской иконы, 2010. 503 с.
-
Неволин Ю. А. Три лицевые рукописи XVI в., оформленные кремлевским мастером - знатоком и интерпретатором западноевропейской гравюры // Конференция по истории средневековой письменности и книги. К 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Тезисы докладов. 25-27 октября 1977 г. Ереван, 1977. С. 67-68.
-
Неволин Ю.А. Влияние идеи "Москва-Третий Рим" на традиции древнерусского изобразительного искусства // Искусство христианского мира. Вып. I. М.: ПСТГУ, 1996. С. 71-84.
-
Неволин Ю. А. Новое о кремлевских художниках-миниатюристах XVI в. и составе библиотеки Ивана Грозного // Советские архивы. 1982. № 1. С. 68-70.
-
Неволин Ю. А. Откуда "приплыли" корабли в миниатюрах рукописей скриптория митрополита Макария // Макариевские чтения. Соборы русской Церкви. Материалы IX Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария. Вып. 10. Можайск: Можайск-Терра, 2003. С. 216-225.
-
Пастуро М. Символическая история европейского средневековья. М.: Александрия, 2012. 448 с. EDN: QPVTAN
-
Пожидаева А. Образ и житие св. Франциска Ассизского в живописи проторенессанса // История мировой культуры: Традиции, инновации, контакты. М.: Изд-во МГУ, 1990. С. 102-116.
-
Преображенский А. С. Западные мотивы и формы в поствизантийской живописи Московии. Предварительные размышления // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 252-266. EDN: XDXRIZ
-
Прохоров Г. М. Шестодневы // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. I. Л., 1987. С. 479.
-
Пуцко В.Г. "Четырехчастная" икона Благовещенского собора и "латинские мудрования" в русской живописи XVI века // Благовещенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. М.: Гос. историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", 1999. С. 218-235.
-
Смирнова Э. С. Контакты и противостояние русской и западноевропейской художественной культуры в XVI столетии. Некоторые наблюдения // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. СПб.: НП-Принт, 2016. С. 242-251. EDN: XDXRIP
-
Соболева Н. А. О датировке большой государственной печати Ивана IV // Россия на путях централизации. Сб. статей. М.: Наука, 1982. С. 179-186.
-
Соболева Н. А. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М.: Языки славянских культур; Знак, 2006. 487 с. EDN: SXQURZ
-
Сорокина О. С. Изображения животных в иллюстрациях хвалитных псалмов в русском искусстве XVI века // Искусство христианского мира: вопросы теории и практики. Сборник тезисов межвузовской студенческой конференции ПСТГУ. М., 2019. С. 9-11.
-
Старостин Б. А. Биологические знания // Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1978. С. 82-97.
-
Сукина Л.Б. Троицкий собор Данилова монастыря в Переславле-Залесском (Памятники художественной культуры Древней Руси). М.: Северный Паломник, 2002. 72 с.
-
Тихонравов Н. С. Луцидариус // Сочинения Н. С. Тихонравова. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1898. Т. I. Древняя русская литература. С. 300-307.
-
Усков Н. Ф. Agnus Dei // Православная энциклопедия. Т. 1. М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. С. 263-264.
-
Успенские М. И. и В. И. Образцы древнерусской иконописи: Переводы из собрания М.В. Тюлина. СПб.: С.-Петербургский Археологический Институт, 1899. 96 с.
-
Устинова Ю. В. "Се Агнец Божий, вземляй грехи мира..".: К вопросу о генезисе одного иконографического извода святого Иоанна Предтечи в древнерусском искусстве // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Т. XVII: Сборник научных статей. М.: Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. А. Рублева, 2020. С. 26-41.
-
Устинова Ю. В. Сошествие во ад Иоанна Предтечи - новый сюжет в древнерусском искусстве грозненского времени: к проблеме генезиса иконографии // Искусство Христианского Мира. М.: ПСТГУ, 2021. С. 195-206.
-
Устинова 2022/1 - Устинова Ю. В. "Встреча Марии и Елисаветы" в миниатюрах сборника Чудова монастыря 1560-х годов: к проблеме интерпретации авторского замысла "Слова на Зачатие Иоанна Предтечи" // Вестник сектора древнерусского искусства. 2022. № 1. С. 104-121. EDN: KUFQAB
-
Устинова 2022/2 -Устинова Ю. В. "Обрезание Иоанна Предтечи" в миниатюрах "Слова на Зачатие" лицевого сборника Чудова монастыря 1560-х годов: к проблеме миграции образов // Новое искусствознание. 2022. № 3. С. 82-93. EDN: GYGXBP
-
Устинова 2022/3 - Устинова Ю. В. Царский Ангел. Новые сюжеты в иконографии св. Иоанна Предтечи эпохи Ивана Грозного // Искусствознание. 2022. № 2. С. 150-185. EDN: BEIRLQ
-
Царевская Т.Ю. Фрески церкви Благовещения на Мячине "в Аркажах". Новгород: Дмитрий Буланин. 1999. 196 с.
-
Шалина И. А. Икона "Иоанн Предтеча в пустыне" из собрания А. Д. Липницкого и нижегородская иконопись XVII века // Памятники христианской культуры Нижегородского края: Материалы научной конференции 29-30 марта 2001 года. Нижний Новгород: Комитет по делам архивов Администрации Губернатора Нижегородской области, 2001. С. 48-58.
-
Этингоф О.А. Византийские иконы VI - первой половины XIII вв. в России. М.: Индрик, 2005.766 с.
-
Biblioteca Scelta di Opere Italiane, Antiche e Moderne CCXLIV. Volgarizzamento delle Vite de' Santi Padri. Ed. D.M. Manni and A. Chesari, 6 vols. Vol. 4-6: Vite de alcuni santi scritte nel buon seccolo della lingva toscana. Milano: Silvestri, 1829.
-
Carli E. Siena Cathedral and the Cathedral Museum. Firenze: Scala, 2010. 96 p.
-
Chatzidakis M. Une icône avec les trois inventions de la tête du Prodrome à Lavrа // Cahiers archéologiques.1988. 36. Pp. 85-95.
-
Harrison J. C. The Chrysler Museum, Handbook of the European and American Collections, Selected Paintings, Sculpture, and Drawings. Norfolk: Chrysler Museum, 1991. 216 р.
-
Icônes russes: Galerie Tretiakov, Musée national d'art russe, Moscou: Fondation Pierre Gianadda, Martigny, Suisse, 18 novembre 1997 au 18 janvier 1998 [exposition]. Martigny, (Suisse): Fondation Pierre Gianadda, 1997. 200 p.
-
Lavin Marilyn Aronberg. Giovannino Battista: a Study in Renaissance Religious Symbolism & Supplement // The Art Bulletin. 1955. Vol. 37 (2). Рp. 85-101.
-
Lurie, Ann Tzeutschler. A Newly Discovered Eyckian St. John the Baptist in a Landscape // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Vol. 68, no. 4. 1981. Pp. 87-109.
-
Luxford, Julian M. Out of the Wilderness: A Fourteenth-Century English Drawing of John the Baptist // Gesta, 2010. Vol. 49, No. 2. Pp. 137-150.
-
Meiss M. French Painting in the time of Jean de Berry, The late fourteenth century and the patronage of the duke. Londres-New York: Phaidon, 1964. 453 р.
-
Ousterhout R. The Art of the Kariye Camii. London: Scala Publishers, 2002. 128 p.
-
Preisinger R. Lignum vitae. Zum Verhältnis materieller Bilder und mentaler Bildpraxis im Mittelalter. Paderborn: Wilhelm Fink, 2014. 304 p.
-
Sotiriou G., Sotiriou M. Icones du Mont Sinai. Athénes: Institut français d'Athènes, 1956-1958. Vol. 1-2. 500 p.
-
Stökl G. Testament und Siegel Ivans IV. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1972. 87 p.
-
Vogeler H. Szenen aus dem Leben des hl. Franziskus aus Assisi. Ein Wandbild in St. Katharinen zu Lübeck // Zeitschrift des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. 1990. Band 70. Pp. 129-151.
-
Weitzmann K. Thirteenth Century Crusader Icons on Mount Sinai // The Art Bulletin. 1963. Vol. 45. No. 3. Pp. 179-203.
-
Κατσιωτη Α. Οι Σκηνεσ τησ Ζωησ και ο εικονογραφικοσ κυκλοσ του Αγιου Ιωαννη Προδρομου στη Βυζαντινη Τεχνη. Αθηνα, 1998. 347 p.
-
Τανουλας Τ. "Θηβαΐς" Αυτή η πλευρά του παραδείσου // Δελτίον της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρείας. 1999. № 20. Pp. 317-334.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева вышел в свет IV том академического каталога собрания «Монументальная живопись XII–XIX веков». Коллекция музея включает как копии произведений монументальной живописи, так и оригинальные фрагменты стенописей, поступившие из различных источников. Именно им посвящено данное издание, так как каталогизация копий составляет отдельную обширную задачу.
В Великом Новгороде 25–27 апреля 2023 г. прошла международная научная конференция «Архитектурная археология: материальный мир древних памятников», организованная Институтом археологии РАН, Новгородским государственным объединенным музеем-заповедником и Государственным Владимиро-Суздальским историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Программа конференции включала доклады, сгруппированные по нескольким разделам и демонстрирующие многообразие методов современной археологии— от самых передовых, связанных с новыми физико-химическими, геологическими и цифровыми технологиями, до традиционных, но не потерявших актуальности в области археологии, реставрации, искусствознания, эпиграфики.
5 декабря 2022 г. в Белом зале особняка на Пречистенке Российской академии художеств состоялось заседание Круглого стола «К 500‑летию основания Новодевичьего монастыря: проблемы комплексной реставрации и изучения ансамбля», организованное Отделением искусствознания и художественной критики РАХ. В заседании приняли участие археологи, реставраторы, архитекторы, искусствоведы, специалисты Государственного исторического музея и представители Новодевичьего монастыря, что показало актуальность и интерес представленной темы.
Выставка, открывшаяся под этим названием в здании Присутственных мест Новгородского кремля (НГОМЗ), посвящена истории почитания в Великом Новгороде чудотворного образа «Богоматерь Знамение». Ее устройство не было приурочено к каким-либо юбилейным торжествам, поскольку с момента первого и главного чуда, в связи с этой иконой упоминаемого в Новгородской летописи— победы новгородцев над суздальским войском Андрея Боголюбского,— прошло 854 года, а сама чтимая икона уже более тридцати лет, после возвращения Софийского собора Новгородской епархии, не покидает его стены как главная святыня.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева, автор нашумевшего выставочного проекта 2015 г. «Русское деревянное. Взгляд из XXI века», продолжает тему русской деревянной архитектуры в камерных временных экспозициях
30 марта— 4 июня 2023 г. в ЦМиАР проходила выставка «Эллинские мудрецы», куратором которой выступил автор настоящего обзора. Экспозиция разместилась в малом выставочном зале (зале одного памятника), хотя на выставке представлено четыре предмета.
Актуальный раздел «Хроники» посвящен реставрационной деятельности МНРХУ с мая 2022 г. по апрель 2023 г. В обозначенный период времени реставраторами организации велись работы как на ряде памятников, на протяжении нескольких сезонов находящихся в ведении МНРХУ, так и на нескольких новых объектах.
В Российском государственном архиве древних актов, в фонде Поместного приказа, хранится внушительная по своему объему рукопись 1580‑х гг., которая содержит ценнейшие сведения по церковным памятникам Псковской земли2. Эта рукопись, составленная комиссией писцов во главе с Г.И. Мещаниновым-Морозовым и И.В.Дровниным, представляет собой подробное описание Псковского уезда после завершения опустошительной Северной войны и осады Пскова
Статья посвящена анализу материалов реставрации, в результате которой сложился современный облик собора Спасо-Прилуцкого монастыря. В результате исследования авторы приходят к выводу, что в 1960-е гг. была реализована в натуре авторская гипотетическая реконструкция, исказившая облик уникального для Белозерья памятника 1530-1540-х гг. Представления о том, что в его объемно-пространственном построении было осуществлено сочетание традиционного для Белозерья завершения многорядными кокошниками со столичным пятиглавием, ошибочно. В действительности собор обладал композицией фасадов, характерной для соборного строительства начала XVI столетия. Уникальным являлось перекрытие этого храма коробовыми сводами со слитыми подпружными арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетиями арками, что не характерно для соборных храмов первой половины XVI столетия
Статья посвящена анализу трех надгробных покровов XVII столетия из собрания Музеев Московского Кремля, связанных с убранством гробниц Рюриковичей - царей Иоанна Васильевича IV и его сыновей царевича Ивана Ивановича и царя Фёдора Иоанновича. В статье анализируются вышитые на каймы тексты, в том числе определен литературный источник текста на покрове царя Фёдора Иоанновича. Проведен анализ состава, иконографической программы, стилистических особенностей лицевых дробниц. Особое внимание уделено чеканной дробнице с образом святого великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Фёдора Иоанновича. Предполагаемая датировка дробницы - вторая половина XVI в.
В статье представлены новые данные по истории семи рукописей собрания Русского Археологического института в Константинополе, поступивших в 1931 г. в Библиотеку академии наук: РАИК 42, 51, 77, 113, 116, 125, 164. На основании греческих источников и идентификации библиотечной печати сделан вывод о принадлежности этих рукописей эфории школ г. Лариссы в 1872 г. и последующем приобретении представителями РАИК или их неизвестными посредниками.Кроме того, печати, обнаруженные в рукописях РАИК 51 и 113, служат ранее неизвестным свидетельством их бытования в Лариссе после уничтожения библиотеки монастыря Св. Троицы (Св. Дионисия) на горе Олимп.
Образ Благоразумного разбойника, поступивший в собрание Музея русской иконы в 2019 г., судя по следам бытования, выполнял функцию двери в жертвенник. Стилистические признаки позволяют соотнести его с группой икон последней трети XVI в., происходящей из церкви Святителя Николая в Волосово Каргопольского района Архангельской области. Сравнительный анализ показал, что разбойник был написан той же рукой, что и образы апостола Павла (частное собрание), апостола Петра и Спаса Вседержителя (ГМОХКРС) и мученика Лавра (Музей икон в Реклингхаузене, Германия) из деисусного чина волосовской церкви. Близкие аналогии манере исполнения этих икон обнаруживаются в памятниках третьей четверти XVI в., происходящих из церквей Вологды. Ансамбль волосовских икон можно датировать около 1576 г., приурочив его создание ко времени, когда, вероятно, вновь отстроенная церковь была освящена.
В работе - на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных - описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и того же человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. Особенное внимание уделяется фигурам тезоименитых святых, становящихся личными небесными покровителями нарекаемого, и иконам, связанным с днем рождения того или иного лица.
Статья посвящена верификации сведений о строительстве в Возмицком монастыре в середине XVI в. На основании повторного прочтения источников выстраивается достоверная хронологическая канва храмоздательства в этой обители. За границы проблематики выводятся источники, в действительности не имеющие отношения к строительству и благоукрашению собора Рождества Богородицы. Опровергается по-прежнему распространенное в искусствоведческой литературе мнение о связи строительства и росписи соборного храма с ктиторством князей Старицких
В статье анализируются новые архивные источники, касающиеся биографии Алевиза Фрязина в контексте полемики об имени и происхождении мастера и в контексте его деятельности в России. В качестве приложения приводятся русские переводы этих источников, опубликованных итальянским историком Г. Сирони в 1993 г.
Иконостас Троицкого собора Троице- Сергиевой лавры, в котором сохранились иконы Андрея Рублёва и для которого была написана знаменитая «Троица», - один из самых известных и в то же время мало изученных живописных комплексов средневековой Руси. Главное внимание всегда уделялось иконам трех средних ярусов. Местный ряд и находившиеся в нем иконы- пядницы, известные по монастырским описям, привлекали внимание в несравненно меньшей степени. Храмовые образы, написанные непосредственно для иконостаса и составлявшие его основу, с течением времени дополнялись другими иконами, поступавшими в монастырь. Согласно Описи Троице- Сергиева монастыря 1641 г., в местном ряду иконостаса находились келейные иконы преподобного Сергия Радонежского. Справа, возле его раки, - царские вклады и моленные иконы. Напротив восточного столба были расположены иконы с изображением патрональных святых царской семьи. Цель работы - попытка реконструкции и идентификации икон местного чина иконостаса Троицкого собора в соответствии с Описью 1641 г.
Икона-пядница «Богоматерь Умиление» (СПГИХМЗ) упоминается в научной литературе как список с «Богоматери Донской». Однако от иконографии этого образа ее отличает ряд особенностей, которые существенно изменяют основную идею произведения. В данном изводе подчеркнута страстная тематика, так как Богородица представлена в движении, несущей Младенца, как в сцене «Сретение».
Стилистически это решение подчеркивает присущая памятнику экспрессия, выраженная через динамическую композицию, контрастную светотеневую живопись ликов, что прежде заставляло исследователей связывать памятник со школой Феофана Грека. Представленный в статье анализ художественных особенностей иконы-пядницы и приведенные аналогии позволяют отнести ее к произведениям московской традиции, отражающей этап палеологовского искусства 1410-1420-х гг.
Один из наименее изученных домонгольских русских памятников - храмовый образ Богоматери Умиления, поступивший в Русский музей из собрания Н. С. Большакова, утратил сведения о происхождении и по преданию был привезен из Старой Руссы. Иконография отличается редким изводом с высоко поднятой фигурой Христа и дополнительным платом на главе Марии, видимо, отразившем особое почитание влахернских реликвий Ризы и скуфьи в Новгороде. Манера исполнения живописи с широким применением олова для фона, полей, одежд не имеет аналогий, но вписывается в технологические особенности иконописи XIII в., когда этот металл стали широко применять, заменяя им серебро и золото.Художественный стиль иконы продолжает традиции позднекомниновского экспрессионизма и находит близкие параллели в росписи церкви Спаса Преображения на Нередице в Новгороде (1199), как в образности ликов, так и манере исполнения, что подтверждает ее новгородское происхождение. Однако многие черты искусства мастера, в том числе иконографические приметы, свидетельствуют о создании произведения позже - в начале - первых десятилетиях XIII в., когда происходят существенные изменения в объемно-пространственном, колористическом и эмоциональном решении
Издательство
- Издательство
- ГИИ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- Юр. адрес
- 125375, г Москва, Тверской р-н, Козицкий пер, д 5
- ФИО
- Сиповская Наталия Владимировна (Директор)
- E-mail адрес
- institut@sias.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6940371
- Сайт
- https://sias.ru/