ISSN 2304-022X · EISSN 2618-9941
Язык: ru

Статья: Эвристическое vs формализованное ценообразование на потребительских рынках: роль факторов восприятия цен (2025)

Читать онлайн

В управлении ценообразованием доминирует подход, основанный на классической парадигме обратной зависимости спроса от цены, что приводит к увлечению ценовым стимулированием продаж и дисконтно-бонусными программами. Однако фактические результаты ритейла заставляют усомниться в абсолютной справедливости этого правила и безусловной эффективности соответствующих действий. Предполагаемая причина кроется в иррациональном восприятии цен покупателями, что, вероятно, требует введения эвристических поправок в управление ценами для увеличения прибыли ритейла. Цель исследования заключается в обосновании необходимости сочетания в российском ритейле при управлении ценообразованием двух методических подходов: формализованного и эвристического, посредством моделирования ситуаций потребительского выбора розничной покупки и анализа определяющих его факторов. Методологической базой послужили концептуальные положения экономической теории, а также теории поведенческого анализа. В работе использовались такие научные методы, как глубинные интервью со специалистами по управлению и экспертная оценка сценарных кейсов, а также контекстный и нарративный анализы. Информационную базу исследования составили современные научные публикации и практические данные, полученные в ходе проведения 110 глубинных интервью во втором полугодии 2023 г. и первом квартале 2024 г. Полученные результаты показали, что при управлении ценами в ритейле следует учитывать эффекты, обусловленные плюралистическим характером иррационального ценового восприятия и спонтанной реакцией покупателей на цены. Итоговые выводы авторов исследования могут помочь российским ритейлерам в прогнозировании ценовых реакций покупателей и назначении эффективных цен, будут полезны в преподавании управленческих дисциплин, а также, возможно, окажутся востребованными в процессе интеграции неоклассической и поведенческой моделей в контексте управления розничным ценообразованием.

Ключевые фразы: ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА, психология ценообразования, плюрализм восприятия цен, иррациональная реакция на цену, управление ценообразованием, цена в комплексе маркетинга, розничное ценообразование
Автор (ы): Герасименко Валентина Васильевна
Соавтор (ы): Симонов Кирилл Вячеславович
Журнал: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ

Идентификаторы и классификаторы

УДК
338.51. Ценообразующие факторы. Экономические основы определения цен. Виды цен
Для цитирования:
ГЕРАСИМЕНКО В. В., СИМОНОВ К. В. ЭВРИСТИЧЕСКОЕ VS ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РЫНКАХ: РОЛЬ ФАКТОРОВ ВОСПРИЯТИЯ ЦЕН // УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАУКИ. 2025. ТОМ 15, № 1
Текстовый фрагмент статьи