Стремительное развитие цифровых технологий создает предпосылки для внесения изменений в действующее правовое регулирование возникающих отношений. Все большую популярность приобретает использование искусственного интеллекта (далее — ИИ) для решения задач в самых различных областях деятельности и больше всего в сфере цифровых технологий, так как ИИ сам по себе представляет компьютерную программу. Однако до настоящего времени не определено на законодательном уровне ни само понятие “искусственный интеллект”, ни порядок его применения. Среди основных задач стоит совершенствование порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием ИИ и/или непосредственно ИИ. В работе проанализированы позиции исследователей по этому вопросу, имеющиеся на сегодняшний день нормативные источники и предпринята попытка выявить особенности правового режима результатов интеллектуальной деятельности, полученных с применением ИИ. В ходе исследования рассмотрены различные подходы к юридическому статусу результатов интеллектуальной деятельности, как созданных непосредственно ИИ, так и человеком с применением технологий ИИ, описанные в правовой литературе, а также отраженные в отечественном законодательстве и нормативно-правовых актах зарубежных стран, которые предлагается применять. Сформулированы предложения относительно правового режима таких результатов с учетом изученных позиций правоведов и имеющихся стратегических документов.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.61525/S231243500032455-8
В Национальной стратегии развития ИИ (далее — Национальная стратегия) содержится следующее определение: ИИ — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые с результатами интеллектуальной деятельности человека или превосходящие их. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений [3].
Список литературы
1. URL: https://issek.hse.ru/news/508603874.html
2. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129‑р “Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.08.2020.
3. Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 “О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, (http://www.pravo.gov.ru,) 11.10.2019.
4. ГОСТ Р 43.0.5-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Информационное обеспечение техники и операторской деятельности. Процессы информационно-обменные в технической деятельности. Общие положения. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200079262
5. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Искусственный_интеллект
6. Антонов А.А. Искусственный интеллект: вопросы правосубъектности // Юрист. 2023. № 9. С. 23–28.
7. The European Union Artificial Intelligence Act. URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/TA‑9-2024-0138-FNL-COR01_EN.pdf
8. URL: https://www.ontology-of-designing.ru/article/2024_1 (51)/Ontology_Of_Designing_2024_1_опт‑145-156_Round_table_”What_will_the_next_generation_of_AI_be_like”.pdf
9. Искусственный интеллект написал картину, и ее продали на аукционе. URL: https://style.rbc.ru/impressions/5bd2de049a7947fd4d2ec2ce
10. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Théâtre_D%27opéra_Spatial
11. История студента, который написал диплом с помощью нейросети. Реакция общества. URL: https://synergytimes.ru/be-aware/istoriya-studenta-kotoryy-napisal-diplom-s-pomoshchyu-neyroseti-reaktsiya-obshchestva
12. Добробаба М.Б. Искусственный интеллект: объект или субъект права? // Новеллы Конституции Российской Федерации и задачи юридической науки: материалы конференций в рамках X Московской юридической недели: в 5 ч. М., 2021. С. 303.
13. URL: https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlethttps://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlethttps://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlethttps://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet (https://www1.fips.ru/registers-doc-view/fips_servlet)
14. “Сбер” зарегистрировал компьютерную программу, созданную ИИ. URL: https://habr.com/ru/news/569250/
15. Витко В. Анализ научных представлений об авторе и правах на результаты деятельности искусственного интеллекта // ИС. Авторское право и смежные права. 2019. № 2. С. 5–20; № 3. С. 5–22.
16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 “О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” // Российская газета. 2019. № 96. 6 мая.
17. URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/4d7f0305-69af‑44fe‑8841‑a59e84aa7deb/ca413425-2897-4e84-9763-19828971dcb6/A40-200471-2023_20240408_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True
18. Шиткина И.С., Бирюков Д.О. Искусственный интеллект: правовые аспекты // Право и экономика. 2023. № 11. С. 5–14; № 12. С. 5–15.
19. Корнеев В.А. Программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав. М.: Статут, 2010. 165 с.
20. Шевелев И.В., Никифорова Т.С. Кому принадлежат права на программу ЭВМ // Закон. 2023. № 5. С. 64–73.
21. URL: https://www.uspto.gov/sites/default/files/documents/16524350_22apr2020.pdf
22. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М.: Статут, 2003. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie45426.html (дата обращения: 21.02.2024).
23. Харитонова Ю.С. Правовой режим результатов деятельности искусственного интеллекта // Современные информационные технологии и право: монография / Московский госуниверситет им. М.В. Ломоносова, Юридический факультет / отв. ред. Е.Б. Лаутс. М.: Статут, 2019. С. 68–83.
24. Чаннов С.Е. Робот (система искусственного интеллекта) как субъект (квазисубъект) права // Актуальные проблемы российского права. 2022. № 12. С. 94–109.
25. Синельникова В.Н. Правовой режим результатов интеллектуальной деятельности, созданных саморазвивающимися программами // Вестник Российской государственной академии интеллектуальной собственности и Российского авторского общества. 2017. № 4. С. 17–27.
26. Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129‑р “Об утверждении Концепции развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года” // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 26.08.2020.
27. Паспорт федерального проекта “Нормативное регулирование цифровой среды” (утв. Минэкономразвития России) в редакции Письма Минэкономразвития России от 14.08.2020 № 26355-ВФ/Д31 «О новой редакции паспорта федерального проекта “Нормативное регулирование цифровой среды” национальной программы “Цифровая экономика Российской Федерации». URL: https://economy.gov.ru, (https://economy.gov.ru,) 29.08.2022.
28. Preparing for the Future of Artificial Intelligence. URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/whitehouse_files/microsites/ostp/NSTC/preparing_for_the_future_of_ai.pdf
29. Указ о безопасном, надежном и доверительном развитии и использовании искусственного интеллекта от 30.10.2023 (утвержден Указом № 14110 46‑го Президента США 30.10.2023). URL: https://www.presidency.ucsb.edu/documents/executive-order‑14110‑safesecure-and-trustworthy-development-and-use-artificial
30. The inventorship guidance for AI-assisted inventions is effective on February 13, 2024. URL: https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045 (https://www.federalregister.gov/documents/2024/02/13/2024-02623/inventorship-guidance-for-ai-assisted-inventions#citation‑7‑p10045)
31. План развития искусственного интеллекта нового поколения. URL: https://digichina.stanford.edu/work/full-translation-chinas-new-generation-artificial-intelligence-development-plan‑2017/
32. Computer Love: Beijing Court Finds AI-Generated Image is Copyrightable in Split with United States. URL: https://natlawreview.com/article/computer-love-beijingcourt-finds-ai-generated-image-copyrightable-split-united
33. Beijing Internet Court rules that AI-generated content is eligible for copyright protection. URL: https://www.iammedia.com/article/beijing-internet-court-rules-ai-generated-content-eligible-copyright-protection
34. Internet Information Service Algorithmic Recommendation Management Provisions. URL: https://digichina.stanford.edu/work/translation-internet-information-service-algorithmic-recommendation-management-provisions-effective-march‑1-2022/
35. Provisions on the Administration of Deep Synthesis Internet Information Services. URL: https://www.chinalawtranslate.com/en/deep-synthesis/
Выпуск
Другие статьи выпуска
Страхование — важный институт современной экономики, обеспечивающий важнейшую потребность минимизации рисков путем их распределения между многими лицами. Даже этимология слова “insurance” (от лат. securus — свободный от забот) восходит к слову “уверенность”. Этот институт имеет долгую историю существования, в рамках исторических источников права первые примеры страхования можно обнаружить в Древнем Риме, в нашей стране первые правовые источники страхования появляются в XI в. Несмотря на архаичность правовых форм, существование таких источников явно иллюстрирует, что потребность в том, чтобы смягчить негативные последствия рисков, существует давно. Безусловно, как и любой другой институт, он претерпевал изменения, именно поэтому важно отследить историю его формирования и выделить соответствующие стадии, рассмотреть процесс формирования страхового права в России и за границей, провести параллели и выделить общие аспекты его развития.
В данной статье рассматриваются понятие специальных экономических зон и их источники правового регулирования в Российской Федерации, а также приводится краткий анализ мировой практики создания специальных экономических зон. Актуальность темы связана с тем, что в наcтоящее время, особенно в текущих геополитических условиях, для обеспечения устойчивого положения России на мировой экономической арене требуется пересмотреть подходы и методы обеспечения стабильного экономического развития. Создание специальных экономических зон как драйвера внутреннего экономического роста и элемента международной экономической интеграции аккумулирует в себе целый комплекс целей научно-технического и социально-экономического блока. Такие зоны включают технологические, промышленные, туристические и портовые зоны, в которых компаниям предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также выгодные условия аренды и приобретения земли. Цель статьи — изучение специальных экономических зон, которые играют важную роль в стимулировании развития различных регионов России. Для достижения цели решаются задачи, связанные с определением понятия специальных экономических зон и их видов, а также с выявлением источников правового регулирования. При использовании в статье таких методов исследования, как анализ научной литературы, дедукция и систематизация, становится возможным определение новых направлений социально-экономического и научно-технического прогресса благодаря развитию специальных экономических зон и их источников правового регулирования. Теоретическая значимость темы статьи заключается в том, что современная политика зонирования направлена на стимулирование высокотехнологичных секторов, внедрение инноваций, снижение зависимости от импорта и повышение уровня экономического развития регионов за счет создания новых “центров роста” в области конкурентоспособного производства. Практическая значимость написания статьи состоит в получении знаний о том, что предприятия, расположенные в специальных экономических зонах, имеют доступ к существующей инфраструктуре, а благодаря источникам правового регулирования их деятельность становится более эффективной.
Принимая во внимание текущую геополитическую ситуацию на рынке энергоносителей, применение биржей мер ответственности к участникам торгов является одним из разрешенных нормативным актом Банка России эффективных инструментов воздействия на ситуацию на товарном рынке. Вместе с тем отсутствие в нормативном акте Банка России определенности в отношении подробного перечня возможных мер ответственности, применяемых к участникам торгов, случаев их применения, критериев, с учетом которых принимаются решения о применении мер воздействия, порядок применения таких мер влечет широкое усмотрение биржи, что, без сомнений, может повлечь неблагоприятные последствия не только для биржи и конкретного участника, но самое важное — для многих участников и товарного рынка в целом, т. е. потенциально повлечь системный риск. Зарубежный опыт показывает, что в юрисдикциях, где биржевой товарный рынок наиболее развит, указанные выше вопросы подлежат подробной регламентации как в нормативных правовых актах, так и в правилах торгов бирж, что означает предсказуемость для участников торгов и создает доверенную среду между регуляторами, биржами и участниками торгов.
В настоящей статье автор рассматривает вопросы применения правовых средств, обеспечивающих регулирование отношений, возникающих при осуществлении сетевыми организациями основных видов деятельности в электроэнергетике, выявляет проблемы правового регулирования и устанавливает закономерность применения правовых средств в электроэнергетике. Категория “правовые средства” представляет собой обобщающий термин, который включает в себя не только правовые нормы, но и способы воздействия на регулируемые отношения. Сочетание применяемых законодателем правовых средств может характеризовать правоотношение по степени воздействия со стороны государства. Учитывая значительное количество лиц, принимающих участие в отношениях по энергоснабжению в электроэнергетике, и применение различных правовых средств при урегулировании возникающих правоотношений (с учетом характера деятельности того или иного субъекта электроэнергетики), настоящее исследование направлено на рассмотрение ключевых правовых средств, используемых в ходе регулирования отношений, возникающих при осуществлении сетевыми организациями основных видов деятельности в электроэнергетике. Основными правовыми средствами, с помощью которых создается экономическая модель функционирования рынков электроэнергии и мощности, выступают нормы права, содержащие в себе ограничения, распространяемые как на субъектов электроэнергетики, так и на потребителей электрической энергии и мощности.
Вопросы, связанные с развитием конкуренции, имели принципиальное значение для электроэнергетики как в рамках реформирования отрасли, так и на современном этапе ее функционирования. В настоящее время развитие конкурентного рынка электрической энергии и ограничение монополистической деятельности — одни из принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Существует система антимонопольного регулирования и контроля, предназначенная для своевременного предупреждения, выявления, ограничения, пресечения действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии. Такой контроль необходим в том числе для пресечения манипулирования ценами на оптовом и розничных рынках, однако его эффективность снижается ввиду наличия недостатков нормативного регулирования. Настоящее исследование направлено на выявление проблем в правовом регулировании в части контроля за манипулированием ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии и выработку предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики.
В представленной статье рассмотрены три основных концептуальных подхода к правовой природе договора на строительство генерирующих объектов, функционирующих на базе возобновляемых источников энергии. В центре внимания автора — соотношение отраслевых норм прав, определяющих особенности формирования обязательств по созданию и введению в эксплуатацию электростанций и электроустановок, а также состав действий, направленных на достижение указанного договорного результата. В результате в работе констатируется, что проанализированные теоретические подходы (цивилистический, комплексный и инвестиционно-правовой) различаются по правовым средствам регулирования (источникам, методам, принципам, формам). Также между ними сложились противоречия по более сложным критериям построения договорных правоотношений, к которым следует отнести договорно-правовые режимы, пределы правового и государственного вмешательства, автономию воли сторон. Выявленное в ходе исследования доминирование публично-правовых начал над частноправовыми при построении договорных обязательств замещается в инвестиционно-правовом подходе их умеренной правовой гармонизацией. Последняя выделяет несколько правовых режимов строительства генерирующих объектов, основанных на возобновляемых источниках энергии, одним из которых выступает совокупность условий и требований, определенных в подзаконных актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
В представленной статье проанализированы основные тенденции в области правового регулирования резервирования максимальной электрической мощности в Российской Федерации в свете новаций энергетического законодательства. Основное внимание уделено частноправовым аспектам отношений, возникающих между потребителями и поставщиками электрической энергии в связи с новыми договорными конструкциями. Для этого проведено исследование особенностей российского гражданского и энергетического законодательства применительно к смежным договорно-правовым режимам, соотносимым с существующим порядком индивидуально-правового регулирования обязательств на российском энергетическом рынке. В результате отмечается смешанный характер введенного в законодательство Российской Федерации обязательства по оплате объема электрической мощности, содержащего как частноправовые, так и публично-правовые элементы. В статье проведено соотношение терминологических значений данного обязательства в качестве услуги, договорного условия, неустойки и отступного, вследствие чего выявлен его гарантирующий характер в структуре основного обязательства по энергоснабжению. Указанная специфика позволяет сделать вывод, что оплата резерва электрической мощности является существенным условием, устанавливаемым сторонами договоров купли-продажи электроэнергии или оказания услуг по передаче электроэнергии в качестве ценового выражения разницы между максимальной мощностью, выделяемой у энергопринимающего устройства, которое принадлежит потребителю в силу зафиксированного факта технологического присоединения, и той мощностью, которая фактически потребляется им из сети. Вариативный характер установления данного обязательства не соответствует частноправовой природе договорных обязательств и, в сущности, не обеспечивается механизмом взаимной ответственности сторон, на чем должны строиться гражданско-правовые отношения в области резервирования электрической мощности.
В условиях активного развития нефтегазового сектора Российской Федерации и привлечения иностранных инвесторов в эту отрасль особенно важным является заключение акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами. Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, российская нефтегазоваz отрасль продолжает привлекать иностранные инвестиции, и заключение акционерных соглашений с иностранными акционерами становится неотъемлемой частью этого процесса. Во-вторых, такие соглашения имеют значительное влияние на систему корпоративного управления в российских нефтегазовых компаниях, а также на эффективность их деятельности. В-третьих, в свете изменяющейся геополитической ситуации и растущих рисков, связанных с международными отношениями, важно изучать особенности и проблемы, возникающие при заключении акционерных соглашений между российскими нефтегазовыми компаниями и иностранными акционерами.
Целью и задачами данного исследования является раскрытие особенностей заключения, содержания и реализации акционерного соглашения между нефтегазовыми компаниями Российской Федерации и иностранными акционерами. Для достижения полной экономической и правовой стабильности в нефтегазовой отрасли России необходимы углубленное исследование особенностей заключения акционерных соглашений и разработка эффективных механизмов регулирования этих соглашений. В статье приведены практические примеры различных соглашений, что позволит не только извлечь уроки из успешных примеров, но и изучить неудачные соглашения, чтобы избежать повторения ошибок в будущем и разработать механизмы предотвращения и урегулирования конфликтов.
В статье проведен анализ материалов судебной практики по вопросу прав сетевой организации на недвижимость при размещении, строительстве и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Рассматриваются проблемы толкования п. 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям” [1] (далее — Постановление № 861): судебная практика расширила пределы применения данного пункта и предоставила сетевой организации право на безвозмездную эксплуатацию электросетевых объектов, расположенных на земельном участке, принадлежащем третьим лицам: организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам. Иными словами, пересеклись две правовые области регулирования: сфера, связанная с использованием объектов недвижимости под размещение электросетевого имущества сетевых организаций, и сфера оказания услуг по перетоку электроэнергии. В статье анализируется возможность установления специального публичного сервитута для использования самовольно возведенных линейных и площадных электросетевых объектов. В результате проведенного исследования сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, в частности предложено: скорректировать п. 6 Постановления № 861, расширив сферу его применения; не только обеспечить действие данного пункта в области перетока электроэнергии, но и предоставить сетевым организациям легальную возможность размещения своих объектов в границах недвижимости, принадлежащей третьим лицам (например, на земельных участках, в нежилых помещениях, шахтах и т. д.), с предоставлением сетевой организации прав на доступ к своим объектам, а также прав на их эксплуатацию и ремонт. Также предлагается закрепить в Федеральном законе от 04.08.2023 № 430-ФЗ [2] положения относительно возможности упрощенного порядка установления специального публичного сервитута, в том числе и с целью прохода к площадным электросетевым объектам, тем самым упростив возможность их государственной регистрации, а также сократив количество бесхозных электросетевых объектов.
В статье рассматриваются основания и порядок возникновения прав на земельные участки для размещения объектов энергетики. Автор анализирует законодательные и иные нормативные правовые акты, определяющие понятие земельного участка, основания возникновения прав на земельные участки, а также на части земельных участков для размещения объектов энергетики. В статье анализируются критерии отнесения земель к землям энергетики, определяются субъекты прав на земельные участки для размещения объектов энергетики, объекты правового режима земель энергетики, исследуется определение размеров земельных участков для объектов энергетики и порядок установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков. Исследование позволяет более полно понять регулирование процесса получения и использования земельных участков в энергетической индустрии. В материалах, представленных в статье, отражена проблема отсутствия в законодательстве определения части земельного участка, выбора экономически и юридически оправданного основания возникновения прав на земельные участки для размещения объектов энергетики, а также недостаточности правовой регламентации ограничений прав владельцев участков, на которых расположены объекты энергетики, принадлежащие третьих лицам. Приоритет исследования направлен на правовые аспекты размещения энергетических объектов, а также развитие нормативно-правовой основы регламентации рассматриваемой сферы общественных отношений.
Настоящая научно-практическая статья является составной частью более общего исследования, проводимого автором в области энергетического права по теме “Правовое регулирование зон с особыми условиями использования территорий” (далее — ЗОУИТ) нефтепроводов и нефтепродуктопроводов (далее по тексту будет использовано слово “нефтепровод” в значении “нефтепровод” и “нефтепродуктопровод”). Целями настоящей работы являются изучение и подготовка систематизированного анализа основных положений о санитарно-защитных зонах (далее — СЗЗ) магистральных нефтепроводов как одном из видов ЗОУИТ, а также определение степени изученности данной темы путем анализа доктринальных источников и обозначение существующей проблематики и возможных путей развития законодательства и правоприменительной практики. Изучение сформировавшейся на сегодняшний день доктринальной базы знаний по поставленному вопросу показало, что имеются научные работы, посвященные реформе ЗОУИТ в целом и СЗЗ в частности, однако работ, освещающих специфику СЗЗ именно магистрального нефтепроводного транспорта не выявлено, что подтверждает актуальность исследований в данном направлении. В настоящей статье предпринята попытка не только рассмотреть существующее регулирование СЗЗ магистральных нефтепроводов (нефтепродуктопроводов), но и проанализировать и дать предложения по таким существенным проблемам данного института, как недостаточность (дефицит) правового регулирования СЗЗ, нарушение третьими лицами режима СЗЗ, правовое значение ориентировочных СЗЗ и др.
Институт публичного сервитута был внедрен в отечественный правопорядок путем принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 341-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов”, который дополнил Земельный кодекс РФ (далее — ЗК РФ) гл. V.7, поименованной “Установление публичного сервитута в отдельных целях”. Целью принятия данных изменений в систему правового регулирования было упрощение порядка установления сервитута исходя из того, что необходимый для размещения линейных объектов публичный сервитут становится правом юридического лица обеспечить размещение общественно значимых объектов (линий электропередач, водопроводов, газопроводов и т. п.). Результаты правоприменительной практики выявили элементы правовой неопределенности, противоречия, которые нарушают баланс интересов участников рассматриваемых правоотношений. В рамках представленной работы авторы рассматривают наиболее острые проблемные аспекты правового регулирования института публичного сервитута, возникающие при строительстве линейных объектов газоснабжения, в том числе связанные: с наличием требования об установлении публичного сервитута на всю трассу линейного объекта газоснабжения без исключений; с запретом установления публичного сервитута в отношении земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства; с отсутствием механизма уточнения границ публичного сервитута при наступлении определенных обстоятельств; с судьбой договоров аренды земельных участков, попадающих в зону действия публичного сервитута, которые были заключены до даты вступления в силу гл. V.7 ЗК РФ, и др. В работе представлены предложения и рекомендации, направленные на совершенствование правового регулирования в сфере установления публичного сервитута с учетом результатов правоприменительной практики.
Издательство
- Издательство
- НИЦ энергетического права им. В.А. Мусина
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- Юр. адрес
- 123112, г Москва, Пресненский р-н, Пресненская наб, д 12, офис 5012
- ФИО
- Романова Виктория Валерьевна (ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://musinlc.ru/