Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 303.687. Проективные методы и приемы
371.133. Практическая подготовка
378.14. Организация учебной работы - Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.01
- eLIBRARY ID
- 62497906
Поиск направлений повышения эффективности профессиональной подготовки обучающихся вузов обусловлен различными тенденциями и вызовами, связанными в том числе с широким внедрением информационно-коммуникационных технологий, переходом от модели накопления знаний к модели непрерывного обновления и применения знаний.
В информационную эпоху возрастает роль образования как «обеспечивающего звена последующего развития производства, экономики и социальной жизни, а в современном обществе образование не всегда успевает освоить и внедрить технические и технологические новшества» [1, с. 6].
Вывести страну в число технологических лидеров нацелены национальные проекты 1 России «Цифровая экономика», «Наука», «Образование», а их реализация требует трансформации отечественного образования. Н. А. Эмих и М. Н. Фомина [2] указывают на необходимость «переосмыслить содержание парадигмы образования, показать, что трансформируется сама онтология образовательного процесса (где человек определяет себя в технологической среде)» [2, с. 103].
Список литературы
1. | Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере образования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы. - 2020. - № 5. - С. 6-27. 10.24411/2071-6427-2020-10042 URL: item.asp?id=44157917. DOI: 10.24411/2071-6427-2020-10042URL EDN: MVGYWF | |
---|---|---|
2. | Эмих Н. А., Фомина М. Н. Специфика новой парадигмы высшего образования в условиях его цифровизации // Science for Education Today. - 2023. - Т.13, № 4. - С. 100-121. 10.15293/2658-6762.2304.05 URL: item.asp?id=54390175. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.05URL EDN: BAYZWX | |
3. | Соловьева Т. С. Глобальные вызовы Российской системы образования // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. - 2019. - № 9. - С. 201-209. 10.24411/1994-2796-2019-10923 URL: item.asp?id=41495321. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-10923URL EDN: KUOMZD | |
4. | Braun H. I., Singer J. D. Assessment for Monitoring of Education Systems: International Comparisons // The Annals of the American Academy of Political and Social Science. - 2019. - Vol. 683 (1). - P. 75-92. DOI: 10.1177/0002716219843804 EDN: BMMRLR | |
5. | Sole Blanch J. The educational change in front of the technological innovation, the pedagogy of competences and the discourse of the emotional education. A critical approach // Teoria de la educacion. Revista Interuniversitaria. - 2020. - Vol. 32 (1). - P. 101-121. DOI: 10.14201/teri.20945 | |
6. | Forrest R., Lowe R., Potts M., Poyser C. Identifying the factors that influence teacher practice change in a single case study // Educational Psychology in Practice. - 2019. - Vol. 35 (4). - P. 395-410. DOI: 10.1080/02667363.2019.1623761 | |
7. | Zawacki-Richter O., Marín V. I., Bond M., Gouverneur F. Systematic review of research on artificial intelligence applications in higher education - where are the educators? // International Journal of Educational Technology in Higher Education. - 2019. - Vol. 16 (1). - P. 39. DOI: 10.1186/s41239-019-0171-0 EDN: HQOQKY | |
8. | Scherer R., Teo T. Unpacking teachers’ intentions to integrate technology: A meta-analysis // Educational Research Review. - 2019. - Vol. 27. - P. 90-109. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.03.001 | |
9. | Köhler T., Drummer J. Recent Technological Challenges in (Vocational) Education // Vocational Teacher Education in Central Asia. Technical and Vocational Education and Training: Issues, Concerns and Prospects / Drummer J., Hakimov G., Joldoshov M., Köhler T., Udartseva S. (eds). - Springer, Cham, 2018. - Vol. 28. - P. 3-14. DOI: 10.1007/978-3-319-73093-6_1 | |
10. | Nelson M., Voithofer R., Cheng S. Mediating factors that influence the technology integration practices of teacher educators // Computers & Education. - 2019. - Vol. 128. - P. 330-344. DOI: 10.1016/j.compedu.2018.09.023 | |
11. | Пушкарёв Ю. В., Пушкарёва Е. А. Факторы, определяющие развитие когнитивных способностей в условиях цифровизации процессов образования: обзор текущих исследований // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 6. - С. 111-136. 10.15293/2658-6762.2206.05 URL: item.asp?id=50026299. DOI: 10.15293/2658-6762.2206.05URL EDN: XNXLWE | |
12. | Koukopoulos Z., Koukopoulos D.Integrating educational theories into a feasible digital environment // Applied Computing and Informatics. - 2019. - Vol. 15 (1). - P. 19-26. DOI: 10.1016/j.aci.2017.09.004 | |
13. | Keller-Schneider M., Zhong H. F., Yeung А.Competence and challenge in professional development: teacher perceptions at different stages of career // Journal of Education for Teaching. - 2020. - Vol. 46 (1). - P. 36-54. DOI: 10.1080/02607476.2019.1708626 | |
14. | Ödalen J., Brommesson D., Erlingsson G. O., Schaffer J. K., Fogelgren M. Teaching university teachers to become better teachers: the effects of pedagogical training courses at six Swedish universities // Higher Education Research & Development. - 2019. - Vol. 38 (2). - P. 339-353. DOI: 10.1080/07294360.2018.1512955 | |
15. | Snoek M. Educating quality teachers: how teacher quality is understood in the Netherlands and its implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. - 2021. - Vol. 44 (3). - P. 309-327. DOI: 10.1080/02619768.2021.1931111 | |
16. | Львов Л. В. Персональная траектория развития в практико-ориентированном образовательно-профессиональном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11, № 4. - С. 118-125. 10.7442/2071-9620-2019-11-4-118-125 URL: item.asp?id=42362299. DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-4-118-125URL EDN: LMGHRV | |
17. | Макарова Н. С., Черненко Е. В. Стратегия практической подготовки студентов в образовательном процессе педагогического вуза // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2020. - № 4. - С. 112-116. 10.36809/2309-9380-2020-29-112-116 URL: item.asp?id=44495863. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-29-112-116URL EDN: NXWLNB | |
18. | Акопянц И. А. Модель практической подготовки в вузе будущих профессионалов социальной сферы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - Тамбов, 2021. - Т. 26, № 191. - С. 66-74. 10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74 URL: item.asp?id=45558527. DOI: 10.20310/1810-0201-2021-26-191-66-74URL EDN: LGSHKI | |
19. | Trubitzina O. I., Kubacheva K. I., Baeva T. A. Improvement of the Students’ Motivation in Forming Professional Foreign Language Competence // Journal of Teaching English for Specific and Academic Purposes. - 2022. - Т. 10, № 3. - С. 421-429. 10.22190/JTESAP2203421T URL: item.asp?id=53741773. DOI: 10.22190/JTESAP2203421TURL EDN: FCSLQX | |
20. | Singh P., Singh M. P. The Role of Teachers in Motivating Students to Learn // TechnoLearn: An International Journal of Educational Technology. - 2021. - Vol. 11 (1). - P. 29-32. DOI: 10.30954/2231-4105.01.2021.6 | |
21. | Герасименко Н. А. Интеграция научных знаний в сфере филологического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. - 2021. - № 2. - С. 112-115. DOI: https://doi.org/10 18384/2310-7278-2021-2-112-115 URL: item.asp?id=45681637. EDN: KXICXS | |
22. | Milanković Jovanov J., Ivkov-Džigurski A., Stanisavljević J., Ivanović Bibić L., Petrović D. M., Đukičin Vučković S. Is the integrative teaching approach beneficial for learning? // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. - 2022. - Vol. 10 (2). - P. 173-183. DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-173-183 EDN: VYASOX | |
23. | Алдошина М. И. Условия проектирования эффективных профессиональных образовательных программ в современном университете // Педагогика и просвещение. - 2022. - № 1. - С. 143-154. 10.7256/2454-0676.2022.1.35155 URL: item.asp?id=48198068. DOI: 10.7256/2454-0676.2022.1.35155URL EDN: NEOFMX | |
24. | Денисов М. В. Практическая подготовка специалистов среднего звена как проблема научного исследования // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 8. - С. 145-150. 10.17513/snt.39282 URL: item.asp?id=49376387. DOI: 10.17513/snt.39282URL EDN: VQKXAQ | |
25. | Землянская Е. Н., Безбородова М. А. Моделирование практической подготовки студентов-педагогов в условиях школьно-университетского партнерства // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 123-128. 10.30853/ped210018 URL: item.asp?id=44818133. DOI: 10.30853/ped210018URL EDN: NWUCJX | |
26. | Давыдова А. А. Сущностная характеристика понятия “практическая подготовка в профессиональном образовании студентов-хореографов” // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2022. - № 61. - С. 210-215. 10.31773/2078-1768-2022-61-210-216 URL: item.asp?id=49987901. DOI: 10.31773/2078-1768-2022-61-210-216URL EDN: RKEEMD | |
27. | Национальный проект “Наука” URL: http://government.ru/rugovclassifier/851/events. | |
Национальный проект “Образование” URL: https://edu.gov.ru/national-project. | ||
Национальный проект “Цифровая экономика” URL: http://government.ru/rugovclassifier/614/events. | ||
28. | Пункт 24 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/Pr_885_390_05082020.pdf. | |
29. | Чекалева Н. В. Педагогическая подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в современной школе: научно-методические материалы. - СПб.: ООО “Книжный дом”, 2008. - 296 с. URL: item.asp?id=20050382. EDN: QWTVHJ | |
30. | Положение о практической подготовке обучающихся https://base.garant.ru/74626874/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33. | |
31. | Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с. URL: https://didacts.ru/termin/prakticheskaja-podgotovka.html. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/