Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.05
- eLIBRARY ID
- 62497911
Непосредственное отношение к мастерству и изобретательству имел бог Гефест. Он стал покровителем кузнечного дела и изобретательства. Гефест изображался могучим хромым кузнецом с молотом или клещами, в конической шапке и хитоне ремесленника. Именно он подсказал человеку, как правильно работать с природным материалом. Объектом ремесленной деятельности становятся металлы, дерево, глина, камень, сплавы. Из бронзы создавались орудия земледелия, инструменты для ремесла, строительства, бытовые вещи. Появляется сухопутная перевозка грузов, в которых используются быки, лошади, буйволы. Профессионально обозначаются купцы и меновая торговля [20].
Установление аристократической власти над большими земельными наделами привело к появлению многочисленных работников, слуг, пойманных или купленных рабов. Гомер и Гесиод в своих трудах как историки дают описание ряда профессиональных услуг, которые исполнялись домашними рабами, т. е. рожденными в доме хозяина, они могли быть его внебрачными детьми18. Это услуги стоматолога, акушерки-повитухи, мойщика, гончара, рубщика мяса, кожевника, сапожника, портного, парикмахера и т. д. Для античных полисов благопристойная жизнь граждан состояла не в труде, как у египтян,и не в почитании земли как корня жизни, как у китайцев, а в погруженности в духовный мир своего «Я», сосредоточенности на достраивании собственной самости.
Список литературы
1. | Harris R., Clayton B. The value of vocational education and training // International Journal of Training Research. - 2020. - Vol. 18 (3). - P. 185-190. DOI: 10.1080/14480220.2020.1860309 | |
---|---|---|
2. | McGrath S., Yamada S. Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends // International Journal of Educational Development. - 2023. - Vol. 102. - P. 102853. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2023.102853 EDN: SMGLNL | |
3. | Dubé A. K., Wen R. Identification and evaluation of technology trends in K-12 education from 2011 to 2021 // Education and Information Technologies. - 2022. - Vol. 27 (2). - P. 1929-1958. DOI: 10.1007/s10639-021-10689-8 | |
4. | Yasin M. R., Amin Nur Y. F., Ridzwan C. R., Ashikin H. T., Bekri R. M. Current Trends in Technical and Vocational Education Research: A Meta-Analysis // Asian social science. - 2013. - Vol. 9 (13). - P. 243-251. DOI: 10.5539/ass.v9n13p243 | |
5. | Han Y., Hu Y., Huang Y. Development of Vocational Education in Contemporary China: New Trends and New Dilemmas // Proceedings of the 2022 International Conference on Science Education and Art Appreciation (SEAA 2022). - 2022. - P. 515-525. DOI: 10.2991/978-2-494069-05-3_64 | |
6. | Киреева Э. Ф., Чапаев Н. К. Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования // Педагогический журнал Башкортостана. - 2022. - № 4. - С. 65-75. 10.21510/18173292_2022_98_4_65_74 URL: item.asp?id=50155992. DOI: 10.21510/18173292_2022_98_4_65_74URL EDN: QLBOQD | |
7. | Прокопчук А. Р., Удалова Н. В., Рыбакова Е. Е. Формирование профессиональной компетентности преподавателя иностранного языка в вузе в условиях модернизации системы высшего образования // Человеческий капитал. - 2022. - № 2. - С. 159-165. 10.25629/HC.2022.02.17 URL: item.asp?id=48007115. DOI: 10.25629/HC.2022.02.17URL EDN: JMFVSK | |
8. | Barrow R. Social Science, Philosophy and Education // Philosophical Inquiry in Education. - 2019. - Vol. 26 (2). - P. 146-155. DOI: 10.7202/1071437ar | |
9. | Gherab K. An Approach to the Philosophy of Education. // International Education and Learning Review. - 2022. - Vol. 10 (4). - P. 445-461. DOI: 10.37467/revedu.v10.4775 | |
10. | Бакурадзе А. Б. Исследование управления социальной организацией: философско-методологический аспект // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2019. - № 2. - С. 94-102. 10.17238/issn2227-6564.2019.2.94 URL: item.asp?id=37600466. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2019.2.94URL EDN: IKPJKD | |
11. | Kasper T. The field of history of education - from development to stagnation, crisis and perhaps a “new” beginning: the Czech example // Paedagogica Historica. - 2022. - Vol. 58 (6). - P. 920-943. DOI: 10.1080/00309230.2022.2055968 EDN: VUURUR | |
12. | Giannakis D., Ourmazd A., Slawinska J., Zhao Z. Spatiotemporal Pattern Extraction by Spectral Analysis of Vector-Valued Observables // Journal of Nonlinear Science. - 2019. - Vol. 29(5). - P. 2385-2445. DOI: 10.1007/s00332-019-09548-1 EDN: OHQEPS | |
13. | Fahim T., Zoair N. Education in Ancient Egypt till the End of the Graeco-Roman Period: Some Evidences for Quality // Journal of Association of Arab Universities for Tourism and Hospitality. - 2016. - Vol. 13 (3). - P. 1-16. 10.21608/jaauth.2016.53848 URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Education-in-Ancient-Egypt-till-the-End-of-the-Some-Fahim-Zoair/874fb43668d5300be93c5df3bc7c2b844409243c. DOI: 10.21608/jaauth.2016.53848URL | |
14. | Duan S., Wang J., Yang H., Su Q. Disentangling the cultural evolution of ancient China: a digital humanity perspective // Humanities and Social Sciences Communications. - 2023. - Vol. 10 (1). - P. 310. DOI: 10.1057/s41599-023-01811-x EDN: ZRVZDM | |
15. | Wang J., Lin J. Traditional Chinese Views on Education as Perceived by International Students in China: International Student Attitudes and Understandings // Journal of Studies in International Education. - 2019. - Vol. 23 (2). - P. 195-216. DOI: 10.1177/1028315318797356 | |
16. | Okhorzina Y. O., Jia M. Chinese Educational Traditions and their Impact on the Process of Learning Russian // International Conference for International Education and Cross-cultural Communication. Problems and Solutions (IECC-2015). - Vol. 215. - P. 79-83. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.11.577 | |
17. | Стреха Е. А. Присвоение ученых степеней в средневековом Китае // Историко-педагогический журнал. - 2012. - № 3. - С. 115-125. URL: item.asp?id=18363071. EDN: PLVVBP | |
18. | Boffi P., Clerici M., Gallace A., Lanzi P. L. An educational experience in ancient Rome to evaluate the impact of virtual reality on human learning processes // Computers & Education: X Reality. - 2023. - Vol. 2. - P. 101014. DOI: 10.1016/j.cexr.2023.100014 EDN: CXMGIG | |
19. | Нагапетян В. А. Историко-педагогический анализ взглядов античных мыслителей на природу риторического образования юристов // Вопросы педагогики. - 2019. - № 3. - С. 208-212. URL: item.asp?id=37187218. EDN: ZBAJKX | |
20. | Van Ryn A., Burns E. Ancient natural philosophy: A resource for environmental education // Australian Journal of Environmental Education. - 2020. - Vol. 36 (1). - P. 81-89. DOI: 10.1017/aee.2019.28 | |
21. | Золотарева Т. А. Идея техники в Античности // Гуманитарный вектор. - 2019. - Т. 14, № 2. - С. 89-94. 10.21209/1996-7853-2019-14-2-89-94 URL: item.asp?id=37711379. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-2-89-94URL EDN: ZKEYNF | |
22. | Войтеховская М. П., Куперт Ю. В. Зарождение государственной системы образования в российской империи // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2. - С 39-45. URL: item.asp?id=17690376. EDN: OXDBYT | |
23. | Gonon P., Deissinger T. Towards an international comparative history of vocational education and training // Journal of Vocational Education & Training. - 2021. - Vol. 73 (2). - P. 191-196. DOI: 10.1080/13636820.2021.1912945 | |
24. | Marhuenda-Fluixá F. Conflicting roles of vocational education: Civic, Industrial, Market and Project Conventions to address VET scenarios // Hungarian Educational Research Journal. - 2022. - Vol. 12 (3). - P. 248-262. DOI: 10.1556/063.2021.00078 EDN: TUNXCB | |
25. | Focacci C. N., Perez C. The importance of education and training policies in supporting technological revolutions: A comparative and historical analysis of UK, US, Germany, and Sweden (1830-1970) // Technology in Society. - 2022. - Vol. 70. - P. 102000. DOI: 10.1016/j.techsoc.2022.102000 EDN: MMFHSS | |
26. | Broberg Å., Lindberg V., Wärvik G.-B. Women’s vocational education 1890-1990 in Finland and Sweden: the example of vocational home economics education // Journal of Vocational Education & Training. - 2021. - Vol. 73 (2). - P. 217-233. DOI: 10.1080/13636820.2021.1889646 | |
27. | Щеглова Т. М. Развитие системы отечественного среднего профессионального образования // Историко-педагогический журнал. - 2022. - № 1. - С. 45-60. URL: item.asp?id=48028126. EDN: GYOGDK | |
28. | Гордиенко Т. П. О некоторых направлениях научного поиска изучения системы среднего профессионального (специального) образования в СССР // Вестник Луганского государственного педагогического университета. Серия 1. Педагогические науки. Образование. - 2022. - № 4. - С. 47-50. URL: item.asp?id=53732284. EDN: IYUELI | |
29. | Баркова В. В., Уварина Н. В., Мамылина Н. В., Щагина Г. В., Савченков А. В. Образовательное пространство как феномен историко-философского знания: теоретико-методологические основания // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 3. - С. 73-99. 10.15293/2658-6762.2303.04 URL: item.asp?id=54093652. DOI: 10.15293/2658-6762.2303.04URL EDN: WZKHPX | |
30. | Осадчая И. В., Бекирова З. С. Анализ современного состояния проблемы профессионального самоопределения обучающихся среднего общего образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - Вып. 79-2. - С. 304-306. EDN: WUYVIX | |
Айдарова Ю. В. Современное состояние и перспективы развития среднего профессионального образования в России // Проблемы современной экономики. - 2018. - Вып. 4. - С. 213-215. EDN: YYFNLV | ||
31. | Кузьмина Н. В. Понятие “педагогической системы” и критерии ее оценки // Методы системного педагогического исследования; под. ред. Н. В. Кузьминой. 2-е изд. - М.: Народное образование, 2002. - С. 7-52. EDN: WRPBHA | |
32. | Маркова О. Ю. Мифы, идеалы и реальность образовательного процесса. - СПб.: СПбГЭТУ “ЛЭТИ”, 2000. - 169 с. | |
33. | Меньчиков Г. П. Культура и духовное здоровье народа-фундаментальная проблема бытия человека и общества // Культура. Образование. Время. - 2012. - № 2. - С. 20-28. | |
34. | Смирнов И. П. Оглядываясь на эпоху // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. - 2020. -№ 3 (131). - С. 231-260. EDN: UZKEAU | |
35. | Турченко В. Н. Интегративная парадигма образования // Concorde. - 2015. - № 1. EDN: TRJPJF | |
36. | Венгер Л. А. Педагогика способностей. - Москва: Знание, 1973. - 117 с. | |
37. | Litt M. P. Theodor // Neue Deutsche Biographie. - Berlin: Duncker & Humblot, 1985. - Bd. 14. - S. 708-710. | |
38. | Власов В. Г. Лохнер Стефан // Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: словарь: в 3 т. - СПб.: Кольна, 1996. - С. 529. | |
39. | Саймон Г. А. Теория принятия решений в экономической теории и в науке о поведении // Вехи экономической мысли Т. 2. Теория фирмы / под ред. В. М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - С. 54-72. | |
40. | Косвен М. О. Очерки истории первобытной культуры. - М.: изд-во Академии наук СССР, 1953. - 214 с. | |
41. | Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. - М.: Научный мир, 1998. - 204 с. | |
42. | Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. - СПб.: Журнал “Нева”; “Летний Сад”, 2000. - 464 с. | |
43. | Монтэ П. Египет Рамсесов. - М.: Изд. “Русич”, 2000. - 416 с. | |
44. | Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2006. - 727 с. | |
45. | Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. - М., 2010. - 290 с. | |
46. | Платон. Государство // Платон. Сочинения. - Т.III. - М., 1979. - С. 225. | |
47. | Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма / пер. В. В. Вересаева. - М.: Недра, 1927. - 88 с. | |
48. | Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. Издание О. Н. Поповой; перевод с последнего французского издания Н. И. Лихаревой. - Петроград. Изд-во: Петроград, 1915. - 150 с. | |
49. | Античный полис. Курс лекций / отв. ред. В. В. Дементьева, И. Е. Суриков. - М., 2010. - 290 с. | |
50. | Бергсон А. Творческая эволюция; пер. с фр.; предисл. И. И. Блауберг. - М.: Канон-Пресс; Кучково Поле, 1998. - 194 с. EDN: SNDLTP | |
51. | Зиммель Г. Избранное Текст.: в 2-х т.; пер. с нем.; отв. ред. Л. Т. Мильская. - М.: Юристъ, 1996. - Т. 1. Философия культуры. - 607 с. | |
52. | Кассирер Э. Философия символических форм. Введение и постановка проблемы // Культурология. XX век: антология. - М.: Юрист, 1995. - 703 с. | |
53. | Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Миф -Число. - Сущность / сост. A. A. Тахо-Годи; общ. ред. A. A. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1994. - 919 с. | |
54. | Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию; 2-е изд., изм. и доп. М.: Прогресс-Культура, 1992. - 415 с. | |
55. | Франк С. Л. Душа человека // Предмет знания. Душа человека. - СПб., Академия, 1995. - 526 с. | |
56. | Бинсвангер Л. Экзистенциальный анализ / пер. под ред. С. Римского. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2014. - С. 272. | |
57. | Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: ежегодник: 1984-1985 / отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1986. - С. 80-160. EDN: VWTSPT | |
58. | Библер B. C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с. | |
59. | Фромм Э. Характер и социальный процесс // Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A. A. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982. - С. 48-54. | |
60. | Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. М. И. Левиной. - М.: Республика, 1994. - 527 с. EDN: SIPDRN | |
61. | Барт Р. Воображение знака // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 616 с. | |
62. | Бердяев H. A. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев H. A. Смысл истории. - М.: Мысль, 1990. - 176 с. | |
63. | Вебер М. Наука как призвание и профессия; пер. с нем. П.П. Гайденко // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - 365 с. | |
64. | Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. - М.: Мысль, 1983. - 284 с. | |
65. | Франк C. Л. Непостижимое // Франк С. Л. Сочинения / вступ, ст., сост. и прим. Ю. П. Сенокосова. - М.: Правда, 1990. - 607 с. | |
66. | Фрейд 3. Толкование сновидений. - Ереван: Камар, 1991. - 448 с. | |
67. | Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие; пер. с нем. - СПб.: Наука, 2000. - 377 с. | |
68. | Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. - М: Государственное издательство политической литературы, 1960. - Т. 23. Капитал. - 920 с. | |
69. | Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке / сост.: К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. - М.: Высшая школа, 1988. - 447 с. | |
70. | Мамфорд Л. Техника и природа человека. - М., 1986. - С. 225-229. | |
71. | Данильченко С. Л. Государственная политика Петра Первого в сфере образования // Научный альманах. - 2021. - Вып. 85. - С. 112-116. EDN: RLDDNV | |
72. | Гессен С. И. Основы педагогики: Введение. в прикладную философию: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-пресс, 1995. - 447 с. | |
73. | Луначарский А. В. Еще о пролеткульте и советской культурной работе // Известия ВЦИК. - 1919. - № 80. - 13 апреля. | |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/