Проблема и цель. Основная научная проблема статьи выражается в потребности получения актуального знания о состоянии и возможностях реализации научно-исследовательской деятельности студентов вузов страны с учетом необходимости в повышении значения такой деятельности в структуре подготовки специалистов и развития личности будущих профессионалов научной сферы.
Цель статьи - выявление особенностей мотивации студентов разных уровней высшего образования к участию в научно-исследовательской деятельности на основе инновационной модели подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Методология. Методология исследования основана на идеях личностно ориентированного подхода. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, синтез, классификация; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого выявлялись различные аспекты мотивации студентов к участию в научно-исследовательской деятельности, математические методы обработки результатов.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 159.947.5. Намерения. Мотивы. Желания
316.628. Мотивация человеческого поведения. Потребности. Притязания и ожидания
378.2. Присвоение квалификации. Подготовка научных кадров - Префикс DOI
- 10.15293/2658-6762.2401.02
- eLIBRARY ID
- 62497907
Методология проведенного исследования, результаты которого представлены в статье, основана на идеях личностно ориентированного подхода к организации обучения студентов вуза, который связан с самооценкой; развития субъектности студентов в образовательном процессе, обеспечивающей личностно-профессиональное развитие; прогностического подхода в отношении организации образовательного процесса будущих аспирантов; поиска инновационных педагогических технологий формирования у магистрантов готовности к научно-исследовательской деятельности.
В статье обобщаются результаты исследований, выявляющие проблемы привлечения студентов к научно-исследовательской деятельности с учетом эмпирического исследования, проведенного в 2023 г. в РГПУ им. А. И. Герцена, с предложением индивидуального маршрута подготовки. Были применены теоретические и практические методы научного исследования: теоретический анализ, классификация, синтез; метод онлайн-анкетирования, с помощью которого в РГПУ им. А. И. Герцена по 5-балльной шкале Лайкерта выявлялись:
– вовлеченность обучающихся в учебную деятельность;
– мотивация к научно-исследовательской деятельности;
– удовлетворенность участием в научноисследовательской деятельности;
– степень участия в студенческом научном обществе (СНО);
–оценка своих научно-исследовательских навыков;
– оценка существующих условий для занятий научно-исследовательской деятельностью и доступность к ним в университете.
Список литературы
1. | Амбарова П. А., Шаброва Н. В., Кеммет Е. В., Михайлова А. Н. Научно-исследовательская культура студентов российских университетов // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32, № 7. - С. 96-116. 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116 URL: item.asp?id=54910108. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-7-96-116URL EDN: JQIVUL | |
---|---|---|
2. | Андрюшина Е. В., Андрюшков С. А., Григорьева Н. С. Потребности и мотивации студентов к научно-исследовательской работе в условиях современного инновационного образования // Власть. - 2023. - Т. 31, № 4. - С. 162-170. 10.31171/vlast.v31i4.9735 URL: item.asp?id=54506253. DOI: 10.31171/vlast.v31i4.9735URL EDN: CDMARD | |
3. | Вишнякова М. В. Научно-исследовательский потенциал студентов высшей школы Республики Беларусь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. - 2023. - № 1. - С. 125-132. URL: item.asp?id=50481987. EDN: UTEORB | |
4. | Вишнякова М. В. Имидж науки в восприятии студенческой молодежи Беларуси // Весцi БДПУ. Серыя 2. Гiсторыя. Фiласофiя. Палiталогiя. Сацыялогiя. Эканомiка. Культуралогiя. - 2023. - № 1. - С. 44-50. URL: item.asp?id=50515452. EDN: NIDYQM | |
5. | Воронцова А. В., Райкина М. А. Особенности построения жизненных стратегий студентами: психолого-педагогическое сопровождение в образовательной среде вуза // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 4. - С. 30-52. 10.15293/2658-6762.2304.02 URL: item.asp?id=54390172. DOI: 10.15293/2658-6762.2304.02URL EDN: IBAAVM | |
6. | Кан Ц., Рыблова А. Н. Внеаудиторная индивидуализация научно-исследовательской деятельности иностранных магистрантов: тьюторская поддержка посредством информационных библиотечных ресурсов // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10, № 2. - С. 7-21. 10.15293/2658-6762.2002.01 URL: item.asp?id=42772181. DOI: 10.15293/2658-6762.2002.01URL EDN: DOQVOR | |
7. | Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. - 2020. - № 8. - С. 179-187. 10.25629/HC.2020.08.17 URL: item.asp?id=42975735. DOI: 10.25629/HC.2020.08.17URL EDN: JXWYXO | |
8. | Коныгина М. Н. Изучение отношения магистрантов к научно-исследовательской деятельности в процессе профессиональной подготовки // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2018. - № 4. - С. 126-132. 10.37493/2307-907X-2018-67-4-126-132 URL: item.asp?id=36635607. DOI: 10.37493/2307-907X-2018-67-4-126-132URL EDN: VPEWUQ | |
9. | Нарбут Н. П., Алешковский И. А., Гаспаришвили А. Т., Крухмалева О. В., Савина Н. Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2023. - Т. 23, № 2. - С. 256-271. 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271 URL: item.asp?id=54158012. DOI: 10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271URL EDN: UPJUDW | |
10. | Патутина С. Ю. Научно-исследовательские компетенции студенческой молодежи: суть и актуальная тематика российских исследований // Human Progress. - 2022. - Vol. 8 (4). - С. 7. 10.34709/IM.184.7 URL: item.asp?id=50171563. DOI: 10.34709/IM.184.7URL EDN: FBUZKT | |
11. | Семенова О. В. Анализ факторов формирования мотивации студентов ВУЗа к научно-исследовательской деятельности в сфере инноваций // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. - 2022. - Т. 13, № 2. - С. 141-148. 10.18287/2542-0461-2022-13-2-141-148 URL: item.asp?id=49177551. DOI: 10.18287/2542-0461-2022-13-2-141-148URL EDN: HHNWLE | |
12. | Терентьев Е. А., Рыбаков Н. В., Бедный Б. И. Зачем сегодня идут в аспирантуру. Типологизация мотивов российских аспирантов // Вопросы образования. - 2020. - № 1. - С. 40-69. 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69 URL: item.asp?id=42744435. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-40-69URL EDN: KWXRPZ | |
13. | Хашхожева Д. А., Паритов А. Ю., Гелястанова М. Т., Махотлова З. А., Суншева Б. М., Аккизов А. Ю. Вовлеченность студентов в научно-исследовательскую работу и ее перспективы как элемента самостоятельной работы студента-магистранта // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 3. - С. 114. URL: item.asp?id=29452380. EDN: YUNECL | |
14. | Хромова А. О., Бухтаярова Е. Ю., Климова А. А., Курносова М. А., Дружинина М. В. Исследование мотивационного, креативного, коммуникативного и организационного компонентов готовности будущих педагогов к использованию инновационных технологий // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 4. - С. 7-25. 10.15293/2658-6762.2204.01 URL: item.asp?id=49425107. DOI: 10.15293/2658-6762.2204.01URL EDN: LYNJQT | |
15. | Чувгунова О. А. Реализация исследовательского потенциала студентов в условиях образовательного процесса вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2015. - № 1. - С. 78-86. URL: item.asp?id=23141732. EDN: TMKRID | |
16. | Agnès F., Leduc D., Locker M. Peut-on dynamiser le travail des étudiants en Licence? // Revue internationale de pédagogie de l’enseignement supérieur. - 2023. - Vol. 39 (3). URL:. DOI: 10.4000/ripes.5176 EDN: XLORZI | |
17. | Altet M. Conjuguer des recherches sur les pratiques enseignantes et sur la formation des enseignants: une double fonction scientifique et sociale des Sciences de l’éducation // Les Sciences de l’éducation - Pour l’Ère nouvelle. - 2019. - Vol. 52 (2). - P. 29-60. 10.3917/lsdle.522.0029 URL: https://www.cairn.info/revue-les-sciences-de-l-education-pour-l-ere-nouvelle-2019-2-page-29.htm. DOI: 10.3917/lsdle.522.0029URL | |
18. | Bhaw N., Kriek J., Lemmer M. Insights from coherence in students’ scientific reasoning skills // Heliyon. - 2023. - Vol. 9 (7). - P. e17349. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e17349 EDN: MJAPDY | |
19. | Domenici V. STEAM Project-Based Learning Activities at the Science Museum as an Effective Training for Future Chemistry Teachers // Education Sciences. - 2022. - Vol. 12 (1). - P. 30. DOI: 10.3390/educsci12010030 EDN: VIPIFN | |
20. | Fwu B.-J.,Li G.-Y. Responding to “Inquiry and Practice” in the 2019 Curriculum Guidelines: A Dual-Practice Approach to a Teaching Practice Course in Teacher Education // Journal of Research in Education Sciences. - 2023. - Vol. 68 (3). - P. 239-273. DOI: 10.6209/JORIES.202309_68(3).0008 | |
21. | Goulet-Pelletier J.-Ch., Gaudreau P., Cousineau D., Do students motivated to learn have better creative abilities? // Learning and Individual Differences. - 2023. - Vol. 106. - P. 102327. DOI: 10.1016/j.lindif.2023.102327 EDN: TAEZVB | |
22. | Grooters S., Zaal E., Ongena Y., Gerkema V. Appreciation of an alternative: Dutch alumni look back on their science master, a work-based learning vs a research-oriented approach // Cogent Education. - 2022. - Vol. 9 (1). DOI: 10.1080/2331186X.2022.2133506 EDN: OJGGCA | |
23. | Jehanghir M., Ishaq K., Akbar R. A. Effect of learners’ autonomy on academic motivation and university students’ grit // Education and Information Technologies. - 2023. - P. 1-38. DOI: 10.1007/s10639-023-11976-2 EDN: QLXTYF | |
24. | Konstantinidis E. I., Petsani D., Bamidis P. D. Teaching university students co-creation and living lab methodologies through experiential learning activities and preparing them for RRI // Health Informatics Journal. - 2021. - Vol. 27 (1). - P. 1460458221991204. DOI: 10.1177/1460458221991204 | |
25. | Laurens-Arredondo L. A. Information and communication technologies in higher education: Comparison of stimulated motivation // Education and Information Technologies. - 2023. - P. 1-26. DOI: 10.1007/s10639-023-12160-2 EDN: IPHDPC | |
26. | Nguyen P.-B.-T., Degrave P., Van Steendam E., Sercu L. Self-determination in EMI education. A study of university students’ motivation in Vietnam // International Journal of Educational Research Open. - 2023. - Vol. 5. - P. 100295. DOI: 10.1016/j.ijedro.2023.100295 EDN: KLGXAQ | |
27. | Saribas D., Ozer F. Action research in a teacher education program: probing into pre-service elementary teachers’ understandings of scientific practices and teaching scientific practices // Journal of Education for Teaching. - 2021. - Vol. 48. - P. 197-213. DOI: 10.1080/02607476.2021.1985937 | |
28. | Sun H., Xie Y., Lavonen J. Exploring the structure of students’ scientific higher order thinking in science education // Thinking Skills and Creativity. - 2022. - Vol. 43. - P. 100999. DOI: 10.1016/j.tsc.2022.100999 EDN: FYVVIM | |
29. | Wood R. Students’ Motivation to Engage with Science Learning Activities through the Lens of Self-Determination Theory: Results from a Single-Case School-Based Study // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. - 2019. - Vol. 15 (7). - P. em1718. DOI: 10.29333/ejmste/106110 | |
30. | Yin Х., Zong Х.International student mobility spurs scientific research on foreign countries: Evidence from international students studying in China // Journal of Informetrics. - 2022. - Vol. 16 (1). - P. 101227. DOI: 10.1016/j.joi.2021.101227 EDN: DEAKNI | |
31. | Сафина Г. Г., Закирова В. Г. Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - Вып. 11-3. - С. 113. EDN: HYCZSV | |
32. | Лаптева О. И., Корнилова А. Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Вып. 6. - С. 7. EDN: BUSSTX | |
33. | Трапянок Н. Г. Научно-исследовательская работа студентов: состояние и пути развития // Педагогика высшей школы: Сборник статей. - Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2020. - С. 129-131. URL: item.asp?id=46491740. EDN: NTCZQJ | |
34. | Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - С. 67. URL: https://www.studmed.ru/view/ilin-ep-motivaciya-i-motivy-mastera-psihologii_5d0d43a9678.html. EDN: RXZGQH | |
35. | В процентах показано количество респондентов, выбирающих позиции. | |
36. | В цифрах показано количество данных ответов. | |
37. | Факторы привлекательности сопряженной программы магистратуры и аспирантуры для обучающихся разных ступеней образования (на примере психолого-педагогических направлений подготовки) / С. А. Писарева, А. В. Микляева, Е. И. Бражник [и др.] // Университет в эпоху педагогических новаций: сборник статей по итогам Второго профессорского педагогического форума (Санкт-Петербург, 01-04 июня 2023 г.). - М.: Общероссийская общественная организация “Российское профессорское собрание”, 2023. - С. 201. URL: item.asp?id=54506989&pff=1. EDN: EIOWLB | |
38. | Собкин В. С., Ткаченко О. В. Студент педагогического вуза: жизненные и профессиональные перспективы. Труды по социологии образования. - Т. XI-XII. - Вып. XXI. - М.: Центр социологии образования РАО, 2007. - C. 35. URL: https://dl.libcats.org/genesis/364000/fc01d1939cc65b9d5576237b97da24ad/_as/[Sobkin_V.S.,_Tkachenko_O.V.]_Student_pedagogiches(libcats.org).pdf. EDN: RWHMZB | |
39. | Там же. С. 36. | |
40. | Антипова Е. П., Сидоров В. Е. Развитие мотивации к научной, инновационной и проектной деятельности у студентов // Стратегические ориентиры современного образования: сборник научных статей. - Екатеринбург, 2020. - Часть 1. - С. 64. 10.26170/Kso-2020-18 URL: https://kpfu.ru/staff_files/F_637433057/sbornik_uspu_2020_p1.pdf. DOI: 10.26170/Kso-2020-18URL EDN: IZKRNP | |
41. | Лотарева Т. Ю. Научно-исследовательская деятельность студентов в учебном процессе: проблемы научно-творческого интереса и его отсутствия // Мир науки. - 2016. - Вып. 2. - С. 3. EDN: WCJADN | |
42. | Там же. - С. 2. | |
43. | “Учитель должен быть веселым человеком…” Страницы жизни и творчества профессора кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена Ангелины Константиновны Громцевой (1918-2010) / под ред. Е. И. Бражник. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - C. 66. | |
44. | Лаптева О. И., Корнилова А. Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Вып. 6. - С. 6. EDN: BUSSTX | |
45. | Там же. - С. 3. | |
46. | Сафина Г. Г., Закирова В. Г. Развитие мотивационно-ценностного отношения магистрантов к самостоятельной исследовательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - Вып. 11-3. - С. 113-114. EDN: HYCZSV | |
47. | Исследование преемственности образовательных программ подготовки магистров и аспирантов в современном университете: коллективная монография / Балясникова Н. С. и др. - СПб.: Свое издательство, 2014. - C. 17. EDN: TIEUXZ | |
48. | Там же. - C. 21-22. |
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема и цель. Актуальная и не до конца решенная проблема сохранения культурного наследия и языкового разнообразия в мире может получить дополнительные способы решения с помощью современных технологий, в частности активно осваиваемых возможностей искусственного интеллекта. Цель статьи - анализ полученных к настоящему моменту данных о возможности сохранения языкового разнообразия с помощью искусственного интеллекта и предварительная оценка их эффективности с учетом тенденций к языковым трансформациям, влияющим на само развитие искусственного интеллекта. Методология. Исследование носит обзорно-аналитический характер и направлено на изучение имеющихся в научной литературе данных о возможностях искусственного интеллекта в деле сохранения языкового разнообразия и существующих ограничениях в случае его применения к редким и исчезающим языкам.
Результаты. Поиск информации по заявленной проблеме показал, что обращение к технологиям искусственного интеллекта как инструменту, способному реализовать задачу сохранения языкового разнообразия, пока остается предметом дискуссии преимущественно в медийной и общественной сферах и крайне скупо представлено в академических научных кругах. В числе вызовов, не связанных напрямую с потенциальными возможностями искусственного интеллекта, упоминается языковая пристрастность многих систем самого искусственного интеллекта, которая коренится в данных используемых для их обучения, что может способствовать дальнейшему закреплению социального и языкового неравенства отдельных этнических групп и создавать сложности в построении образовательных моделей для обучения этим языкам с помощью искусственного интеллекта. Авторами отмечается, что системы искусственного интеллекта могут быть обучены распознавать и анализировать лингвистические паттерны языков, которые были недостаточно изучены или находятся под угрозой исчезновения, в том числе строить образовательные модели на родном языке для малочисленных этнических групп, рискующих утратить язык общения.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема использования глобальной цифровой среды в качестве ресурса информации о концептах немецкой лингвокультуры. Цель статьи - исследование возможностей глобальной цифровой среды для институционального и самостоятельного ознакомления с культурно-концептной информацией. Методология. Исследование цифровой среды проводилось в течение двух семестров в 12 учебных группах, изучающих немецкий язык в МГИМО МИД России. В процессе исследования применялись следующие методы: опрос и изучение письменных и устных высказываний студентов в процессе их погружения в цифровую среду, анализ и систематизация накопленного опыта по обучению концептам немецкой культуры.
Результаты. В статье обобщен опыт исследования глобальной цифровой среды в качестве ресурса культурно-концептной информации. Определены функции среды, используемой в обучении иностранному языку: информационная, образовательная, мотивирующая, диагностирующая. Выявлены перспективы институционального и самостоятельного ознакомления с информацией о ключевых концептах культуры. Обоснованы критерии отбора медиатекстов, используемых в качестве ресурса культурно-концептной информации: наличие данных об изучаемых концептах, соответствие ценностным ориентирам российского общества, актуальность и новизна материалов, соразмерность языковому уровню студентов-международников.
Заключение. В результате проведенного исследования были изучены возможности цифровой среды для ознакомления с культурно-концептной информацией. Имплементация положений исследования в практику преподавания будет способствовать эффективному использованию виртуального культурно-языкового пространства и позволит повысить качество языковой и профессиональной подготовки специалистов-международников.
Проблема и цель. Авторы исследуют проблему повышения коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровой трансформации и взаимодействия с системами искусственного интеллекта. Цель статьи - выявить роль педагога-продюсера в организации педагогического взаимодействия в системе экономического образования (школа - вуз), а также оценить функции педагогического продюсирования, необходимые для повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в эпоху цифровизации. Методология. В качестве методологической основы исследования используется принцип Парето: 20 % педагогических ресурсов обеспечивают 80 % образовательного результата. В ходе исследования выполнен социологический опрос студентов и преподавателей Финансового университета при Правительстве РФ, Астраханского государственного университета, Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна), школьников профильных классов (г. Омск).
Результаты. Результаты анализа эмпирических данных демонстрируют актуальность роли педагога-продюсера в системе экономического образования в эпоху цифровизации, а также позитивное отношение молодого поколения к перспективам внедрения искусственного интеллекта. Выделены функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования. Использование принципа Парето подтверждает, что владение функциями педагогического продюсирования (информационная, коммуникативная, организаторская) в системе экономического образования, составляющими около 20 % компонентного состава педагогических функций, определяет 80 % образовательного результата в части повышения уровня коммуникативной культуры будущих экономистов в условиях цифровизации.
Заключение. В заключении на основе анализа результатов исследования обобщаются функции педагогического продюсирования с учетом цифровой специфики современного экономического образования.
Проблема и цель. В статье рассматривается проблема проектирования и применения фондов оценочных средств в контексте объективной оценки образовательных результатов по программам высшего образования.
Цель статьи - выявить особенности проектирования и применения оценочных средств в современных условиях цифрового развития для осуществления объективной оценки достигаемых образовательных результатов. Методология. Для достижения цели статьи авторы использовали теоретические (анализ теоретических источников) и эмпирические (опрос 222 преподавателей) методы.
Полученные данные были подвергнуты количественному и качественному анализу.
Результаты. Авторами проанализированы подходы к трактовке оценочных процедур и средств в теоретических исследованиях и нормативных документах. Основные результаты исследования позволили выявить ряд проблем разработки фондов оценочных средств: подмена предмета оценки на знаниевую составляющую; ориентация на разработку оценочных материалов на уровне дисциплины; оценка валидности и надежности проектируемых оценочных средств; оценка трудозатрат преподавателя; соотношение применяемых шаблонных оценочных средств и заданий практического характера; сложности в проектировании междисциплинарных фондов оценочных средств и оценки компетентности в целом; недооценка возможностей цифровой среды в разработке и применении оценочных средств. Оценка преподавателями проблем проектирования и применения фондов оценочных средств зависела от предметной области, к которой относятся преподаваемые ими дисциплины, и наличия опыта участия в разработке фондов оценочных средств различных уровней. Зависимость от стажа профессиональной деятельности и занимаемой должности выявить не удалось.
Заключение. По результатам исследования сделаны выводы о типах проблем проектирования и применения фондов оценочных средств в современных условиях, предложены рекомендации.
Проблема и цель. В настоящее время профессиональное обучение зачастую не базируется на природных задатках человека, их развитии с последующей экстраполяцией в выбранную сферу деятельности, что не только является важной научной проблемой в сфере качественной подготовки специалистов различного профиля, но и не способствует всестороннему распредмечиванию природной многомерной целостности человека, ее масштабному развертыванию своей природной сущности в той или иной сфере социальной деятельности и межсферного пространства, в которых человеку предстоит профессионально расти, развиваться, строить себя и свои жизненные перспективы. В статье в философско-культурологическом контексте представлен теоретизированный обзор генезиса профессионального образования в различные исторические эпохи, начиная с древнейших цивилизаций до настоящего времени. По мнению авторов, этот обзор послужит теоретической базой для понимания особенностей становления профессионального образования в России, путей его реформирования в настоящее время, поиска перспективных направлений этих трансформаций, появления инновационных профессий, профессионального целеполагания, развития и реализации многомерных проявлений природной целостности задатков человека как субъекта профессиональной деятельности, повышения качества его жизни и удовлетворенности профессией. Исследовательская цель статьи заключается в анализе философско-культурологического генезиса становления системы профессионального образования в истории человеческого бытия. Обосновывается позиция о том, что профессиональное образование должно выступать одним из способов раскрытия многомерной целостности природных задатков человека, а профессия рассматриваться как самостоятельный род занятий, обусловленный природным началом, а затем и общественным разделением трудовых операций, социальными вызовами и заказами.
Проблема и цель. Исследуется проблема изменения онтологических и методологических оснований философии образования в современных условиях.
Цель статьи - выявить историцистские основания и специфику акторно-сетевой интерпретации феноменов и актуальных проблем образования. Методология. Работа опирается на комплексный и междисциплинарный подходы. Источниковым материалом для проблемного исследования служат научные публикации 2000-2023 гг. в специализированных изданиях, которые развивают акторно-сетевую теорию в педагогике и философии образования. С целью сравнительного анализа актуальных дискуссий используются методы типологизации, компаративные методы, контекстуальный и текстовый анализ.
Результаты. В результате исследования современных работ выявлены основания и определена специфика акторно-сетевой интерпретации феноменов и проблем образования. Вскрыт фундамент акторно-сетевой педагогики - историцистская онтология, снимающая оппозицию классического историзма и релятивизма. Продемонстрировано влияние пересмотра онтологических и методологических оснований на терминологический аппарат философии образования. В связи с этим контекстуализирован концепт «образовательная пространственность», позволяющий комплексно проанализировать сложную сеть образовательных практик. Охарактеризован потенциал инструментария акторно-сетевой теории для исследования образовательных моделей в исторической перспективе, в материально и контекстуально разнородных сетях. Обоснован тезис о том, что акторно-сетевая теория может быть успешно использована в проблематизации феноменов образования и для разработки стратегий преподавания в силу своей полидисциплинарности.
Заключение. Продемонстрировано, что акторно-сетевая теория, благодаря опоре на новую модель историзма, может обеспечить полидисциплинарную ориентацию педагогики и ее лабильность в отношении современной ситуации.
Проблема и цель. С позиций социальной психологии изучается проблема конструктивного патриотизма, основанного на позитивной национальной идентификации и привязанности к своей стране, выражающейся в готовности к реализации просоциального поведения, рассматриваемого как вклад в благополучие страны.
Цель исследования - систематизация данных о социально-психологических предпосылках формирования конструктивных патриотических установок подростков и молодежи. Методология. Проведен систематический обзор эмпирических исследований, посвященных анализу социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма, опубликованных в период 2000-2023 гг. Обзор осуществлен в 2023 г. с использованием электронных библиографических баз Google Scholar и РИНЦ. В анализ включались статьи, имеющие полнотекстовые русскоязычные или англоязычные аннотации, содержащие результаты оригинальных эмпирических исследований социально-психологических коррелятов и предикторов конструктивного патриотизма. Из 2047 проанализированных источников соответствующими критериям отбора были признаны 30 статей, составивших корпус проанализированных публикаций.
Результаты. Выделено пять групп социально-психологических предпосылок конструктивного патриотизма в подростковой и молодежной среде: национальная идентичность (позитивное восприятие собственной нации, основанное на символической привязанности и осмыслении перспектив развития своей страны); другие компоненты социальной идентичности (глобальная и гражданская идентичность); ценности (в первую очередь ценности роста, характеризующиеся как индивидуалистической, так и социальной ориентацией); социальные установки (ориентация на социальную справедливость и альтруизм); особенности обработки социальной информации (рефлексивность, рациональность в противоположность интуитивности, критическое мышление). Отмечен косвенный вклад в конструктивный патриотизм таких социально-демографических переменных, как образование и место проживания.
Проблема и цель. В статье исследуется проблема формирования способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования.
Методология. Основными методами исследования выступают анкетирование студентов (159 человек) и преподавателей (98 человек), наблюдение за образовательным процессом, анализ нормативных документов и научной литературы по проблеме исследования, фокус-групповое обсуждение с участием работодателей, студентов, преподавателей и руководителей практик.
Результаты. Авторы выделили сущностные компоненты практической подготовки и представили комплексную характеристику данного понятия. Выявили особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся в условиях трансформации образования. Обосновали целесообразность модульной и поэтапной технологии проектирования системы практической подготовки, нацеленной на формирование способности и готовности обучающихся решать профессиональные задачи.
Заключение. Выделенные особенности проектирования системы практической подготовки обучающихся могут рассматриваться как основа успешной проектировочной деятельности с целью развития профессиональных компетенций обучающихся и усиления тенденций к практико-ориентированному обучению.
Издательство
- Издательство
- НГПУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- Юр. адрес
- 630126, Новосибирская обл, г Новосибирск, Октябрьский р-н, ул Вилюйская, д 28
- ФИО
- Герасёв Алексей Дмитриевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- rector@nspu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 2441161
- Сайт
- https://nspu.ru/