В настоящей статье освещаются отдельные аспекты борьбы с коррупцией в дореволюционной России. Автор обращает внимание на трансформацию общественного и государственного восприятия различных коррупционных проявлений на определенных исторических этапах развития страны. Кроме того, выделяются наиболее значимые нормативные акты, направленные на борьбу с коррупцией, присущие каждой определенной исторической эпохе, а также анализируются последствия принятия данных законопроектов. В статье обращается особое внимание на противоречивое влияние конкретных исторических личностей в борьбе с коррупцией.
Идентификаторы и классификаторы
Коррупция в различных формах существовала на протяжении всей истории человечества. В древнем мире, для того чтобы добиться расположения вождя или жреца, люди приносили им различные подарки, и подобного рода поведение считалось абсолютной нормой. Кроме того, в период формирования государственности в различных странах за право занять хорошую управленческую должность приходилось заплатить. Это было характерно для Древнего Египта, Древнего Рима и других древних государств [1, с. 261]. Российское государство на ранних этапах своего развития также было подвержено коррупции, однако современное трактование этого понятия вряд ли можно применить к происходящему в древности. Вместе с тем проследить проявления коррупционного поведения представляется возможным и в Древнерусском государстве.
Список литературы
1. Куренков З. Т. Коррупция: история возникновения в России и за рубежом // В сборнике: Тульская историческая весна - 2020: кризисы в истории обществ: разрушительное и созидательное. Материалы всероссийской научной конференции молодых учёных, посвящённой 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО“Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого“. 2020. С. 260-265. EDN: QONNUK
2. Истомина Т. А. Материальное обеспечение государственных служащих в период зарождения и становления государственной службы в России: от системы кормлений к денежному содержанию // Вестник Военного университета. 2010. № 4(24). С. 134-137.
3. Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2000. С. 121, 387.
4. Пшенко А. Г., Пшенко О. Ю. Развитие местного самоуправления в России в XVI - XVII вв. (земско-губный период) // Вестник международного института управления. 2016. № 1-2 (137-138). С. 107-112. EDN: VTIHYZ
5. Тимофеева Д. Е. “Закат” дворцово-вотчинной системы управления // Дневник науки. 2020. № 3 (39). С. 3-5. EDN: DHDJDE
6. Гарина, О. В. Отдельные аспекты деятельности жандармов по обеспечению безопасности государства на рубеже XIX-XX веков / О. В. Гарина // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 13-19. EDN: NBNHIC
7. История государственного управления в России (X-XXI вв): хрестоматия. М., Изд-во РАГС, 2003. С. 110-111.
8. Гриднев В. П. Борьба Петра I с коррупцией в России // Управленческое консультирование. 2023. № 1. С. 100-106. EDN: PNBHLB
9. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 14. Кн. 7. М., 1983.
10. Шабанов Л. В., Малинников М. В. Фаворитизм как фактор формирования традиции российского государственного управления (на примере сановников XVIII-начала XIX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 3(19). С. 5-10.
11. Кузовков Ю. В. История коррупции в России // Анима-Пресс. 2010. № 2 (41). С. 565-566.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящей статье рассматриваются организационно-правовые вопросы, связанные с деятельностью следователя (дознавателя) на стадии возбуждения уголовного дела о преступлениях в сфере нарушения миграционного законодательства, осуществления взаимодействия между сотрудником, уполномоченным проводить предварительное расследование, и сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, а также использования результатов оперативно-разыскной деятельности в процессе возбуждения уголовного дела. Автор уделяет внимание существующим проблемам, с которыми сталкиваются должностные лица правоохранительных органов при проведении предварительной проверки; предлагаются пути совершенствования деятельности данных лиц.
Статья посвящена рассмотрению обязанностей хозяйствующих субъектов по медицинскому обеспечению допуска водителей к участию в дорожном движении. На основе анализа положений законодательных и подзаконных актов Российской Федерации исследуются проблемные вопросы определения адресатов дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения, в том числе по проведению обязательных медицинских осмотров, в зависимости от статуса субъектов, целей перевозки и видов транспортных средств. По итогам анализа формулируются выводы и предложения, направленные на совершенствование нормативно-правовой основы медицинского обеспечения допуска к осуществлению таких перевозок в части уточнения адресатов таких требований.
Компетентность, профессионализм и мастерство высококвалифицированного сотрудника Госавтоинспекции определяется, прежде всего, наличием у него знаний, устойчивых, доведенных до автоматизма умений, навыков и личностных качеств. Несмотря на все положительные тенденции реформирования и развития службы, особое внимание в этой связи заслуживает отбор и подготовка кадров. В статье рассматриваются аспекты, характеризующие личность кандидатов на службу в подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения, структура и содержание развития профессионального мастерства, процессы становления и формирования качеств личности сотрудника, направленных на повышение результативности его профессиональной деятельности.
В статье рассматриваются нормативные правовые акты черезпризму деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации (на примере Орловской области) по противодействию экстремистским проявлениям и в сфере межнациональных отношений; анализируются статистические данные, свидетельствующие о необходимости принятия конкретных мер, направленных на стабилизацию ситуации. Авторами сформулированы предложения, направленные на необходимость детального анализа и обобщения опыта субъектов Российской Федерации по предупреждению правовых деликтов в сфере межнациональных отношений для использования положительных тенденций и в других регионах.
В статье рассмотрены новеллы законодательства, после подписания Президентом РФ В. В. Путиным 24 июля 2023 года Федерального закона № 374-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и статью 3.1 Федерального закона«Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»» и статью 3 Федерального закона «О Государственной компании«Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующие принципы применения камер автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения РФ, а также проблемы, связанные с реализацией законодательства, регламентирующего применение камер автоматической фиксации нарушений ПДД, а также перспективы развития норм права, регулирующих применение цифровых технологий для привлечения к административной ответственности в области дорожного движения.
Рассматривается порядок и критерии определения победителей конкурсных процедур на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автобусов как в рамках публичных закупок, так и открытого конкурса на маршрут. Отмечается, что в рамках публичных закупок в настоящее время приоритет отдаёся цене контракта, а не качественным характеристикам перевозчика. Обосновывается необходимость приоритета показателей состояния безопасности дорожного движения перевозчика над экономическими показателями при определении победителя конкурсных процедур.
В данной статье рассматриваются отдельные полномочия Госавтоинспекции по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма как конкретный элемент компетенции органов внутренних дел. В частности, анализируются права и обязанности сотрудников полиции при рассмотрении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена статьей 5.35. КоАП РФ. Кроме того, делается вывод о необходимости расширения области применения данного состава, предусматривающего административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями несовершеннолетних обязанностей по защите их прав и законных интересов, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних в области дорожного движения.
Цель настоящего исследования заключается в анализе развития военно-правовой отрасли советского государства периода 1920-1930-х гг. Обращается внимание на предопределённость законотворческого процесса идейно-политическими принципами и общим политическим дискурсом развития общественно-политических отношений в СССР в межвоенный период. Автор формулирует вывод о том, что военное право не только выступало инструментом регулирования военно-служебных отношений, но и выполняло более широкие функции, обеспечивая идеологический контроль над военной организацией государства и являясь регулятором социальных отношений в советском обществе.
Настоящая статья посвящена малоизученному к настоящему времени правовому феномену - правовым последствиям. Анализируется место правовых последствий в системе правовых явлений, их понятие и сущность. Автор раскрывает отдельные аспекты механизма правового регулирования, соотнося их со спецификой правовых последствий. Отдельное внимание уделено вопросам реализации права. В статье подробно рассматриваются такие формы непосредственной правореализации, как использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей. Определяются возможные правовые последствия данных форм правореализации, приводятся конкретные примеры из различных отраслей права. Данная статья может быть полезна для исследователей и практиков в области права.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ОРЮИ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА
- Регион
- Россия, Орел
- Почтовый адрес
- 302027, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2.
- Юр. адрес
- 302027, Орловская обл, г Орёл, Советский р-н, ул Игнатова, д 2
- ФИО
- Проказин Дмитрий Леонидович (НАЧАЛЬНИК ИНСТИТУТА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______