В ходе исследования об издании региональных советских энциклопедий в 1920-1930-х гг. было выявлено, что их судьба осталась незавершенной в результате разгрома краеведческого движения по всей стране в этот период. На основе архивных документов была рассмотрена история подготовки и издания Уральской советской энциклопедии, публикация которой была прекращена после выхода в свет первого тома. Особое внимание было уделено деструктивной роли цензуры в региональном книгоиздании, которая наиболее ярко продемонстрировала несовместимость советской партийной идеологии и изучения конкретной локальной истории. Особое внимание уделяется обстановке в стране с середины 1930-х, ожесточенной борьбе с инакомыслием, поиску врагов народа и цензуре в книгоиздании региона. Этот случай показывает, что советская партийная идеология и научное исследование не всегда могут сосуществовать и что поиск правды может стать сложной задачей в условиях политической репрессии.
Идентификаторы и классификаторы
В современном гуманитарном знании все большее значение приобретает вопрос о сохранении исторической памяти. Одним из ключевых источников информации являются энциклопедические издания, публиковавшиеся в разные исторические периоды. Авторами статей в энциклопедиях часто выступали известные ученые, способные доступно объяснить даже самые сложные концепции понятным языком. Цель статьи заключается в анализе и исследовании Уральской советской энциклопедии как значимого источника для изучения истории краеведения в СССР, а также ее роли в сохранении культурного наследия и отражении социально-политических процессов того времени.
Список литературы
1. Бакунин А. В., Плотников И. Е. Уральская область // Уральская историческая энциклопедия / УрО РАН, Ин-т истории и археологии; гл. ред. В. В. Алексеев. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Академкнига, 2000.
2. Басов М. Сибирская энциклопедия // Наши достижения. 1930. № 5. С. 30-35.
3. Березов, село // Уральская советская энциклопедия / ред. совет: В. Н. Андроников, И. Г. Бирн, В. Ф. Головин и др.; отв. ред. Я. Р. Елькович. Свердловск; М.: б. и., 1931-1933. С. 334.
4. Данилова Л. Ю. Из истории названия энциклопедии Дальневосточного края // Вестник ДВНГБ. 2000. № 4. С. 48-65.
5. Елькович Я., Гришанин В. Уральская советская энциклопедия // Уральский рабочий. 1930. 17 июля. С. 5.
6. Елькович Я. Р. К выходу Уральской советской энциклопедии // Уральский коммунист. 1931. № 16. С. 64.
7. Коптелов А., Окладников А., Соскин В. Еще раз о Сибирской советской энциклопедии // Сибирские огни. 1972. № 5. С. 181-185.
8. Ефремова Е. Н. Прерванный полет: несостоявшиеся издания региональных советских энциклопедий 1920-1930-х гг. // Quaestio Rossica. 2014. № 2. С. 151-166. EDN: TEWEEB
9. Лившиц С. Г. Первая Советская краевая энциклопедия // Из истории книги, библиотечного дела и библиографии в Сибири. Новосибирск, 1969. С. 36-50.
10. Литвин А. Л. Без права на мысль (Историки в эпоху Большого террора. Очерки судеб). Казань: Тат. кн. изд-во, 1994. 191 с.
11. От редакции // Уральская советская энциклопедия. С. 3.
12. Павлова И. В. Из истории создания ССЭ // Книжное дело в Сибири и Дальнего Востока в годы строительства социализма. Новосибирск, 1983. С. 41-53.
13. Скипина И. В. Под именем “С. В”.: исчезновение фамилии в авторских статьях С. В. Бахрушина в Сибирской советской энциклопедии // Общество: философия, история, культура. 2021. № 6 (86). С. 61-66. EDN: PPDNQF
14. Шмидт А. Академия наук и ее работа // Уральская советская энциклопедия. С. 82-87.
15. Энциклопедия Дальневосточного края. Проспект. Словник [Текст] / гл. ред. В. Я. Волынский. Хабаровск: Дальневосточ. краевое изд-во “Книжное дело”, 1930. С. V.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для большей части современных казаков идея великодержавности является центральной для их самоидентификации, выстраиваясь в схему: возрождение казачества способствует возрождению России как великой державы, потерявшей этот статус в результате распада СССР. Значительная часть неоказаков с начала 1990-х определяли свою суть через идею служения Отечеству, которое по умолчанию должно быть великим, подразумевая военно-политическую мощь. В то же время часть казачьих националистов отрицательно относились к обязательному привлечению их к госслужбе, выступая только за этнокультурное возрождение с возможным получением автономии и критикуя имперские великодержавные устремления другой части казачества. Однако именно модель государственного патриотизма оказалась наиболее устойчивой, поддержанной властью и доминирующей в публичном дискурсе.
Цель данной статьи - изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000-2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985-1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.
В статье исследуются репрезентации поворотных моментов биографии Л. Д. Троцкого в его байопике 1993 года - первом в России игровом кино, посвященном судьбе некогда «врага № 1». С помощью методов киноанализа Г. Корте выделяются нарративные особенности и визуальные образы в фильме. Затем на материале рецензий обобщаются способы декодирования содержащихся в нем смыслов, а на основе интервью создателей фильма определяется их видение киноленты. Для анализа полученных результатов используется понятийный аппарат А. Ассман: формы репрессивного забвения, то есть уничтожения упоминаний о личности или событии, и селективного забвения, естественного для любого общества избирательного памятования о прошлом. Исторические неточности кинонарратива учитываются как производные техники «палимпсеста» - символического переписывания, порождаемого интерпретациями и реинтерпретациями событий прошлого. Темы, не представленные или слабо артикулированные в фильме, рассматриваются как проявления «скрытого молчания» (В. Виницки-Серуси и Ч. Тигер). В заключение отмечается, что выявленные в кинонарративе методы конструирования образов и клише в репрезентации Л. Д. Троцкого частично «нормализуют» его как историческую фигуру и позволяют назвать фильм элементом перехода к селективному забвению.
Мемификация и хештегирование в их функциональном назначении рассматриваются как следствия распространения технологий визуализации коллективной памяти. Теоретические рамки статьи обусловлены научными подходами М. Хальбвакса, Дж. Олика, С. И. Каспэ. Предложен анализ практик отмены коллективной памяти в цифровом пространстве на примере разбора образно-смысловых (интернет-мемов о традиционных религиях) и лингвистически-смысловых компонентов (хештегов о религии) в цифровом пространстве. Сделаны выводы о том, что оцифровка традиционных символов приводит к формированию совокупности новых форм; гибридизация традиционных символов способствует формированию цифровых повествований и созданию «новой» онтологии религии; распространение цифровых интерпретаций связано с порождением дополнительных сред присутствия религиозного смысла, евангеликализмом как социокультурным источником «культуры отмены».
В статье выявляется связь между традицией и остракизмом как механизмом ее поддержания и сохранения. Достаточно стабильное идейно-смысловое, сакрализированное ядро традиции всегда несет в себе потенциальную возможность активизации остракизма как охранительной реакции социальной системы на критику традиции или на попытку ее изменения или ликвидации. На примере кейсов Л. Н. Толстого и А. В. Кураева* анализируются этапы зарождения и эскалации ценностного конфликта, связанного с противопоставлением между личностью и традицией в лице религии и государства. Отмечается ряд особенностей остракизма как социальной практики, что позволит не только сравнивать аналогичные кейсы, но и прогнозировать их возникновение и предлагать технологии управления ими.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru