В статье выявляется связь между традицией и остракизмом как механизмом ее поддержания и сохранения. Достаточно стабильное идейно-смысловое, сакрализированное ядро традиции всегда несет в себе потенциальную возможность активизации остракизма как охранительной реакции социальной системы на критику традиции или на попытку ее изменения или ликвидации. На примере кейсов Л. Н. Толстого и А. В. Кураева* анализируются этапы зарождения и эскалации ценностного конфликта, связанного с противопоставлением между личностью и традицией в лице религии и государства. Отмечается ряд особенностей остракизма как социальной практики, что позволит не только сравнивать аналогичные кейсы, но и прогнозировать их возникновение и предлагать технологии управления ими.
Идентификаторы и классификаторы
Общество представляет собой сложную систему переплетения социальных полей, которые развиваются циклически: за периодами изменений и прогресса социальной реальности той или иной степени интенсивности следуют периоды отката или замедления развития [Пантин]. Несмотря на динамическую природу общества, требуется определенная стабильность, которую обеспечивает пространство традиции, представляющее собой «несколько измерений преемственности: во-первых, идей, ценностей и моделей мышления; во-вторых — моделей поведения и способов их отражения; в-третьих — институтов» [Семененко, 53].
Список литературы
1. Басинский П. В. Лев Толстой - свободный человек. М.: Молодая гвардия, 2022.
2. Бойкина Е. Э., Чиркина Р. В. Социальный остракизм: современное состояние проблемы, методология и методы исследования // Психология и право. 2020. Т. 10, № 1. С. 152-170. DOI: 10.17759/psylaw.2020100114 EDN: TYBGSY
3. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. EDN: QOCQVP
4. Гофман А. Б. От какого наследства мы не отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже XX-XXI веков // Традиции и инновации в современной России. Социологический анализ взаимодействия и динамики / под ред. А. Б. Гофмана. М.: Рос. полит. энцикл.(РОССПЭН), 2008. С. 9-62. EDN: VOVAET
5. Кураев А. В. Запись в Живом журнале об А. Агейкине. URL: https://diak-kuraev.livejournal.com/2865603.html (дата обращения: 29.05.2024).
6. Определение Святейшего синода от 20-22 февраля 1901 года № 557, с посланием верным чадам Православной греко-российской церкви о графе Льве Толстом. URL: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povodu-otpadenija-ot-pravoslavnojtserkvi-grafa-lva-nikolaevicha-tolstogo/4 (дата обращения: 29.05.2024).
7. Ореханов Г. (протоиерей). Лев Толстой. “Пророк без чести”: хроника катастрофы. М.: Эксмо, 2016.
8. Пантин В. И. Циклы и волны истории: природа, человек, общество, культура. М.: Полит. энцикл. (РОССПЕН), 2023. EDN: TVZFCP
9. Петров Г. И. Отлучение Льва Толстого от церкви. М.: Знание, 1978.
10. По поводу отпадения от православной церкви графа Льва Николаевича Толстого: сб. ст. “Миссионерского обозрения”. СПб.: Изд. В. М. Скворцова, 1904.
11. Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 50-54-2020 о признании протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. URL: http://moseparh.ru/reshenie-eparxialnogo-suda-g-moskvy-po-delu-50-54-2020.html (дата обращения: 29.05.2024).
12. Решение Епархиального суда г. Москвы по делу № 53-57-2021 заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева. URL: http://moseparh.ru/reshenie-eparxialnogo-suda-g-moskvy-po-delu-53-57-2021.html (дата обращения: 29.05.2024).
13. Семененко И. С. Традиция и инновация как концепты политической науки и ориентиры политики развития: диалектика совместимости // Полис. Политические исследования. 2023. № 5. С. 45-65. DOI: 10.17976/jpps/2023.05.04 EDN: GZGVJK
14. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Социальные размежевания и политические противостояния в научном дискурсе: критерии оценки и классификации // Полис. Политические исследования. 2021. № 5. С. 54-76. DOI: 10.17976/jpps/2021.05.05 EDN: DTBRYE
15. Список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. URL: https://minjust.gov.ru/ru/activity/directions/942/spisok-lic-vypolnyayushih-funkcii-inostrannogo-agenta/ (дата обращения 29.05.2024).
16. Суворин А. С. Дневник. М.; Пг.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1923.
17. Уведомление Епархиального суда г. Москвы № 274 от 3 апреля 2021 года протодиакону Андрею Кураеву. URL: http://moseparh.ru/uvedomlenie-eparxialnogo-suda-g-moskvy-274-ot-3-aprelya-2021.html (дата обращения: 29.05.2024).
18. Узланер Д. Конец “проправославного консенсуса”: религия как новый раскол российского общества // Новое литературное обозрение. 2020. № 3. URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/163_nlo_3_2020/article/22227/ (дата обращения 29.05.2024). EDN: SETKTG
19. Указ № У-02/49 от 29 апреля 2020 года протодиакону Андрею Кураеву. URL: http://moseparh.ru/ukaz-zashtatnomukliriku-goroda-moskvy-protodiakonu-andreyu-kuraevu.html (дата обращения: 29.05.2024).
20. Указ № У-02/69 от 28 апреля 2023 года протодиакону Андрею Кураеву. URL: http://moseparh.ru/ukaz-u-0269-ot-28-aprelya-2023.html (дата обращения: 29.05.2024).
21. Шмитт К. Понятие политического // Социология власти. 2011. № 8. С. 173-190. EDN: ONZBHJ
22. Щербинина Н. Г., Аванесова Е. Г. Традиционный элемент политической культуры России: конституирование православных основ // Вестнмк Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 75. С. 289-299. Х/75/24. DOI: 10.17223/1998863 EDN: VUJTDK
23. Lipset S. M., Rokkan S. Cleavage Structures, Party Systems, and Voter Alignments: An Introduction // Party Systems and Voter Alignments: Cross-National Perspectives / ed. by S. M. Lipset, S. Rokkan. N. Y.: Free Press, 1967. P. 1-64.
24. Robinson P. Russia’s emergence as an international conservative power // Russia in Global Affairs. 2020. Vol. 18, № 1. P. 10-37. DOI: 10.31278/1810-6374-2020-18-1-10-37 EDN: XEZOIQ
25. Shils E. Tradition. Chicago: The University of Chicago Press, 1983.
26. Stepanova E. A. “Everything good against everything bad”: traditional values in the search for new Russian national idea // Zeitschrift für Religion, Gesellschaft und Politik. 2022. Vol. 7(1). P. 97-118. DOI: 10.1007/s41682-022-00123-2 EDN: WFLCGY
27. Streib H., Gennerich C. Jugend und Religion. Bestandsaufnahmen, Analysen und Fallstudien zur Religiosität Jugendlicher. Jugendforschung. Weinheim: Juventa, 2011.
28. The invention of tradition / Eds. by E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1983.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для большей части современных казаков идея великодержавности является центральной для их самоидентификации, выстраиваясь в схему: возрождение казачества способствует возрождению России как великой державы, потерявшей этот статус в результате распада СССР. Значительная часть неоказаков с начала 1990-х определяли свою суть через идею служения Отечеству, которое по умолчанию должно быть великим, подразумевая военно-политическую мощь. В то же время часть казачьих националистов отрицательно относились к обязательному привлечению их к госслужбе, выступая только за этнокультурное возрождение с возможным получением автономии и критикуя имперские великодержавные устремления другой части казачества. Однако именно модель государственного патриотизма оказалась наиболее устойчивой, поддержанной властью и доминирующей в публичном дискурсе.
В ходе исследования об издании региональных советских энциклопедий в 1920-1930-х гг. было выявлено, что их судьба осталась незавершенной в результате разгрома краеведческого движения по всей стране в этот период. На основе архивных документов была рассмотрена история подготовки и издания Уральской советской энциклопедии, публикация которой была прекращена после выхода в свет первого тома. Особое внимание было уделено деструктивной роли цензуры в региональном книгоиздании, которая наиболее ярко продемонстрировала несовместимость советской партийной идеологии и изучения конкретной локальной истории. Особое внимание уделяется обстановке в стране с середины 1930-х, ожесточенной борьбе с инакомыслием, поиску врагов народа и цензуре в книгоиздании региона. Этот случай показывает, что советская партийная идеология и научное исследование не всегда могут сосуществовать и что поиск правды может стать сложной задачей в условиях политической репрессии.
Цель данной статьи - изучение особенностей трансформации памяти о перестройке в образовательном дискурсе России. На основе контент-анализа учебников и учебной литературы анализируется динамика интерпретативных стратегий о перестройке и о личности М. С. Горбачева в контексте эволюции исторической политики государства и трансформации массового исторического сознания в период 2000-2024 гг. Эволюция исторической политики в 2000-е и 2010-е гг., а также смена акцентов государства как актора исторической политики способствовали возвращению положительных аспектов советского исторического опыта, что все более превращало память о перестройке в отрицательный пример в дискуссиях о необходимости широких модернизационных реформ в России. Проведенный контент-анализ выявил факт постепенной трансформации стратегий интерпретации перестройки в российских учебниках, где на смену критически-нейтральным и фактографическим интерпретациям событий перестройки приходят негативно-критические интерпретации, актуализирующие дискурс переоценки и исторической ответственности. Было выявлено, что данная трансформация происходила на фоне доминирования устойчиво негативной оценки исторических событий 1985-1991 гг. в массовом историческом сознании, где реформы эпохи перестройки выступают не самой желаемой стратегией решения проблем СССР.
В статье исследуются репрезентации поворотных моментов биографии Л. Д. Троцкого в его байопике 1993 года - первом в России игровом кино, посвященном судьбе некогда «врага № 1». С помощью методов киноанализа Г. Корте выделяются нарративные особенности и визуальные образы в фильме. Затем на материале рецензий обобщаются способы декодирования содержащихся в нем смыслов, а на основе интервью создателей фильма определяется их видение киноленты. Для анализа полученных результатов используется понятийный аппарат А. Ассман: формы репрессивного забвения, то есть уничтожения упоминаний о личности или событии, и селективного забвения, естественного для любого общества избирательного памятования о прошлом. Исторические неточности кинонарратива учитываются как производные техники «палимпсеста» - символического переписывания, порождаемого интерпретациями и реинтерпретациями событий прошлого. Темы, не представленные или слабо артикулированные в фильме, рассматриваются как проявления «скрытого молчания» (В. Виницки-Серуси и Ч. Тигер). В заключение отмечается, что выявленные в кинонарративе методы конструирования образов и клише в репрезентации Л. Д. Троцкого частично «нормализуют» его как историческую фигуру и позволяют назвать фильм элементом перехода к селективному забвению.
Мемификация и хештегирование в их функциональном назначении рассматриваются как следствия распространения технологий визуализации коллективной памяти. Теоретические рамки статьи обусловлены научными подходами М. Хальбвакса, Дж. Олика, С. И. Каспэ. Предложен анализ практик отмены коллективной памяти в цифровом пространстве на примере разбора образно-смысловых (интернет-мемов о традиционных религиях) и лингвистически-смысловых компонентов (хештегов о религии) в цифровом пространстве. Сделаны выводы о том, что оцифровка традиционных символов приводит к формированию совокупности новых форм; гибридизация традиционных символов способствует формированию цифровых повествований и созданию «новой» онтологии религии; распространение цифровых интерпретаций связано с порождением дополнительных сред присутствия религиозного смысла, евангеликализмом как социокультурным источником «культуры отмены».
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru