Архив статей журнала

"ЩЕПА ИЗ РАССКАЗОВ" И УСТНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ВОЙНЕ: РОЛЬ ИНТЕРВЬЮ В "БЛОКАДНОЙ КНИГЕ" А. М. АДАМОВИЧА И Д. А. ГРАНИНА (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Павловская Анастасия Юрьевна

В статье исследуется корпус интервью, собранных Д. А. Граниным и А. М. Адамовичем в процессе работы над «Блокадной книгой», одного из наиболее авторитетных текстов о блокаде Ленинграда. Автор анализирует рабочие материалы писателей и стенограммы интервью, чтобы реконструировать процесс собирания устных свидетельств о блокаде Ленинграда, продемонстрировать то, как процесс общения со свидетелями постепенно изменял первоначальный замысел книги. В статье предпринимается попытка поставить процесс интервьюирования в контекст документального поворота в советской культуре 1970-х гг. В тексте также анализируется внутренняя иерархия свидетельств и документов, возникшая в процессе работы над «Блокадной книгой».

Сохранить в закладках
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ ВО ВЬЕТНАМЕ В АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЕ 1970-Х: СТРАТЕГИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ФИГУРЫ ВЕТЕРАНА (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Сысолятин Антон Андреевич, Слепченко Денис Вячеславович

В статье рассматриваются формирование проектов постконфликтного человека в культуре США после войны во Вьетнаме и связанный с ними процесс «индустриализации памяти». Цель статьи - критически рассмотреть роль СМИ, общественных и академических дискуссий, кинематографа и литературы в формировании постконфликтного института «индустрии памяти» в США с конца 1970-х гг. и показать, как происходит тривиализация травмы в культуре постконфликтного периода, что приводит к рождению целой индустрии вокруг коллективной памяти, абсорбирующей и замещающей персональный опыт участников конфликта. Кроме того, дается оценка продуктивного потенциала рассмотренных проектов человека для осмысления опыта насилия и построения постконфликтного общества.

Сохранить в закладках
ВНУТРИ МЕМОРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОТ НАСТОЯЩЕГО К ВОССОЗДАВАЕМОМУ ПРОШЛОМУ (2023)
Выпуск: Т. 4 № 2 (2023)
Авторы: Горюшина Евгения Михайловна, Алхастова Зарина Магомедовна

Целью исследования является анализ современной мемориальной культуры Чеченской Республики. Автор исходит из того, что прошлое о Чечне за пределами республики, как правило, ограничивается памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994-1996 и 1999-2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании». Новизна исследования заключается в изучении современной чеченской мемориальной культуры в контексте постконфликтного этапа становления северокавказской республики, о котором крайне мало междисциплинарных исследований. В статье определена выборка ключевых исторических событий, на которых конструируется чеченская мемориальная культура: 1) движение под руководством шейха Мансура; 2) Кавказская война; 3) революция 1917 г. и Гражданская война; 4) советская Чечня (Чечено-Ингушская АССР); 5) Великая Отечественная война/депортация 1944 г.; 6) «Чеченская революция» 1991 г., дудаевский режим, гражданская война в Чечне 1994 г., «первая чеченская война», межвоенный кризис, «вторая чеченская война», отмена режима контртеррористической операции (КТО) и развитие республики. Автор применяет к чеченской мемориальной культуре модель помятования А. Ассман «помнить, чтобы никогда не забывать», поскольку она предполагает сохранение прошлого и интеграцию памяти о событии в коллективную идентичность. При этом в статье выявляются недостатки данной модели и показывается поэтапная институционализация коммеморативной практики помятования жертв депортации в постконфликтный период развития республики.

Сохранить в закладках