В статье рассматриваются формирование проектов постконфликтного человека в культуре США после войны во Вьетнаме и связанный с ними процесс «индустриализации памяти». Цель статьи - критически рассмотреть роль СМИ, общественных и академических дискуссий, кинематографа и литературы в формировании постконфликтного института «индустрии памяти» в США с конца 1970-х гг. и показать, как происходит тривиализация травмы в культуре постконфликтного периода, что приводит к рождению целой индустрии вокруг коллективной памяти, абсорбирующей и замещающей персональный опыт участников конфликта. Кроме того, дается оценка продуктивного потенциала рассмотренных проектов человека для осмысления опыта насилия и построения постконфликтного общества.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 130.2. Философия культуры. Системы культуры. Культурологические учения
159.953. Память. Обучение. Мнемотехника
304.44. Практическое применение социальных научных знаний. Социальная практика. Культурная жизнь
316.485.6. Регулирование конфликта. Разрешение конфликта. Стратегия конфликта
316.7. Социология культуры. Культурный контекст социальной жизни
32.019.51. Воздействие на общественное мнение
355.292. Ветераны войны. Инвалиды войны. Бывшие военнопленные. Раненые из гражданского населения. Солдатские вдовы (жены погибших солдат и убитых гражданских лиц). Дети погибших на войне
Проблематика коллективной и культурной памяти занимает значительное место в современных гуманитарных исследованиях как в зарубежной, так и в отечественной литературе. Объединяющей чертой исследований памяти становится обращение к проблематичным и кризисным моментам, «травмирующим разрывам», которые, существуя словно бы «в фоновом режиме» в культуре, определяют наше восприятие настоящего и формируют индивидуальные и коллективные практики работы с опытом прошлого. В отличие от европейской традиции и примыкающих к ней отечественных исследований, фокусирующихся на изучении специфики формирования индивидуальной и коллективной памяти в конфликте традиций и инноваций, американская философия культуры выстаивает свое проблемное поле вокруг взаимосвязи травмы и памяти. Кроме того, американская интеллектуальная культура ярче реагирует на современные изменения восприятия времени (так называемую традицию постмодерна) и фокусирует исследовательскую точку зрения не на вероятное проектируемое будущее, а на конкретное настоящее с его сложной, содержащей «разрывы» и «слои» внутренней архитектурой.
Список литературы
1. Боянич П. Насилие и мессианизм / пер. с фр. О. Волчек. Екатеринбург; М.: Кабинетный ученый, 2018.
2. Дуров Б. Ю. Американцы и война в книге Майкла Герра “Репортажи” // Известия ВГПУ. 2018. № 1(278). С. 176-179.
3. Кузнецов Д. В. Невоенные методы преодоления “вьетнамского синдрома” в США в 1973/1974-2015 гг. // Американский ежегодник. 2016. № 2015. С. 99-126. EDN: WKDJCX
4. Логунова Л. Ю. Историческая и социальная память: парадоксы и смыслы // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11, № 1, ч. 2. С. 227-253. EDN: VZPHGS
5. Макаров А. И. Философия памяти и кризисы коллективной идентичности // Logos et Рraxis. 2018. Vol. 17, № 1. С. 5-12. EDN: UWDYFI
6. Мороз О., Суверина Е. Trauma studies: История, репрезентация, свидетель // Новое литературное обозрение. 2014. № 1. С. 59-74. EDN: SGTTCZ
7. Николаи Ф. В. “Вьетнамский синдром”: память о войне и общественное мнение в США // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. (Нижневартовск, 8 февраля 2013 г.) / отв. ред. А. В. Коричко. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. Ч. 1: История идей и история общества. Проблемы всеобщей истории. С. 99-101. EDN: SWHTCL
8. Николаи Ф. В., Кобылин И. И. Американские trauma studies и проблемы их транзитивности в России // Логос. 2017. № 5. С. 115-136. EDN: ZBNIGL
9. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1999. С. 17-50.
10. Романовская Е. В. Феномен памяти: между историей и традицией // Философия и общество. 2010. № 1(57). С. 98-108. EDN: MBCWUH
11. Рюзен Й. Утрачивая последовательность истории // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М., 2003. Вып. 7. С. 8-27.
12. Соколова Д. В. Отношения СМИ и правительства США в годы вьетнамской войны // Век информации. Журналистика и войны: к 100-летию Первой мировой войны: материалы 53-й Международ. науч. конф. “Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения” (Санкт-Петербург, 23-25 апр. 2014 г.) / ред. коллегия: Л. П. Громова (отв. ред.), Г. В. Жирков, О. С. Кругликова. СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, Ин-т “Высш. шк. журналистики и мас. коммуникаций”, 2015. С. 204-214.
13. Травма:Пункты: сб. ст. / сост. С. Ушакин и Е. Трубина. М.: Новое лит. обозрение, 2009.
14. Alexander J. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. N. Y.: Oxford University Press, 2003.
15. Anderson D. Shadows on the White House. Presidents and the Vietnam War, 1945-1975. Lawrence, Kan.: University Press of Kansas, 1993. 226 p.
16. Assmann A. Re-framing Memory. Between Individual and Collective Forms of Constructing the Past // Performing the Past: Memory, History, and Identity in Modern Europe / ed. by K. Tilmans, J. Winter. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2010. P. 35-50.
17. Bundy M. C. Vietnam, Watergate and Presidency Powers // Foreign Affairs. 1979. Vol. 58, № 2. P. 397-405.
18. Colby W. E., McCargar J. Lost Victory: A Firsthand Account of America’s Sixteen-year in Involvement in Vietnam. Chicago; N. Y.: Contemporary Books, 1989.
19. Dean E. T. Shook Over Hell: Post-Traumatic Stress, Vietnam, and the Civil War. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 1997.
20. Felman S. The Juridical Unconscious: Trials and Traumas in the Twentieth Century. Cambridge Mass.: Harvard University Press, 2002.
21. Giler D., Stallone S. First Blood: Screenplay. Los Angeles: First Blood Production Inc., 1981-1982.
22. Hagopian P. The Vietnam War in American Memory: Veterans, Memorials, and the Politics of Healing. Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 2009. EDN: QPQWJL
23. Heinemann L. Close Quarters. N. Y.: Farrar, Straus, Giroux, 1977.
24. Herr M. Dispatches. N. Y.: Alfred A. Knopf, 1977.
25. Jacobs L. R., Shapiro R. Y. Presidental Manipulation of Polls and Public Opinion: The Nixon Administrations and the Pollsters // Polit. Science Quart. New York, 1995/1996. Vol. 110, № 4. P. 519-538.
26. Kolko G. Anatomy of a War: Vietnam, the US and the Model Historical Experience. N. Y.: New Press, 1985.
27. LaCapra D. Rethinking Intellectual History: Texts, Contexts, Language. Ithaca: Cornell University Press, 1983.
28. Leys R. Trauma: Genealogy. Chicago: University of Chicago Press, 2000.
29. Lifton R. J. Home from the War: Vietnam Veterans: Neither Victims Nor Executioners. N. Y.: Simon & Schuster, 1974.
30. Morrell D. First Blood. N. Y.: M. Evans and Co., 1972.
31. Nguyen V. T. Nothing Ever Dies: Vietnam and the Memory of War. Cambridge, Massachusets: Harvard University Press, 2016.
32. Njustadt R. Presidental Power: The Politics of Leadership, With Reflection of Johnson and Nixon. N. Y.: John Wiley & Sons, 1976.
33. Roediger D. Gook: The Short History of an Americanism // Monthly Review. 1992. Vol. 43, iss. 10 (March).
34. The Affective Turn: Theorizing the Social / ed. by P. T. Clough, J. Halley. Duke University Press, 2007.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Классики направления memory studies Пьер Нора, Ян и Алейда Ассман справедливо отмечали, что в последней трети XX в. в странах евроатлантического региона история превратилась в язык обсуждения актуальных общественных проблем. Борьба за его однозначность, закрепление собственной (зачастую понимается как единственно верная) трактовки событий прошлого составляет важную часть современных информационных войн. Динамика военно-политического и экономического взаимодействия различных стран находит отражение в области символической политики, которая, в силу своей связи с коллективными представлениями и способности последних оказывать влияние на породившее их сообщество, не может рассматриваться лишь в качестве зависимой переменной.
Институциональный подход в memory studies предполагает изучение устойчивых организационных структур, ответственных за производство культурной памяти. Обращаясь к проблеме позднесоветских институтов памяти о Великой Отечественной войне в 1960-1980-е гг., автор рассматривает киностудию на примере «Ленфильма» как особый институт памяти и культурной травмы войны. Основываясь на институциональных источниках (сценарные дела, художественные советы и др.), автор предлагает изучать производство советских фильмов о войне как взаимодействие сложной системы конфликтующих «авторитетных зрителей», обладавших (относительной) автономией, функциями и разным типом авторитета в суждении о прошлом - «властью памяти». Автор обосновывает типологию такой «власти памяти» («власть автора», «власть студии», «власть культурной бюрократии», «власть партии», «власть военных», «власть цеха», «власть медиа») и суммирует основные свойства, присущие системе культурного производства и влиявшие на кинопамять о войне в «долгие 1970-е», - ее стабильность, «институциональную непрозрачность», «постоянство торга», дублирование партийно-бюрократического контроля, оспаривание и защиту «автономии автора».
В статье исследуется корпус интервью, собранных Д. А. Граниным и А. М. Адамовичем в процессе работы над «Блокадной книгой», одного из наиболее авторитетных текстов о блокаде Ленинграда. Автор анализирует рабочие материалы писателей и стенограммы интервью, чтобы реконструировать процесс собирания устных свидетельств о блокаде Ленинграда, продемонстрировать то, как процесс общения со свидетелями постепенно изменял первоначальный замысел книги. В статье предпринимается попытка поставить процесс интервьюирования в контекст документального поворота в советской культуре 1970-х гг. В тексте также анализируется внутренняя иерархия свидетельств и документов, возникшая в процессе работы над «Блокадной книгой».
Семейная память тесно связана с исторической памятью, они дополняют друг друга. Кроме того, у чеченцев семейная и историческая память увязаны с тайповой/родовой памятью, сохраняется необходимость знать имена минимум семи своих предков по отцовской линии, строго поддерживается и родство по материнской линии. Письменных источников в результате кризисных явлений сохранилось очень мало, чаще всего память сохранялась и транслировалась в виде устных преданий. В настоящее время наблюдается практика письменного оформления семейных/тайповых историй, возрождения горных сел, родовых башен. В наши дни новыми поколениями широко используются современные гаджеты и средства коммуникации. В семейной памяти чеченцев много общего с другими народами, но есть и свои особенности, связанные с широкой системой родства, проживанием значительной части населения в селах, утратой письменных источников и фотографий.
Целью исследования является анализ современной мемориальной культуры Чеченской Республики. Автор исходит из того, что прошлое о Чечне за пределами республики, как правило, ограничивается памятью о Кавказской войне (в связи с исторической фигурой имама Шамиля) и вооруженных действиях постсоветского периода 1994-1996 и 1999-2009 гг., которые нередко именуются как «чеченские войны» или «чеченские кампании». Новизна исследования заключается в изучении современной чеченской мемориальной культуры в контексте постконфликтного этапа становления северокавказской республики, о котором крайне мало междисциплинарных исследований. В статье определена выборка ключевых исторических событий, на которых конструируется чеченская мемориальная культура: 1) движение под руководством шейха Мансура; 2) Кавказская война; 3) революция 1917 г. и Гражданская война; 4) советская Чечня (Чечено-Ингушская АССР); 5) Великая Отечественная война/депортация 1944 г.; 6) «Чеченская революция» 1991 г., дудаевский режим, гражданская война в Чечне 1994 г., «первая чеченская война», межвоенный кризис, «вторая чеченская война», отмена режима контртеррористической операции (КТО) и развитие республики. Автор применяет к чеченской мемориальной культуре модель помятования А. Ассман «помнить, чтобы никогда не забывать», поскольку она предполагает сохранение прошлого и интеграцию памяти о событии в коллективную идентичность. При этом в статье выявляются недостатки данной модели и показывается поэтапная институционализация коммеморативной практики помятования жертв депортации в постконфликтный период развития республики.
В данной статье представлена попытка проблематизировать исследования иммигрантских сообществ внутри Европы на пересечении категорий «границы/пограничье» - «память» - «иммигрантские сообщества», проявив особую роль памяти в этой триаде. Для достижения поставленной цели в первой части статьи автор представит ряд подходов к исследованию пограничья в разных его измерениях с акцентом на «жестком» территориальном аспекте данного феномена. Затем внимание будет уделено «мягкому» пограничью и его чертам и далее будут охарактеризованы «иммигрантские сообщества» как «пограничье мягких границ». На основе концепции «активных границ» К. Мюллера и исследования иммигрантской молодежи в разных странах под руководством Дж. Берри будут проблематизированы возможные фокусы исследования памяти представителей иммигрантских сообществ на «пограничье мягких границ» в принимающих сообществах.
Предметом исследования в этой статье являются мнемонические практики, то есть способы актуализации прошлого в коллективной памяти современных (2010-2020) казаков. Для анализа были выбраны казачьи сообщества в социальных сетях, так как они являются частью публичной сферы и отличаются от печатных или официальных СМИ практически полным отсутствием цензуры и свободой дискуссий даже на темы, исключенные из официального публичного дискурса. С помощью контент-анализа и дискурс-анализа в методологии Э. Лакло и Ш. Муфф было установлено, что такими, наиболее проблемными темами для коллективной памяти возрожденного казачества являются геноцид казаков и коллаборационизм во время Великой Отечественной войны. В неоднородной казачьей среде сосуществуют два нарратива истории казачества - героический и виктимный. Зачастую обе версии казачьего прошлого воспроизводятся в репрезентациях одного актора в зависимости от обстоятельств, они инструментализируются для политических нужд текущего момента.
Статья посвящена изучению региональной политики памяти в Кабардино-Балкарии. В рамках концепта режима памяти было предложено рассмотреть модель использования памяти о депортации балкарского народа через конфигурацию мнемонических акторов и их стратегий. На основе метода исследования случая (case-study) было обнаружено, что в республике формируется раздробленный режим памяти. Это объясняется наличием антагонистической стратегии акторов в борьбе за доминирование нарратива в публичном и символическом пространстве. Местная элита использует память о травме для улучшения политического и экономического статуса группы. Отрицание важной для адыгского народа памяти о Канжальской битве является способом оспаривания доминирующего статуса кабардинцев, а также решения территориальных споров.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru