В статье анализируется парадоксальная ситуация, сложившаяся вокруг философско-правового и политического наследия Б. Н. Чичерина. С одной стороны, его академические заслуги ни у кого не вызывали сомнений, он по праву считался патриархом русской правовой мысли, ближайшим учеником Т. Н. Грановского, представителем славной эпохи Великих реформ Александра II. С другой стороны, его философско-правовые, как и его социально-политические, взгляды никак не повлияли на развитие политической и правовой мысли в России начала XX века. В статье делается попытка объяснить, во-первых, почему его философско-правовое наследие оказалось не востребованным не только представителями правового позитивизма, но также и последователями возрожденного естественного права, во-вторых, почему ни одна из многочисленных политических партий либерального спектра никак не воспользовалась его политическим наследием. Эта невостребованность наследия Б. Н. Чичерина связана, утверждается в статье, не столько с особенностями его собственного учения, сколько с теми серьезными изменениями, которые произошли в научном мышлении вообще и в науке права в частности, а также в реальной общественно-политической жизни России.
Идентификаторы и классификаторы
Как объяснить столь прискорбный факта, что богатейшее социальнополитическое и философское наследие крупнейшего русского либерала XIX в. Бориса Николаевича Чичерина оказалось не востребованным ни одной из российских партий либерального спектра начала XX в., ни одним из направлений русской либеральной общественной мысли? Как объяснить, что философскоправовая идея Чичерина, в основании которой лежали принципы естественного права, не нашла своего продолжения даже среди сторонников возрожденного естественного права?
Как нам представляется, это связано, с одной стороны, с особенностями политических, философских и правовых взглядов Чичерина, с другой, с весьма специфическим путем формирования русского либерализма в начале XX в., а также с заметным сдвигом в научном мировоззрении, вызванным расширением влияния позитивизма.
Список литературы
1. Бердяев Н.А. Н.К. Михайловский и Б.Н. Чичерин (О личности, рационализме, демократизме и проч.) // Бердяев Н.А. Sub specie aeternitatis. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906 г.). М.: Канон +, 2002. 656 с.
2. Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. С. 578.
3. Иеринг Р. Историко-общественные основания этики / Пер. с нем. В.М. Гессена. СПб.: Тип. Брауде, 1896. 32 с.
4. Иеринг Р. Борьба за право / Пер. В.И. Лойко с 17-го нем. изд. СПб.: Вестник Знания, 1912. 71 с.
5. Козловский В.В. Либеральный консерватизм в России // Российская социология. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1993. С. 79-95. EDN: QRDJOX
6. Лосский Н.О. История русской философии / Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
7. Михайловский И.В. Воззрения Б.Н. Чичерина на право и государство // Образование. 1904. № 7. С. 24-38.
8. Нарежный А.И. Проблемы консерватизма в русской либеральной мысли второй половины XIX века // Либеральный консерватизм: история и современность. Ростов-на-Дону, 25-26 мая 2000 года. Ростов н/Д.: Российская политическая энциклопедия, 2001. С. 30-42. EDN: VIJEJD
9. Поляков А.В. Либеральный консерватизм Б.Н. Чичерина // Правоведение. 1993. № 5. С. 79-87.
10. Пустарнаков В.Ф. Либеральный консерватизм и либерализм в России ХIХ - начала ХХ века: различия и сходства // Либеральный консерватизм: история и современность. Ростов-на-Дону, 25-26 мая 2000 года. Ростов н/Д.: Российская политическая энциклопедия, 2001. С. 11-28. EDN: XMQLMD
11. Струве П.Б. Г. Чичерин и его обращение к прошлому // Струве П.Б. На разные темы (1893-1901 гг.): Сборник статей. СПб.: Тип. А.Е. Колпинского, 1902. 564 с.
12. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности // Струве П.Б. Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. 527 с.
13. Чижевский Д.И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. 411 с. EDN: QWQCPX
14. Чижков Н.С. Либеральные и консервативные основания концепции свободы Н.М. Карамзина // Философские науки. 2016. № 11. С. 49-58. EDN: XWEIGB
15. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб.: Издательство РХГА, 2005. 824 с. EDN: QWJNSV
16. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. 656 с.
17. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.: Тип. В. Грачева и комп., 1862. 265 с.
18. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Т. I: Философия права. М.: Издание Бр. Башмаковых, 1910. 320 с. EDN: QWVIBL
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом данного исследования являются особенности семейных взаимоотношений в контексте российской цивилизационной специфики. Обращение к истории вызвано тем, что в настоящее время человечество подошло к критической черте, когда формальное стремление к равенству полов сначала привело к нивелированию разницы между ними, а затем вызвало различного рода абсурдные практики «отмены» атрибутивных человеческих свойств. Автор обращает внимание на то, что отечественный опыт развития, быть может, особенно ценен для гармоничного сосуществования в культуре мужского и женского начала. А российская модель единства многообразия позволяла сохранять свойственную каждой интегрируемой в общую государственность народной культуре собственную модель человеческой бинарности, что составляет на сегодня богатство социального выбора среди множества различных традиций. Статья имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Она использует инструментарий цивилизационной теории и гендерного подхода, развиваемого исходя из российской логики смысла, что позволяет трансформировать взгляд на патриархальность российского общества и обозначить перспективы дальнейшего развития человеческой бинарности. Иная оптика рассмотрения, примененная в статье, дает возможность иначе интерпретировать доступные свидетельства российского прошлого, обратить внимание на факты, которые ранее отметались исследователями, поскольку не укладывались в рамку единого универсального и прогрессивного пути развития, на котором, как полагалось, Россия несколько «отставала» от «передовых» стран. Сегодня это «запаздывание» на пути разрушения человеческой природы становится цивилизационным преимуществом. Исследование приобретает особенное звучание в его заключительной части, посвященной интеграции в российские общецивилизационные процессы женщин из инородческой среды, где традиционные ценности дольше не подвергались разрушительным веяниям нигилизма, поскольку курс на их сохранение составляет в настоящее время основу отечественной локально-цивилизационной идентичности. Автор приходит к выводу, что сохранение традиционных институтов и борьба с предрассудками - две взаимоисключающие стратегии, а то, что порой производит впечатление архаики, может быть глубоко вплетено в культурный контекст.
Статья подготовлена по итогам научно-практического семинара для преподавателей факультета политологии ГАУГН «Актуальные проблемы политической науки: образовательный, методологический и теоретический аспекты», состоявшегося 22–24 марта 2024 г. Мероприятие было посвящено осмыслению новейших тенденций современной политической науки и их отражению в учебных курсах и программах
В статье рассмотрены возможные последствия развития цифровой сферы в различных областях жизнедеятельности человека. Показано, что внедрение цифровых технологий может быть как целью полной замены деятельности человека (например, создание беспилотных летательных аппаратов, роботизация), так и средством ее оптимизации в дизайне, образовании, здравоохранении и т. п. Проанализировано направление human-centered design (HCD), т. е. дизайн, ориентированный на человека. Показано, что это метод создания продуктов, который ставит в центр реальных людей и их потребности. В качестве примера рассмотрен стандарт, посвященный человеко-ориентированному проектированию интерактивных систем и предназначенный для разработчиков, позволяя им учитывать потребности человека и применять эргономические принципы в процессе проектирования в том числе цифровых технологий. Названы значимые факторы риска при внедрении цифровых технологий. В настоящее время процесс цифровизации, внедрение нейросетей и ИИ показывает необходимость проведения гуманитарной экспертизы, так как многие из этих новшеств воздействуют на человека, на его здоровье, физическое, психическое и личностное развитие.
В статье анализируется возрастающее влияние интерпретаций отечественной истории на повседневную жизнь россиян, текущие общественные события. Обоснована актуальность согласования многообразия прочтений событий прошлого с социальной интеграцией субъектов, руководствующихся конкретными трактовками истории страны. Проанализирована значимость соотношения реального и возможного в мотивации к практическому действию социальных акторов при их обращении к исторической проблематике.
Статья исследует символику и философские аспекты изображения лягушки в произведениях русского философа Александра Богданова. Автор статьи - правнук Богданова А. А. (Малиновского), 1968 г. р., - рассматривает влияние антропоцентризма на европейскую культуру XIX века, анализирует этические дилеммы, связанные с отношением к животным, и прослеживает мотивы сострадания к живым существам в литературных и философских трудах Богданова. Особое внимание уделено символическому значению лягушки в его романах «Красная звезда» и «Инженер Мэнни», а также в поэтических произведениях. Статья включает историко-философский контекст, отсылки к восточной философии, марксистской теории и русской литературе, выявляя гуманистические и экологические аспекты в идеях Богданова. Автор также проводит параллели с творчеством Порфирия Инфантьева, раскрывая взаимодействие научно-фантастических и философских мотивов.
Статья посвящена анализу идей городского планирования и архитектурно-градостроительных инноваций Н. А. Ладовского, целью которых провозглашалась организация общества. Предметом авторского исследования является взаимодействие между архитектурными концепциями и организационными принципами, разработанными А. А. Богдановым, а также их интеграция в широкую систему управления городами и воплощение в градостроительных проектах первой половины ХХ в. Методология работы основывается на теоретическом анализе и обобщении основ организационной науки А. А. Богданова, архивных материалов и проектов Н. А. Ладовского. Выделение и синтез основных идей архитектора позволяет восстановить картину восприятия новых на тот период подходов к планированию и архитектуре. Его психоаналитический метод планирования продемонстрировал, каким образом возможно интегрировать научно обоснованный метод организации в архитектурную практику, тем самым способствуя решению практических задач, связанных с проектированием жилой среды.
В статье на основе ряда работ А. А. Богданова проанализирован его подход к науке. Для систематизации в качестве концептуальной рамки выбраны актуальные контексты философии науки и теории познания. Показано, как системный и организационный подход философа раскрывается в исследовании данного круга проблем, включая основные аспекты понимания науки: как части культуры, специфически организованного вида деятельности и его результатов в форме знания и, наконец, коммуникативного и социального взаимодействия субъектов познания. При рассмотрении каждого аспекта науки характерным остаются обращенность к развитию и приращению способов и содержаний науки, связанность с реальными социальными и трудовыми практиками, ценностями, опосредованными особенностями каждого культурно-исторического или классового состояния общества. В работе продемонстрировано, что такой подход не только отражал интеллектуальные и научные тенденции начала XX в., но во многом остается актуальным и сегодня. Обращаясь к объективным методологическим вопросам приобретения, приращения и передачи знания, А. А. Богданов в качестве одного из ключевых факторов отмечает культурно-исторический и деятельностный аспекты, которые формируют единое понимание науки. Тем самым он обосновывает, что развитие науки и общества является взаимосвязанным процессом и что наука включена в систему общественных отношений.
В статье предлагается авторская реконструкция двух романов и отчасти жизни Александра Богданова. В плане методологии автор опирается на опубликованные им исследования искусства и его произведений, которые включают в себя три основных плана - анализ сферы искусства, художественной коммуникации и художественной реальности произведения. Открывается исследование постановкой проблем: ставится под сомнение жанр романов как утопия (автор считает, что это скорее социальное проектирование в форме художественного произведения), непонятны поступки героев, неясно, почему Богданов так парадоксально выстраивает сюжет. Для разрешения этих проблем автор обращается к личности Богданова, показывает ее двойственность: с одной стороны, стремление к власти и вождизму, с другой - отрицание этих ценностей и переключение на научную и преподавательскую деятельность. Этот заход позволяет выстроить правдоподобную, с точки зрения автора, реконструкцию художественной реальности романов и ее событий. Предложенная реконструкция позволяет объяснить также некоторые особенности эволюции самого Богданова: разрыв с Лениным и большевистским руководством, отказ от вождизма, переключение на построение науки «Тектологии».
В статье рассматриваются философские взгляды и научное наследие В. В. Лесевича – одного из ярких представителей русского позитивизма второй половины XIX века. Проанализирован процесс становления и эволюции философских воззрений В. Лесевича, начиная от его приверженности идеям О. Конта и заканчивая переходом к эмпириокритицизму Р. Авенариуса. В статье показано влияние идей В. Лесевича на эмпириомонизм А. Богданова. Особое внимание уделяется вопросам соотношения науки и философии в концепции В. Лесевича, его пониманию задач и методов «научной философии», а также его взглядам на проблемы общества, морали и этики. В статье показано, что В. Лесевич внес значительный вклад в популяризацию позитивистской философии в России, выступая за сближение философии и науки, за преодоление противоречий между идеализмом и материализмом. Автор подчеркивает, что В. Лесевич стремился создать целостное мировоззрение, основанное на научном познании, и рассматривал философию как синтез научных идей. Особое внимание уделяется социологическим и этическим воззрениям мыслителя, его идеям о роли науки и разума в развитии общества. В заключение отмечается, что, несмотря на незавершенность философской системы В. Лесевича, его идеи оказали значительное влияние на последующее развитие русской философской мысли, в том числе на взгляды А. Богданова и других представителей эмпириокритицизма.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______