Статья подготовлена по итогам научно-практического семинара для преподавателей факультета политологии ГАУГН «Актуальные проблемы политической науки: образовательный, методологический и теоретический аспекты», состоявшегося 22–24 марта 2024 г. Мероприятие было посвящено осмыслению новейших тенденций современной политической науки и их отражению в учебных курсах и программах
Идентификаторы и классификаторы
М. М. Федорова: 22–24 марта 2024 г. в Рязанской области прошел первый научнопрактический семинар для преподавателей Факультета политологии ГАУГН «Актуальные проблемы политической науки: образовательный, методологический и теоретический аспекты», посвященный осмыслению новейших тенденций современной политической науки и их отражению в учебных курсах и программах
Список литературы
1. Абрамов А. Нейросеть за один вечер написала диплом за российского студента. Преподаватели в шоке - как теперь проверять знания? // Комсомольская правда. 01.02.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.msk.kp.ru/daily/27460/4714947.
2. Алексеев А.Ю., Алексеева Е.А. Персонологический функционализм GPT ассистентов // Technology and Language. 2024. № 5 (2). С. 80-99. [Электронный ресурс]. URL:. DOI: 10.48417/technolang.2024.02.07 EDN: DORVQX
3. Аньков В. В архангельском университете разрешили писать диплом с помощью нейросети // РИА НОВОСТИ. 20.01.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20240125/diplom-1923413825.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop.
4. Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. Постмодерн или постмодернизация? (Опыты концептуализации ценностных изменений) // Политическая наука. 2002. № 2. С. 9-10. EDN: BAZKAN
5. Ашманов И. Что такое Искусственный интеллект - технологический пузырь или реальный прорыв? // YouTubeRU. 13.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ElWgqzJu1-c.
6. Бакулин В.Д. Антон Степанович Воронков [машинописная копия с рукописи] // Музей К.Э. Циолковского в селе Ижевское.
7. Бакулин Д.В. Из истории села Ижевского, Спасского у., Рязанской губ. Рязань: Типография С.Н. Хударовского, 1913.
8. Балабаева Е. Может ли нейросеть написать диплом за будущих врачей и юристов // Парламентская газета. 27.01.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/social/mozhet-li-neyroset-napisat-diplom-za-budushhikh-vrachey-i-yuristov.htmlhttps://www.pnp.ru/social/mozhet-li-neyroset-napisat-diplom-za-budushhikh-vrachey-i-yuristov.html.
9. Батыров Т. Бывший гендиректор OpenAI Сэм Альтман перешел в Microsof / Forbes. 20.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/tekhnologii/500768-byvsij-glava-openai-sem-al-tman-peresel-v-microsoft.
10. Биткина В.О. Конфликты в педагогической деятельности в условиях дистанционного обучения в вузе // Молодежные инициативы как основа развития гражданского общества в Российской Федерации. VI всероссийская научно-практическая конференция. Ульяновск, 2020. С. 167-170. EDN: ELKRSS
11. Великанова Л.П. Выбор оптимальных моделей управления конфликтами в образовательном пространстве университета // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 3 (61). С. 174-177. EDN: AGNMOF
12. Вешняков В.И. Крестьяне-собственники в России. СПб.: Типография В. Безобразова и комп., 1858.
13. Гаркуша Н.С., Городова Ю.С. Педагогические возможности ChatGPT для развития когнитивной активности студентов // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11. № 1. С. 6-23. [Электронный ресурс]. DOI: 10.52944/PORT.2023.52.1.001 EDN: NBBIRG
14. Дмитриева Е. Диплом, написанный нейросетью. Искусственный интеллект и аттестация выпускников // Умная Россия. 16.03.2024. URL: https://cleverrussia.ru/diplom-napisannyj-nejrosetju-iskusstvennyj-intellekt-i-attestacija-vypusknikov.
15. Дружилов С.А. Психологический террор в условиях реформирования высшей школы // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2011. № 9. С. 42-46. EDN: OGHWVT
16. Как преподавателю понять, что текст сгенерирован нейросетью // Skillbox Media. 06.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/kak-prepodavatelyu-ponyat-chto-tekst-sgenerirovan-neyrosetyu.
17. Крауч К. Постдемократия / Пер. с англ. Н. Эдельмана. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010 (Серия: Политическая теория). ISBN: 978-5-7598-0740-7 EDN: QOKZBX
18. Кротков В.О. Идентификация тенденций современных международных отношений: формирование новой субъектности // Постсоветский материк. 2022. № 2 (34). С. 12-20. DOI: 10.48137/23116412_2022_2_12 EDN: YKQUOJ
19. Кудинов М.А. К вопросу о правомерности использования алгоритмов искусственного интеллекта при подготовке и написании учебных работ // Новый юридический вестник. 2023. № 3 (42). С. 19-23. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/th/9/archive/252/8381. EDN: EQLXCO
20. Куприянов Р.В. Межличностные конфликты в диаде преподаватель - студент: монография. Казань: Изд-во КНИТУ, 2011. 196 с. EDN: ZGAMIX
21. Лапина А. Для вузов сформулировали принципы этичного использования генеративного ИИ. // [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/education/dlya-vuzov-sformulirovali-printsipy-etichnogo-ispolzovaniya-generativnogo-ii/?utm_source=media&utm_medium=link&utm_campaign=all_all_media_links_links_articles_all_all_skillbox.
22. Лапина А. Разработаны принципы для оценки студенческих работ в эпоху ИИ // Skillbox Media. 20.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/edtech/razrabotany-printsipy-dlya-otsenki-studencheskikh-rabot-v-epokhu-ii.
23. Летняков Д.Э., Шарова В.Л. Город как полис: агонистические практики в городской среде // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26. № 4. С. 136-162. DOI: 10.31119/jssa.2023.26.4.5 EDN: TDABVX
24. Лукин-Григорьев В.В. Специфика педагогических конфликтов в вузе (в диаде “преподаватель - студент”) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (41). С. 53-57.
25. Мартьянов В.С. Генезис и ценностно-институциональная эволюция Модерна // Антиномии. 2022. Т. 22. № 3. С. 50. DOI: 10.17506/26867206_2022_22_3_42 EDN: DVEVJO
26. Миракян К.Ф., Карпов А.А. Стратегии поведения в конфликте как показатели удовлетворенности профессиональной деятельностью педагогов вузов // Вестник ЯрГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2021. Т. 15. № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://j.uniyar.ac.ru/index.php/vyrgu. EDN: IHWSAS
27. Пустовойт Ю.А. Арены, ритуалы и режимы в современном городе (теоретико-методологические основания анализа городской политики) // Urbis et Orbis. Микроистория и семиотика города. 2022. № 2 (3). С. 119-125. DOI: 10.34680/urbis-2022-2(3)-119-125 EDN: HWHVYH
28. Расторгуев С.П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1999. 416 с.
29. РГАДА. Ф. 281. Рязань. № 185/10005.
30. Российский вуз впервые разрешил студентам писать дипломы с помощью искусственного интеллекта // CNews. 01.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2023-09-01_ii_teper_mozhet_legalno.
31. Свифт Дж. Путешествие Гулливера / Пер. с англ. под ред. А.А. Франковского. Гл. 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoliolib.info/flit/svift/gulliver35.html.
32. Селиванов А.В. Наставление об управлении Рязанской губернии, Спасского уезда, селом Ижевским с деревнями // Журнал Высочайше учрежденной Рязанской Губернской Ученой Архивной Комиссии. 1886. С. 70-74.
33. Стычинский М.С. Эволюция понятия “патриотизм” в исторической ретроспективе: культур-философский анализ // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2024. T. 15. Вып. 1 (135). URL: https://history.jes.su/s207987840030002-1-1/. DOI: 10.18254/S207987840030002- EDN: CCZFVC
34. Тихонов В. Образовательные учреждения блокируют доступ к нейросети ChatGPT. Что дальше? // Российская газета. 07.01.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2023/01/07/obrazovatelnye-uchrezhdeniia-blokiruiut-dostup-k-nejroseti-chatgpt-chto-dalshe.html.
35. Устинова А. Нейросеть намерена писать дипломы и помогать студентам // Ведомости. 06.02.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2023/02/06/961751-neiroset-namerena-pisat-diplomi.
36. Чернышова Е. Первая западная страна заблокировала ChatGPT // РБК. 31.03.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/31/03/2023/6426da7e9a794757b5679bb7.
37. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. Минск: Амалфея, 1996. С. 11-70.
38. Эксперт заявил, что написанные с помощью ИИ выпускные работы требуют детальной проверки // ТАСС. 31.08.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/18629875.
39. A definition of Artificial Intelligence: main capabilities and scientific disciplines // European Commission. 18.12.2018. [Электронный ресурс]. URL: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/definition-artificial-intelligence-main-capabilities-and-scientific-disciplines.
40. Bender E., Gebru T., McMillan-Major A. & Shmitchell S. On the Dangers of Stochastic Parrots: Can Language Models Be Too Big? // In FAccT ‘21: Proceedings of the 2021 ACM Conference on Fairness, Accountability, and Transparency. 2021. P. 610-623. [Электронный ресурс]. DOI: 10.1145/3442188.3445922
41. European Commission. Press Releases. EDPB & EDPS call for ban on use of AI in publicly accessible spaces, and some other uses of AI that can lead to unfair discrimination // EDPS. 21.06.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://edps.europa.eu.
42. Howtouber. OpenAI презентовал новые настройки для ChatGPT // Howtouber. 11.09.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://howtouber.top.
43. Thiele R. Hybrid CoE Working Paper 6: Artificial Intelligence - A key enabler of hybrid warfare // The European Centre of Excellence for Countering Hybrid Threats. 2020, March. P. 6. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hybridcoe.fi/publications/hybrid-coe-working-paper-6-artificial-intelligence-a-key-enabler-of-hybrid-warfare.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом данного исследования являются особенности семейных взаимоотношений в контексте российской цивилизационной специфики. Обращение к истории вызвано тем, что в настоящее время человечество подошло к критической черте, когда формальное стремление к равенству полов сначала привело к нивелированию разницы между ними, а затем вызвало различного рода абсурдные практики «отмены» атрибутивных человеческих свойств. Автор обращает внимание на то, что отечественный опыт развития, быть может, особенно ценен для гармоничного сосуществования в культуре мужского и женского начала. А российская модель единства многообразия позволяла сохранять свойственную каждой интегрируемой в общую государственность народной культуре собственную модель человеческой бинарности, что составляет на сегодня богатство социального выбора среди множества различных традиций. Статья имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. Она использует инструментарий цивилизационной теории и гендерного подхода, развиваемого исходя из российской логики смысла, что позволяет трансформировать взгляд на патриархальность российского общества и обозначить перспективы дальнейшего развития человеческой бинарности. Иная оптика рассмотрения, примененная в статье, дает возможность иначе интерпретировать доступные свидетельства российского прошлого, обратить внимание на факты, которые ранее отметались исследователями, поскольку не укладывались в рамку единого универсального и прогрессивного пути развития, на котором, как полагалось, Россия несколько «отставала» от «передовых» стран. Сегодня это «запаздывание» на пути разрушения человеческой природы становится цивилизационным преимуществом. Исследование приобретает особенное звучание в его заключительной части, посвященной интеграции в российские общецивилизационные процессы женщин из инородческой среды, где традиционные ценности дольше не подвергались разрушительным веяниям нигилизма, поскольку курс на их сохранение составляет в настоящее время основу отечественной локально-цивилизационной идентичности. Автор приходит к выводу, что сохранение традиционных институтов и борьба с предрассудками - две взаимоисключающие стратегии, а то, что порой производит впечатление архаики, может быть глубоко вплетено в культурный контекст.
В статье рассмотрены возможные последствия развития цифровой сферы в различных областях жизнедеятельности человека. Показано, что внедрение цифровых технологий может быть как целью полной замены деятельности человека (например, создание беспилотных летательных аппаратов, роботизация), так и средством ее оптимизации в дизайне, образовании, здравоохранении и т. п. Проанализировано направление human-centered design (HCD), т. е. дизайн, ориентированный на человека. Показано, что это метод создания продуктов, который ставит в центр реальных людей и их потребности. В качестве примера рассмотрен стандарт, посвященный человеко-ориентированному проектированию интерактивных систем и предназначенный для разработчиков, позволяя им учитывать потребности человека и применять эргономические принципы в процессе проектирования в том числе цифровых технологий. Названы значимые факторы риска при внедрении цифровых технологий. В настоящее время процесс цифровизации, внедрение нейросетей и ИИ показывает необходимость проведения гуманитарной экспертизы, так как многие из этих новшеств воздействуют на человека, на его здоровье, физическое, психическое и личностное развитие.
В статье анализируется возрастающее влияние интерпретаций отечественной истории на повседневную жизнь россиян, текущие общественные события. Обоснована актуальность согласования многообразия прочтений событий прошлого с социальной интеграцией субъектов, руководствующихся конкретными трактовками истории страны. Проанализирована значимость соотношения реального и возможного в мотивации к практическому действию социальных акторов при их обращении к исторической проблематике.
В статье анализируется парадоксальная ситуация, сложившаяся вокруг философско-правового и политического наследия Б. Н. Чичерина. С одной стороны, его академические заслуги ни у кого не вызывали сомнений, он по праву считался патриархом русской правовой мысли, ближайшим учеником Т. Н. Грановского, представителем славной эпохи Великих реформ Александра II. С другой стороны, его философско-правовые, как и его социально-политические, взгляды никак не повлияли на развитие политической и правовой мысли в России начала XX века. В статье делается попытка объяснить, во-первых, почему его философско-правовое наследие оказалось не востребованным не только представителями правового позитивизма, но также и последователями возрожденного естественного права, во-вторых, почему ни одна из многочисленных политических партий либерального спектра никак не воспользовалась его политическим наследием. Эта невостребованность наследия Б. Н. Чичерина связана, утверждается в статье, не столько с особенностями его собственного учения, сколько с теми серьезными изменениями, которые произошли в научном мышлении вообще и в науке права в частности, а также в реальной общественно-политической жизни России.
Статья исследует символику и философские аспекты изображения лягушки в произведениях русского философа Александра Богданова. Автор статьи - правнук Богданова А. А. (Малиновского), 1968 г. р., - рассматривает влияние антропоцентризма на европейскую культуру XIX века, анализирует этические дилеммы, связанные с отношением к животным, и прослеживает мотивы сострадания к живым существам в литературных и философских трудах Богданова. Особое внимание уделено символическому значению лягушки в его романах «Красная звезда» и «Инженер Мэнни», а также в поэтических произведениях. Статья включает историко-философский контекст, отсылки к восточной философии, марксистской теории и русской литературе, выявляя гуманистические и экологические аспекты в идеях Богданова. Автор также проводит параллели с творчеством Порфирия Инфантьева, раскрывая взаимодействие научно-фантастических и философских мотивов.
Статья посвящена анализу идей городского планирования и архитектурно-градостроительных инноваций Н. А. Ладовского, целью которых провозглашалась организация общества. Предметом авторского исследования является взаимодействие между архитектурными концепциями и организационными принципами, разработанными А. А. Богдановым, а также их интеграция в широкую систему управления городами и воплощение в градостроительных проектах первой половины ХХ в. Методология работы основывается на теоретическом анализе и обобщении основ организационной науки А. А. Богданова, архивных материалов и проектов Н. А. Ладовского. Выделение и синтез основных идей архитектора позволяет восстановить картину восприятия новых на тот период подходов к планированию и архитектуре. Его психоаналитический метод планирования продемонстрировал, каким образом возможно интегрировать научно обоснованный метод организации в архитектурную практику, тем самым способствуя решению практических задач, связанных с проектированием жилой среды.
В статье на основе ряда работ А. А. Богданова проанализирован его подход к науке. Для систематизации в качестве концептуальной рамки выбраны актуальные контексты философии науки и теории познания. Показано, как системный и организационный подход философа раскрывается в исследовании данного круга проблем, включая основные аспекты понимания науки: как части культуры, специфически организованного вида деятельности и его результатов в форме знания и, наконец, коммуникативного и социального взаимодействия субъектов познания. При рассмотрении каждого аспекта науки характерным остаются обращенность к развитию и приращению способов и содержаний науки, связанность с реальными социальными и трудовыми практиками, ценностями, опосредованными особенностями каждого культурно-исторического или классового состояния общества. В работе продемонстрировано, что такой подход не только отражал интеллектуальные и научные тенденции начала XX в., но во многом остается актуальным и сегодня. Обращаясь к объективным методологическим вопросам приобретения, приращения и передачи знания, А. А. Богданов в качестве одного из ключевых факторов отмечает культурно-исторический и деятельностный аспекты, которые формируют единое понимание науки. Тем самым он обосновывает, что развитие науки и общества является взаимосвязанным процессом и что наука включена в систему общественных отношений.
В статье предлагается авторская реконструкция двух романов и отчасти жизни Александра Богданова. В плане методологии автор опирается на опубликованные им исследования искусства и его произведений, которые включают в себя три основных плана - анализ сферы искусства, художественной коммуникации и художественной реальности произведения. Открывается исследование постановкой проблем: ставится под сомнение жанр романов как утопия (автор считает, что это скорее социальное проектирование в форме художественного произведения), непонятны поступки героев, неясно, почему Богданов так парадоксально выстраивает сюжет. Для разрешения этих проблем автор обращается к личности Богданова, показывает ее двойственность: с одной стороны, стремление к власти и вождизму, с другой - отрицание этих ценностей и переключение на научную и преподавательскую деятельность. Этот заход позволяет выстроить правдоподобную, с точки зрения автора, реконструкцию художественной реальности романов и ее событий. Предложенная реконструкция позволяет объяснить также некоторые особенности эволюции самого Богданова: разрыв с Лениным и большевистским руководством, отказ от вождизма, переключение на построение науки «Тектологии».
В статье рассматриваются философские взгляды и научное наследие В. В. Лесевича – одного из ярких представителей русского позитивизма второй половины XIX века. Проанализирован процесс становления и эволюции философских воззрений В. Лесевича, начиная от его приверженности идеям О. Конта и заканчивая переходом к эмпириокритицизму Р. Авенариуса. В статье показано влияние идей В. Лесевича на эмпириомонизм А. Богданова. Особое внимание уделяется вопросам соотношения науки и философии в концепции В. Лесевича, его пониманию задач и методов «научной философии», а также его взглядам на проблемы общества, морали и этики. В статье показано, что В. Лесевич внес значительный вклад в популяризацию позитивистской философии в России, выступая за сближение философии и науки, за преодоление противоречий между идеализмом и материализмом. Автор подчеркивает, что В. Лесевич стремился создать целостное мировоззрение, основанное на научном познании, и рассматривал философию как синтез научных идей. Особое внимание уделяется социологическим и этическим воззрениям мыслителя, его идеям о роли науки и разума в развитии общества. В заключение отмечается, что, несмотря на незавершенность философской системы В. Лесевича, его идеи оказали значительное влияние на последующее развитие русской философской мысли, в том числе на взгляды А. Богданова и других представителей эмпириокритицизма.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______