В статье собраны тексты, написанные Вадимом Михайловичем Межуевым в разные годы. В них представлено видение автором фундаментальных философских проблем - таких как свобода, культура, история, цивилизация, марксизм, «русская идея». В статью включены фрагменты интервью и выступлений В. М. Межуева.
Идентификаторы и классификаторы
Я захотел быть философом, еще учась в школе. Мне почему-то тогда казалось, что в философии можно найти ответы на самые главные вопросы жизни, все остальное — это частности. Мне казалось, что философия может дать то знание, которое позволит ответить, как устроен мир, куда идет человек, зачем он вообще существует. Поэтому мой выбор был осознанным — уже в десятом классе я хотел поступать на философский факультет МГУ.
Список литературы
1. Бауман З. Индивидуализированное общество. М. 2002.
2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993.
3. Кант И. Сочинения, Т.6. М. 1966.
4. Межуев В.М. Русская идея и универсальная цивилизация // Куда ведет кризис культуры? Опыт междисциплинарных диалогов. М.: Новое издательство, 2011.
5. Межуев В.М. Беседа с В.М. Межуевым // Вопросы философии. 2014. № 2. С. 30-41. EDN: RYDXSJ
6. Межуев В.М. Интервью “Русскому журналу”, 19 декабря 2008 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/My-antimodernisty (дата обращения: 25.12.2023).
7. Межуев В.М. Интервью для архива “Устная история”, 2014 г. [Электронный ресурс]. URL: https://oralhistory.ru/talks/orh-1443 (дата обращения: 25.12.2023).
8. Межуев В.М. История как философская идея // Вопросы философии. 2018. № 8. С. 34-41. EDN: YALVBB
9. Межуев В.М. Культура как философская идея // Семиотический поворот в социально-гуманитарном познании: истоки, предпосылки, культурный контекст / отв. ред. И. В. Дёмин. Самара: Самар. гуманит. акад., 2018.
10. Межуев В.М. От философии периода “оттепели” к философии периода “застоя” // Доклад на международной конференции “Проблемы и дискуссии в философии России второй половины ХХ в.: современный взгляд” Москва, 20-22 сентября 2012 г.
11. Межуев В.М. Проблема культуры в марксизме. Выступление на Ильенковских чтениях, 31 марта 2015 г.
12. Межуев В.М. Эвальд Ильенков и конец классической марксистской философии // Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков. М.: Институт философии РАН, 1997.
13. Уроки свободы еще не выучены. Беседа с В. М. Межуевым // Знание - сила. 2009. № 11. С. 43-51.
14. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
15. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. EDN: SIPDRX
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на книгу социального антрополога Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места», впервые опубликованную на русском языке. С привлечением методов этнографии и антропологии Сета Лоу исследует, как культурные и политические трансформации, затрагивающие интересы индивидов и групп, отражаются в пространстве современных городов. Книга Лоу представляет собой подробный обзор двух концептуальных подходов - социального производства пространства и социального конструирования пространства. Автор также обращается к проблеме соотношения дискурса, языка и воплощенного пространства, обладающего, помимо прочего, особыми эмоциональными качествами, влияющими на повседневную жизнь горожанина. В статье раскрывается ряд основных положений книги; делается вывод, что затронутые в ней вопросы и иллюстрирующие их примеры выходят далеко за рамки прикладных этнографических исследований и вписаны в более широкий контекст современной политической науки, социальной теории и междисциплинарного проблемного поля.
В статье рассматривается методологический аппарат мир-системного анализа, его место в сегодняшнем социально-политическом знании, оценивается его потенциал достоверно анализировать общественно-политические изменения, происходящие в цифровую эпоху. При анализе наибольший акцент сделан на исследования в области общественных наук, использующие мир-системную методологию (И. Валлерстайн, С. Амин, О. Комолов и другие). Положение мир-системного анализа рассмотрено в контексте принципов постнеклассической науки, анализируется инструментарий мир-системной теории применительно к изучению социально-политической действительности, а также делается прогноз относительно перспектив данного подхода в информационную эпоху. В ходе исследования сделан вывод, что методологический аппарат мир-системного подхода предположительно будет актуален до конца эпохи капитализма как исторической социальной системы. Однако мир-системная теория нуждается в пересмотре и обновлении своего методологического аппарата в связи с происходящими цифровыми преобразованиями, меняющими все социально-политическое пространство. Без пересмотра методологического аппарата мир-системный анализ имеет шансы на скорейшее устаревание в связи с быстро меняющейся реальностью под влиянием информационно-коммуникационных технологий.
После распада СССР Республика Беларусь имела свой уникальный опыт в развитии гражданского общества. Государство на разных этапах трансформаций политического режима прибегало к совершенно различным способам во взаимоотношениях с гражданским обществом: от конфронтации до сотрудничества. Автору представляется важным проанализировать строительство гражданского общества в динамике, на протяжении истории независимой Беларуси для того, чтобы оценить уровень его развитости и дальнейшие перспективы после протестов 2020 года. На основе изучения и обобщения различных источников в статье предпринята попытка выделить этапы трансформации политического режима в Республике Беларусь с 1994 по 2023 годы, в связи с этим проанализированы стадии развития гражданского общества на протяжении данного периода.
В статье проанализировано понятие «информационный конфликт», являющееся достаточно новым в контексте политической науки. Для достижения цели исследования в статье особое внимание уделено разновидностям информационного конфликта и конкретным примерам из реальной политической практики. Установлены критерия типологизации подобных конфликтов, выделены имеющиеся различия в подходах к управлению информационной сферой. Отмечается, что в современных условиях ряд подходов имеет политико-идеологическое направление, что важно учитывать при рассмотрении конкретных ситуаций. Сегодня, в условиях вовлеченности человека в цифровую среду, ранее существовавшие в обществах противоречия становятся ощутимей на фоне постоянного информационного воздействия. Информационно-техническое направление заставляет мировое сообщество задуматься о возможных последствиях применения технологий кибер-среды в качестве военного средства. В статье отмечается, что существуют прецеденты, когда кибератаки становились casus belli для применения традиционных типов вооружений. Делается вывод, что потенциальные риски, связанные с информационной средой, неизбежно ведут к попыткам ведущих государств мира обезопасить свои коммуникационные сети, что, в свою очередь, создает конфликты нового типа: за доминирование того или иного подхода по управлению информационным пространством.
В статье проводится анализ работ трех наиболее острых дореволюционных критиков Н. М. Карамзина: это литературовед и этнограф А. Н. Пыпин, народник Н. В. Шелгунов и представитель областничества С. С. Шашков. В основании их методологического подхода находится идеологическая критика творческого и интеллектуального наследия Карамзина. Показано, что одним из основателей и наиболее ярким представителем такого подхода можно считать Пыпина, который, будучи представителем либерального политического крыла, основной своей целью видел борьбу не только и не столько с «основателем» охранительноконсервативной идеологии в России, коим он считал Карамзина, но в первую очередь с современными ему политическими оппонентами из стана консерваторов. Шелгунов и Шашков в свою очередь придерживались отчасти схожей линии идеологической критики и внесли свой вклад в её развитие.
Статья посвящена диалектике литературы и философии, неразрывно связанных в истории русской мысли. Нынешнее литературоведение, однако, во многом утратило объективность оценочных критериев в этой сфере. Цель автора – выверение философских оснований (традиционализма, консерватизма и почвенничества) в исследовании творчества писателей ХХ в. Для этого в задачи статьи входит уточнение терминологического содержания традиционализма, консерватизма и почвенничества, полемика с интерпретационными искажениями литературоведов и построение возможных векторов исследования русской литературы ХХ в. в философском контексте.
В статье «легальный марксизм» рассматривается как течение внутри русского марксизма в 90-е годы ХIХ столетия, вошедшее в историю отечественной философской мысли под знаком критики народничества с позиций экономического материализма К. Маркса и идеи социального либерализма о правовом государстве. В этом контексте предметом отдельного внимания стал проект П. Б. Струве капитализации России, поддержанный С. Н. Булгаковым и М. И. Туганом-Барановским. Их исследования в этом направлении ориентировали на развитие страны по пути модернизации экономики и ее институциональных структур с учетом национальной истории, особенностей сложившихся форм общежития, культурных традиций. Смысл необходимых преобразований заключался в формуле «превратить Россию богатую капиталистическую страну», а составляющими этого процесса утверждались экономический рост и вхождение ее в мировое сообщество на правах цивилизованного государства. Придерживаясь материалистического толкования истории, Струве и его сподвижники видели историческую миссию капитализма в создании материальных и культурных условий для дальнейшего поступательного движения истории и потому были далеки от признания капитализма в качестве «вечной» формации. Автор статьи обращает внимание, что социально-философская парадигма «легального марксизма» предостерегала от левых ортодоксальных установок как в осмыслении проблемы, так и в обращении в связи с ней к учению Маркса.
В статье представлены тексты выступлений участников круглого стола ««Творческое наследие Вадима Михайловича Межуева (к 90-летию со дня рождения)», проведенного 19 декабря 2023 года в Институте философии РАН. Участники круглого стола обсуждали вклад В. М. Межуева в отечественную философию. Подчеркивалась высокая значимость и актуальность его работ.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______