Статья посвящена диалектике литературы и философии, неразрывно связанных в истории русской мысли. Нынешнее литературоведение, однако, во многом утратило объективность оценочных критериев в этой сфере. Цель автора – выверение философских оснований (традиционализма, консерватизма и почвенничества) в исследовании творчества писателей ХХ в. Для этого в задачи статьи входит уточнение терминологического содержания традиционализма, консерватизма и почвенничества, полемика с интерпретационными искажениями литературоведов и построение возможных векторов исследования русской литературы ХХ в. в философском контексте.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее время усилилась ориентация междисциплинарных исследований на поверку филологии философией: корректировке подвергаются общепринятые, но не всегда верные положения и методы анализа, восполняются исследовательские лакуны. Особенно ценно применение философских подходов к изучению культуры литературного слова и мысли: тех уникальных идей и идеалов, которые рождаются в бессознательных процессах художественного творчества, сложных для проникновения и анализа. Их осмысление с философских позиций открывает путь к важным обобщениям, как это происходит, к примеру, в главах о Ф. М. Достоевском, Б. К. Зайцеве, О. Э. Мандельштаме и Б. Л. Пастернаке из новой монографии известного философа и культуролога О. А. Жуковой1.
Список литературы
1. Аверьянов В.В. Традиция как методологическая проблема в отечественной культурологии ХХ века. Автореф. дис. … д-ра филос. наук. М.: МГУ, 2011. 39 с. EDN: QHYWIR
2. Арефьев М.А., Осипов И.Д. Идейные истоки и ценности русского консерватизма // Вестник ЛГУ. 2013. Т. 2. № 2. С. 172-183. EDN: RFMKJV
3. Астафьев В.П. Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997-1998.
4. Большакова А.Ю. Почвенничество и символический реализм В.П. Астафьева и В.Г. Распутина // Проблемы исторической поэтики. 2023. Т. 21. № 3. С. 303-327. EDN: ZFCVGC
5. Галузина Е.В. Ценностные основания национальной идентичности в трудах русских консерваторов XIX - начала XX века. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Тверь: ТвГУ, 2011. 23 с. EDN: QFEXND
6. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 18 т. М.: Воскресенье, 2004.
7. Жукова О.А. Творчество и религиозность в русской культуре. Философские исследования. М.: Согласие, 2022. 594 с. EDN: EVANMA
8. Захаров В.Н. Почвенничество в русской литературе: метафора как идеологема // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. Вып. 10. С. 14-24. EDN: PIXFFX
9. Консерватизм в философских энциклопедиях и словарях. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/4620-КОНСЕРВАТИЗМ https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/23770 (дата обращения: 05.02.2023).
10. Микитюк Ю.М. Концепты христианского и национального в культурно-исторической теории почвенничества. Дис. … канд. культурологии. СПб., 2011. 23 с. EDN: UPMSHG
11. Нива Ж. К вопросу о новом почвенничестве: моральный и религиозный подтексты “Царя-рыбы” Виктора Астафьева // Одна или две русских литературы? Международный симпозиум, созванный факультетом словесности Женевского университета и Швейцарской академией славистики (Женева, 13-15 апреля 1978 г.). Lausanne: Editions L’Age d’Homme, 1981. С. 136-144.
12. Носачев П.Г. К вопросу о русском традиционализме // PUNCTA. 2011. № 1-2. С. 176-183. EDN: SUFVHN
13. Плеханова И.И. Творчество Валентина Распутина и философия традиционализма // Время и творчество Валентина Распутина: История, контекст, перспективы. Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию В.Г. Распутина: материалы / Отв. ред. И.И. Плеханова. Иркутск: Иркутский гос. университет, 2012. С. 60-90. EDN: TZTRMO
14. Почвенничество // Философская энциклопедия: в 5 т. М.: Советская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/959/ (дата обращения: 10.03.2023).
15. Разувалова А.И. Писатели-“деревенщики”: литература и консервативная идеология 1970-х годов. М.: НЛО, 2015. 616 с. EDN: XVKRWX
16. Распутин В.Г. Собр. соч.: в 2 т. Калининград: ФГУИПП “Янтарный сказ”, 2011 (Серия “Русский путь”).
17. Рахшмир П.Ю. Три консервативные традиции: общее и особенное // Исследования по консерватизму. Вып. 2. Консерватизм в политическом и духовном измерениях. Пермь, 1995. С. 3-12.
18. Русский традиционализм: история, идеология, поэтика, литературная рефлексия. Серия “Универсалии культуры”. Вып. VII: монография / Отв. ред. Н.В. Ковтун. М.: ФЛИНТА; Наука, 2016. 456 с.
19. Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей-традиционалистов второй половины XX века (В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев). Дис. … д-ра филол. наук. СПб.: ИРЛИ РАН, 2005. 381 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/dukhovno-nravstvennye-iskaniya-pisatelei-traditsionalistov-vtoroi-poloviny-xx-veka-vshukshin (дата обращения: 16.10.2022). EDN: NNSPVT
20. Страхов Н.Н. Мир как целое: черты из науки о природе. М.: Айрис-пресс; Айрис-Дидактика, 2007. 569 c.
21. Традиционализм. [Электронный ресурс]. URL: https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/8413-ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (дата обращения: 15.01.2023).
22. Философия и социально-политические ценности консерватизма в общественном сознании России (от истоков к современности). Выпуск 1. Сб. ст. / Под ред. Ю.Н. Солонина. СПб.: Издательство СПбГУ, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://anthropology.ru/ru/text/solonin-yun/konservatizm-aktualnost-problemy (дата обращения: 28.01.2023).
23. Nivat G. Chapitre XLI. Le “Tsar-Poisson” D’Astafiev // G. Nivat. Vers la Fin du Mythe Russe; Essaie sur la Culture Russe de Gogol a Nos Jours: Collection Slavica dirigee par Jacques Catteau, Georges Nivat et Vladimir Dimitrijevi. Lausanne: Edition L age de l homme, 1982. P.373-378. (in French).
24. Sedgwick М. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. N. Y.: Oxford University Press, 2004. 370 р. (In English).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья представляет собой рецензию на книгу социального антрополога Сеты Лоу «Пространственное воплощение культуры. Этнография пространства и места», впервые опубликованную на русском языке. С привлечением методов этнографии и антропологии Сета Лоу исследует, как культурные и политические трансформации, затрагивающие интересы индивидов и групп, отражаются в пространстве современных городов. Книга Лоу представляет собой подробный обзор двух концептуальных подходов - социального производства пространства и социального конструирования пространства. Автор также обращается к проблеме соотношения дискурса, языка и воплощенного пространства, обладающего, помимо прочего, особыми эмоциональными качествами, влияющими на повседневную жизнь горожанина. В статье раскрывается ряд основных положений книги; делается вывод, что затронутые в ней вопросы и иллюстрирующие их примеры выходят далеко за рамки прикладных этнографических исследований и вписаны в более широкий контекст современной политической науки, социальной теории и междисциплинарного проблемного поля.
В статье рассматривается методологический аппарат мир-системного анализа, его место в сегодняшнем социально-политическом знании, оценивается его потенциал достоверно анализировать общественно-политические изменения, происходящие в цифровую эпоху. При анализе наибольший акцент сделан на исследования в области общественных наук, использующие мир-системную методологию (И. Валлерстайн, С. Амин, О. Комолов и другие). Положение мир-системного анализа рассмотрено в контексте принципов постнеклассической науки, анализируется инструментарий мир-системной теории применительно к изучению социально-политической действительности, а также делается прогноз относительно перспектив данного подхода в информационную эпоху. В ходе исследования сделан вывод, что методологический аппарат мир-системного подхода предположительно будет актуален до конца эпохи капитализма как исторической социальной системы. Однако мир-системная теория нуждается в пересмотре и обновлении своего методологического аппарата в связи с происходящими цифровыми преобразованиями, меняющими все социально-политическое пространство. Без пересмотра методологического аппарата мир-системный анализ имеет шансы на скорейшее устаревание в связи с быстро меняющейся реальностью под влиянием информационно-коммуникационных технологий.
После распада СССР Республика Беларусь имела свой уникальный опыт в развитии гражданского общества. Государство на разных этапах трансформаций политического режима прибегало к совершенно различным способам во взаимоотношениях с гражданским обществом: от конфронтации до сотрудничества. Автору представляется важным проанализировать строительство гражданского общества в динамике, на протяжении истории независимой Беларуси для того, чтобы оценить уровень его развитости и дальнейшие перспективы после протестов 2020 года. На основе изучения и обобщения различных источников в статье предпринята попытка выделить этапы трансформации политического режима в Республике Беларусь с 1994 по 2023 годы, в связи с этим проанализированы стадии развития гражданского общества на протяжении данного периода.
В статье проанализировано понятие «информационный конфликт», являющееся достаточно новым в контексте политической науки. Для достижения цели исследования в статье особое внимание уделено разновидностям информационного конфликта и конкретным примерам из реальной политической практики. Установлены критерия типологизации подобных конфликтов, выделены имеющиеся различия в подходах к управлению информационной сферой. Отмечается, что в современных условиях ряд подходов имеет политико-идеологическое направление, что важно учитывать при рассмотрении конкретных ситуаций. Сегодня, в условиях вовлеченности человека в цифровую среду, ранее существовавшие в обществах противоречия становятся ощутимей на фоне постоянного информационного воздействия. Информационно-техническое направление заставляет мировое сообщество задуматься о возможных последствиях применения технологий кибер-среды в качестве военного средства. В статье отмечается, что существуют прецеденты, когда кибератаки становились casus belli для применения традиционных типов вооружений. Делается вывод, что потенциальные риски, связанные с информационной средой, неизбежно ведут к попыткам ведущих государств мира обезопасить свои коммуникационные сети, что, в свою очередь, создает конфликты нового типа: за доминирование того или иного подхода по управлению информационным пространством.
В статье проводится анализ работ трех наиболее острых дореволюционных критиков Н. М. Карамзина: это литературовед и этнограф А. Н. Пыпин, народник Н. В. Шелгунов и представитель областничества С. С. Шашков. В основании их методологического подхода находится идеологическая критика творческого и интеллектуального наследия Карамзина. Показано, что одним из основателей и наиболее ярким представителем такого подхода можно считать Пыпина, который, будучи представителем либерального политического крыла, основной своей целью видел борьбу не только и не столько с «основателем» охранительноконсервативной идеологии в России, коим он считал Карамзина, но в первую очередь с современными ему политическими оппонентами из стана консерваторов. Шелгунов и Шашков в свою очередь придерживались отчасти схожей линии идеологической критики и внесли свой вклад в её развитие.
В статье «легальный марксизм» рассматривается как течение внутри русского марксизма в 90-е годы ХIХ столетия, вошедшее в историю отечественной философской мысли под знаком критики народничества с позиций экономического материализма К. Маркса и идеи социального либерализма о правовом государстве. В этом контексте предметом отдельного внимания стал проект П. Б. Струве капитализации России, поддержанный С. Н. Булгаковым и М. И. Туганом-Барановским. Их исследования в этом направлении ориентировали на развитие страны по пути модернизации экономики и ее институциональных структур с учетом национальной истории, особенностей сложившихся форм общежития, культурных традиций. Смысл необходимых преобразований заключался в формуле «превратить Россию богатую капиталистическую страну», а составляющими этого процесса утверждались экономический рост и вхождение ее в мировое сообщество на правах цивилизованного государства. Придерживаясь материалистического толкования истории, Струве и его сподвижники видели историческую миссию капитализма в создании материальных и культурных условий для дальнейшего поступательного движения истории и потому были далеки от признания капитализма в качестве «вечной» формации. Автор статьи обращает внимание, что социально-философская парадигма «легального марксизма» предостерегала от левых ортодоксальных установок как в осмыслении проблемы, так и в обращении в связи с ней к учению Маркса.
В статье собраны тексты, написанные Вадимом Михайловичем Межуевым в разные годы. В них представлено видение автором фундаментальных философских проблем - таких как свобода, культура, история, цивилизация, марксизм, «русская идея». В статью включены фрагменты интервью и выступлений В. М. Межуева.
В статье представлены тексты выступлений участников круглого стола ««Творческое наследие Вадима Михайловича Межуева (к 90-летию со дня рождения)», проведенного 19 декабря 2023 года в Институте философии РАН. Участники круглого стола обсуждали вклад В. М. Межуева в отечественную философию. Подчеркивалась высокая значимость и актуальность его работ.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ГАУГН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- Юр. адрес
- 119049, г Москва, р-н Якиманка, Мароновский пер, д 26
- ФИО
- Промыслов Николай Владимирович (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______