В статье рассматриваются понятия технических средств и технических средств воспитания, формулируется определение понятия «технические средства военно-политической работы»; Рассматривается понятие «потенциал» и формулируется понятие «педагогический потенциал технических средств военно-политической работы»; Рассматривается понятие «функция» и реализация педагогического потенциала технических средств военно-политической работы при воспитании и формировании сознания у всех категорий российских военнослужащих в зоне проведения специальной военной операции через осуществление функций и форм проведения военно-политической пропаганды и агитации, военно-патриотической работы, военно-социальной работы, культурно-досуговой работы, духовно-просветительской работы и работы с верующими военнослужащими, работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в; Указаны способы применения беспилотных летательных аппаратов в целях обеспечения проведения военно-политической работы; рассмотрены возможности использования сети Интернет для воспитания военнослужащих и способы противодействия в информационном противостоянии с противником; сформулированы пути повышения эффективности реализации педагогического потенциала технических средств военно-политической работы при воспитании военнослужащих в зоне проведения специальной военной операции.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность данной темы в современных условиях ведения боевых действий очевидна. Проведение специальной военной операции происходит под влиянием специфических факторов. Этими факторами являются расовая и языковая идентичность с военнослужащими противника, огромное количество родственных связей между гражданами России и Украины, нахождение в рядах противника большого количества гра
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 июня 2023 г. № 270-ФЗ “Об особенностях уголовной ответственности лиц, привлекаемых к участию в специальной военной операции”, ст. 1, Российская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/documents/2023/06/26/fz270.html (дата обращения: 22.09.2024).
2. Алёхин И.А. Военная педагогика: учебник для вузов / И.А. Алёхин [и др.]; под общ. ред. И.А. Алёхина. М.: Издательство Юрайт, 2022. С. 48-58.
3. Басов С.В. Справочник заместителя командира по военно-политической работе: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2023. С. 23-24.
4. Колношенко О.В. Культурно-досуговая работа: технические средства: учебное пособие. М.: ВУ, 2019. С. 14. [Электронный ресурс]. URL: download/elibrary_44498191_80209176.pdf (дата обращения: 07.10.2024). EDN: BNBWNG
5. Технические средства (легальная дефиниция). Большая российская энциклопедия (bigenc.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/c/tekhnicheskie-sredstva-legal-naia-definitsiia-0006cf?ysclid=lisw4py8fn96875428 (дата обращения: 09.04.2024).
6. Петрий П.В., Корень В.Л., Кортунов В.Н. Логика: учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВУ, 2021. С. 52-53.
7. Технические средства обучения и воспитания: Министерство обороны Российской Федерации (encyclopedia.mil.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionaiy/details.htm?id=10982@morfdictionary (дата обращения: 09.04.2024).
8. Толковый словарь Ожегова оптимизация это.. Что такое оптимизация? (academic.ru): [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/140194?ysclid=luslykiyy5419384135/(дата обращения: 09.04.2024).
9. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. М.: Книга по требованию, 2016. С. 45.
10. Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника: дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1991. С. 34. EDN: NPKTUR
11. Перова А.А. Пространство, предмет, функция: соотношение понятий // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 1 (17). С. 10. EDN: TAVNHT
12. Сакун С.А., Чертополох А.А., Лосенков В.В. Военно-политическая пропаганда и агитация в части (соединении): учебное пособие / С.А. Сакун, А.А. Чертополох, В.В. Лосенков. 2019. [Электронный ресурс]. URL: item.asp?id=42945543/(дата обращения 23.09.2024). EDN: RHAUDH
13. Особенности военно-политической пропаганды и агитации в системе военно-политической работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: XIII Международная студенческая научная конференция “Студенческий научный форум - 2021”. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018026857 (дата обращения: 02.04.2024).
14. Какими льготами могут воспользоваться участники специальной военной операции и члены их семей. 9 января 2024, 11:21 Единая Россия: [Электронный ресурс]. URL: https://moscow.er.ru/(дата обращения: 23.09.2024).
15. Лозовский И.В., Лубяно В.И. Военно-социальная работа в ВС РФ: XIV Международная студенческая научная конференция “Студенческий научный форум - 2022”. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2022/article/2018030610 /(дата обращения: 02.04.2024).
16. Хуснутдинов А.А., Хациева И.А. Культурно-досуговая работа в части: содержание, организация, методы и формы: X Международная студенческая научная конференция “Студенческий научный форум - 2018”. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018002947/(дата обращения: 02.04.2024).
17. Потехина В.Е. Проблема определения понятия “экзистенциальные переживания”: Электронный научно-практический журнал “Гуманитарные научные исследования”: Психология. 2018. № 12. [Электронный ресурс]. URL: http: humar.snauka.ru (дата обращения: 27.05.2024).
18. Авдеев В.В., Козлов В.А. Краткий справочник выпускника военного вуза по военно-политической работе: учебно-методическое пособие. Новосибирск: НВВКУ, 2022. С. 10-13. Вестник военного образования. [Электронный ресурс]. URL: https://vvo.ric.mil.ru/(дата обращения: 23.09.2024).
19. Сёмов А.А., Постников С.В. Работа с верующими военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации на современном этапе: XVI Международная студенческая научная конференция “Студенческий научный форум - 2024”. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2024/article/2018035955/(дата обращения: 02.04.2024).
20. Говоров С.С., Шестериков А.В. Деятельность командования части, начальников служб МТО по поддержанию высокой воинской дисциплины личного состава: XII Международная студенческая научная конференция “Студенческий научный форум - 2020”. [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021356 (дата обращения: 02.04.2024).
21. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495 “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями), электронный ресурс Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/192196/(дата обращения: 23.09.2024).
22. Савин Л.В. НАТО разрабатывает методы ведения когнитивной войны. Перспективная стратегия ведения войны будущего / Завтра. 2021. № 48. [Электронный ресурс]. URL: http://zavtra.ru/blogs/nato_razrabativaet_metodi_vedeniya_kognitivnoj_vojni?ysclid=lq5owdq6je822802358/ (дата обращения: 26.02.2024).
23. Мещерякова Е.И. Педагогические аспекты военно- политической работы в условиях ментального противоборства. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=52078314/(дата обращения: 23.09.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В данной статье произведено обоснование важности педагогической поддержки военнослужащих в условиях быстро меняющейся оперативной обстановки, которая встречается при боевых действиях специальной военной операции.
Авторами проанализированы современные вызовы, с которыми сталкиваются военнослужащие в своей служебно-боевой деятельности, связанной с риском для жизни и опасности для здоровья, что предопределяется стремительно меняющейся оперативной обстановкой, в которой необходимо быстро ориентироваться.
Проведённый авторами анализ подходов и методов педагогической поддержки, способствующих эффективному выполнению боевых задач, дополняет понятийный аппарат военной педагогики и раскрывает сущность феномена педагогической поддержки для особой аудитории, каковой являются военнослужащие Российской армии.
Цель исследования: во-первых, определить ключевые компоненты педагогической поддержки военнослужащих, выполняющих свой боевой долг в условиях специальной военной операции; во-вторых, систематизировать методы и приёмы педагогического сопровождения военнослужащих, способных к самосовершенствованию своего профессионального опыта; раскрыть механизмы влияния педагогической поддержки на психоэмоциональное состояние военнослужащих в условиях специальной военной операции. Так, в результате исследования установлено, что в условиях постоянного стресса, напряжения и неопределённости, которые характеризуют боевые действия, педагогическая поддержка становится неотъемлемым элементом в системе военного обучения и сопровождения военнослужащих.
Влияние педагогической поддержки на психоэмоциональное состояние военнослужащих реализуется через несколько основных механизмов: снижение уровня тревожности и стресса через волевую регуляцию эмоционально-ценностных отношений; систематическое консультирование с военным психологом, обеспечивающее включённость субъекта консультирования в рефлексивную деятельность; моделирование и анализ возможных стрессовых ситуаций для закрепления механизмов психологической защиты от таких ситуаций; формирование позитивного мышления и настроя; укрепление морального духа и чувства принадлежности к воинскому коллективу, что также способствует успешному преодолению посткризисных явлений.
В статье раскрываются основные тенденции боеспособности воинского подразделения и работоспособности трудового коллектива, что позволяет выявить базовый потенциал результата - антиэкстремистскую направленность воинского и трудового коллективов, что выводит фактор человеческого сообщества, базирующегося на антиэкстремистской направленности в одно из значимых условий боеспособности воинского подразделения и работоспособности трудового коллектива. В основу анализа заложена логика взаимосвязи антиэкстремистской направленности как атрибута сознания и внутренней позиции человека (осознание чувства коллективизма, взаимовыручки, а также мотивации и навыков производственного персонала, компетенций аппарата управления производственного участка); антиэкстремистского сознания как закрепленного в обществе представления об экстремизме; идеологического мировоззрения личности, влияющего на боеспособность подразделения и работоспособность производственного участка. Цель исследования - выявить антиэкстремистскую направленность личности как ценностную основу эмоционально-волевой и идеологической устойчивости, влияющей на уровень нарушений уставных взаимоотношений. Авторы обосновывают идею о том, что эффективность исследуемого процесса достигается в военном вузе за счет формирования у курсантов антиэкстремистской направленности, которая обусловлена интеграцией взаимосвязанных процессов: процесса формирования антиэкстремистской направленности курсантов военных институтов, развивающего профессиональную мировоззренческую позицию будущих офицеров, и процесса соблюдения воинской субординации на разных уровнях их реализации. Это способствует профилактике конфликтности в подразделении и трудовом коллективе, основой которых являются уставные служебные взаимоотношения.
В данной статье проведён анализ агитационно-пропагандистской работы в Красной Армии. Мы рассмотрим, какие цели ставили перед собой организаторы агитации в разные периоды становления и развития Красной Армии, какие методы работы с личным составом применялись и почему они были ориентированы именно на данную целевую аудиторию красноармейцев, имеющую совсем неоднородный социальный состав. Кроме того, в статье выявлены трудности такого рода работы, что связано с образовательным уровнем и культурными потребностями военнослужащих тех времён, т. е. с 1917 по 1945 гг. Определены направления и пути успешной реализации основного замысла агитационно-пропагандистской работы с точки зрения достижения поставленных целей как политического, идеологического, так и военно-профессионального планов. Анализ ориентирован на перспективы, затруднения и определения возможных вариантов их преодоления в современной практике военно-политической работы с личным составом войск национальной гвардии Российской Федерации. Предложены рекомендации по модернизации агитационно-пропагандистской работы в условиях специальной военной операции. Такая модернизация связана, во-первых, с широким применением цифровых технологий в работе с личным составом, что предопределяет некоторую авторскую позицию военнослужащего в военно-политической работе в целом. Во-вторых, с юридическими и правовыми аспектами агитации и пропаганды, что необходимо учитывать в современных условиях ведения информационных войн и политически корректного противостояния международному и внутреннему экстремизму.
В данной статье поднимаются вопросы значимости проверки подлинности и использования поступающей информации, с дальнейшей её обработкой и анализом, что, в свою очередь, позволяет командиру подразделения на фоне достоверности информации выстраивать свою повседневную деятельность согласно складывающейся обстановке.
Актуальность процесса проверки достоверности поступающей информации командиром подразделения сложно переоценить, так как она является основой организации деятельности всего воинского коллектива по выполнению поставленных служебно-боевых задач.
Общий объем поступающей (собранной внешней и внутренней) информации из различных источников напрямую влияет на организацию работы командира подразделения и, как следствие, на эффективность выполнения им своих служебно-боевых обязанностей.
Со времен начала обмена информацией отдельными людьми и государствами информация начала занимать одно из приоритетных направлений как в вопросах победы в противостояниях, так и в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций. Некоторые аспекты поступающей внешней и внутренней информации влияют на первичные действия командира подразделения
Цель исследования - выявить уровень подготовки курсантов военных вузов при выполнении задач в условиях Арктики.
Рассмотрение специализаций военного дела в настоящее время приобретает всё более острую актуальность для решения геополитических задач Российской Федерацией.
В основной части статьи представлены результаты педагогического эксперимента, заключающегося в проверке уровня подготовки в преодолении единой полосы препятствий, обучение на которой осуществляется почти во всех военных вузах страны.
Далее в научной работе авторы демонстрируют результаты прохождения испытания на новом авторском изобретении, а именно на специализированном тренировочном комплексе «Барс», созданном для подготовки военнослужащих арктических подразделений, выполняющих задачи войсковой разведки.
Вместе с тем в статье раскрывается степень эффективности подготовки курсантов на рассматриваемых средствах обучения.
Результаты исследования свидетельствуют, что применение на практике предложенного нового тренировочного комплекса «Барс» позволит повысить результативность выполнения задач войсковой разведки в экстремальных условиях Арктики.
В заключительной части сделан вывод о необходимости применения нового предлагаемого средства обучения для эффективного выполнения задач войсковой разведки в Арктической зоне.
Статья посвящена проблеме развития родительской компетентности у обучающихся с особыми образовательными потребностями, публикация выполнена в рамках проекта «Научно-методическое обоснование вариативной подготовки педагогов к реализации инклюзивных стратегий персонализированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в различных институциональных условиях».
Авторами рассмотрен процесс формирования эмпатии у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержанным и нормальным психическим развитием к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений в семье.
Сделан акцент на оптимальные условия, необходимые для развития эмпатийных взаимоотношений обучающихся - старших дошкольников со сверстниками, разработана программа опосредованного формирования эмпатии через развитие позитивных детско-родительских отношений, указаны возможности развития эмпатии обучающихся с разным темпом психического развития к сверстникам в условиях экспериментального обучения.
В современных условиях глобализации и цифровизации развитие предпринимательского потенциала обучающихся является весьма важной составляющей образовательной стратегии. Сегодня рынок труда требует от выпускников не только профессиональных знаний. Работодатели также ценят предпринимательские навыки: умение общаться, творческий подход, лидерские качества, способность справляться со стрессом и готовность принимать риски. Профориентационная деятельность, направленная на помощь в выборе профессии и выборе дальнейшей образовательной траектории, приобретает новую функцию - формирование предпринимательского мышления.
Однако предпринимательский потенциал профориентации в данном контексте остается недостаточно изученным.
Цель статьи - выявить механизмы и условия, при которых профориентация в образовательных учреждениях способствует развитию предпринимательского потенциала учащихся. На основе анализа современных подходов и практик предложена модель интеграции предпринимательского компонента и профориентационной деятельности.
Статья посвящена анализу процесса развития персонализированного обучения в зарубежных и отечественных исследованиях.
Актуальность персонализированного обучения объясняется необходимостью повышения уровня профессионального образования, ускорения процесса обучения, применения эффективных персонализированных подходов к удовлетворению различных образовательных потребностей с учетом индивидуальных способностей и интересов обучающихся.
Целью исследования является рассмотрение специфики персонализированного обучения. Отмечается, что данный процесс выступает условием эффективной профессиональной самореализации посредством формирования ряда специфических компетенций в определенной отрасли.
Проведено сравнение характеристик персонализированного обучения в зарубежных и отечественных исследованиях.
Выявлены основные положительные компоненты персонализированного обучения и условия применения их в подготовке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в процессе выполнения служебно-боевых задач в мирное и военное время.
Статья посвящена вопросам, связанным с сохранением, защитой и укреплением традиционных ценностей у молодежи, в частности такой ценности, как семья. С этой целью рассматривается влияние современного медиапространства на ценностную составляющую мировоззрения молодых людей и связанные с этим меры, предпринимаемые государством.
В ходе исследования использован метод теоретического обобщения и анализа данных, позволивший выявить негативную тенденцию пропаганды со стороны информационного общества чуждых российскому менталитету ценностей, имеющих деструктивные последствия, влияющих на социокультурную адаптацию подрастающего поколения.
Положительно оцениваются предпринимаемые российским государством меры, направленные на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также меры, направленные против разрушительной пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Приводятся некоторые результаты опроса студентов, по результатам которого делается вывод об адекватной оценке подавляющим большинством студентов того, каким образом информационная среда может оказывать ценностно-ориентирующее и иное влияние на личность.
Даются некоторые рекомендации по совершенствованию образовательного процесса в части повышения медиаинформационной грамотности студентов с целью защиты их сознания от негативного воздействия информационной среды.
Делается вывод, что защита от информации, причиняющей вред нравственному и духовному развитию подрастающего поколения, является сегодня приоритетной задачей государства.
В статье рассматривается сущность и структура готовности будущих лингвистов-переводчиков к устному межъязыковому взаимодействию, играющему ключевую роль в осуществлении профессиональной переводческой деятельности.
Авторами подчеркивается особая сложность исследуемой сферы, представляющей собой не только виртуозное владение иностранным языком, доскональное знание иностранной культуры, но и способность понять, принять и интерпретировать проявления иной ментальности; умение установить контакт и достичь общей коммуникативной цели.
Исходя из этого следует, что будущим лингвистам-переводчикам требуется особая подготовка к осуществлению устного межъязыкового взаимодействия, конечным продуктом которой станет их профессиональная готовность.
Методологию исследования составили ведущие положения системно-синергетического и субъектно-деятельностного подходов.
Авторами статьи анализируются различные точки зрения ученых на сущность и структуру профессиональной готовности, взаимосвязь её компонентов и важность для осуществления профессиональной деятельности.
Опираясь на последние исследования в этой области, конкретизировано понятие готовности к устному межъязыковому взаимодействию, рассмотрена её сущность и разработана её структура, знание и понимание которых позволит обосновать и разработать педагогические условия, обеспечивающие эффективность исследуемого процесса.
В статье анализируется профессиональная деятельность медицинского логопеда в контексте реабилитационного процесса, акцентируется внимание на ключевых маркерах должностных компетенций. Рассматриваются основные навыки и знания, необходимые логопеду для эффективного выполнения своих обязанностей, включая диагностику речевых и глотательных нарушений, разработку индивидуальных программ коррекции и взаимодействие с другими специалистами в рамках мультидисциплинарной команды. Подчеркивается, что логопед является одним из ключевых специалистов, способствующих успешному восстановлению пациентов с нарушениями речи и глотания. Описываются важные аспекты профессиональной подготовки логопеда, такие как знание современных методов и технологий, а также умение адаптироваться к изменениям в реабилитационных подходах. Также акцентируется внимание на важности мультидисциплинарного подхода в реабилитации, где логопед играет ведущую роль в обеспечении эффективного взаимодействия и достижения положительных результатов в реабилитационном процессе. Статья направлена на актуализацию значимости логопедической помощи в рамках мультидисциплинарного подхода к реабилитации.
В статье авторы рассмотрели межпредметные связи в системе профессиональной подготовки курсантов военных институтов. Проведен анализ теоретических основ межпредметных связей в военном образовании, исторических аспектов и опыта применения межпредметных связей в отечественном и зарубежном военном образовании. Авторы раскрыли роль межпредметных связей в формировании профессиональных компетенций [1] курсантов, выявили особенности интеграции и взаимосвязи теоретических и практических занятий дисциплин гуманитарно-социального и юридического, общепрофессионального и специального блоков в реализации учебного плана в военных институтах. Проведен анализ моделей и форм организации межпредметных связей в военных институтах, а также технологий их активизации. Авторами представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, в результате которого проведена оценка эффективности внедрения межпредметных связей, представлена динамика показателей успеваемости и профессиональной подготовленности курсантов в результате проведенного педагогического эксперимента, осуществлен анализ проблем и ограничений, влияющих на успешную реализацию межпредметных связей в военных институтах. Сформулированы предложения и рекомендации по их преодолению, а также определены перспективные направления развития реализации межпредметных связей в военных институтах.
В статье обосновывается необходимость комплексной характеристики понятия «особые условия» в контексте выполняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации служебно-боевых задач. Это связано с проводимой Россией специальной военной операции. Войска национальной гвардии России предназначены для обеспечения государственной и общественной безопасности, ликвидации угроз национальной безопасности. Законодательство возлагает на военнослужащих дополнительные обязанности и ограничения, повышая риск для их жизни и здоровья. В статье на основании анализа научных исследований рассмотрена юридическая характеристика особых условий. Раскрывается психолого-педагогическая характеристика особых условий. Рассмотрены точки зрения ученых на подготовку будущих офицеров к действиям в особых условиях. Исследуются психологические факторы, влияющие на выполнение военнослужащими задач в особых условиях. Результаты исследования можно использовать в проведении исследовательских работ и профессиональной подготовке будущих офицеров.
В статье анализируются история образования и результаты деятельности первой в истории российских войск правопорядка научной школы по педагогике «Воспитание и обучение военнослужащих; морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений» профессора Слепова В. Я. - участника Великой Отечественной войны, отмечающего в 2025 году вековой юбилей.
На основе исследованных архивных документов, нарративных источников и материалов открытой научной печати впервые выделяются этапы развития научной школы, предпосылки появления, роль личности основателя в ее становлении, а также преемственность поколений исследователей-педагогов в войсках правопорядка в контексте деятельности научной школы Слепова В. Я.
Делается акцент на достигнутых количественных и качественных показателях, позволивших научно-педагогическому коллективу под руководством профессора Слепова В. Я. претендовать на высокое звание научной школы.
На основе статистических данных делается вывод о масштабах влияния научной школы на развитие военной педагогики как части отечественной педагогической науки.
Статья посвящена актуальной проблеме формирования экологической грамотности студентов технического вуза, являющейся составным элементом функциональной грамотности будущего специалиста.
Рассматривается содержание понятия «экологическая грамотность», описываются ее структурные компоненты, формирование которых позволит выпускнику технического вуза выстроить свою профессиональную деятельность с учетом современных вызовов и в интересах концепции устойчивого развития.
Представленные в статье результаты диагностики начального уровня сформированности экологической грамотности студентов строительного вуза подтверждают актуальность обозначенной проблемы и наталкивают на дальнейший поиск эффективных путей ее решения.
В статье представлена практика преподавания дисциплины «Международное право» в образовательной организации МВД России во взаимосвязи со смежными юридическими дисциплинами. Представленные методические приемы и способы обучения позволяют получить обучающимся наиболее полное представление об изучаемом предмете путём такого способа организации познавательной и исследовательской деятельности, который заключался бы в рассмотрении одного и того же явления, не ограничиваясь пределами какой-либо одной дисциплины. С учетом диверсификации международного права, взаимосвязи национальной и международной правовой системы, правоотношения, являющиеся предметом изучения уголовного права, уголовного процесса, обеспечения прав человека и некоторых других отраслевых дисциплин, регулируются, в том числе, и нормами международного права, и в большинстве случаев обращение к международно-правовым нормам является не столько желательным, сколько необходимым. Представленный в статье междисциплинарный подход прошел апробацию в 2021-2023 гг. в Барнаульском юридическом институте МВД России, результаты апробации позволяют доказать гипотезу о необходимости междисциплинарного подхода как способа более глубокого и комплексного усвоения учебного материала и качественного формирования компетенций, предусмотренных образовательными стандартами.
В статье рассматриваются вопросы дополнительного профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы в сфере развития педагогических компетенций; анализируются и обобщаются результаты практик повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования образовательных организаций ФСИН России; предлагаются варианты обновления системы непрерывного образования взрослых по актуальным вопросам воспитания и личностного развития.
Предметом статьи является анализ практики существующей системы повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы по проблемам организации воспитания и предложения по ее совершенствованию.
Цель исследования - формирование предложений по обновлению постдипломного обучения работников ведомственных структур и организаций.
Методами исследования стали анализ научной литературы и методических разработок; сравнение, обобщение и системно-структурный метод при анализе материалов, размещенных на сайтах образовательных организаций ФСИН России.
Научная новизна заключается в рассмотрении предмета исследования под иным углом и предложении новых стратегий развития образовательной практики в ведомственных организациях.
Теоретическая значимость исследования - в предложении модели педагогических компетенций работника ФСИН России, применимой в системе повышения квалификации; определении профессиональной деятельности сотрудников УИС в сфере воспитания как полисубъектной.
Практическое значение представленного материала заключается в актуализации повышения квалификации сотрудников по педагогике; акцентируется внимание на усилении воспитательной проблематики в дополнительных профессиональных программах.
Сделаны выводы о необходимости пересмотра традиционных подходов к обучению сотрудников УИС в системе дополнительного профессионального образования; предложены стратегии обновления системы непрерывного образования кадров УИС.
В статье освещается один из современных способов деструктивного воздействия на детей и подростков, имеющий широкий спектр проявлений - от сексуального насилия и изготовления порнографических материалов до склонения к нанесению увечий себе или близким, подстрекательства к совершению самоубийств или убийств с прямой трансляцией происходящего в сети Интернет.
Анализ криминалистической характеристики содержания указанных действий и механизма преступного поведения, обнаружение связи движения грумеров с запрещенными на территории Российской Федерации организациями, ведущими комплексную деятельность, направленную против интересов российского общества и государства, позволили авторам рассматривать его как серьезный вызов правоохранительной системе.
Результаты исследования имеют большую практическую значимость, могут быть использованы для выявления, пресечения и расследования преступлений указанной категории, а также для организации и проведения профилактической работы в подростковой среде.
Полученные результаты исследования могут иметь теоретическое значение, в том числе для создания информационно-аналитической модели преступления указанного вида в отношении несовершеннолетних.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы по вопросам экстремизма в статье рассматривается вопрос об уточнении его отдельных видов, а конкретно исторического экстремизма и его дефиниции. Исторический экстремизм в настоящее время становится актуальной проблемой современности. Противоправные деяния в отношении Российской Федерации иностранных государств, посягающих на культурно-исторические, духовные, социальные и политические сферы жизнедеятельности государства, могут повлечь разрыв исторических связей поколений и разрушить приверженность граждан Российской Федерации к соблюдению исключительно традиционных ценностей в повседневной жизни. Тем не менее посягательства на культурно-духовный суверенитет Российской Федерации - все чаще на повестке дня.
В целях недопущения подобного рода противоправных действий можно выявить необходимость более тщательного и глубокого изучения данной проблемы. Авторами проведен исторический анализ фальсификационных «вбросов», касающихся исторического прошлого России.
В процессе исследования предложена авторская классификация в области терминологии исторического экстремизма.
В статье актуализируются различные, как стандартно-правовые, так внезапно формирующиеся судебные ситуации, возникающие при рассмотрении уголовного дела в суде первой инстанции и осложняющие возможности дальнейшего поддержания государственного обвинения должностными лицами прокуратуры.
Автором подчеркивается значимость подготовительной деятельности государственного обвинителя для участия в судебном заседании, при этом делается акцент на том, что процессуальные возможности прокурора на этапе судебного следствия существенно ограничены. При этом законодательство предоставляет прокурору ряд правовых инструментов, умелая реализация которых позволяет своевременно разрешать складывающиеся конфликтные судебные ситуации.
Автором акцентируется внимание на значимости качественного проведения предварительного расследования преступления и осуществления функции надзора должностными лицами прокуратуры в рамках собирания, проверки и оценки доказательств для последующего объективного разрешения уголовного дела в суде.
Отмечается, что установление объективной истины и правильное разрешение уголовного дела является главной задачей уголовного судопроизводства, но одним из препятствий в принятии судьёй справедливого решения становится некачественная подготовка доказательственной базы и недостаточно хорошая готовность должностных лиц прокуратуры, профессионально осуществлять поддержание государственного обвинения.
В статье подчеркивается необходимость знаний для следователя (дознавателя) о подростковом возрасте, определяемом как «кризисный период» в психологии, и о его границах, поскольку эффективность проводимых следственных действий с участием несовершеннолетних напрямую зависит от использования тактических приемов с учетом возраста участников.
В статье актуализируется необходимость использования тактических приемов, при проверке показаний на месте, с учетом возрастных особенностей данного периода: формирование самосознания и рефлексии, специфических поведенческих реакций и общение в референтной группе, развитие мотивационной и когнитивной сферы, сформированность эмоциональной сферы и т. д. С учетом возрастных особенностей несовершеннолетних подросткового возраста, автором предлагается целый ряд тактических приемов, позволяющих при производстве «проверки показаний на месте» с участием несовершеннолетних потерпевших или свидетелей установить, проверить или уточнить обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела за время, установленное для его проведения уголовно-процессуальным кодексом.
В данной статье обосновывается необходимость тщательной подготовки следователя (дознавателя) к проведению проверки показаний на месте с участием несовершеннолетних и получения обязательных сведений о нем, к которым относятся: его статус в группе сверстников, взаимоотношения и общение внутри группы сверстников, интересы и увлечения, ценностные ориентиры, доминирующие мотивы, уровень эмоциональной отзывчивости и т. д.
В представленной статье в контексте исторического развития исследуется способность публичной власти реализовать в практической плоскости наработки различных правовых культур и порядков в сфере защиты прав и свобод человека с сохранением собственного исторического опыта и научно-правовых достижений, опирающихся на свои ценности. Обращение к истории возникновения вопроса свидетельствует, что идеи, которые могут в той или иной степени рассматриваться в качестве исследований относительно теоретических основ и практического воплощения возможностей индивидуума защитить свои права и свободы в справедливом споре на равных, особенно с представителем власти, представляли актуальность с древнейших времен, а судопроизводство являлось неотъемлемой частью данного процесса.
В работе в историческом дискурсе исследуется вариативность принципов правосудия, самобытный путь развития российского правосудия, обосновывается необходимость дальнейшего развития отечественного судопроизводства, прежде всего административного, и формулируются предложения, направленные на совершенствование регулирования вопросов организации и функционирования публичной власти во взаимоотношениях личности, общества и государства при осуществлении правосудия.
В представленной статье обосновывается, что непроцессуальное взаимодействие участников уголовного судопроизводства сложно переоценить, оно включает совместную работу по вопросам организации и контроля расследования уголовных дел, позволяет оперативно решать возникающие в ходе предварительного расследования вопросы, способствует оптимизации распределения функций между участниками уголовного процесса.
Однако в условиях современного российского уголовного судопроизводства существуют и проблемы, связанные с внепроцессуальным взаимодействием. Одной из них является отсутствие четкого правового регулирования этого аспекта. В большинстве случаев такое взаимодействие остается на усмотрение участников, что может привести к несоответствию подходов или даже конфликтам, если прокурор оказывает давление на следователя, требуя принятия определенных решений вне рамок уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), это может нарушить принцип объективности и справедливости.
В связи с этим важно разработать четкие методические рекомендации и стандарты, которые определяли бы пределы допустимого взаимодействия вне процессуальных рамок.
Статья представляет собой научно-практический комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 2024 г. № 462-ФЗ, в соответствии с которым существенным корректировкам подвергнут правовой институт регистрационного учета военнослужащих и членов их семей по адресам воинских частей. Наиболее важной новацией правового регулирования регистрационного учета указанных категорий граждан является законодательное закрепление оснований, при наличии которых военнослужащие и их семьи по заявлениям соответствующих командиров (начальников) снимаются с регистрационного учета по месту жительства по адресам воинских частей. Отсутствие правовых норм по данному вопросу создавало условия для многочисленных фактов злоупотребления правом, вследствие чего по адресам воинских частей годами числились в качестве зарегистрированных по месту жительства довольно многочисленные контингенты граждан, давно утративших связь с этими воинскими частями в связи с увольнением с военной службы, переводом к новым местам прохождения военной службы, утратой статуса члена семьи военнослужащего и др. Снятие таких лиц с регистрации по адресам воинских частей при отсутствии их волеизъявления было возможно лишь в судебном порядке, что создавало дополнительные издержки организационного и временного характера для командования воинских частей. С принятием и вступлением в силу Федерального закона от 13 декабря 2024 г. № 462-ФЗ многие проблемные вопросы в данной сфере сняты.
Публично-правовой механизм обеспечения безопасности личности, общества и государства основывается не только на Конституции Российской Федерации, законах и других нормативных актах, регулирующих отношения в области безопасности, но и на международных договорах и соглашениях, заключённых или признанных Российской Федерацией в сфере безопасности.
В статье авторы через призму складывающихся в современном геополитическом мире общественных и межгосударственных отношений постарались проанализировать роль Организации Договора о коллективной безопасности в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. Рассматриваемые в статье правовые основы, проблемы функционирования и взаимоотношения между членами ОДКБ на сегодняшний день весьма актуальны. Вопросы военно-политической безопасности в деятельности стран ОДКБ занимают приоритетное место. Несомненно, начавшаяся в феврале 2022 года специальная военная операция внесла определенные коррективы в деятельность всех структур ОДКБ. Более того, она выявила проблемные вопросы внутри самой структуры безопасности.
Издательство
- Издательство
- НВИ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
- Юр. адрес
- 630114, г. Новосибирск, ул. Ключ-Камышенское плато, д. 6/2
- ФИО
- Косухин Валерий Викторович (НАЧАЛЬНИК ВОЕННОГО ИНСТИТУТА)
- E-mail адрес
- nvi.rosgvard@mail.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3380828