Работа написана по итогам полевого исследования, проведенного автором в Объединенной Республике Танзании в ноябре 2023 года, посвященного вопросу формирования нации в полиэтническом государстве. Экспедиция проводилась в городах Дар-эс-Салам и Багамойо, в итоге было собрано 33 формальных и неформальных интервью на английском и суахили. Ключевой задачей исследования было узнать, вышел ли национальный компонент самосознания на первый план для горожан Танзании, или же для них важнее локальные идентичности: этническая или региональная. Танзания отличается очень высокими темпами урбанизации, а потому вопрос изменения идентичности в новых условиях особенно актуален при рассмотрении механизмов адаптации мигрантов в городе. В городах Танзании большая часть жителей — горожане максимум во втором-третьем поколении. Молодые люди, как правило, переезжают в город в одиночестве, без семьи. У тех же, кто родился в городе, в нем обычно из родственников проживают только родители и родные братья и сестры. Поэтому, как правило, происходит разрыв связей с культурой региона происхождения и начинается поиск новых связей, часто сопровождающийся изменением самоидентификации.
В данной статье будут рассмотрены вопросы о трансформации этнической идентичности и ее значимости; о соотношении этнического, регионального и национального уровней самосознания; об отношении к этнорасовым меньшинствам и о будущем культур автохтонных танзанийских народов, их языков и традиций в мультикультурных условиях города.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.22394/2658-3895-2024-6-4-84-101
Важной концепцией для понимания особенностей жизни в городах Танзании является понятие усуахилини. Его происхождение связано с колониальным прошлым Дар-эс-Салама, когда расовая сегрегация была отражена в принятых нормах строительного проектирования. Как немецкое, так позже и британское колониальные правительства приняли постановления о планировке, по которым Дар-эс-Салам был разделен на три зоны: каждой соответствовал свой стандарт строительства домов.
Список литературы
1. Бондаренко, Д. М. (2022а). Историко-культурные аспекты формирования наций в постколониальных государствах Африки. Вестник РАН, 92(1), 86-96.
2. Бондаренко, Д. М. (2022б). Постколониальные нации в историко-культурном контексте. М.: Издательский Дом ЯСК.
3. Брындина, В. Н. (2024). Распространение христианства и исламо-христианские отношения в условиях мусульманского большинства на Занзибаре и Пембе (Танзания): итоги архивного и полевого исследования 2020-2024 гг. Христианство на Ближнем Востоке, 8(2), 161-193.
4. Иванченко, О. В. (2013). Танзания: самосознание национальное и этническое. Азия и Африка сегодня, 2013(6), 53-59.
5. Коротаев, А. В., Деминцева, Е. Б. (Ред.). (2008). Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании: Труды Российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.). М.: ЛЕНАНД.
6. Саватеев, А. Д. (Pед.). (2005). Мусульмане и христиане в современной Танзании. Труды участников российской экспедиции. М.: Институт Африки РАН.
7. Batibo, H. M. (2000). The linguistic situation of Tanzania. In K. Kahigi, Y. Kihore, M. Mous (Eds.). Lugha za Tanzania. Languages of Tanzania, 5-18. Leiden: CNWS.
8. Brennan, J., Burton, A., Lawi, Y. (Eds.). (2007). Dar Es Salaam. Histories from an Emerging African Metropolis. Dar Es Salaam/Nairobi: Mkuki na Nyota Publishers/The British Institute in Eastern Africa.
9. Calas, B. (Ed.). (2010). From Dar es Salaam to Bongoland: Urban mutations in Tanzania. Dar es Salaam: Mkuki Na Nyota Publishers in association with French Institute for Research in Africa.
10. Jerman, H. (1997). Between five lines: The development of ethnicity in Tanzania with special reference to Western Bagamoyo district. Uppsala: Nordic Africa Institute.
11. Legère, K. (2006). Formal and Informal Development of Kiswahili: Focus on Tanzania. In O. F. Arasanyin, M. A. Pemberton (Еds.). Somerville selected proceedings of the 36th Annual Conference on African Linguistics, 176-184. Massachusetts: Cascadilla Proceedings Project.
12. Moyer, E. M. (2003). In the shadow of the sheraton: Imagining localities in global spaces in Dar es Salaam, Tanzania. (PhD thesis). Amsterdam Institute for Social Science Research (AISSR).
13. Nyerere, J. K. (1968). Ujamaa. Essays on socialism. London: Oxford University Press.
14. Rudić, C. (2016). Housing Finance Strategies of Informal Settlement Dwellers. Factors of Influence and the Impacts of Planned Interventions in Dar es Salaam. (PhD thesis). Münster: LIT Verlag.
15. Smiley, S. (2009). The city of three colors: Segregation in colonial Dar es Salaam, 1891-1961. Historical Geography, 37(2009), 178-196.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для цитирования статьи: Алексеевский, М. Д. (2024). Супермаркет пространственных теорий. Рец на: Лоу, С. (2024). Пространственное воплощение культуры: Этнография пространства и места. М.: Новое литературное обозрение. Фольклор и антропология города, VI(4), 152–167. DOI: 10.22394/2658- 3895-2024-6-4-152-167.
Для цитирования: Закревская, Е. А. (2024). Шутки, слухи и (не)возможность перемен. Рец. на: Astapova, A. (2021). Humor and Rumor in the Post-Soviet Authoritarian State. London: Lexington Books. Фольклор и антропология города, VI(4), 146–151. DOI: 10.22394/2658-3895-2024-6-4-146-151.
Для цитирования статьи: Ахметова, М. В. (2024). О новом словаре топонимических перифраз. Рец. на: Морозов, М. А., Якименко, Н. Е. (2022). Словарь топонимических перифраз: названия российских городов (на материале современной публицистики). Санкт-Петербург: Алетейя. Фольклор и антропология города, VI(4), 136–145. DOI: 10.22394/2658-3895-2024-6-4-136-145.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Статья посвящена рефлексии по итогам трехлетней работы автора над проектом корпоративной социальной ответственности «Центры местного сообщества» (ЦМС) на материале пространства «магазинов у дома» ТС «Пятерочка». В 2020–2021 годах была разработана концепция проекта («Пятерочка» совместно с консалтинговым бюро «Ценципер», с поддержкой интегратора You social), проведены глубинные интервью, собраны данные полевых исследований и реализованы пилоты — сначала на пяти, затем на пятидесяти магазинах. В 2022– 2023 годах при участии двух НКО (БФ «Добрый город Петербург» и БФ «Хорошие истории») проведено масштабирование ЦМС на 354 магазина в девяти регионах. При участии БФ «Культура благотворительности» проведено исследование с целью выявить социальные эффекты проекта, включающее интервью и фокус-группы с основными стейкхолдерами проекта (28.11.2022–12.01.2023). По итогам оценки результатов исследования проведено масштабирование проекта на 1350 ЦМС. На основе собранных данных показана трансформация привычных сценариев использования магазинов как рабочего места сотрудниками и как места для покупок покупателями под влиянием внедрения нового социального проекта. Описан механизм возникновения проектов корпоративной социальной ответственности, то есть то, каким образом компания выбирает направления для инвестирования и какую роль на этом пути играют социальная антропология и этнографические методы.
В публикации представлены полевые материалы о группе молодежи, которая собиралась в окрестностях станции метро «Китай-город» и имела самоназвание КГ [кы э гэ՛] или кэгэ՛шники. В настоящее время эта молодежная солидарность прекратила свое существование. В интервью, собранных автором, зафиксированы повседневные практики кэгэшников (потребление алкоголя и иных психоактивных веществ, общение и прослушивание музыки, совместное проведение досуга вне места сбора, приятельские и половые отношения), маркируется различие между волнами солидарности. Также в материалах отражена рефлексия кэгэшников о волнах КГ и причинах исчезновения солидарности. В публикацию вошли тексты, записанные от участников различных волн КГ. Исследование проводилось автором с 2018 по 2020 год методом полуструктурированного глубинного интервью. В публикацию включены фрагменты из 14 полевых интервью, распределенные по рубрикам.
Последствия геополитической турбулентности ярко проявляют себя на границах государств, оказывая влияние на режим функционирования самой границы и повседневную жизнь на приграничных территориях. Происходящие социокультурные трансформации и осмысление жителями новых условий в приграничье возможно исследовать через нарративы памяти, на которые глобальные вызовы накладывают свой отпечаток. Статья посвящена динамике исторической памяти в приграничье России и Финляндии, переживающем закрытие государственной границы и кризис межгосударственных отношений. Используя существующие концепции исследований границ и исторической памяти, автор предпринимает попытку анализа нарративов о прошлой трансграничности районов Карелии, граничащих с Финляндией, на примере Сортавальского муниципального района и Костомукшского городского округа. В исследовании утверждается, что сдвиги в исторической памяти можно отследить через рассмотрение нарративной насыщенности и четкости категорий «других», конструируемых на основе взаимодействия с ними агентов нарративов и удаленности категорий в прошлое; через анализ роли рефлексирующей и реставрирующей ностальгии в восприятии культуры памяти населения соседней страны; с помощью дифференцирования уровней трансграничных отношений на низовой и межгосударственный, при которых различаются катализаторы и мотивы взаимодействия двух сторон; посредством анализа изменения значения самой границы и приграничного положения, что определяет стратегии социальной адаптации населения к новым условиям в приграничье. В первой части статьи рассматриваются исторические события, актуальные для для Сортавальского района и Костомукшского округа, которые формируют основу для нарративов памяти. Во второй части, состоящей из трех разделов, анализируются сами нарративы, выявленные в собранных автором в 2023–2024 годах интервью.
Статья рассказывает о полевом исследовании «Ангара спасения» — центра дневного пребывания в Москве, где нуждающиеся люди ежедневно могут получить разные виды помощи. В статье показано, как «Ангар» вписан в городскую среду и что такое соседство значит для его посетителей и для людей, которые живут и работают поблизости. По данным опроса, главная особенность «Ангара» и его посетителей — это невидимость, существование вне поля зрения и внимания жителей района. В статье называются три причины этой невидимости: внешний вид посетителей, мало отличающийся от внешнего вида остальных прохожих; небольшое количество потенциальных «мест встречи» между посетителями «Ангара» и местными жителями и скрытое местонахождение центра дневного пребывания, который находится в пространстве, отрезанном от всего, что его окружает, и не воспринимается как место оказания помощи или опасное место. Эти три обстоятельства — одновременно и недостаток, и преимущество «Ангара». Он спрятан и от глаз тех, кто живет и работает рядом, и от тех, кто приходит туда за помощью. Во-первых, это усложняет получение помощи, а во-вторых, у жителей города не формируется никаких представлений о том, как выглядят место, в котором помогают бездомным, и сами бездомные, что в итоге положительно влияет на работу конкретной организации, но, возможно, усиливает стигматизацию бездомных в целом по городу.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832