Для цитирования статьи: Алексеевский, М. Д. (2024). Супермаркет пространственных теорий. Рец на: Лоу, С. (2024). Пространственное воплощение культуры: Этнография пространства и места. М.: Новое литературное обозрение. Фольклор и антропология города, VI(4), 152–167. DOI: 10.22394/2658- 3895-2024-6-4-152-167.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.22394/2658- 3895-2024-6-4-152-167
Если обобщать, то «Пространственное воплощение культуры» — это очень плотно упакованный обзор различных теоретических концепций и методических подходов к изучению пространства с повышенным вниманием к этнографической оптике. Читателя книги неизбежно поражает широта кругозора и начитанность исследовательницы. Тут достаточно посмотреть хотя бы помещенный в самом конце монографии список литературы, который в российском издании занимает 40 (!) страниц.
Список литературы
1. Блокланд, Т. (2023). Сообщество как городская практика. М.: Новое литературное обозрение.
2. Лефевр, А. (2015). Производство пространства. М.: Strelka Press.
3. Лоу, С. (2016). Пласа. Политика общественного пространства и культуры. М.: Strelka Press.
4. Флорида, Р. (2007). Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-ХХI».
5. Atkinson, P., Hammersley, M. (1998). Ethnography and participant observation. In N. Denzin, Y. Lincoln (Eds.). Strategies of Qualitative Inquiry, 110-136. London: Sage.
6. Low, S. (1981). The meaning of nervios: A sociocultural analysis of symptom presentation in San José, Costa Rica. Culture, Medicine and Psychiatry, 5(1981), 24-48. https://doi.org/10.1007/bf00049157
7. Low, S. (1984). The cultural basis of health, illness and disease. Social Work and Health Care, 9(3), 13-23. https://doi.org/10.1300/j010v09n03_02
8. Low, S. (1985). Culture, politics and medicine in Costa Rica. Bedford Hills: Redgrave Publishing.
9. Low, S. (1986). Teaching about culture and place: An anthropological perspective. In W. Carswell, D. Saile (Ed.). The proceedings of purposes in built form and culture research, 65-67. Lawrence: University of Kansas.
10. Low, S. (1988). Housing, organization and social change: A comparison of programs for urban reconstruction in Guatemala city. Human Organization, 47(1), 15-24. https://doi.org/10.17730/humo.47.1.v506t86g74204x25
11. Low, S. (1989). Gender, emotion and nervios in urban Guatemala. In D. Davis, S. Low (Ed.). Health Care for Women International, 10(2-3), 115-140.
12. Low, S. (1996a). Anthropology of cities: Imaging and theorizing the city. Annual Review of Anthropology, 25(1), 383-409. https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.25.1.383
13. Low, S. (1996b). Spatializing culture: The social production and social construction of public space. American Ethnologist, 23(4), 861-879. https://doi.org/10.1525/ae.1996.23.4.02a00100
14. Low, S. (2000). On the Plaza: The politics of public space and culture. Austin: University of Texas Press.
15. Low, S., Taplin, D., Scheld, S. (2002). Rapid ethnographic assessment in urban parks: A Case study of independence National Historical Park. Human Organization, 61(1), 80-93. https://doi.org/10.17730/humo.61.1.6ayvl8t0aekf8vmy
16. Low, S. (2003). Behind the gates: Life, security, and the pursuit of happiness in fortress America. New York and London: Routledge.
17. Low, S., Taplin, D., Scheld, S. (2005). Rethinking urban parks: Lessons in culture and diversity. Austin: University of Texas Press.
18. Low, S. (2014). Spatialities: The rebirth of urban anthropology through studies of urban space. In D. Nonini (Ed.). A companion to urban anthropology, 13-27. Chichester: Wiley-Blackwell.
19. Low, S. (2017). Spatializing culture: The ethnography of space and place. London: Routledge.
20. Low, S. (2018). Anthropology: The death and rebirth of urban anthropology. In D. Iossifova, C. Doll, A. Gasparatos (Eds.). Defining the urban: Interdisciplinary and professional perspectives, 40-52. London: Routledge.
21. Low, S., Maguire, M. (2024). Trapped: Life under security capitalism and how to escape it. Stanford: Stanford University Press.
22. Sanjek, R. (1990). Urban anthropology in the 1980s: a world view. Annual Review of Anthropology, 1990(19), 151-186. https://doi.org/10.1146/annurev.an.19.100190.001055
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для цитирования: Закревская, Е. А. (2024). Шутки, слухи и (не)возможность перемен. Рец. на: Astapova, A. (2021). Humor and Rumor in the Post-Soviet Authoritarian State. London: Lexington Books. Фольклор и антропология города, VI(4), 146–151. DOI: 10.22394/2658-3895-2024-6-4-146-151.
Для цитирования статьи: Ахметова, М. В. (2024). О новом словаре топонимических перифраз. Рец. на: Морозов, М. А., Якименко, Н. Е. (2022). Словарь топонимических перифраз: названия российских городов (на материале современной публицистики). Санкт-Петербург: Алетейя. Фольклор и антропология города, VI(4), 136–145. DOI: 10.22394/2658-3895-2024-6-4-136-145.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Статья посвящена рефлексии по итогам трехлетней работы автора над проектом корпоративной социальной ответственности «Центры местного сообщества» (ЦМС) на материале пространства «магазинов у дома» ТС «Пятерочка». В 2020–2021 годах была разработана концепция проекта («Пятерочка» совместно с консалтинговым бюро «Ценципер», с поддержкой интегратора You social), проведены глубинные интервью, собраны данные полевых исследований и реализованы пилоты — сначала на пяти, затем на пятидесяти магазинах. В 2022– 2023 годах при участии двух НКО (БФ «Добрый город Петербург» и БФ «Хорошие истории») проведено масштабирование ЦМС на 354 магазина в девяти регионах. При участии БФ «Культура благотворительности» проведено исследование с целью выявить социальные эффекты проекта, включающее интервью и фокус-группы с основными стейкхолдерами проекта (28.11.2022–12.01.2023). По итогам оценки результатов исследования проведено масштабирование проекта на 1350 ЦМС. На основе собранных данных показана трансформация привычных сценариев использования магазинов как рабочего места сотрудниками и как места для покупок покупателями под влиянием внедрения нового социального проекта. Описан механизм возникновения проектов корпоративной социальной ответственности, то есть то, каким образом компания выбирает направления для инвестирования и какую роль на этом пути играют социальная антропология и этнографические методы.
Работа написана по итогам полевого исследования, проведенного автором в Объединенной Республике Танзании в ноябре 2023 года, посвященного вопросу формирования нации в полиэтническом государстве. Экспедиция проводилась в городах Дар-эс-Салам и Багамойо, в итоге было собрано 33 формальных и неформальных интервью на английском и суахили. Ключевой задачей исследования было узнать, вышел ли национальный компонент самосознания на первый план для горожан Танзании, или же для них важнее локальные идентичности: этническая или региональная. Танзания отличается очень высокими темпами урбанизации, а потому вопрос изменения идентичности в новых условиях особенно актуален при рассмотрении механизмов адаптации мигрантов в городе. В городах Танзании большая часть жителей — горожане максимум во втором-третьем поколении. Молодые люди, как правило, переезжают в город в одиночестве, без семьи. У тех же, кто родился в городе, в нем обычно из родственников проживают только родители и родные братья и сестры. Поэтому, как правило, происходит разрыв связей с культурой региона происхождения и начинается поиск новых связей, часто сопровождающийся изменением самоидентификации.
В данной статье будут рассмотрены вопросы о трансформации этнической идентичности и ее значимости; о соотношении этнического, регионального и национального уровней самосознания; об отношении к этнорасовым меньшинствам и о будущем культур автохтонных танзанийских народов, их языков и традиций в мультикультурных условиях города.
В публикации представлены полевые материалы о группе молодежи, которая собиралась в окрестностях станции метро «Китай-город» и имела самоназвание КГ [кы э гэ՛] или кэгэ՛шники. В настоящее время эта молодежная солидарность прекратила свое существование. В интервью, собранных автором, зафиксированы повседневные практики кэгэшников (потребление алкоголя и иных психоактивных веществ, общение и прослушивание музыки, совместное проведение досуга вне места сбора, приятельские и половые отношения), маркируется различие между волнами солидарности. Также в материалах отражена рефлексия кэгэшников о волнах КГ и причинах исчезновения солидарности. В публикацию вошли тексты, записанные от участников различных волн КГ. Исследование проводилось автором с 2018 по 2020 год методом полуструктурированного глубинного интервью. В публикацию включены фрагменты из 14 полевых интервью, распределенные по рубрикам.
Последствия геополитической турбулентности ярко проявляют себя на границах государств, оказывая влияние на режим функционирования самой границы и повседневную жизнь на приграничных территориях. Происходящие социокультурные трансформации и осмысление жителями новых условий в приграничье возможно исследовать через нарративы памяти, на которые глобальные вызовы накладывают свой отпечаток. Статья посвящена динамике исторической памяти в приграничье России и Финляндии, переживающем закрытие государственной границы и кризис межгосударственных отношений. Используя существующие концепции исследований границ и исторической памяти, автор предпринимает попытку анализа нарративов о прошлой трансграничности районов Карелии, граничащих с Финляндией, на примере Сортавальского муниципального района и Костомукшского городского округа. В исследовании утверждается, что сдвиги в исторической памяти можно отследить через рассмотрение нарративной насыщенности и четкости категорий «других», конструируемых на основе взаимодействия с ними агентов нарративов и удаленности категорий в прошлое; через анализ роли рефлексирующей и реставрирующей ностальгии в восприятии культуры памяти населения соседней страны; с помощью дифференцирования уровней трансграничных отношений на низовой и межгосударственный, при которых различаются катализаторы и мотивы взаимодействия двух сторон; посредством анализа изменения значения самой границы и приграничного положения, что определяет стратегии социальной адаптации населения к новым условиям в приграничье. В первой части статьи рассматриваются исторические события, актуальные для для Сортавальского района и Костомукшского округа, которые формируют основу для нарративов памяти. Во второй части, состоящей из трех разделов, анализируются сами нарративы, выявленные в собранных автором в 2023–2024 годах интервью.
Статья рассказывает о полевом исследовании «Ангара спасения» — центра дневного пребывания в Москве, где нуждающиеся люди ежедневно могут получить разные виды помощи. В статье показано, как «Ангар» вписан в городскую среду и что такое соседство значит для его посетителей и для людей, которые живут и работают поблизости. По данным опроса, главная особенность «Ангара» и его посетителей — это невидимость, существование вне поля зрения и внимания жителей района. В статье называются три причины этой невидимости: внешний вид посетителей, мало отличающийся от внешнего вида остальных прохожих; небольшое количество потенциальных «мест встречи» между посетителями «Ангара» и местными жителями и скрытое местонахождение центра дневного пребывания, который находится в пространстве, отрезанном от всего, что его окружает, и не воспринимается как место оказания помощи или опасное место. Эти три обстоятельства — одновременно и недостаток, и преимущество «Ангара». Он спрятан и от глаз тех, кто живет и работает рядом, и от тех, кто приходит туда за помощью. Во-первых, это усложняет получение помощи, а во-вторых, у жителей города не формируется никаких представлений о том, как выглядят место, в котором помогают бездомным, и сами бездомные, что в итоге положительно влияет на работу конкретной организации, но, возможно, усиливает стигматизацию бездомных в целом по городу.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832