В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный.
Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году.
Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.
Идентификаторы и классификаторы
Грузия формируется в постсоветский период как государство с исторически обусловленным православным большинством. Для государственно-конфессиональных отношений в Грузии характерны две отличительные особенности. Первая состоит в том, что Грузия относится к числу наиболее религиозных православных государств Европы [19]. Вторая отличительная особенность – Грузия является единственной современной православной страной, в которой соглашение с православной церковью заключено на государственном (конституционном) уровне [9, с. 189; 13, с. 87]. При этом «отношения … в рамках … конституционного соглашения, не имеют аналогии в других странах» [36, р. 10], поскольку Грузинская Православная привилегиями» [1].
Список литературы
1. 2021 Report on International Religious Freedom // U. S. Departament of State. - URL: https://www.state.gov/reports/2021-report-on-international-religious-freedom/(дата обращения: 01.02.2024).
2. Акт о восстановлении государственной независимости Грузии // Международный фонд социально-экономических и политологических исследований имени М. С. Горбачева (Горбачев-фонд): официальный сайт. - URL: https://www.gorby.ru/userfiles/gruzia(1).pdf (дата обращения: 27.01.2024).
3. В Грузии признали неконституционными налоговые льготы для Православной Церкви // Седмица.RU: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”. - URL: https://www.sedmitza.ru/text/8208296.html (дата обращения: 01.02.2024).
4. Григоренко, А. Ю. Основные типы и модели государственно-церковных отношений в современном мире (ХХ-ХХI века) / А. Ю. Григоренко // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. - 2015. - Т. 16. - № 2. - С. 140-144. EDN: VQFWLJ
5. Грузия. Закавказский тупик? / Авт.-сост. А. Б. Широкорад. - Москва: Вече, 2010. - 416 с.
6. Грузия отмечает вековой юбилей принятия первой Конституции // Civil Georgia: онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/399649 (дата обращения: 28.01.2024).
7. Деметрашвили, А. В. Вводная статья к Конституции Грузии / А. В. Деметрашвили // Freedominfo.org: форум защиты свободы доступа к информации. - URL: https://www.freedominfo.org/documents/FI_RUS/countries/georgia/constitution/Georgia_constitution_introduction_1.html (дата обращения: 28.01.2024).
8. Долин, В. А. Особенности конкордатной модели государственно-конфессиональных отношений в Грузии / В. А. Долин // Вопросы государства и права: сборник научных статей Всероссийского круглого стола / отв. ред. Л. В. Карнаушенко. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2022. - С. 98-107. EDN: FAMECU
9. Дринова, Е. М. Политизация религии в контексте модернизационных преобразований: опыт постсоветских государств / Е. М. Дринова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. - 2014. - № 5. - С. 187-193. EDN: TIGZRT
10. Дундуа, С. Религиозные факторы в политической жизни Грузии (на фоне выборов 2008 года) / С. Дундуа // Центральная Азия и Кавказ. - 2010. - Т. 13. - Вып. 1. - С. 197-204. EDN: PXHPUJ
11. Еленский, В. Е. Религия и общества в центральной и восточной Европе после коммунизма / В. Е. Еленский // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2012. - № 12. - С. 298-315. EDN: QAZTKJ
12. Католикос Илия II благословил Михаила Саакашвили на президентство на могиле царя Давида Строителя // Седмица.RU - URL: https://sedmitza.ru/text/297038.html (дата обращения: 25.01.2024).
13. Ковалев, Е. А. “Конкордатная” модель государственно-церковных отношений: историко-правовой и зарубежный опыт / Е. А. Ковалев // Вопросы российской юстиции. - 2020. - № 9. - С. 84-91. EDN: IZOSDB
14. Конституционное право зарубежных стран / под ред. Е. Н. Хазова, И. Н. Зубова. - Москва: Юнити-Дана, 2015. - 544 с.
15. Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Апостольской Автокефальной Православной Церковью // Русская православная церковь: Официальный сайт Московского Патриархата. - URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/318741.html (дата обращения: 25.01.2024).
16. Конституция Грузии // Ведомости Парламента Грузии. - 1995. - № 31-33. - Ст. 668.
17. Конституция Грузии: Принята Учредительным Собранием Грузии 21 февраля 1921 года // Институт по исследованию регионализма: [сайт]. - URL: https://rrc.ge/law/konst_1921_02_21_ru.htm?lawid=108&lng_3=ru (дата обращения: 28.01.2024).
18. Лагода, Е. А. Конкордатная система как модель правового регулирования государственно-церковных отношений / Е. А. Лагода // Общество: политика, экономика, право. - 2010. - № 2. - С. 57-60. EDN: NQZPBT
19. Лебедев, П. Грузия и Румыния остаются самыми религиозными среди православных стран в Европе, 25.05.2018 / П. Лебедев // Седмица.RU: Церковно-научный центр “Православная Энциклопедия”. - URL: https://sedmitza.ru/text/8119285.html (дата обращения: 23.01.2024).
20. Маркедонов, С. Грузия: спор между государством и церковью, 15.07.2011 / С. Маркедонов // ПОЛИТКОМ.RU: информационный сайт политических комментариев. - URL: https://politcom.ru/12258.html (дата обращения: 26.01.2024).
21. Окунев, Д. “Страна была одержима шовинизмом”: как Грузия голосовала за выход из СССР, 30.03.2021 / Д. Окунев // Газета.ru - URL: https://www.gazeta.ru/science/2021/03/30_a_13541000.shtml (дата обращения: 27.01.2023).
22. Парламент поддержал неприкосновенность “Конкордата” // Civil Georgia: онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/165971 (дата обращения: 29.01.2024).
23. Понкин, И. В. Правовые основы светскости государства и образования / И. В. Понкин. - Москва: Про-Пресс, 2003. - 416 с. EDN: QVRHLR
24. Президента Грузии призвали отклонить не понравившийся Патриархии закон // Lenta.ru - Новости России и мира сегодня. - URL: https://lenta.ru/news/2011/07/06/critisize/(дата обращения: 01.02.2024).
25. Таркхинишвили, Л. Грузия: на пути к демократии? / Л. Таркхинишвили. - Варшава: CASE - Центр социально-экономических исследований, 1997. - 55 с.
26. Тихомиров, Ю. А. Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. - Москва: Норма, 1996. - 432 с. EDN: QLJPHV
27. У Грузии новый президент, 25.01.2004 // Civil Georgia: онлайн-новости. - URL: https://civil.ge/ru/archives/160404 (дата обращения: 26.01.2024).
28. Чедия, Б. Конституционная реформа - следствие неустойчивости политической системы Грузии / Б. Чедия // Центральная Азия и Кавказ. - 2011. - Т. 14. - Вып. 2. - С. 74-83. EDN: PXWAMH
29. Шлюндт, Н. Ю. Международный характер конкордатов / Н. Ю. Шлюндт // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-6. - С. 1378-1382. EDN: SKIRKL
30. Щипков, А. Грузинский конкордат, 14.04.2001 / А. Щипков // Независимая газета. - URL: https://www.ng.ru/cis/2001-04-14/5_konkordat.html (дата обращения: 25.01.2024).
31. Яровой, А. Грузинский конкордат и система конкордатного права / А. Яровой, И. М. Яровая // Труды Белгородской православной духовной семинарии (с миссионерской направленностью). - 2016. - № 4. - С. 121-126. EDN: ZXHQNF
32. Aydıngün, A. Georgian Path to Secularism: A Case of “Cultural Defense” / A. Aydıngün, S. Keskin, H. E. Gursoy // Politics Religion & Ideology. - 2021. - Vol. 22. - No. 3-4. - Pp. 1-23. -. DOI: 10.1080/21567689.2021.1997745 EDN: SLUPUG
33. Constitutional Law of Georgia No 826 of 30 March 2001. - LHG I. - No. 9. - 10.04.2001. - Art. 33.
34. Constitutional Law of Georgia No. 1689 of 10 October 2002. - LHG I. - No. 28. - 28.10.2002. - Art. 128.
35. Durham, C. W. (Jr.) Religious Freedom in a Worldwide Setting: Comparative Reflections / C. W. Durham (Jr.) // Pontificia Accademia delle scienze sociali: 17th Plenary Session. - Vatican City, 2011. - Pp. 359-389.
36. Freedom of religion: critique of discriminatory and nonsecular state policy / ed. by T. Mikeladze. - Tbilisi: Human Rights Education and Monitoring Center, 2016. - 134 p.
37. Gegenava, D. The 2003 draft Agreement between the Holy See and Georgia and future prospects for cooperation / D. Gegenava // Studia z Prawa Wyznaniowego. - 2023. - No. 26. - Pp. 133-146. DOI: 10.31743/spw.16494 EDN: MFFYOB
38. Godoladze, K. Constitutional theocracy in context: the paradigm of Georgia / K. Godoladze // Humanities and Social Sciences Review. - 2015. - Vol. 4. - No. 2. - Pp. 95-214.
39. Grdelidze, T. The Orthodox Church of Georgia: Challenges under democracy and freedom (1990-2009) / T. Grdelidze // International Journal for the Study of the Christian Church. - 2010. - Vol. 10. - No. 2. - Pp. 160-175. DOI: 10.1080/1474225X.2010.487719
40. Pleps, J. The continuity of the constitutions: the examples of the Baltic states and Georgia /j. Pleps // Wroclaw Review of Law, Administration & Economics. - 2016. - Vol. 6. - No. 2. - Pp. 29-44. -. DOI: 10.1515/wrlae-2018-0003
41. Serrano, S. Orthodox Mobilizations and Political Identities in Post-Soviet Georgia / S. Serrano // Journal of Religion in Europe. - 2021. - Vol. 14. - No. 3-4. - Pp. 225-245. -. DOI: 10.1163/18748929-bja10064 EDN: DMWYFP
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается концепция М. К. Петрова об источнике развития античной культуры, в частности, парадоксальная идея пирата как «человека-государства» и универсальной личности, заново выстраивающей социальный порядок и создающей новый тип антропоцентрической культуры.
Прояснена внутренняя логика этой концепции и вскрыт современный культурный и идейный контекст, который способствовал возникновению этой концепции M. К. Петрова.
Показано, что концепция «пиратского» происхождения «греческого чуда» отвечает всем критериям научной обоснованности, которые включают в себя и возможность использования эвристичных научных метафор.
В статье идет речь о принципах, которые присутствуют в развитии региональной экономики Белгородчины. Белгород и районы Белгородской области, оказавшиеся в силу географического положения у самых рубежей проведения специальной военной операции, в сложных условиях продолжают жить, развиваться и улучшать экономические показатели региона.
Значимой эстетической составляющей региональной экономики являются проведенные по инициативе губернатора мероприятия, которые стали не только экономически выгодными, но и доставившими эстетическое наслаждение горожанам. Именно о них идет речь в данной статье.
Проведение городских мероприятий позволяет в условиях информационной войны, сопутствующей масштабным военным действиям на территории сопредельного государства, оставаться нашему региону одним из красивейших и замечательных мест России.
Цель написания данной статьи - обозначение ключевых моментов, связанных с эстетическим восприятием мер, направленных на развитие региональной экономики, поддерживающих позитивные тенденции, так необходимые белгородцам.
Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.
Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.
Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.
Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.
Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.
Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.
Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.
В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.
Цель исследования, предложенного в сообщении - экспликация онтологических смыслов и значений концепта «экстремизм».
Методом выступает феноменологическая этимология и диалектика в интерпретации феномена экстремизма в культурно-исторической ситуации древней Греции. Новый результат связан с преодолением традиционной категориальной привязке «экстремизма» к «мере» и её количественно-качественным характеристикам.
Действительно, экстремизм всегда есть «разрушение меры», «чрезмерность», «безмерность» и т. п.
Однако показано, что категория меры в авторском осмыслении выходит из традиционного «количественно-качественного» пространства и явно пересекается с другими диалектическими категориями и понятиями.
В статье анализируется смысловое пространство молодежной инноватики в российском культурном дискурсе. В русле проблемы «поколенческого разрыва» дается конструктивно-критическая оценка неоднозначной роли масс-медийных технологий, манипулирующих «net-мышлением» интернет-пользователей и создающих сетевые образы иллюзорной реальности.
Доказывается, что эти факторы не способствуют позитивной динамике молодежной инновационной деятельности, раскрытию ее культурных смыслов; а напротив, они уводят молодежь в иллюзорные виртуальные миры, тиражирующие разного рода симулякры.
В этой связи одном из вариантов обосновывается необходимость формирования образовательно-инновационной культуры, уровень которой авторы статьи связывают с воспитанием новой генерации педагогического корпуса и с применением системной методологии, комплексного подхода в трактовке и понимании горизонтов инноватики, синтезирующих отечественный и западный опыт.
Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.
Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.
Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.
Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.
Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка.
Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях.
Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации.
Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран.
Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.
Цель статьи - реализовать анализ философской и административной деятельности К. П. Победоносцева в сопряжении с его жизненной позицией, как обер-прокурора Святейшего Синода, государственного деятеля и гражданина. Сложность исследования состоит в том, что К. П. Победоносцев был противоречивой исторической фигурой, часто критикуемой современниками либерального и социалистического толка. Он до сих пор остаётся недооцененным в своей творческой - научной и практической - деятельности. Рассмотрено его влияние на законодательство Российской империи, преобразования в Святейшем Синоде. Особое внимание уделено его отношению к реформам и общественным свободам начала XX столетия.
Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства.
Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов.
Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека.
Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.
В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.
В статье проводится сравнительный анализ двух пограничных ситуаций, в которых происходит интенсификация смерти: это война и терминальная болезнь.
В этом контексте в статье рассмотрены различные модели смерти и умирания, представленные Л. Н. Толстым, С. Н. Булгаковым, П. В. Алабиным, А. П. Платоновым и Э. Кюблер-Росс.
Установлено значительное сходство в описаниях умирания, данного этими авторами. Несмотря на различный топос умирания (больничная палата и поле боя), обнаруживается сходство в том, что в обоих случаях это пограничная ситуация, в которой смерть предстает как «последняя стадия роста», а не как последний момент в жизни, в котором она подвергается полной нигилизации.
Такое восприятие смерти способствует духовно-нравственному преображению личности, помогающее ей достойно встретить смерть.
Целью статьи является прояснение подхода к пониманию онтологических основ сюжетостроения как структурного элемента художественного феномена.
Актуальность исследования обеспечивается включением ключевых акцентов определения феномена сюжета в виде последовательности, конфликтности, целостности и др. в широкий историко-идейный контекст, включая и горизонт онтологии произведения искусства.
Научной новизной исследования является рассмотрение феноменов сказки, Священного Писания, романов Достоевского в рамках единого семантического поля, обуславливающего наличие сюжетного привода в виде переключения вертикали конфликта субъекта и реальности в горизонталь их примирения.
По итогам исследования в качестве сюжетообразующей метаморфозы выявлена событийность гармонизации трагедийной метафоризации реальности как предиката и «божественно-комедийной» метонимизации человеческого персонажа как субъекта.
Выводы исследования намечают перспективы рассмотрения большего числа художественных феноменов в оптике онтологии сюжета.
В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время.
Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу.
Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.
В статье анализируется русский национальный миф в историсофском романе начала XXI века на примере романа Е. Хаецкой «Падение Софии».
На основе концепции нарративов, исследований культурной географии, понятия русского викторианства исследуется код истории и миф истории в данном романе.
Особое внимание уделяется пушкинскому тексту, гностической мифологии и элементам волшебной сказки в произведении.
Показано, что в романе отражено постэсхатологическое мировоззрение, включающее имперскую идею и усадебный миф русской культуры.
Проанализирован мессианский, цивилизационный и культурный нарратив в романе.
Показано, что общие идеи прогресса, империи и личного освоения пространства в романе реализуется в виде постэсхатологического мифа об истории как частной жизни, колониального мифа о включении диких народов в состав империи и культурного мифа дворянского гнезда.
В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.
В настоящее время изучению творчества А. П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960-1970-х гг., не уделяется нужного внимания. В 1930 г.
А. П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества
А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в фильме «Земля», но и других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»).
Целью данного исследования является рассмотрение «земли» как особого пространства, как «райского сада», «земного рая». Новизна данного исследования заключается в том, что «сад» рассматривается как «творимое пространство».
Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом.
В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. Сделан вывод о том, что «сад» в творчестве А. Довженко есть «творимое пространство», символизирующее рай.
Музыке присущи богатые выразительные средства в отражении многообразия внутреннего мира человека в его глубоких и эстетических ипостасях.
Являясь по сути одним из способов отражения действительности при объективации субъективного личностного смысла, образует целостность в восприятии человеком мира, удовлетворяя эстетические потенции человека в познании и самопознании.
Музыка не только является художественной ценностью, но и как вид искусства - идейным вдохновителем создания новых миров, формирования картины мира.
Статья посвящена особой разновидности музыкального произведения, исторически оформившегося в жанр концертной арии в эпоху Классицизма, впитавшего в себя идеи рационализма и Просвещения.
Обоснована тенденция выделения оперы в отдельный концертный жанр, обусловленный смещением мировоззренческого фокуса с религиозного на светский.
В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики.
Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов.
Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов.
Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики.
Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.
В статье предлагается разбор проблемы восприятия пространства, необходимость исследования которой продиктована динамизацией миграционных потоков, провокативной основой которой стал поворот к глобализующей и тотальной универсальности, нанесшей серьезный удар по концепции привязанности к «месту».
В результате утраты ценности «места» как поля культуры и факта обитаемости, обозначился кризис существования, так как пространство позволяет познать себя только тогда, когда его обитатели устанавливают с ним доверительные отношения, вручая заботу о себе и одновременно принимая на себя обязательства бережного обращения с его ресурсным потенциалом.
Представленный в работе подход позволяет актуализировать вопрос «безместности» как особой формы отчуждения, установившейся между местом обитания и современным обитателем. Так, преисполненный надеждой избавиться от вводящего его в оцепенение чувства тревоги, он направляется на поиски безопасных условий существования, чтобы в конце концов оказаться потерянным, дезориентированным и оторванным от дома, языковой и культурной общности, прежде укрывающей его от угроз из вне.
Таким образом, авторская интерпретация приведенных концептуальных оснований обращена к трем основным позициям, раскрывающим отношения «человек-природа», «пространство-общество» и «территория-культура»:
(1) присвоение мира (сопряженное с захватом, политикой, властью);
(2) территориальное упорядочивание (как районирование и зонирование);
(3) относительно концепции привязанности к «месту».
За методологическую основу взяты феноменология пространства Эрика Дарделя; роль картирования, призванного ограничить, контролировать и обладать (Крис Перкинс, Брайан Харли); схема фиксированного порядка и территоризации, обозначенных Жилем Сауттером, Мишелем Фуко в качестве инструментов установки границ безопасности; концепция зонирования, регионализации и семиотизации, по Энтони Гидденсу, нормализующих социальные рутинные практики и определяющие связь с пространственным полотном; и расстановка фиксированных и нулевых точек, детерминирующих опыт «быть дома» (Отто Фридрих Боллноу).
В результате, прочность связи между обитателем и местом обитания, критериями которой служат погруженность, языковая и культурная встроенность, территориальная упорядоченность, конструктивно воздействует на социально-политическое поле и формирует условия нахождения в безопасности, в отличие от способа действия инструментарного набора практик глобализации.
Кризис культурных ценностей - это, прежде всего, дезориентация в пространстве, которая отрезает путь к будущему, поэтому возвращение к общегуманистическим идеалам напрямую связан с обращением к «месту» и опыту четкой локализации «где».
Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала ХХI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.
Издательство
- Издательство
- БГИИК
- Регион
- Россия, Белгород
- Почтовый адрес
- 308033, г. Белгород, пр-т Гражданский, 55
- Юр. адрес
- 308033, Белгородская обл, г Белгород, ул Королева, д 7
- ФИО
- Курганский Сергей Иванович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rektor@bgiik.ru
- Контактный телефон
- +7 (472) 2559809
- Сайт
- https://bgiik.ru/