Историческое образование в системе высшего образования призвано решать не только обучающие, но и воспитательные задачи. В связи с этим, необходимо быстро и эффективно отвечать на те вызовы, которые ставит перед ним конкретная политическая ситуация и общественная потребность. Современная ситуация отличается в этом отношении особой остротой. Об этом свидетельствует и принятая в 2023 году Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Обновление содержания исторического образования в стране требует внедрения инноваций и в области методики преподавания. Методическая база обучения истории в России имеет давние традиции, сформировавшиеся в рамках нескольких направлений. Современные исследователи проблемы отмечают особую значимость технологического подхода, получившего широкое распространение в образовательных учреждениях страны. Однако сегодня этого недостаточно. Методика обучения истории должна отразить изменения именно в содержании дисциплины. При этом набор методических приемов в арсенале преподавателя может существенно не меняться. Возможно даже обращение к опыту дореволюционной и советской методики. Но вопрос содержания методической базы и ее целевой направленности становится центральным.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 372.893. истории
Современный вызов отнюдь не является проблемой сугубо отечественного исторического образования. В его рамках необходимо не только активизировать изучение истории России и ее регионов, но и уделить особое внимание процессам развития стран так называемого «третьего мира». В своем новом качестве Россия выступает лидером этой категории государств, вместе с которыми и будет выстраивать новое справедливое будущее. Поэтому в методике преподавания исторических дисциплин, в частности, и общественных наук, в целом, следует найти место для соответствующих тем и заданий.
Список литературы
1. Адалова, З.Д. Некоторые аспекты инновационных подходов к преподаванию истории в вузе / З.Д. Адалова, М.М. Абдулвагабов // Актуальные исследования. 2021. №48 (75). Ч. 2. С. 42-45. EDN: PYJJJA
Adalova, Z. D., & Abdulvagabov, M. M. (2021). Certain Aspects of Innovative Approaches to Teaching History at Higher Education Institutions. Relevant studies, 48 (75), 42-45.
2. Быстренко, В. И. Преподавание истории в негуманитарных вузах России: к вопросу о новой концепции / В. И. Быстренко, В. Г. Ярославцев // Вестник педагогических инноваций. - 2023. - № 1(69). - С. 31-41. DOI: 10.15293/1812-9463.2301.04 EDN: ANLXKL
3. Минобрнауки России. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки // Сайт Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748.
Ministry of Education and Science of the Russian Federation. The Concept of Teaching Russian History for Non-History Specialities and Training Areas. Ministry of Education and Science of the Russian Federation Website. Retrieved from https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/63748.
4. Зубрилина, А.Ю. Преподавание исторических дисциплин в высшей школе / А.Ю. Зубрилина // Концепт. 2017. № S8. С. 6-10. URL: http://e-koncept.ru/2017/470099.htm. EDN: YIZPYX
Zubrilina, A. Iu. (2017). Teaching History in Higher Educational Institutions. Koncept, S8, 6-10. Retrieved from http://e-koncept.ru/2017/470099.htm.
5. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. Утверждена протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15 февраля 2023 г. № ВФ/15-пр. // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii.
The Concept of Teaching Russian history for Non-Historical Specialities and Areas of Training Implemented in Educational Organisations of Higher Education. Approved by the Protocol of the Expert Council for the Development of History Education of 02/15/2023 No. VF/15-pr. Laws, codes and regulations of the Russian Federation. Retrieved from https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-20022023-n-mn-5168376-o-napravlenii.
6. Короткова, М.В. Современные дискуссии о развитии методики обучения истории в условиях информатизации учебного процесса / М.В. Короткова // Наука и школа. 2022. №3. С. 71-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-71-78 EDN: LLNSAS
Korotkova, M. V. (2022). Modern Discussions of History Teaching Methods Development in Conditions of the School Studying Process Digitalization. Science and School, 3, 71-78. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-71-78 EDN: LLNSAS
7. Короткова, М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В. Короткова, М.Т. Студеникин. М.: Владос, 1999. 192 с.
Korotkova, M. V., & Studenikin, M. T. (1999). Methodology of Teaching History in Schemes, Tables, Descriptions., 192. Moscow: Vlados.
8. Методика обучения истории / под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой. - М.: Академия, 2014. - 428 с.
Barabanov, V. V., & Lazukova, N. N. (2014). Methodology of Teaching History., 428. Moscow: Akademiia.
9. Росина, Н.Л. Концепция преподавания истории России в вузе: от проекта к реализации / Н.Л. Росина, М.А. Росина // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. №5. С. 138-148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148 EDN: GFTUIP
Rosina, N. L., & Rosina, M. A. (2023). The Concept of Teaching Russian History at University: from Project to Implementation. Higher Education in Russia, 32(5), 138-148. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-138-148 EDN: GFTUIP
10. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. М.: Владос, 2000. 240 с.
Studenikin, M. T. (2000). Methodology of Teaching History at School., 240. Moscow: Vlados.
11. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. М.: Владос, 2007. 79 с. EDN: QVMNFR
Studenikin, M. T. (2007). Modern Technologies for Teaching History at School., 79. Moscow: Vlados. EDN: QVMNFR
12. Суслов, А.Ю. Инновационные методы преподавания истории в современном вузе / А.Ю. Суслов, М.В. Салимгареев, Ш.С. Хамматов // Образование и наука. 2017. Т. 19. №9. С. 70-85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85 EDN: ZULSVJ
Suslov, A. Iu., Salimgareev, M. V., & Khammatov, Sh. S. (2017). nnovative Methods of Teaching History at Modern Universities. Education and Science, 19(9), 70-85. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-9-70-85 EDN: ZULSVJ
13. Чубарьян, А.О. Не Европой единой / А.О. Чубарьян // Известия. 2022. URL: https://iz.ru/1281644/aleksandr-chubarian/ne-evropoi-edinoi.
Chubarian, A. O. (2022). Europe is not the one and only linguistic concern. Izvestiya. Retrieved from https://iz.ru/1281644/aleksandr-chubarian/ne-evropoi-edinoi.
14. Шагбанова, Ю.Б. Преподавание учебной дисциплины “История России” в высшем учебном заведении для студентов неисторических специальностей и направлений подготовки: основные тенденции и мотивации / Ю.Б. Шагбанова // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. №4. URL: https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf. EDN: UTIDMN
Shagbanova, Iu. B. (2023). eaching the Academic Discipline “History of Russia” in a Higher Educational Institution for Students of Non-Historical Specialties and Areas of Training: Main Trends and Motivations. World of Science. Pedagogy and Psychology, 11(4). Retrieved from https://mir-nauki.com/PDF/36PDMN423.pdf. EDN: UTIDMN
15. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования / В.В. Шоган. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 475 с. EDN: QVURHX
Shogan, V. V. (2007). Methodology of Teaching History at School: a New Technology of Person-Centred History Education., 475. Rostov-on-Don: Phoenix. EDN: QVURHX
16. Шоган, В.В. Методика преподавания истории в школе: учебное пособие для вузов / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2024. 433 с.
Shogan, V. V., & Storozhakova, E. V. (2024). Methodology of Teaching History at School., 433. Moscow: Yurayt.
17. Шоган, В.В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории / В.В. Шоган, Е.В. Сторожакова. М.: Юрайт, 2024. 301 с.
Shogan, V. V., & Storozhakova, E. V. (2024). Methodology of Teaching History. Visual Images on History Lessons., 301. Moscow: Yurayt.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В условиях сильного воздействия промышленной революции 4.0, продвижение творческой предпринимательской деятельности среди молодежи и студентов является важным направлением, способствующим экономическому и социальному развитию Вьетнама в текущий период. Исследование проведено с целью определения особенностей потребности старшеклассников в предпринимательстве, частоты предпринимательской консультационной деятельности учителей и взаимосвязи между ними как основы эффективной организации предпринимательской консультационной деятельности для старшеклассников. Метод анкетного опроса является основным методом для решения содержания исследования. Анкета включает 35 пунктов, которые являются достоверными и проверены с помощью коэффициента Кронбаха Альфа. В исследовании приняли участие 3185 Вьетнамских школьников. Статистические данные обрабатываются с помощью обеспечения программы SPSS версии 20.0. Результаты исследований показывают, что потребность в предпринимательстве появляется у большинства вьетнамцев.
В статье описывается исследование с целью развития духовно-нравственных ценностей старшеклассников на уроках английского языка. Было сделано предположение, что использование дискуссионных методов обучения будет способствовать развитию духовно-нравственных ценностей старшеклассников на уроках английского языка. Участниками исследования стали учащиеся 10 класса МБОУ «Средняя школа №36» города Дзержинск в составе 28 человек: 14 человек составили экспериментальную группу (ЭГ), 14 - контрольную группу (КГ). Исследование включало 3 этапа: первичную диагностику духовно-нравственной сферы личности учащихся экспериментальной и контрольной групп с использованием диагностики нравственной воспитанности М. И. Шиловой, методики изучения патриотического воспитания И. Д. Лушникова, методики «Исследование самооценки личности» С. А. Будасси; разработку, апробирование и внедрение в учебный процесс в экспериментальной группе дискуссионных методов обучения; проведение контрольной диагностики духовно-нравственной сферы учащихся и анализ эффективности предлагаемых упражнений. Анализ результатов исследования показал, что использование дискуссионных методов обучения оказывает положительное влияние на развитие духовно-нравственных ценностей старшеклассников на уроках английского языка. Апробированные и внедренные в учебный процесс дискуссионные методы обучения важны для понимания развития духовно-нравственных ценностей старшеклассников и могут быть полезными для образовательных практик.
В научной статье рассматривается кросс-культурная компетентность в образовательном пространстве и подчеркивается симбиотическая связь между владением языком и межкультурным пониманием. Синтез теоретических основ и педагогических методологий позволяет авторам раскрыть многогранные аспекты интеграции кросс-культурных нюансов в языковое образование. В исследовании кросс-культурная компетенция представлена не как побочный навык, а как элемент эффективной коммуникации в глобализированном мире. Особое внимание уделяется сложностям педагогических стратегий, направленных на развитие межкультурной коммуникативной компетентности. Данные педагогические концепции предполагают использование инновационных технологий и мультимедийных ресурсов, направленных на преодоление традиционных образовательных рамок и моделирование аутентичных межкультурных контактов. В статье анализируются многочисленные проблемы, связанные с привитием гибких компетенций, так как нематериальная природа культурных норм и разнообразие биографий обучающихся осложняют процесс формирования мягких навыков. В статье предлагаются рекомендации по улучшению кросс-культурного образования и намечаются перспективные траектории будущих исследований. Предложенный междисциплинарный подход в формировании кросс-культурной компетентности в сочетании с интеграцией новых технологий предвещает новую эпоху в педагогике. Данное научное исследование вносит вклад в дискуссию о межкультурном образовании, предлагая всесторонний обзор и проницательные рекомендации для педагогов-практиков и исследователей в этой области.
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению востребованности идей П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании в современной семье. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время происходит развитие новых технологий, которые создают риск малоподвижного образа жизни, особенно у детей. Поэтому необходимость физического воспитания в семье приобретает особую значимость. Серьезным подспорьем в решении данного вопроса могут стать не потерявшие своей актуальности на сегодняшний день основные положения учения П. Ф. Лесгафта о физическом воспитании детей и роли семьи в нем. Целью исследования является определение соответствия особенностей физического воспитания ребенка в современной семье идеям П. Ф. Лесгафта. Исследование проводилось с использованием анкетирования. Выборочную совокупность исследования составили 96 человек в возрасте от 18 до 67 лет, из которых 88 человек из полных семей, и 8 - неполных. В статье представлены итоги анкетирования родителей по вопросам физического воспитания своих детей, произведена интерпретация полученных результатов сквозь призму учения П. Ф. Лесгафта по данному вопросу. В заключении статьи представлены обобщенные выводы. Установлено, что в целом идеи П. Ф. Лесгафта актуальны для современной семьи, но при этом реализованы не в полной мере: родители осознают значимость занятий физкультурой с детьми для обеспечения их всестороннего развития, более половины семей уделяют внимание выполнению физических упражнений в практике воспитания, отмечена тенденция на увеличение числа современных родителей, по сравнению с предыдущим поколением, занимающихся физическим воспитанием. В то же время, во многих семьях не придается должного значения прогулкам на свежем воздухе, подвижным играм, необходимости ежедневного занятия физкультурой.
Актуальность настоящего исследования заключается в том, что все больше требований выдвигается современным обществом к выпускникам высших учебных заведений, от них требуется определенный набор профессиональных компетенций, среди которых особое место занимает умение критического мышления и ориентация на командную деятельность. Целью данного исследования является рассмотрение понятия «критическое мышление», выделение этапов и уровней формирования критического мышления у обучающихся высших учебных заведений. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы российских, зарубежных ученых по исследуемой теме. Целенаправленное внедрение элементов критического мышления в процесс обучения студентов иностранному языку способствует формированию у них умения критического мышления. В качестве примера авторы исследования приводят отдельные фрагменты разработанных учебных занятий по иностранному языку, направленные на формирование умения критического мышления. В выводах исследования подчеркивается, что процесс формирования критического мышления у студентов - это взаимодействие преподавателя и студента. Основную роль организатора процесса познания играет преподаватель, который помогает обучающимся интерпретировать, анализировать, оценивать и реализовывать полученные знания в практической деятельности. Обучение студентов иностранному языку в русле критического мышления требует от преподавателей вуза овладения языковыми компетенциями, целенаправленной, систематической подготовки к проведению учебных занятий, направленных на выполнение поставленных задач, связанных с формированием умений критического мышления у студентов.
Современное развитие образования, науки и техники обусловило значительные изменения в структуре коммуникации в сфере науки. Глобализация, с одной стороны, и закрытость границ, с другой, подталкивают участников процесса коммуникации, и особенно научных сотрудников, молодых ученых, к изучению иностранных языков, которое в настоящее время зачастую сводится к работе с иноязычными текстами профессиональной направленности. Традиционные методы обучения иностранному языку, основанные на грамматических подходах, неэффективны в решении проблемы развития языковой компетенции при работе с большими объемами информации. Целью данной работы является экспериментальная оценка эффективности методики смыслового анализа юридических текстов с опорой на метакогнитивные стратегии текстовой деятельности. В эксперименте приняли участие студенты-юристы Юго-Западного государственного университета (Курск, Россия), которые выполняли как обычные (просмотровое чтение, поиск ключевых слов), так и специально разработанные задания (построение модели композиционной структуры текста, графическое представление текста и т. д.). Для оценки выполнения использовались специально разработанные критерии. Эксперимент показал стойкую достоверную разницу в показателях обучения и поведении студентов контрольной и экспериментальной групп. Методика способствовала совершенствованию умений текстовой деятельности студентов, ориентируя их на успех; росту удовлетворенности процессом обучения, повышению творческого и профессионального потенциала, развитию устойчивой внутренней мотивации. В результате повысился уровень владения иностранным языком.
Статья посвящена исследованию вопроса прогностического подхода в процессе совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы. Одной из особенностей социально-политического развития российской системы образования на сегодня является качественное обновление федеративного устройства нашего государства. Модернизация и реформирование системы образования в субъектах Российской Федерации обосновывается усилением ответственности регионов за качество образования и необходимостью интеграции в образовательное пространство государства. Региональная система образования различных субъектов Российской Федерации, обладая некими общими инвариантными характеристиками, всегда остается обусловленной географической, экономической, социокультурной, национально-этнической, конфессиональной спецификой. Актуальным является формирование региональных рынков труда, а важнейшей задачей процесса совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов является учет специфики региональной образовательной системы профессионального образования, обеспечение социальной защищенности педагогов за счет привнесения региональной производственной специфики в содержание и организационные формы данного вида деятельности. Данный подход способствует умению адаптироваться к изменениям современного общества и содействует жизненному и профессиональному самоопределению, профессионально-личностному развитию педагога. Процесс совершенствования личностного и профессионального уровня педагогов с учетом развития региональной образовательной системы в современных условиях позволяет образовательным организациям обеспечить свою жизнеспособность и устойчивость, маневрировать ресурсами.
В статье рассматривается влияние внешних факторов на образование, обусловленных особенностями сложившейся реальности BANI-мира. Признаки данного мира осмысливаются в контексте изменений в образовании как ответы на вызовы новой реальности. Раскрыта взаимосвязь изменений современной эпохи в виде вызовов для образования, педагогической практики обучения и воспитания, необходимости личностного развития обучающихся. Отмечена специфика современной практики, отвечающей требованиям новой реальности. Обозначены смыслы изменений в образовании новой реальности: модель «четырехмерного образования» в 21 веке, развитие личностного потенциала обучающегося как субъекта образовательного процесса, использование педагогического инструментария для развития личностного потенциала и создания личностно-развивающей образовательной среды. Также к этим смыслам относятся: воплощение идей персонализированного обучения, новая модель профессионализма педагога в изменяющихся условиях, развивающее управление в образовательных организациях и его инструментарий. Обозначен вклад ученых в разработку научно-теоретических ответов на новые вызовы современности к системе образования, педагогическому процессу воспитания и обучения, процессу личностного развития человека. Представлены результаты аналитической работы в виде положений и ключевых вопросов, интерпретирующих новые смыслы изменений в образовании.
В статье рассмотрены организационно-педагогические условия формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога в процессе освоения дополнительных образовательных программ. Автор раскрывает суть и содержание условий через формирование мотивационного интереса у студентов, обеспечение интеграции основных и дополнительных образовательных программ, раннее вовлечение студентов в педагогическую деятельность. Решение проблемы формирования общепрофессиональных компетенций будущего педагога считается возможным в рамках реализации квазипрофессионального подхода в обучении, который интегрируется в образовательной среде вуза как набор методов и методик обучения, форм, средств, направленных на формирование предпрофессиональной мобильности у студентов. Данный подход возможен через интеграцию дополнительных курсов (факультативов, студий, творческих мастерских, кружков и др.), внедрение интерактивных приемов, групповых тренингов и научно-исследовательской деятельности, практик с разными целевыми назначениями как фундамента для закладки основных общепрофессиональных компетенций будущих педагогов. Педагогические условия являются необходимым компонентом процесса профессиональной подготовки студентов. Они должны обязательно учитываться при организации педагогического процесса, что позволит в дальнейшем обеспечить высокий уровень адаптации к профессиональной деятельности.
В соответствии с ФГОС ВО в образовательном процессе вуза реализуются требования к формированию универсальных компетенций обучающегося, выражением которых являются его способности к проектированию и разработке программ, умение работать в команде и проявлять лидерские качества. Развитие компетенции командной работы у студентов в проектной деятельности соответствует целевым установкам развития современного образования в вузе. Актуальность проблемы обосновывается внедрением новых учебных дисциплин о проектной деятельности и командной работе, поиском эффективных способов их формирования в реальной педагогической практике. Цель исследования - определение уровней сформированности компетенции командной работы, необходимых для студентов в их профессиональной и личной жизни, рекомендаций (путей) по формированию исследуемой компетенции. Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение научной литературы), практические (анкетирование, интервьюирование 214 студентов 2-5 курсов Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина с использованием авторских вопросов по выявлению уровней сформированности когнитивных, деятельностных, мотивационно-ценностных компонентов компетенции командной работы, направленных на формирование универсальных компетенций будущего специалиста, способного работать в профессиональных коллективах и решать поставленные задачи. В статье представлены результаты исследования по выявлению уровней сформированности компетенции командной работы студентов в условиях образовательного процесса вуза на основе ценностных ориентиров. Исследование показало, что стремление в реальной практике осуществлять работу в команде по четко определенным ценностным ориентирам недостаточно сформировано. Результаты исследования говорят о необходимости совершенствования образовательного процесса, технологии обучения, обновления содержания учебных дисциплин в исследуемом аспекте.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- Издательский дом Среда
- Регион
- Россия, Чебоксары
- Почтовый адрес
- Гражданская ул., 75
- Юр. адрес
- Гражданская ул., 75
- ФИО
- Яковлев Алексей Валентинович (Руководитель)
- E-mail адрес
- info@phsreda.com
- Контактный телефон
- +7 (835) 2655731